Особенности соблюдения этических норм в речевом общении врача и пациента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:43, реферат

Описание работы

Самый конфронтационный вопрос, касающийся практикующих врачей - это их способность эффективно общаться с пациентами. Удовлетворенность клиента лечением в значительной степени зависит от того, было ли общение с врачом положительным, что прямо пропорционально зависит от качества взаимодействий. Наиболее часто встречающаяся жалоба, поступающая от пациентов, - неспособность практикующих врачей внимательно выслушать, давать ясные и понятные ответы, и, в первую очередь, точно выявить те проблемы, с которыми пациент пришел к врачу. Неэффективное общение является барьером на пути к достижению здоровья.

Содержание работы

Введение
Коммуникативная сторона профессионального общения врача с пациентом
Влияние врача на самосознание больного
Заключение
Глоссарий
Список литературы

Файлы: 1 файл

Общение врача и пациента.docx

— 74.24 Кб (Скачать файл)

Как доктор относится к  больному; может ли он убедить пациента, что серьёзно воспринимает его заболевание; Есть ли доверие и взаимопонимание - всё это существенно не только для лечения, но и значительно  усиливает действие плацебо. Когда  нет хороших человеческих взаимоотношений  между врачом и пациентом, применять  плацебо бесполезно. В этом смысле врач является, пожалуй, самой важной фигурой а процессе под названием "плацебо".

Самая серьёзная проблема в наше время – это влияние  на здоровье стресса. Нас угнетает не обилие идей, разногласий, мнений, а  неумение разобраться, отделить важное от второстепенного. Мы страдаем от избытка информации, которую просто не в состоянии усвоить. В результате - хаос и неразбериха, множество сильных ощущений и недостаток настоящих чувств. "Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь, распинаться перед тем, что не любишь, радоваться тому, что приносит тебе несчастье. Наша нервная система не пустой звук, не выдумка. Она - состоящее из волокон физическое тело. Наша душа занимает место в пространстве и помещается в нас, как зубы во рту. Её нельзя без конца насиловать безнаказанно" (Б. Пастернак "Доктор Живаго"). С этой точки зрения сомнительно, что плацебо (или какое-то другое лекарство) окажет эффект, если не будет у человека страстного стремления жить. Воля к жизни - окно в будущее. Она настраивает пациента на восприятие лечения и соединяет эту помощь с внутренней способностью организма к борьбе с болезнью. Плацебо трансформирует волю к жизни в физическую реальность и руководящую силу.

Заключение

В каждой ситуации общения  используется своя коммуникативная  стратегия. Стратегия общения реализуется  в коммуникативных тактиках, под  которыми понимаются речевые приемы, позволяющие достичь поставленных целей в конкретной ситуации. При  речевом воздействии на различные  социальные группы населения следует  также выбирать соответствующие  коммуникативные тактики, имея в  виду при этом, что ни одна из тех  или иных тактик не является эффективной  и универсальной.

Необходимо находить такую  форму выражения, которая была бы убедительна только для того, кого убеждаешь.

Общение с пациентом в  медицинской сфере происходит чаще всего в виде диалога. В течение  разговора собеседники обсуждают  жалобы, телесные ощущения, душевное состояние, лечение, исход болезни, иногда и  диагноз. В рамках сложившейся в современной медицине модели сотрудничества диалог между врачом и пациентом предполагает и включает уникальность и равенство партнеров, различие и оригинальность точек зрения, ориентацию каждого на понимание и на активную интерпретацию его точек зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, соотнесение которых и является целью диалога. Общение врача и пациента должно быть не простой передачей информации, а выработкой общего смысла, взаимопонимания, построения диагностической и лечебно-реабилитационной беседы, единой точки зрения по поводу лечения.

Глоссарий

  1. Косвенная обратная связь — это завуалированная форма передачи партнеру информации.
  2. Плацебо – это имитация лекарства, безвредные таблетки молочного сахара, расфасованные и упакованные так же, как настоящее лекарство.
  3. Сеанс врачебной педагогики – это занятия, просветительные беседы врача с больными.
  4. Учить – означает прибавить человеку знаний, которые избавляют от большого масштаба переживаний, высокого уровня тревоги и чувства страха.
  5. Ятропсихогения – это не кратковременная реакция больного на неправильное высказывание или действие врача, а зафиксированное невротическое расстройство, имеющее обычно истинные причины в личности пациента и характере их отношений с врачом.
  6. Коммуникативная функция общения состоит в обмене информацией, в данном случае между врачом и пациентом
  7. Интерактивная заключается в организации взаимодействия между коммуникаторами,
  8. Перцептивная (лат, perceptio — восприятие) — в общении как процессе восприятия партнерами друг друга и установлении определенного уровня взаимопонимания.

Список литературы

  1. Абалова А.Ю. Основы психологии: Учебное пособие. – М.: Стимул. 2002.
  2. Конечный Р., Боухал М. "Психология в медицине"; Прага, 1974.
  3. Лежепекова Л.Н., Якубов Б.А. "Психогигиена и психопрофилактика в работе практического врача"; Ленинград, 1982.
  4. Немов Р.С. Писхология: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  5. Норман Казинс "Анатомия болезни с точки зрения пациента. Размышления о лечении и выздоровлении"; Москва, 1991.
  6. Прусова Н.В., Пивоварова И.А., Ножкина Т.В. Общая психология: Курс лекций. – М.: Экзамен, 2005.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: ПИТЕР, 2000.
  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  9. Ташлыков В.А. "Психология лечебного процесса". Феникс, 1999.
  10. Телешевская М.Э. "Глазами больного"; Киев, 1985.

 

скачать работу

 


Информация о работе Особенности соблюдения этических норм в речевом общении врача и пациента