Проблема выбора метода преподавания на уроке немецкого языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в раскрытии проблемы методов обучения. Преодоление отмеченных трудностей и достижение целей исследования проблемы возможно только на дидактическом уровне, то есть на уровне рассмотрения черт и процессов, свойственных любому обучению, независимо от специфики его предметного содержания.

Содержание работы

Введение.
Раздел I. Теоретические основы методов обучения
1.1 Сущность и содержание методов обучения.
1.2 Проблемы методов обучения.
1.3 Классификация методов обучения.
Раздел II. Ведущие методы обучения в современной практике.
2.1Методы обучения на уроке немецкого языка.
2.2 Выбор методов обучения.
Заключение.
Библиография.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 56.40 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

Введение.

Раздел I. Теоретические основы методов обучения

1.1 Сущность и содержание методов  обучения.

1.2 Проблемы методов обучения.

1.3 Классификация методов обучения.

Раздел II. Ведущие методы обучения в современной практике.

2.1Методы обучения на  уроке немецкого языка.

2.2 Выбор методов обучения.

Заключение.

Библиография.

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность: Термин “метода” в русском языке насчитывает тысячу лет. Методов обучения насчитывается несколько десятков [4, С.84]. Потребности общества и школы, логика  развития  проблемы,  современный уровень  психологии  и  педагогики  вызвали  необходимость  систематического

исследования  проблемы   методов   обучения,   чтобы   приблизиться   к   ее

объективному  решению,  обеспечить   роль   методов   в   достижении   всего

многообразия целей  обучения,  обосновать  монистический  подход  к решению проблемы, учитывающий различные аспекты методов обучения,  уже обозначенные в литературе.

Цель  данной  работы  состоит в раскрытии проблемы  методов обучения. Преодоление отмеченных  трудностей  и  достижение  целей  исследования проблемы  возможно  только  на дидактическом  уровне,  то  есть  на  уровне рассмотрения черт и процессов, свойственных любому обучению,  независимо  от специфики его предметного содержания.

Таким образом, объектом моего исследования является  проблема  методов обучения, а предметом – выбор методов обучения. Анализ дискуссий о методах обучения,  начавшихся  в  1956-1958  гг.  и продолжающихся до наших дней, обнаруживает  два  предмета  обсуждения.  Одни ученые рассматривают саму номенклатуру методов, при  этом  предлагая  новые; другие, принимая традиционную номенклатуру  (рассказ,  беседа,  экскурсия  и т.д.) классифицируют ее на иных основаниях.

    

 Задачи курсовой работы  следующие: 

1) показать, как развивалась  теория методов обучения в дидактике;

2) раскрыть понятие метода  как многомерного явления;

3) проанализировать классификации  методов обучения;

4) раскрыть сущность и содержание методов обучения;

5) раскрыть закономерности  выбора методов обучения.

 

Данная курсовая работа состоит  из введения, двух разделов, заключения и библиографии.

               

 

Раздел I. Теоретические основы методов обучения

1.1 Сущность и содержание метод обучения.

Термин "метод" происходит от греческого слова "methodos", что означает путь, способ продвижения к истине. Что же собой представляет метод обучения? В литературе  существуют различные  подходы к  определению этого понятия: 1)это способ деятельности учителя и учащихся; 2)совокупность приемов работы; 3)путь, по  которому учитель ведет учащихся  от незнания к знанию; 4) система действий учителя и учащихся и т.д.

Обучение  как взаимодействие обучающего и  обучающихся обусловлено как его целью обеспечить усвоение младшим поколением  накопленного обществом социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и целями развития индивидуальности и социализации личности. Процесс обучения обусловлен также реальными учебными возможностями обучаемых  к моменту обучения. Поэтому И.Я. Лернер дает следующее определение метода обучения: метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта. [6, С.118]. В этом определении автор подчеркивает, что деятельность учителя в обучении, с одной стороны, обусловлена целью обучения, закономерностями усвоения и характером учебной деятельности учащихся, а с другой — сама обуславливает учебную  деятельность учащихся, реализацию закономерностей усвоения и развития.

Сейчас, отмечает Ю.К.Бабанский, большинство дидактов  рассматривает методы как способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение комплекса задач учебного процесса. [1, С.37].  Отличие этих определений метода обучения в том, что если в первом из них метод связывается с достижением  цели обучения, то во втором  цели применения метода понимаются шире  — как комплекс задач учебного процесса.  А в них предусмотрена реализация функций не только обучения, но и развития, а также воспитания,  побуждения, организации и контроля.

Словесные методы. Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги - Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. - выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, “неактивными”. К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с  книгой.

 

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

По целям выделяется несколько  видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Цель первого - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методами, например, беседой. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников.

Во время рассказа-изложения  преподаватель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение  по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и  убедительных примеров.

Рассказ-заключение обычно проводится в конце занятия. Преподаватель  в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания  для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме.

В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация  внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения  главного, резюмирования.

К рассказу, как методу изложения  новых знаний, обычно предъявляется  ряд педагогических требований:

- рассказ должен обеспечивать  идейно-нравственную направленность  преподавания;

- содержать только достоверные  и научно проверенные факты;

- включать достаточное  количество ярких и убедительных  примеров, фактов, доказывающих правильность  выдвигаемых положений;

- иметь четкую логику  изложения;

- быть эмоциональным;

- излагаться простым и  доступным языком;

- отражать элементы личной  оценки и отношения учителя  к излагаемым фактам, событиям.

 

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение - это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует:

- точного и четкого  формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

- последовательного раскрытия  причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

- использования сравнения,  сопоставления, аналогии;

- привлечения ярких примеров;

- безукоризненной логики  изложения.

Объяснение как метод  обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением  учебного материала и возрастающими  интеллектуальными возможностями  учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем  в работе с младшими школьниками. [8, C 39]

 

Беседа. Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беседа относится к  наиболее старым методам дидактической  работы. Ее мастерски использовал  Сократ, от имени которого и произошло  понятие “сократическая беседа”.

В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом  процессе выделяют различные виды бесед.

Широкое распространение  имеет эвристическая беседа (от слова “эврика” - нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.

Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.

В ходе беседы вопросы могут  быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимися всего класса (фронтальная беседа).

Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным учителем на обсуждение.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.

Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными  так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа “да” или “нет”.

В целом, метод беседы имеет  следующее преимущество:

- активизирует учащихся;

- развивает их память  и речь;

- делает открытыми знания  учащихся;

- имеет большую воспитательную  силу;

- является хорошим диагностическим  средством.

Недостатки метода беседы:

- требует много времени;

- содержит элемент риска  (школьник может дать неправильный  ответ, который воспринимается  другими учащимися и фиксируется  в их памяти);

- необходим запас знаний.

 

Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

 

Лекция. Лекция - монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи в применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам. [8, C 44]

Школьная лекция может  применяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала.

Применение лекции как  метода обучения в условиях современной  школы позволяет значительно  активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные  поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской  деятельностью. Именно этим объясняется  тот факт, что в старших классах  удельный вес лекции в последнее  время стал возрастать.

 

Работа с учебником  и книгой - важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

Информация о работе Проблема выбора метода преподавания на уроке немецкого языка