Обучение лексике английского языка на этапе формирования навыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

В конце ХХ в. человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриальное или информационное общество. Но суждение «Мы живём в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда. В течение всей тысячелетней истории человеческое общество накапливало знания и совершенствовало способы хранения и обработки информации. Сначала распространялась письменность, затем – печатный станок, телефон, телевидение.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения учащихся средней школы иноязычной лексике
1.1 Цели и задачи обучения учащихся иноязычной лексике
1.2 Характеристика лексического навыка как объекта изучения
1.3 Дидактические возможности использования компьютерных технологий в обучении учащихся иноязычной лексике
Глава 2. Методические основы обучения учащихся средней школы иноязычной лексике с использованием компьютерных технологий
2.1 Методические принципы обучения иноязычной лексике
2.2 Методический анализ компьютерных программ, предполагающих обучение лексике английского языка
2.3 Комплекс заданий и упражнений для обучения учащихся 7 класса иноязычной лексике с использованием компьютерных программ (на материале темы-проблемы It makes many kinds to make the world (behavior and manners, personality, likes and dislikes, beliefs and opinions))
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Курсовой окончательный вариант.docx

— 72.81 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО  «Бурятский Государственный Университет»

Факультет иностранных языков

Кафедра английской филологии 
 
 
 

Курсовая  работа

ОБУЧЕНИЕ  УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 
 
 

                    Выполнил: Очиров Т.

                    Ст-т гр. 02185

                    Проверила: Бохач Н.А.

                                                                                     К.п.н 
 
 

Улан-Удэ

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы обучения учащихся средней школы иноязычной лексике

1.1 Цели  и задачи обучения учащихся  иноязычной лексике

1.2 Характеристика  лексического навыка как объекта  изучения

1.3 Дидактические  возможности использования компьютерных  технологий в обучении учащихся  иноязычной лексике

Глава 2. Методические основы обучения учащихся средней школы иноязычной лексике  с использованием компьютерных технологий

2.1 Методические  принципы обучения иноязычной  лексике

2.2 Методический анализ компьютерных программ, предполагающих обучение лексике английского языка

2.3 Комплекс  заданий и упражнений для обучения  учащихся 7 класса иноязычной лексике  с использованием компьютерных  программ (на материале темы-проблемы  It makes many kinds to make the world (behavior and manners, personality, likes and dislikes, beliefs and opinions))

Заключение

Библиография 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Введение.

     В конце ХХ в. человечество вступило в  стадию развития, которая получила название постиндустриальное или информационное общество. Но суждение «Мы живём  в век информации и коммуникаций»  не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда. В течение  всей тысячелетней истории человеческое общество накапливало знания и совершенствовало способы хранения и обработки  информации. Сначала распространялась письменность, затем – печатный станок, телефон, телевидение. С вступлением  общества в век компьютерных технологий появилась возможность более  эффективной её обработки и представления. Это позволило эффективно хранить  и обрабатывать большие потоки информации. Но на современном этапе развития информационной культуры общества знания устаревают очень быстро, и человек  вынужден “учиться всю жизнь”. Огромный объём знаний, накопленный человечеством, заставляет искать иные подходы к  организации процесса обучения.

     Осознание фундаментальной роли информации в  общественном развитии и огромные темпы  роста информационных технологий обусловили необходимость формирования особой информационной культуры личности. Для  использования новых компьютерных технологий в жизни требуется  новое мышление, которое должно воспитываться  у ребёнка с младших классов. Для нынешнего школьника, которому предстоит жить в информационном обществе будущего, компьютер должен стать неотъемлемой частью его жизни. Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы, а также интенсивное  их использование в учебном процессе уже привели к некоторым изменениям в системе образования. В условиях информатизации системы образования  в обучении иностранному языку активно  и успешно используются информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют значительно  повысить эффективность этого процесса. В частности, применение ИКТ обеспечивает возможность создания для обучаемых условий для формирования и развития лингвистических и коммуникативных навыков, максимально учитывая их личностные потребности и особенности, успешно реализуя идеологию личностно-ориентированного образования.   Однако до настоящего времени влияние информатизации на изменение целей и содержания среднего образования по иностранному языку ощущается в учебных заведениях довольно опосредованно. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.

     В настоящее время идет активный процесс  информатизации  в области образования, который предполагает интенсивное  внедрение и применение  новых  информационных технологий, использование  всех средств коммуникаций, которые  могут  быть полезны в формировании  интеллектуально развитой личности, хорошо ориентирующейся в  информационном пространстве.

             Стремительное внедрение информационных  процессов в различные сферы  жизни требует разработки новой  модели системы образования на  основе современных информационных  технологий. Речь идёт о создании  условий для раскрытия творческого  потенциала учащегося, развития  его способностей, воспитания потребности  самосовершенствования и ответственности.  Знания и квалификация становятся  приоритетными ценностями для  человека.

              Соответственно и система образования  должна быть нацелена не столько  на усвоение суммы готовых  знаний, сколько на формирование  интеллектуальных умений, умений  самостоятельной познавательной  деятельности. Это иная система  образования по сравнению с  той, которая была востребована  обществом ранее. Применение новейших  средств информационной технологии в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании, приобретает все большую актуальность. В отечественных и зарубежных изданиях компьютеризация учебного процесса рассматривается как один из актуальных факторов организации обучения.

     В связи с этим проблема исследования заключается в противоречии между возрастающей ролью и долей компьютерных технологий, повышающей эффективность формирования лингвистической и коммуникативной компетенции, при обучении иностранному языку и отсутствием научно обоснованной методики организации подобной деятельности.

     Целью исследования является теоретическое обоснование и анализ методики применения компьютерных технологий в процессе обучения лексике английского языка, направленной на развитие основ информационной, лингвистической и коммуникационной компетенции обучаемых.

  Предметом исследования является процесс обучения лексике английского языка в средней школе. Объект исследования – методика обучения лексике при помощи компьютерных технологий в условиях современной информационной среды.

  В соответствии с проблемой, предметом  и целью исследования выдвинуты  следующие задачи:

  1. выявить цели и задачи обучения учащихся иноязычной лексике
  2. рассмотреть характеристики лексического навыка
  3. рассмотреть дидактические возможности использования компьютерных технологий в обучении учащихся иноязычной лексике

    4) определить методические основы обучения учащихся средней школы иноязычной лексике с использованием компьютерных технологий

    5) провести методический анализ компьютерных программ, предполагающих обучение лексике английского языка

      В процессе теоретического изучения проблемы применялись следующие методы исследования:

    1. Теоретический (анализ литературы по различным вопросам психологии, дидактики, методики преподавания иностранного языка).

    2. Педагогический (изучение и обобщение передового педагогического опыта, анализ программ, учебников и учебных пособий; беседа).

    3. Наблюдение (наблюдение над речью учащихся, над процессом обучения иностранному языку). 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 1. Теоретические  основы обучения учащихся средней школы  иноязычной лексике

1.1 Цели и задачи  обучения учащихся  иноязычной лексике

     В настоящее время современное  общество сталкивается с проблемами, взаимовлияния различных культур  и сохранения культурного многообразия планеты. Все больше осознается необходимость  развития диалога культур, в связи  с этим обучение иностранному языку  должно стать подготовкой к межкультурной  коммуникации, так как в процессе изучения языка обучающемуся предстоит  проникнуть в иную систему ценностей  и жизненных ориентиров и интегрировать  ее в собственную картину мира.

Основным  средством реализации поставленной цели является обучение иноязычной лексике, так как именно в ней отражены ценностные ориентиры и факты культуры. Однако в настоящее время обучающиеся недостаточно подготовлены к использованию иностранного языка в межкультурной коммуникации, что обусловливает актуальность проблемы.

Целью обучения лексической стороне устной речи является овладение строительным материалом для осуществления устно-речевого общения, т. е. прямыми средствами передачи понятий, мысли в целом [4].

     Современная лингвистика рассматривает язык как иерархическую структуру, состоящую из ряда уровней, каждый из которых характеризуется собственным набором языковых знаков. На интересующем нас лексическом уровне функционируют такие единицы, как слова, фразеологические и другие устойчивые сочетания, клише, этикетные и речевые формулы.

Изменения в области ориентации от изучения языка как формальной системы, абстрагированной от условий его использования, к рассмотрению языка как средства общения и коммуникативного воздействия оказались весьма плодотворными и перспективными для обучения иностранному языку вообще и лексике в частности.

Поскольку целью обучения иностранному языку является развитие устных и письменных форм общения, то владение лексикой иностранного языка в плане семантической точности, синонимического богатства, адекватности и уместности ее использования является неотъемлемой предпосылкой реализации этой цели.

     Формирование  лексических умений и навыков  предполагает не только учет сведений формально-структурного характера, но и знание ситуативных, социальных и контекстуальных правил, которых придерживаются носители языка.

Из этого  следует, что формальная и функциональная стороны являются разными аспектами  одного и того же явления. В процессе коммуникации не может быть формы без функции и, наоборот, каждая функция имеет свое языковое выражение. При этом необходимо учитывать тот факт, что между функцией и формой нет однозначного соответствия, общие для многих языков коммуникативные категории (например, просьба, приказ и др.) в разных языках имеют свою специфику выражения.

Следовательно, проблема соотношения формального и функционального аспектов на лексическом уровне требует обращения, как к функциональным особенностям лексических единиц, так и к языковой системе, ибо овладение языком как средством общения немыслимо без системных знаний.

Согласно  стандарту за курс обучения в средней школе учащиеся должны усвоить значение и формы лексических единиц и уметь их использовать в различных ситуациях устного и письменного общения, т.е. овладеть навыками лексического оформления порождаемого текста при говорении и письме и научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении.

     При осуществлении говорения и письма необходимы следующие навыки, умения и знания:

а) продуктивные навыки:

· правильно  выбирать слова/словосочетания в соответствии с коммуникативным намерением;

· правильно  сочетать слова в синтагмах и  предложениях:

· владеть  лексико-смысловыми и лексико-тематическими ассоциациями;

· сочетать новые слова с ранее усвоенными;

· выбирать строевые слова и сочетать их со знаменательными;

· выбирать нужное слово из синонимических и  антонимических оппозиций;

· выполнять  эквивалентные замены;

· владеть  механизмом распространения и сокращения предложений;

· приспосабливаться  к индивидуальным особенностям говорящего, обладать быстрой реакцией и др.;

б) рецептивные  навыки (слушание, чтение):

· соотносить звуковой/зрительный образ слова  с семантикой;

· узнавать и понимать изученные слова/словосочетания в речевом потоке/графическом тексте;

Информация о работе Обучение лексике английского языка на этапе формирования навыков