Общественная природа языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 23:05, доклад

Описание работы

Язык - сложнейшая знаковая система, работающая в единстве и взаимодействии с сознанием и мышлением человека. Вопрос о сущности языка – один из сложнейших в языкознании.
Язык рассматривается как явление:
1) биологическое (или природное);
2) психологическое (индивидуальное);
3) социальное (общественное) и пр.

Файлы: 1 файл

Реферат (1).docx

— 26.74 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО

Орловский государственный  университет

Факультет иностранных языков

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему

ОБЩЕСТВЕННАЯ  ПРИРОДА ЯЗЫКА

 

 

 

 

 

Подготовила студентка 

105(н) группы 

Головина  Мария

Орел, 2013

 

 

Язык - сложнейшая знаковая система, работающая в единстве и взаимодействии с  сознанием и мышлением человека. Вопрос о сущности языка – один из сложнейших в языкознании.

Язык рассматривается как явление:

1) биологическое (или природное);

2) психологическое (индивидуальное);

3) социальное (общественное)  и пр.

Разное понимание сущности языка  порождало и разные подходы к  его определению – каждая теория акцентировала разные моменты: отношение  языка к мышлению, структурную  организацию языка, важнейшие функции  языка и т.д.

 

Язык и  общество

Язык не может существовать вне  общества. Язык – зеркало, в котором  отражается общество. Общество реализует  регламентирующую функцию по отношению  к языку.

Язык – социальный феномен. Он возникает  и развивается как общественное явление. Как явление социальное язык является достоянием всех людей, принадлежащих к одному коллективу. Его основное назначение – обслуживать  человеческое общество, обеспечить общение  между членами больших и малых  социальных коллективов.

В.Гумбольдт подчеркивал, что язык всегда развивается в обществе, и  человек понимает себя постольку, поскольку  опытом установлено, что его слова  понятны также и другим.

 

Связь языка и общества является двусторонней: язык влияет на общество и общество на язык. Влияние языка  на развитие общественных отношений  проявляется в следующем: 
 
- язык – один из консолидирующих факторов образования нации. Он является предпосылкой, условием ее возникновения и результатом этого процесса. 
 
- язык служит также для хранения и передачи социального опыта, коллективной памяти носителей языка. 
 
- язык служит орудием в образовательной и воспитательной деятельности. 

Влияние общества на язык является опосредованным. Оно проявляется: 
 
- в социальной дифференциации языка, обусловленной социальной неоднородностью общества; 
 
- в стилистической дифференциации языка; 
 
- в изменениях в лексике; 
 
- в изменениях норм произношения; 
 
- в способах использования общенационального языка. 
 
Различают следующие основные социальные формы существования языка: 
 
- идиолект – совокупность особенностей, характеризующих язык отдельного индивидуума; 
 
- говор – совокупность идиолектов, однородных в языковом отношении, характерных для небольшой территориально ограниченной группы людей; 
 
- диалект – совокупность говоров, объединенных значительным внутриструктурным языковым единством (признак территориальной непрерывности не является обязательным); 
 
- язык (народности, нации) - совокупность диалектов, языковые различия между которыми могут определяться как собственно лингвистическими, так и социальными факторами; 
 
- литературный язык – высшая (наддиалектная) форма существования языка, характеризующаяся нормированностью, а также наличием широкого диапазона функциональных стилей. 
 
О связи языка с обществом свидетельствует факт стилистической дифференциации языка, зависимость использования языковых средств от социальной принадлежности носителей языка (их профессии, уровня образованности, возраста и т.д.) и от потребности общества в целом (язык науки, делопроизводства, массовой информации и т.д.). 
 
Возможно целенаправленное влияние общества на язык, когда проводится определенная языковая политика, т.е. сознательное, целенаправленное воздействие государства на язык, призванное способствовать его эффективному функционированию в различных сферах. 

Особенности поведения и языкового поведения в значительной мере обусловлены социальными факторами, социальным статусом и социальными ролями индивида.

Язык и  культура

Главное свойство человеческого общества состоит в том, что человек  накапливает знания, умения, навыки, произведения труда и передает накопленное  каждым предшествующим поколением новому поколению. Только благодаря этому  становится возможным использование каждым человеком и обществом в целом не только собственного опыта, но и опыта других, живших прежде людей. Именно этой способностью сообщения и преемственности знаний и опыта человек отличен от животного: человек накапливает знания и тем самым оказывается способным к созданию нового - творчеству.

Но не все, что создается людьми, может быть прецедентом, так как  не все достойно подражания и предназначено для хранения: большая часть продуктов деятельности потребляется, изнашивается или утрачивает значение.

Культурой являются не все продукты, создаваемые человеком, но только уникальные, хранимые обществом произведения, образцы или нормы, на основе которых организуется деятельность в обществе и накапливается опыт, передаваемый от поколения к поколению.

Культура существует и развивается в условиях жизни конкретного общества, потому что накопление опыта может происходить при условии сохранения традиции в образовании и преемственности жизни от поколения к поколению.

Культуру принято подразделять на духовную (семантическую), материальную и физическую. К духовной культуре относится совокупность воспроизводимых идей и знаний, которыми владеет общество. К материальной культуре относится совокупность объектов, образующих искусственную среду жизнедеятельности общества, - здания, сооружения, пути сообщения, технические устройства и инвентарь, оружие, одежда, породы животных и растений, сельскохозяйственные угодья, обработанные или специально выделенные фрагменты природной среды, которые сохраняются как образцы для практической деятельности. К физической культуре относятся развиваемые обучением свойства организма человека, которые обеспечивают его продуктивную деятельность.

Факт культуры содержателен - он означает и выражает некую идею, которая  выходит за пределы его физического  устройства. Принято говорить, что  он обладает значимостью или ценностью  в отношении к своему назначению в деятельности человека и несет  некий смысл. Поэтому факты культуры принято рассматривать как знаки, или сообщения, а саму культуру - как семиотическую систему. Действительно, понимание любого факта культуры возможно только в смысловом отношении к другим подобным фактам.

В основе культуры лежит язык. Язык - универсальная семиотическая система, потому что все знаки, в том числе и знаки самого языка, назначаются посредством слов. Язык в равной степени относится к духовной, физической и материальной культуре - как система имен, как речемыслительная деятельность и как совокупность произведений слова. Любое произведение или явление природы может быть понято, осмыслено и описано исключительно посредством слова. Но и сам язык развивается по мере развития культуры - как инструмент познания и организации деятельности людей.

Вслед за языком в основании культуры находятся следующие семиотические системы, без которых не может функционировать человеческое общество: общие знаковые системы - средства счета, обряды, игры; гадания, знамения, приметы; музыка, танец, изображения и орнамент; утварь, костюм, архитектура; меры, ориентиры, команды.

Искусственных знаковых систем имеется  несколько тысяч в каждой культуре, и все они представляют собой  модели языка, в которых отображаются те или иные его свойства.

 

Язык и  мышление

Язык - система словесного выражения  мыслей. Но возникает вопрос, может  ли человек мыслить не прибегая к  помощи языка?

Большинство исследователей полагают, что мышление может существовать только на базе языка и фактически отождествляют язык и мышление.

Еще древние греки использовали слово «logos» для обозначения  слова, речи, разговорного языка и  одновременно для обозначения разума, мысли. Разделять понятия языка  и мысли они стали значительно  позднее.

Вильгельм Гумбольдт, великий немецкий лингвист, основоположник общего языкознания  как науки, считал язык формирующим  органом мысли. Развивая этот тезис, он говорил, что язык народа - его  дух, дух народа - это его язык.

Другой немецкий лингвист Август Шлейхер считал, что мышление и язык столь же тождественны, как содержание и форма.

Филолог Макс Мюллер высказывал эту мысль в крайней форме: «Как мы знаем, что небо существует и что оно голубое? Знали бы мы небо, если бы не было для него названия?… Язык и мышление два названия одной и той же вещи».

Фердинанд де Соссюр (1957-1913), великий швейцарский лингвист, в поддержку тесного единства языка и мышления приводил образное сравнение: «язык - лист бумаги, мысль - его лицевая сторона, а звук оборотная. Нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав оборотную. Так и в языке нельзя отделить ни мысль от звука, ни звук от мысли. Этого можно достичь лишь путем абстракции».

И, наконец, американский лингвист Леонард Блумфилд утверждал, что мышление - это говорение с самим собой.

Однако многие ученые придерживаются прямо противоположной точки  зрения, считая, что мышление, особенно творческое мышление, вполне возможно без словесного выражения. Норберт Винер, Альберт Эйнштейн, Фрэнсис Гальтон и другие ученые признаются, что используют в процессе мышления не слова или математические знаки, а расплывчатые образы, используют игру ассоциаций и только затем воплощают результат в слова.

С другой стороны многим удается  скрывать скудость своих мыслей за обилием слов.

«Бессодержательную речь всегда легко  в слова облечь». (Гёте)

Творить без помощи словесного языка  могут многие творческие люди - композиторы, художники, актеры. Например, композитор Ю.А. Шапорин утратил способность  говорить и понимать, но мог сочинять музыку, то есть, продолжал мыслить. У него сохранился конструктивный, образный тип мышления.

Русско-американский лингвист Роман Осипович Якобсон объясняет эти факты тем, что знаки - необходимая поддержка для мысли, но внутренняя мысль, особенно когда это мысль творческая, охотно использует другие системы знаков (неречевые), более гибкие, среди которых встречаются условные общепринятые и индивидуальные (как постоянные, так и эпизодические).

Некоторые исследователи (Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам) считают, что у  нас есть очень отчетливое предвосхищение того, что мы собираемся сказать, у  нас есть план предложения, и когда  мы формулируем его, мы имеем относительно ясное представление о том, что  мы собираемся сказать. Это значит, что план предложения осуществляется не на базе слов. Фрагментарность и  свернутость редуцированной речи - следствие преобладания в этот момент в мышлении несловесных форм.

Таким образом, обе противоположные  точки зрения имеют под собой  достаточные основания. Истина, скорее всего, лежит посередине, т.е. в основном, мышление и словесный язык тесно  связаны. Но в ряде случаев и в  некоторых сферах мышление не нуждается  в словах.

 

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА.

Функции языка – это его сущностные характеристики. 2 концепции функции:

  1. монофункциональная (коммуникативная)
  2. полифункциональная

Базовые функции:

  1. коммуникативная
  2. познавательная
  3. экспрессивная
  4. метаязыковая – способность языка описывать самого себя

Второстепенные функции:

  1. контактоустанавливающая (фактическая)
  2. волюнтативная (функция воздействия)
  3. поэтическая
  4. кумулятивная (функция накопления знаний)
  5. конативная (функция усвоения знаний)

 

В современной лингвистике принято  также разграничивать функции на внутриструктурные, общественные и  частные. 
 
1. Внутриструктурные функции (выражение языковой формой определенного смысла, содержания): 
а) мыслеформирующая (язык – средство формирования и выражения мысли). 
б) номинативная  (слово – средство наименования предметов и явлений). 
 
2.Общественные функции (роль в человеческом обществе): 
а )коммуникативная: язык – универсальное средство общения. 
б)когнитивная: язык – средство познания, (накопления общественного опыта, знаний, средство формирования и развития материальной и духовной культуры). 
 
3. Частные функции: 
а) экспрессивная – функция выражения настроений и эмоции говорящего 
б) контактоустанавливающая (фатическая) 
в) эстетическая – литература, кино, театр 
г) апеллятивная – функция призыва, побуждения. 
д) метаязыковая (терминологическая. аппарат, язык для описания общения). 
е) оценочная 
ж) аккумулятивная, накопительная, накопления и передачи опыта. 
 


Информация о работе Общественная природа языка