Применение опор при обучении чтению на начальном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Настоящая работа посвящена рассмотрению проблемы применения опор в обучение чтению на начальном этапе, что является одним из составных компонентов формирования навыков и умения чтения на иностранном языке.
Актуальность. Одной из основных задач обучения иностранному языку в средней школе является обучение чтению на иностранном языке. Умение читать предполагает сформированность, не только умения правильно озвучивать иноязычный текст, но и главным образом понимать его, оценивать и использовать полученную информацию. Этап понимания текста, фиксирование в памяти полученной информации из текста, использование данной информации - самый сложный процесс чтения на иностранном языке и именно на этом этапе приходят на помощь опоры. Опоры позволяют понять воспринимаемые сообщения при чтении. Они ограничивают зону поиска в процессе чтения, концентрируют внимание на главном. Особенно актуально применение опор при обучении чтению на иностранном языке при организации процесса чтения на начальном этапе. Это объясняется психологическими особенностями среднего школьного возраста. Для учащихся данного школьного возраста опора является стимулом к процессу чтения. Она способствует развитию мышления, активности учащихся, росту интереса к чтению на иностранном языке и дает ключ к пониманию текста не только на уровне значения, но и на уровне смысла. Чтение на уровне понимания очень сложная работа для учащихся на начальном этапе. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы выбрать наиболее эффективные и качественные опоры, учитывая цели и задачи обучения иностранным языкам.
Следовательно, данная проблема заслуживает внимания и тщательного исследования.
Объектом нашего исследования является применение опор при обучении иностранным языкам.
Предметом исследования выступают опоры при обучению чтению на начальном этапе.
Цель исследования: отбор, анализ и разработка опор в обучении чтению на начальной ступени обучения.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
выявление психилого-педагогических особенностей среднего школьного возраста;
рассмотрение чтение как вида речевой деятельности;
исследование лингвистического и психологического компонента при обучении чтению;
изучение характеристики опоры;
рассмотрение классификации опор;
отбор и анализ опор для формирования навыков и умений чтения на иностранном языке учащихся среднего школьного возраста.
Объем и структура работы: материал курсовой работы изложен на страницах печатного текста, состоящего из введения, трех глав, заключения, библиографии.
Структура курсовой работы определяется целями и задачами, поставленными в исследовании. Во введении обосновывается выбор темы данной работы, ее актуальность, определяются цели и задачи.
В первой главе рассматривается психология учащихся среднего школьного возраста. В данной главе мы выявляем особенности младшего и старшего подросткового возраста, опираясь на таких авторов как Петровский А.В., Золотницкая С.П., Андриевская В.В..
Во второй главе мы рассматриваем чтение как один из видов речевой деятельности и лингвистический и психологический компонент при обучении чтению.
Третья глава посвящена исследованию опоры как важному средству обучения; рассматривается характеристика опоры; приводятся классификации опор Пассова Е.И., Царьковой В.Б., Коростелева В.С.; выявляются виды опор , применяемые при обучении чтению на начальном этапе и даются примеры данных опор, которые применялись на практике.
Апробация работы. Работа была апробирована на научной конференции 21 апреля 2004 года.
Методы исследования. В настоящей работе в качестве методов исследования использовались изучение и анализ литературы. Основным методом исследования являлся сопоставительный метод при анализе методик обучения чтению на иностранном языке на начальной ступени.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические особенности среднего школьного возраста 6
Выводы по главе I 8
Глава II. Технология обучения чтению на среднем этапе 10
2.1. Определение чтения как вида речевой деятельности 10
2.2 Лингвистический и психологический компонент при обучении чтению 11
Выводы по главе II 14
Глава III. Использование опор в обучении иностранным языкам 16
3.1. Характеристика опоры 16
3.2 Классификации опор 21
3.3 Виды опор при обучение чтению на начальном этапе 27
Выводы по главе III 39
Заключение 41
Библиография 44

Файлы: 1 файл

Курсовая (полностью).doc

— 521.50 Кб (Скачать файл)

     ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

     ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

     им. Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО 

     Институт  филологии и

     межкультурных коммуникаций 
 

     Факультет иностранных языков 
 

     Кафедра французского языка 
 

     Рязанова  Ирина Владимировна 

     ПРИМЕНЕНИЕ  ОПОР ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ 

     Курсовая  работа  
 
 

     Научный руководитель:

     Максимюк  Е. Н. 
 

     Чита-2004

 

     Содержание

     Введение

     Настоящая работа посвящена рассмотрению проблемы применения опор в обучение чтению на начальном этапе, что является одним из составных компонентов  формирования навыков и умения чтения на иностранном языке.

     Актуальность. Одной из основных задач обучения иностранному языку в средней школе является обучение чтению на иностранном языке. Умение читать предполагает сформированность, не только умения правильно озвучивать иноязычный текст, но и главным образом понимать его, оценивать и использовать полученную информацию. Этап понимания текста, фиксирование в памяти полученной информации из текста, использование данной информации - самый сложный процесс чтения на иностранном языке и именно на этом этапе приходят на помощь опоры. Опоры позволяют понять воспринимаемые сообщения при чтении. Они ограничивают зону поиска в процессе чтения, концентрируют внимание на главном. Особенно актуально применение опор при обучении чтению на иностранном языке при организации процесса чтения на начальном этапе. Это объясняется психологическими особенностями среднего школьного возраста. Для учащихся данного школьного возраста опора является стимулом к процессу чтения. Она способствует развитию мышления, активности учащихся, росту интереса к чтению на иностранном языке и дает ключ к пониманию текста не только на уровне значения, но и на уровне смысла. Чтение на уровне понимания очень сложная работа для учащихся на начальном этапе. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы выбрать наиболее эффективные и качественные опоры, учитывая цели и задачи обучения иностранным языкам.

     Следовательно, данная проблема заслуживает внимания и тщательного исследования.

     Объектом нашего исследования является применение опор при обучении иностранным языкам.

     Предметом исследования выступают опоры при обучению чтению на начальном этапе.

     Цель исследования: отбор, анализ и разработка опор в обучении чтению на начальной ступени обучения.

     Цель  исследования обусловила постановку следующих  задач:

      1. выявление психилого-педагогических особенностей среднего школьного возраста;
      2. рассмотрение чтение как вида речевой деятельности;
      3. исследование лингвистического и психологического компонента при обучении чтению;
      4. изучение характеристики опоры;
      5. рассмотрение классификации опор;
      6. отбор и анализ опор для формирования навыков и умений чтения на иностранном языке учащихся среднего школьного возраста.

     Объем и структура работы: материал курсовой работы изложен на  страницах печатного текста, состоящего из введения, трех глав, заключения, библиографии.

     Структура курсовой работы определяется целями и задачами, поставленными в исследовании. Во введении обосновывается выбор темы данной работы, ее актуальность, определяются цели и задачи.

     В первой главе рассматривается психология учащихся среднего школьного возраста. В данной главе мы выявляем особенности младшего и старшего подросткового возраста, опираясь на таких авторов как Петровский А.В., Золотницкая С.П., Андриевская В.В..

     Во  второй главе мы рассматриваем чтение как один из видов речевой деятельности и лингвистический и психологический компонент при обучении чтению.

     Третья  глава посвящена исследованию опоры  как важному средству обучения; рассматривается  характеристика опоры; приводятся классификации  опор Пассова Е.И., Царьковой В.Б., Коростелева В.С.; выявляются виды опор , применяемые при обучении чтению на начальном этапе и даются примеры данных опор, которые применялись на практике.

     Апробация работы. Работа была апробирована на научной конференции 21 апреля 2004 года.

     Методы  исследования. В настоящей работе в качестве методов исследования использовались изучение и анализ литературы. Основным методом исследования являлся сопоставительный метод при анализе методик обучения чтению на иностранном языке на начальной ступени.

     Глава I. Психолого-педагогические особенности среднего школьного возраста

     Средний этап обучения в школе охватывает младший и старший подростковый возрасты. За это время школьники проходят большую дистанцию в физическом, умственном, нравственном и социальном развитии. Подростки быстро растут. Неравномерный рост сердца и сосудов у младших подростков приводит к повышенной утомляемости быстрому спаду работоспособности, что сочетается с появлением раздражительности, упрямства, негативизма, склонности к немотивированным аффективным вспышкам. В поведение младших подростков преобладает живость, активность, особая легкость пробуждения энергии и расположенность к расходованию сил. (ИЯШ 6/85). Подростков увлекает разнообразие видов деятельности и быстрый темп работы. (Золотницкая, 1979). Поэтому желательно заметнее чередовать моменты требующие внешне выраженной активности, с моментами релаксации (например, спокойного слушания), а также уменьшить напряженность и темп деятельности к концу урока (особенно в конце дня).

     В старшем подростковом возрасте отмечается большой прогресс в познавательном развитии школьников; они способны к длительному сосредоточению внимания, хорошо абстрагируют и обобщают учебный материал, способны организовать его продуктивное произвольное запоминание. В этом возрасте заметно проявляются индивидуальные различия в особенностях учащихся, в частности, память оказывается гораздо более развитой у тех из них, кто систематически работал на предыдущем этапе обучения. (ИЯШ 6/85).

     Что касается возрастной психологии, то отмечается, что главной особенностью старшего полростка является возникновение у него представления, что он уже не ребенок (чувство взрослости), что проявляется в желании быть и считаться взрослым, это находит отражение в отношение со взрослыми: отношение «послушания» он стремится заменить отношением «равенства».

     Для подростка этой возрастной категории характерны стремления к утверждению собственной личности, часто преувеличенная оценка собственных сил и возможностей, он неохотно следует прямому требованию «слепого» подчинения. В этом возрасте получают развития устойчивый содержательный интерес к деятельности, любознательность и любопытство ко всему интересному, значительному. Нередко заметно стремление подростка знать что-то основательно, уметь что-то делать «по-настоящему», действовать, добывать знания и решать вопросы самостоятельно. Подростку неинтересны элементарные задания, постоянный контроль со стороны учителя. Он считает, что это ограничивает его самостоятельность и инициативу. У учащегося этого возраста развивается критический подход к деятельности учителя, к содержанию, приемам и формам обучения, расширяются его интересы, заметно проявляется потребность в общении со сверстниками. Если в младшем подростковом периоде ведущей деятельностью является обучение, то в старшем – общение. Главным объектом интереса для старшего подросткового периода становится сама жизнь. Объектом пристального внимания является другой человек, как личность. Для младшего подростка огромную роль играет коллектив, он хочет занять достойное место в коллективе, и это требует от учителя особой гибкости и осторожности в оценках и публичных суждениях, особых форм поощрения и наказания.

     В подростковом возрасте интенсивно развивается  самосознание ребенка, его размышления  о себе начинают выделяться в самостоятельную  деятельность, усиливается направленность на саморегуляцию, появляются первые попытки самовоспитания. Одновременно с возникновением автономной организации правил, ценностей, самооценок понемногу утверждается воля как регулятор индивидуального поведения подростка. (Петровский, 1999)

     Повышение независимости, автономности ребенка  в системе отношений подросткового  возраста происходит как бы в два  этапа: у младших подростков возрастает, в противовес влиянию взрослых, влияние  коллектива сверстников. Главным мотивом  деятельности становится стремление к самоутверждению в коллективе, а степень признания личности подростка учениками класса становится важнейшим фактором регуляции его поведения. Младший подростковый возраст наиболее чувствителен к общественным воздействиям, к влиянию коллектива. Ослабление зависимости от учителя (и вообще взрослых) в этом возрасте может принимать характер противодействия, открытого вызова.

     На  старшем подростковом периоде развитие самостоятельности школьников приводит к определенной эмансипации их от влияния коллектива. Здесь исчезает уже страх не понравиться классу, стремление во что бы то ни стало быть признанным, хорошо выглядеть в глазах сверстников. Происходит переориентация подростка с оценки взрослых и коллектива сверстников на самооценку. Также в этом возрасте начинают формироваться профессиональные интересы и дифференцированные отношения к учебным предметам: к «нужным», «интересным», с одной стороны, и «ненужным» и «неинтересным» - с другой. Поэтому учитель должен заинтересовать ученика, учитывая новизну, увлекательность, эмоциональность содержание, интересные формы работы, а также создания благоприятного эмоционального фона.

     Существенной  особенностью учащихся старшего подросткового  периода является развитие более  сложных форм отвлеченного мышления в связи с усвоением абстрактного материала, теорий, закономерностей, общих понятий при изучении учебных предметов.

     Психологи указывают на развитие таких качеств  мышления у учащихся среднего возраста, как большая логическая последовательность, критичность, самостоятельность, целенаправленность мышления, рост самосознания, больший контроль за собственной деятельностью. (Петровский 1999).

     Выводы по главе I

     Таким образом, средний  школьный возраст  охватывает два периода: младший  подростковый и старший подростковый возрасты.

     В первый период учащиеся быстро утомляются, у них появляется раздражительность, поэтому учитель не должен увеличивать  нагрузку к концу урока. А во время  урока чередовать моменты работы с моментами релаксации.

     Во  второй период учащиеся проявляют самостоятельность, у них развиваются критический подход к учителю, к его приемам и формам обучения, поэтому учителю не нужно постоянно контролировать учеников этого возраста, так как в этот период появляются первые попытки самовоспитания. К ученикам нужно относиться как к взрослым людям, не ограничивать их самостоятельность и инициативу.

     Существенными особенностями учащихся подросткового  периода является также большой  контроль за собственной деятельностью, самостоятельность, чувство взрослости, критичность, развитие самосознания, независимость.

     Задача  учителя, работающего с учащимися  среднего школьного возраста, учитывая психологические особенности данного  возраста, использовать разнообразные  виды работ, которые должны заметнее чередоваться друг с другом, создать благоприятную, теплую атмосферу урока, учитывать интересы данного возраста, пользоваться увлекательными, интересными формами работы.

     Таким образом, одной из важнейших предпосылок  успешного обучения иностранным  языкам в 5-6 классах является учет психологических особенностей учащихся среднего школьного возраста. Учет реальных учебных возможностей, доминирующих качеств мыслительной деятельности, уровня работоспособности данной возрастной группы.

     Глава II. Технология обучения чтению на среднем этапе

     2.1. Определение чтения как вида речевой деятельности

     Чтение  – это самостоятельный вид  речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности. (Рогова, Верещагина, 2000)

     Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности и представляет собой процесс извлечения информации из письменного текста. (Шатилов, 1990)

     Поскольку чтение – это рецептивный вид  речевой деятельности, оно связано  с восприятием (рецепцией) и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В чтении выделяют содержательный план (то есть о чем текст) и процессуальный план (как прочитать и озвучить текст). В содержательном плане результатом деятельности чтения будет понимание прочитанного; в процессуальном – сам процесс чтения, то есть соотнесение графем с фонемами, становление целостных приемов узнавания графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха, перевод вовнутрь внешнего проговаривания, сокращения внутреннего проговаривания и установления непосредственной связи между «семантическим» и графическим комплексами, что находит выражение в чтении вслух и про себя, медленном и быстром, с полным пониманием или с общим охватом.

Информация о работе Применение опор при обучении чтению на начальном этапе