Подготовка детей к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Учебная деятельность ребенка развивается также постепенно через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая). Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний.

Файлы: 1 файл

поднотовка детей готов.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного  времени, и не могут возникнуть сразу  при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделяли достаточно внимания. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые не имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи, прямо несвязанные с какой либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией. Для преодоления интеллектуальной пассивности требуется углубленная индивидуальная работа с ребенком.

Уровень развития познавательной деятельности, который может быть достигнут  детьми к концу дошкольного возраста, включает в себя определенные качества восприятия и мышления ребенка.

Ребенок, поступающий в школу, должен уметь планомерно овладевать предметы, явления, выделять их разнообразные  свойства. Ему необходимо владеть  достаточно полным, точным и расчлененным восприятием, т.к. обучение в начальной школе в значительной мере основано на выполняемой под руководством учителя собственной работе детей с различным материалом. В процессе такой работы происходит выделение существенных свойств вещей. Важное значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и времени. Представление о времени, и чувство времени, умение определить, сколько его прошло, - важное условие организованной работы ученика в классе, выполнения заданий в указанный срок. Особенно высокие требования предъявляет обучение в школе систематическому усвоению знаний, к мышлению ребенка. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Еще одной стороной умственного  развития, определяющей готовность ребенка  к школе, является развитие его речи – владения умением связано, последовательно, понятно для окружающих описать  предмет, картинку, событие, передать ход своих мыслей, объяснить то или другое явление, правило.

 

 

 

2.2.2 Личностная  готовность.

Психологическая готовность к школе  включает качества личности ребенка (личностная готовность), помогающая ему войти  в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Это – общественные мотивы поведения, т.е. усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников.

Основное место в подготовке ребенка к школе занимает организация  игры и продуктивных видов деятельности. Именно в этих видах деятельности впервые возникают общественные мотивы поведения, складывается иерархия мотивов, формируются и совершенствуются действия восприятия и мышления, развиваются социальные навыки взаимоотношений. Конечно, это происходит не само собой, а при постоянном руководстве деятельностью детей со стороны взрослых, которые передают подрастающему поколению опыт общественного поведения, сообщают необходимые знания и вырабатывают необходимые навыки. Некоторые качества могут быть сформированы только в процессе систематического обучения дошкольников на занятиях – это элементарные умения в области учебной деятельности, достаточный уровень производительности познавательных процессов.

В психологической подготовке детей  к школе немалую роль играет получение  обобщенных и систематизированных  знаний. Умение ориентироваться в  специфических культурных областях действительности (в количественных отношениях вещей, в звуковой материи языка) помогают овладеть определенными навыками на этой широкой основе у детей вырабатываются те элементы теоретического подхода к действительности, которые дадут им возможность сознательно усваивать разнообразные знания.

Особая проблема – адаптация  к школе. Ситуация неопределенности всегда волнует. А перед школой каждый ребенок испытывает чрезвычайное волнение. Он вступает в жизнь в новых, по сравнению с детским садом, условиях. Может случиться и так, что ребенок в младших классах будет подчиняться большинству вопреки собственному желанию. Поэтому надо помочь ребенку в этот трудный для него период жизни обрести самого себя, научить его самого отвечать за свои поступки.

Волевая готовность к школе позволит ребенку включиться в общую деятельность, принять систему школьных требований, выполнять новые для него правила.

Мотивационная готовность к школе – это желание ходить в школу, приобретать новые знания, желание занять позицию школьника. Интерес детей к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интерес к новым видам деятельности, установление и сохранение положительных взаимоотношений с взрослыми в семье и школе, самолюбие, самоутверждение – все это возможные варианты мотивации учения, порождающие в детях стремление заниматься учебным трудом.

Одна из наиболее значимых потребностей в данном возрасте – познавательная. Уровень ее развития – один из показателей психологической готовности к школе. Познавательная потребность означает привлекательность самого содержания получаемых в школе знаний, интерес к процессу познания.

Познавательный интерес  можно сравнить с костром: для  горения постоянно необходимо топливо  – новые впечатления, знания, умения. Без «топлива» костер начинает гаснуть. В дошкольный период познавательную потребность детей во многом стимулируют и удовлетворяют родители. У детей, не получивших необходимого им общения с родителями и другими близкими взрослыми, эта потребность остается неразвитой.

Социально-психологическая  готовность к школе означает наличие таких качеств, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками, учиться работать коллективно. Умение общаться со сверстниками поможет ему в совместной работе на уроке. Не все дети к этому готовы. Родителям необходимо наблюдать умеет ли их ребенок в процессе игры договариваться с другими детьми, согласует ли свои действия с правилами игры, а может он игнорирует партнера  по игре…

Учебная деятельность –  деятельность коллективная, а потому ее успешное усвоение становится возможным при наличие дружеского и делового общения между ее участниками, при умении скооперироваться, объединить усилия для достижения общей цели.

 

Трудно сказать, какие  из перечисленных факторов психологической  готовности к школе являются более  существенными, а какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них у разных детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических качеств может привести к сложностям и конфликтам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Глава 3. Психодиагностика школьной зрелости.

 

3.1 Задачи психодиагностики.

Определение психических  возможностей ребенка помогает учителю  и психологу решать ряд задач, связанных с началом обучения в школе.

Во-первых, это задача определения наиболее благоприятного срока поступления ребенка в школу.

Во-вторых, это задача проведения коррекционно-развивающей работы с детьми, оказавшимися психологически неготовыми к школьному обучению.

В-третьих, это задача оказания родителям, воспитателям и учителям консультативной помощи в целенаправленном формировании личности ребенка и нормализации учебной деятельности.

Рассмотрим данные задачи подробнее.

Сегодня есть возможность  начать обучение с шести лет в  подготовительных классах школы  или детского сада или с семи лет в обычных первых классах. Поэтому задача психолога, исходя из результатов определения психологической готовности, сделать вывод о том, готов ли ребенок к обучению с шести лет или целесообразно пойти в школу после семи. Обычно в подготовительные классы направляют детей, которые по своим психологическим показателям вполне готовы к обучению уже в возрасте шести лет. Если вовремя не начать обучать такого ребенка, то его развитие затормаживается. Часто эти дети самостоятельно овладевают счетом, чтением, письмом и в школе «скучают»; обучение в первом классе не оказывает на них необходимого развивающего воздействия. Но иногда целесообразно даже не очень психологически готового ребенка рекомендовать в подготовительный класс, если есть уверенность, что щадящий режим обучения в этом классе окажет более благоприятное воздействие на психическое развитие ребенка, чем его воспитание дома или обучение в группе детского сада.

Для психологически неготовых  к обучению в школе детей необходимо организовывать специальные индивидуальные или групповые занятия, на которых в игровой форме развивать внимание и память, мышление и речь. Важно сформировать у ребенка положительное отношение к школе, снять имеющий иногда место страх перед ней. Это можно сделать на экскурсии по школе, во время которой познакомить ребят с их будущими учителями. Очень полезно поиграть с ребенком в «школу», чтобы он сам мог попробовать себя в роли учителя и ученика.

Необходимая для обучения произвольность поведения может  быть сформирована как на занятиях с воспитателем, в играх по правилам, так и при выполнении несложных домашних обязанностей – ухаживание за цветами, покупке продуктов, уборке квартиры и т.д. Некоторую работу по исправлению и развитию речи может провести логопед. У детей, не имеющих грубых форм неготовности, уже за 1-2 месяца целенаправленной работы может сформироваться психологическая готовность. В случае с более сложными и стойкими явлениями психологической неготовности, возможно, потребуется отложить на год поступление ребенка в школу и проводить с ним развивающую работу в течение нескольких месяцев.

 

3.2 Особенности психодиагностики детей  младшего школьного возраста.

К моменту поступлению  детей в школу существенно  возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического различия. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они, следовательно, могут уже по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям, поступающим учиться в школу, практически вполне доступны тексты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим – менее развитым – только методики, рассчитанные на детей 4-6 летнего возраста, т.е. на дошкольников. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребенком окружающей среды.

Это обстоятельство необходимо учитывать в практической психодиагностике детей, поступающих в школу.

На основе данной системы  методик можно оценивать психологическую  готовность детей к обучению в  школе. Психологической оценке в  рамках данного комплекса подлежат:

  1. Общая ориентация детей в окружающем мире.
  2. Отношение ребенка к обучению в школе.
  3. Внимание.
  4. Мышление.
  5. Память.
  6. Речь.
  7. Художественно-изобразительные способности.
  8. Трудовые умения и навыки.
  9. Мотивация достижения успехов.
  10. Личностные качества.
  11. Межличностные отношения.

Пользуясь методиками, включенными  в данный комплекс, можно будет  точно определить, в каком отношении ребенок готов или не готов к обучению в школе, в чем он больше или меньше продвинулся вперед в своем развитии. Эти методики позволяют выяснить склонности, задатки и способности детей, с первых шагов обучения ребенка в школе вести с ним целенаправленную психодиагностическую работу, связанную с выявлением и развитием его способностей.

Психодиагностика детей, проводимая с помощью представленного  далее комплекса методик, решает следующие задачи:

  1. Выявляется, как развивается данный ребенок.
  2. Своевременно выявляются имеющиеся у него задатки и способности.
  3. Выявляются причины отставания ребенка в учебе или причины плохого воспитания.
  4. Предложение ребенку, учителю и родителям научно обоснованных рекомендаций по выбору и подготовке к будущей профессии.

Один из способов сокращения времени, затрачиваемого на обследование детей,  состоит в том, чтобы  там, где это возможно и допустимо, проводить не индивидуальное, а групповое  обследование детей. О таких возможностях и условиях, которые при этом необходимо соблюдать, говориться в комментариях к каждой методике.  Если таких комментариев нет, то это означает, что данную методику одинаковым образом можно применять как для индивидуального, так и для группового обследования.

Прежде, чем приступить к проведению психодиагностического обследования, рекомендуется сделать следующее:

  1. Ознакомиться с текстом методики, внимательно разобраться в ней.
  2. Прочесть комментарии к данной методике, если они есть.
  3. Подготовить необходимые для проведения методики материалы.
  4. Провести пробное обследование с помощью данной методики хотя бы одного ребенка и обработать результаты.

     Определяя  психологическую готовность к  школьному обучению, детский практический  психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно  выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:

  1. Понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.
  2. Выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.
  3. Распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.
  4. Отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).

По итогам диагностического обследования могут создаваться  специальные группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.

Информация о работе Подготовка детей к школе