Мульти-медиа технологии в преподавании рки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:55, реферат

Описание работы

Мультимедиа несомненно потенциально расширяет объем и разнообразие информации, доступной ученикам. Например онлайновые энциклопедии могут предоставлять ссылки на видео и дополнительные статьи по интересующей тематике. Новости могут включать аудиокомментарии, проигрывать фоновое видео и ссылаться на веб-сайты с дополнительной информацией. Онлайновые уроки могут включать пояснения, ссылки на ресурсы, симуляции, иллюстрации, фотографии, и множество вариантов действий, которые в свою очередь могут включать различные медиафрагменты.

Файлы: 1 файл

Мутимедиа технологии в преподавании.doc

— 688.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный  университет им. И. Канта»

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Определений мультимедиа множество. Ричард Майер, профессор психологии Калифорнийского университета, Санта-Барбара, определяет мультимедиа, как представления контента с использованием как текста, так и графики.Мао Нео и Кен Т.К. Нео, с факультета мультимедиа Малазийского университета, расширили это определение. Они определяют мультимедиа как «соединение различных типов цифрового контента, таких как текст, изображения, звук и видео, в интегрированное мультисенсорное интерактивное приложение или представление для доставки сообщении или информации аудитории».

  Мультимедиа несомненно потенциально расширяет объем и разнообразие информации, доступной ученикам. Например онлайновые энциклопедии могут предоставлять ссылки на видео и дополнительные статьи по интересующей тематике. Новости могут включать аудиокомментарии, проигрывать фоновое видео и ссылаться на веб-сайты с дополнительной информацией. Онлайновые уроки могут включать пояснения, ссылки на ресурсы, симуляции, иллюстрации, фотографии, и множество вариантов действий, которые в свою очередь могут включать различные медиафрагменты. 

Итак, мультимедиа —  интерактивная система, обеспечивающая одновременную работу звука, анимированной  компьютерной графики, видеокадрами, статическими изображениями и текстами. Например, в одном объекте-контейнере (англ. container) может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видео информация.

 Теория мультимедийного  обучения была разработана педагогом-психологом  Ричардом Э. Мейером, который  проводил различные исследования, подтвердившие её эффективность. Было доказано, что при обучении посредством мультимедиа мозг должен одновременно кодировать два различных вида информации: визуальную и звуковую. Изначально предполагалось, что эти конкурирующие источники информации будут стремиться подавить или «загрузить» учащегося. Но, психологические исследования показали, что вербальная информация на самом деле лучше запоминается, когда сопровождается визуальной картинкой. В 1974 г. Бэдли (Baddeley) и Хич (Hitch) предложили теорию рабочей памяти, согласно которой, она состоит из двух независимых компонентов, работающих как правило параллельно — одна из которых визуальная, а другая вербальная (или акустическая), что позволяет одновременно обрабатывать информацию, поступающую от наших глаз и ушей. Было доказано, что  смешанное обучение не обязательно должно подавлять учащегося, а действительно может быть полезным. То, что вербальные и визуальные пункты  лучше запоминаются, нашло отражение в теории двойного кодирования, впервые предложенной Алланом Паивио и позднее применённой к мультимедиа Ричардом Мейером и его единомышленниками. Мейер показал, что учащиеся лучше передают знания, полученные ими в процессе смешанного (многомодульного) обучения. В ходе исследований Мейер и его коллеги проверили теорию двойного кодирования Паивио на мультимедиа. Они неоднократно показали, что студенты, изучающие мультимедиа, включающие в себя анимацию с последовательным повествованием, были лучше в передаче вопросов, чем те, которые изучают мультимедиа с элементами анимации и отдельно текстовые материалы. То есть, они были значительно лучше, когда приходило время применить то, что они усвоили, пройдя мультимедийный курс, а не мономедийный (только визуальное обучение). Эти результаты были затем позднее подтверждены другими группами исследователей.

При таком методе обучения информация  должна быть закодирована как визуально, так и вербально (повествование). Если информация кодируется только вербально, это снижает когнитивную  нагрузку на учащегося, и он может  лучше справляться с поступающей  информацией.  Мейер назвал это «Эффектом модальности» или Принципом модальности (один из принципов его «Когнитивной теории мультимедийного обучения».

Пример: Чтобы применить  принцип модальности например к PowerPoint, нужно преподнести часть  вашего маркированного текста с учётом визуалов, если это возможно.

Это поможет учащимся: привлечь внимание; понять и усвоить  материал, который Вы сопровождаете.

Однако следует помнить, что существует так называемый «принцип избыточности». Согласно этому принципу: «Студенты обучаются лучше посредством анимации и повествования, чем анимации, повествования и текста с экрана». Следовательно лучше пренебрегать лишним материалом. Потому что учащиеся не обучаются так же хорошо, как когда они одновременно слышат и видят один и тот же материал во время презентации. Это особый случай эффекта рассеянного внимания Sweller(-а) и Чандлера.

Другие принципы:

Принцип пространственной связи - студенты обучаются лучше, когда  слова и соответствующие им картинки представлены на странице или экране рядом, а не далеко друг от друга».

Временной принцип - студенты обучаются лучше, когда слова  и соответствующие им картинки представлены синхронно, а не последовательно».

Принцип согласованности - студенты обучаются лучше, когда  посторонний материал исключён, а не включён».

Проблемы применения принципов:

Не все исследования показали, что принципы мультимедийного  обучения применимы в целом вне  лабораторных условий. Например, Мюллер, Ли и Шарма обнаружили, что принцип  согласованности не передавался подлинной среде обучения. Так, если добавить около 50 % дополнительного постороннего, но интересного материала, результат воспроизведения его учащимися не будет существенно отличаться. Авторы говорят, что дополнительная интересная информация может помочь удерживать интерес учащегося в подлинной обучающей среде.

Классификация мультимедиа обучения:

Мультимедиа может быть  классифицировано как линейное и  нелинейное. Примером линейного способа  представления информации может  являться кино. Человек, просматривающий фильм  никаким образом не может повлиять на его вывод. А вот нелинейный способ представления информации позволяет человеку активно участвовать в выводе информации, взаимодействуя  со средством отображения мультимедийных данных. Участие человека в подобном процессе называется «интерактивностью». Такой способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен в категориях компьютерных игр. Нелинейный способ представления мультимедийных данных иногда могут называть еще и   «гипермедиа».

В качестве примера линейного  и нелинейного способа представления  информации можно рассматривать  проведение презентации. Если презентация  была записана на пленку и показывается аудитории, то при этом способе донесения  информации просматривающие данную презентацию не имеют возможности влиять на докладчика. В случае же живой презентации, аудитория имеет возможность задавать докладчику вопросы и взаимодействовать с ним , что дает право докладчику отходить от темы презентации, например поясняя подробнее  некоторые термины или более подробно освещая спорные вопросы и предположения по теме доклада. Таким образом, живая презентация может быть представлена, как нелинейный(интерактивный) способ подачи информации.

Достоинство линейного метода заключается в  более широких возможностях интеграции различных типов мультимедийной информации в рамках одного средства обучения. Недостатком же служит, прежде всего, отсутствие возможности контроля за ходом изложения материала (нет возможности управления процессом его изложения). Этот метод рекомендуется для учеников, которые не обладают, либо обладают очень ограниченными предварительными знаниями в изучаемой области и им требуется обзорное изложение изучаемого материала.

Метод, основанный на нелинейном представлении информации, рекомендуется использовать в том случае, когда ученики уже обладают некоторыми предварительными знаниями по изучаемой тематике, достаточными для того, чтобы они могли самостоятельно задавать вопросы и ставить перед собой задачи, или когда они могут четко сформулировать свой вопрос.

Виды мультимедиа:

Мультимедийные презентации  могут быть показаны человеком на сцене, в аудитории, показаны через  проектор или же на другом локальном  устройстве воспроизведения. Трансляция презентации может быть  «живой» и предварительно подготовленной -  записанной. Лазерное шоу — «живое» мультимедиа представление

Мультимедийные игры — такие игры, в которых игрок  взаимодействует с виртуальной  средой, построенной компьютером. Состояние  виртуальной среды передается игроку при помощи различных способов передачи информации (аудиальный, визуальный, тактильный). В настоящее время все игры на компьютере  относятся к мультимедийным играм. Стоит отметить, что в такой тип игр можно играть как в одиночку на локальном компьютере, так и с другими игроками через локальную или глобальную сети.

Различные форматы мультимедиа  данных возможно использовать для упрощения  восприятия информации потребителем. Например, предоставить информацию не только в текстовом виде, но и  проиллюстрировать ее аудиоданными или видеоклипом. Таким же образом современное искусство может представить повседневные, обыденные вещи в новом виде. Различные формы предоставления информации делают возможным интерактивное взаимодействие потребителя с информацией. Онлайн мультимедиа все в большей степени становится объектно-ориентированной, позволяя потребителю работать над информацией, не обладая специфическими знаниями. Например, для того, чтобы выложить видео на YouTube или Яндекс.Видео, пользователю не требуется знаний по редактированию видео, кодированию и сжатию информации, знаний по устройству web-серверов. Пользователь просто выбирает локальный файл и тысячи других пользователей видеосервиса имеют возможность просмотреть новый видеоролик.

Мультимедийный Интернет-ресурс – ресурс, в котором основная информация представлена в виде мультимедиа. Это современный и очень удобный механизм, который не заменяет собой выполнение классических функций, а дополняет и расширяет спектр услуг и новостей для посетителей. Для мультимедийных Интернет-ресурсов характерно:

  • Могут содержать различные виды информации(не только текстовую, но и звуковую, графическую, анимационную, видео и т.д.)
  • Высокая степень наглядности материалов.
  • Поддержка различных типов файлов: текстовых, графических, аудио и видео.
  • Возможность использования для продвижения творческих работ в различных областях
  • возможность быстро сообщать о событиях, которые организуется, демонстрировать обзорный взгляд на сферу, учреждение или творческий коллектив, налаживать обратную связь со своими посетителями, раскрывать цели и материалы, используя современные механизмы представления информации и способствовать узнаванию представленного объекта посредством сети Интернет.

Мультимедиа находит  своё применение в различных областях, включая, но этим не ограниченными, рекламу, искусство, образование, индустрию развлечений, технику, медицину, математику, бизнес, научные исследования и пространственно-временные приложения .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РКИ

 

Вопрос оптимизации  и интенсификации обучения русскому языку как иностранному остаётся одним из главных направлений развития в условиях реформирования  образования. В успешном решении этой проблемы огромная роль принадлежит преподавателю, его способности использовать новые методики, новые технологии обучения в зависимости от целей и условий обучения. Все более важное место в структуре профессиональной компетенции преподавателя занимают компьютерные технологии обучения. Современные компьютерные программные средства могут учитывать индивидуальные потребности и интересы учащихся, различные стратегии усвоения и овладения языком, классифицировать способы предъявления учебного материала, обеспечивать индивидуальные формы тренировки, создавать широкий диапазон стимулов и мотиваций для вовлечения студентов в иноязычную речевую деятельность. Сейчас с  помощью ресурсов Интернета и компьютерных технологий без труда можно увеличивать время контакта с изучаемым языком и моделировать языковую среду. В настоящее время  важное значение имеет разработка педагогических основ компьютерных средств обучения иностранному языку, в частности русскому языку как иностранному. Важное значение в выявлении направленности моделирования компьютерного ресурса для обучения иностранных студентов русскому языку имеют общие психолого-педагогические концепции развития человека в деятельности, разработанные Л.С.Выготским.

 

Мультимедиа в обучении русскому языку как иностранному

 

Обучение часто  представляют как передачу информации из одной головы (преподаватель или  эксперт) в другую (ученик). Ученики как бы получают информацию от эксперта и добавляют ее к себе в память.

Несмотря на то, что такой взгляд на обучение широко распространен, он слишком примитивен: он представляет учеников как пассивных  получателей информации и не дает рекомендаций по разработке эффективной среды обучения. По существу, дизайнеры, придерживающиеся такого взгляда на обучение, часто разрабатывают среду обучения, которая не включает таких критических для эффективного обучения элементов, как интерактивность, обратная связь и возможность обучатся после собственно обучения.

Противоположный взгляд – это то, что люди сами должны интегрировать новую информацию и извлечь из нее то, что может  им потребоваться в повседневной жизни. В этом случае обучение требует  усилий, чтобы понять, как новая информация объединяется с имеющимся знанием и как все это соединить в комплексные знания и возможности – а не только запоминать изолированные факты и процессы.

Преимущества  мультимедиа в обучении

Правильно разработанные  мультимедиа, гораздо лучше, чем текстовая информация, помогают ученикам построить точную и эффективную ментальную модель. Потенциальные преимущества правильно разработанных мультимедиа, согласно комплексному исследованию Шепарда (Shephard), следующие:

1. Альтернативные перспективы 
2. Активное участие 
3. Ускоренное обучение 
4. Запоминание и применение знаний 
5. Навыки решения проблем и принятия решений 
6. Системное понимание 
7. Мышление высшего порядка 
8. Автономность и внимательность 
9. Управление темпом и информационными последовательностями 
10. Доступ к информации для поддержки

Мейер (Mayer) также  описывает потенциальные преимущества мультимедиа. Давая человеку возможность  воспринимать видео и аудио, мультимедиа, считает она, имеет преимущество перед каждой из этих возможностей в отдельности. Кроме того, так как эти два канала обработки информации очень различны, то их комбинация в мультимедиа очень успешна, так как использует преимущества обоих систем. Связи между текстом и графикой потенциально позволяют глубже понять и лучше построить ментальную модель.

 

Как мультимедиа  работают в обучении

Алеси (Alessi) и  Троллип (Trollip) описывают, что эффективно разработанная среда обучения ( включающая мультимедийную среду обучения), включает следующие четыре элемента:

Информация о работе Мульти-медиа технологии в преподавании рки