Основные проблемы теоретической фонетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Изучение диалектов дает бесценный и поистине неисчерпаемый материал не только для проникновения в глубочайшие истоки языка, его историческое прошлое, позволяет понять особенности становления и развития литературной нормы, различных социальных и профессиональных говоров, а также языковых вариантов. Только учет диалектных данных открывает возможность понять не только так называемые «отклонения» от правил произношения и грамматики, но и сами эти правила, и может служить прочной основой для исследования становления и развития значений слов.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................3
Территориальная вариативность................................................................5
Британские типы произношения и их фонетические особенности.....................................................................................................10
Фонетические особенности американского произношения (GA) в сопоставлении с британским (RP).............................................................12
Влияние социальной среды на вариативность английского языка................................................................................................................15
Современные тенденции английского произношения...........................20
Классификация диалектов и вариантов произношения английского языка................................................................................................................22
Заключение.....................................................................................................23
Библиография.................................................................................................24

Файлы: 1 файл

«Основные проблемы теоретической фонетики».doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

 

____________________________________________________________________

Фонетика  современного английского языка. Теоретический  курс: учебник для студ. лингв. вузов и фак. /Е.А. Бурая, И.Е. Галочкина, Т.И. Шевченко. - М.:Издательский центр «Академия», 2006. - 272 с. (с. 203)

Британские типы произношения и  их фонетические особенности

Итак, географическое деление Британских островов фонетически отражвется следующим образом: выделяются север, а точнее северо-запад Англии, а также кельтские региональные регионы Шотландиии и Северной Ирландии, которые имеют свои региональные стандарты. Еще два кельтских региона, Уэльс и Корнуолл, характеризуются рядом особеностей на уровне диалектов и возрождаемого валийского языка, но в отношении образованных людей, владеющих английским литературным стандартом, валийский акцент не выделен и не опознается жителями Англии.

Основные региональные фонетические особенности:

северное произношение:

  • [u] вместо краткого [^] в cut, much, love;
  • эрность в here, beer;

шотландское произношение:

  • долгое [u] в took, book, то есть отсутствие отличия долгого [u:] и краткого [вместо краткого [v];
  • особые правила позиционной долготы [a] в bad, bath, то есть отсутствие различия между кратким [æ] и долгим [a:];
  • оглушенный [hw] в which, where, why;
  • [х] в loch (Loch Ness, Loch Lomond) – велярный, фрикативный, в то время как в RP есть только один велярный взрывной: lock, loch [lŊk];
  • [ç] – еще один согласный, которого нет в RP, напоминает немецкий ich-laut, например в light;
  • [r] – раскатистый, дрожащий сонант, как в русском или итальянском языке, его можно слышать в опере, а также в шекспировской драме: Murder!;

____________________________________________________________________

Фонетика современного английского языка. Теоретический  курс: учебник для студ. лингв. вузов  и фак. /Е.А. Бурая, И.Е. Галочкина, Т.И. Шевченко. - М.:Издательский центр «Академия», 2006. - 272 с. (с. 205)

 

ирландское произношение:

  • эрность, например произнесение r во всех позициях слова river;
  • палатализованное [l] в конце слова и после согласной: people, milk/

 

В кельтской мелодике жителей больших  городов, например Эдинбурга в Шотландии  или Кардиффа в Уэльсе, было обнаружено своеобразное наложение английской и кельтской особенностей: предложение начинается с высокого восходяще-нисходящего всплеска, за которым следуют сужение диапазона и монотон. Аналогичные явления интерференции родного языка можно услышать у русских учащихся, читающих английский текст: они начинают первый слог на высоком уровне, как того требует английская интонация, но потом роняют безударные слоги, что соответствует русской мелодике, автоматическим навыкам родной речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________________________________________________________

Фонетика современного английского языка. Теоретический  курс: учебник для студ. лингв. вузов  и фак. /Е.А. Бурая, И.Е. Галочкина, Т.И. Шевченко. - М.:Издательский центр «Академия», 2006. - 272 с. (с. 205-206)

 

Фонетические особенности американского произношения (GA) в сопоставлении с британским (RP).

 

Наиболее количество разлтичительных  черт наблюдается в системе гласных, часть из которых определяется сохранением  эоного произношения. В американской системе гласных 15 фонем, а в британском варианте произношения – 20. В RP в поствокальном положении, как известно [r] отсутствует, оно вокализовалось, благодаря чему возникли дифтонги [iə] [və] [eə], которых нет в GA.

 

RP

here [hiə]

hair [htə]

pure [pjvə]

GA

here [hir]

hair [her]

pure [pjvr]


Вместе с тем все гласные  имеют большую или меньшую  степень ретрофлексии: her [hə], fir [fə], hurt [hət].

В GA нет краткого огубленного гласного [Ŋ], вместо него звучит неогубленный гласный заднего ряда, как в RP  [a:] в слове father:

 

RP

lock [lŊk]

dog [dŊg]

stop [stŊp]

GA

lock [la:k]

dog [da:g]

stop [sta:p]


(транскрипция дается по Кембриджскому  словарю Д. Джоунса, ориентированному  на иностранных учащихся, знакомых  с RP).

 

Краткий гласный [Ŋ] в  ряде слов отражается в американском варианте как долгий [o:]:

 

RP

long [lŊn]

forest ['forist]

sorry ['sŊri]

GA

long [lo:ŋ]

forest ['fo:rist]

sorry ['so:ri]


 

_________________________________________________________________

Фонетика современного английского языка. Теоретический  курс: учебник для студ. лингв. вузов и фак. /Е.А. Бурая, И.Е. Галочкина, Т.И. Шевченко. - М.:Издательский центр «Академия», 2006. - 272 с. (с. 207-208)

 

Система согласных  в английском языке более устойчива  к изменениям во времени, и это  способствует пониманию речи носителями разных диалектов, поскольку согласные более информативны, они обеспечивают распознавание морфем и слов.

Тем не менее  известны некоторые типично американские характеристики согласных. К ним  прежде всего относится произношение r в интервокальном положении: звук напоминает [d] и [r] одновременно, но произноситься так быстро, в одно касание кончика языка к альвеолам, что относится к категории “флепов” (flap или tap):

 

RP

better ['betə]

letter ['letə]

writer ['raitə]

GA

better ['bεtə]

letter ['lεtə]

writer ['raiţə]


 

В положении  за n [t] практически исчезает. К этому надо добавить назализацию гласного перед n. Это произношение ненормативно, но довольно распостранено:

 

RP

twenty [twenti]

international [intə'næ∫ənəl]

Ga

twenty ['twŏni]

international [,inə'næ∫ənəl]


 

Звук [j] в GA часто ослабляется или исчезает (как в британских региональных типах, например в лондонском просторечии:

 

RP

news [nju:z]

Tuesday ['tju:zdi]

duty ['dju:ti]

assume [ə'sju:m]

GA

news [nu:z]

Tuesday ['tu:zdi]

duty [du:ti]

assume [ə'su:m]


 

 

 

 

____________________________________________________________________

Фонетика современного английского языка. Теоретический  курс: учебник для студ. лингв. вузов  и фак. /Е.А. Бурая, И.Е. Галочкина, Т.И. Шевченко. - М.:Издательский центр «Академия», 2006. - 272 с. (с. 208-209)

 

Звук [l] имеет “темную” окраску, т.е. в GA он практически во всех позициях фарингализованный, в то время как в RP он смягчается и имеет “светлый” оттенок перед гласными переднего ряда (палатализованный), но на конце слова произносится так же твердо:

 

RP

little [litł]

lesson [lesn]

GA

little [łitł]

lesson [łεsn]


 

И наконец, возвращаясь  к эрности как основной характеристике американского произношения, необходимо еще раз подчеркнуть, что ретрофлексия имеет несколько степеней выраженности в системе гласных, предшествующих [r]. Звук [r] реализуется в своей полной форме постальвеолярного (или палато-альвеолярного) аппроксиманта в позиции перед гласным. Характерной особенностью [r] в американском варианте английского языка является его артикуляция: кончик языка оттянут назад и загнут, что придает ему ретрофлексное качество. При этом все тело языка оттянуто назад, создавая характерное невнятное звучание американской речи.

 

RP

right [rait]

risk [risk]

GA

right [ŗait]

risk [ŗisk]


 

 

 

 

 

 

 

 

 

_________________________________________________________________

Фонетика современного английского языка. Теоретический  курс: учебник для студ. лингв. вузов  и фак. /Е.А. Бурая, И.Е. Галочкина, Т.И. Шевченко. - М.:Издательский центр «Академия», 2006. - 272 с. (с. 209).

Влияние социальной среды на вариативность  английского языка

Во всех странах, где английский язык является языком большинства населения, существует тесная связь между языком и социальным статусом говорящего: социальная дифференциация произношения отражает социальную дифференциацию в обществе. Но только в Англии фонетические особенности речи играют такую важную роль в общении людей.

Питер Традгилл, известный британский социолингвист, утверждает, что по качеству гласного [u:] он может определить, в какой частной школе обучался молодой человек: в самой престижной или менее престижной. Действительно, значительное продвижение вперед звука [u:] в речи молодежи приблизило его к немецкому [ü], и это стало социальным маркером.

Еще в 1972 г. опрос населения в национальном масштабе (National Opinion Polls) показал, как англичане оценивают социальную принадлежность друг друга по разным признакам. Большинство поставило на первое место «То, как они говорят». Далее шли: «Где они живут», «Какие у них друзья», «Их работа», «В какую школу они ходили», «Как они тратят свои деньги» и только на шестом месте — «Сколько у них денег». «То, как они говорят» подразумевает прежде всего произношение. Далее идут жилище, социальные связи, род занятий, образование и, наконец, доход.

Итак, тип произношения часто связывают  с образом жизни тех людей, которые им владеют, и потому акцент имеет ценность как символ класса. Произношение, типичное для рабочих  кварталов Ливерпуля, Бирмингема и  Глазго, может вызывать негативные эмоции по ассоциации с низким уровнем жизни, плохой окружающей средой индустриальных центров.

В США бруклинский акцент ассоциируется  с Нью-Йорком — не только финансовым и интеллектуальным центром, но и  центром преступности.

 

 

 

_________________________________________________________________

Фонетика современного английского языка. Теоретический  курс: учебник для студ. лингв. вузов  и фак. /Е.А. Бурая, И.Е. Галочкина, Т.И. Шевченко. - М.:Издательский центр «Академия», 2006. - 272 с. (с. 213).

Лингвисту понятно, что стереотипы восприятия далеко не всегда справедливы, и, тем не менее, с ними приходится считаться. Особенно это относится к типам произношения, которые связывают с личностью человека. Владеющий RP наделяется, например, такими чертами характера, как ум, авторитет, компетентность, честолюбие, в то время как носитель регионального типа произношения ассоциируется с низким уровнем этих качеств, но с положительными чертами дружелюбия, искренности и доброты.

В США У. Лабов предлагал респондентам оценить людей по голосам и определить их рейтинг по категориям «работа», «дружба», «драка». Стандартная речь, как и следовало ожидать, имела высокий рейтинг в категории «работа». В категорию «дружба» попали обладатели такого же, как и у респондента, произношения, поскольку дружат, как правило, к себе подобными. Способность к драке в неблагополучном районе Нью-Йорка оценивалась как высокая у людей с большими отклонениями от стандартного произношения. Вопрос самооценки, в частности своего произношения, по-разному отражался в группах мужчин и женщин. Когда информантам предлагали определить, на чей из предложенных акцентов похож их собственный, женщины выбирали стандарт, т.е. завышали свою оценку, а мужчины, напротив, занижали ее и были готовы идентифицировать свой акцент с субстандартом. Такой психолингвистический эффект заключался в скрытом престиже грубости и мужества, заложенном в речи необразованных жителей города, в то время как для женщин важнее оказался престиж общепринятого произношения, связываемый ими с культурой, принадлежностью к более высокому классу, утонченностью.

Итак, не всем близок RP как символ высокого класса, есть те, кто считают его слишком «шикарным» (posh) или аффектированным (affected).

 

 

____________________________________________________________________

Фонетика современного английского языка. Теоретический курс: учебник для студ. лингв. вузов и фак. /Е.А. Бурая, И.Е. Галочкина, Т.И. Шевченко. - М.:Издательский центр «Академия», 2006. - 272 с. (с. 214).

Тип произношения, характерный для  рабочей среды, является для людей, живущих в рабочем районе города, символом дружбы и солидарности. Каждому человеку дорога речь его «малой родины», даже если сам он смог отойти от исходного субстандарта. Но самое главное — это то, что многие воспринимают свое произношение, как и язык в целом, частью своего «я», индивидуальной характеристикой.

Социолингвисты сравнивают картину  распространения типов произношения в Великобритании с пирамидой, на пике которой находится RP (высший и высший средний класс — UM — upper middle); далее идут региональные стандарты, которые социально соответствуют среднему среднему (ММ — middle middle) и низшему среднему (LM — lower middle) классам. И, наконец, основу пирамиды составляют слои рабочего класса города и сельской местности (около 40 % населения), которые также подразделяются на высший рабочий (UW — upper working), средний рабочий (MW — middle working) и низший рабочий (LW — lower working) слои.

Информация о работе Основные проблемы теоретической фонетики