Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 10:41, автореферат

Описание работы

Проблема взаимодействия и взаимопонимания культур является особенно актуальной для отечественной науки в связи с переживаемыми сложнейшими процессами модернизации общества, глубокой трансформацией российской культуры и сложными межэтническими отношениями.

Файлы: 1 файл

SadokhinAP.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)


 

На правах рукописи

 

 

 

 

САДОХИН АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ

 

 

 

 

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ:

СУЩНОСТЬ И  МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

 

 

 

Специальность: 24.00.01 - теория и история культуры

(культурология)

 

 

 

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание  ученой степени

доктора культурологии

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА 2008

 

Работа выполнена на кафедре культурологии и деловых  коммуникаций Федерального государственного образовательного учреждения высшего  профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАГС).

 

Научный консультант: доктор философских наук, профессор, академик РАЕН Кондаков Игорь Вадимович

 

Официальные оппоненты: доктор культурологии, ведущий научный  сотрудник Российского института культурологии

Рылева Анна Николаевна

 

доктор культурологии, доцент

Каменец Александр  Владиленович

 

доктор философских  наук, профессор

Баркова Элеонора Владиленовна

 

Ведущая организация: Московский государственный университет

культуры и искусств.

 

Защита состоится «17» февраля 2009 г. В 14 часов на заседании диссертационного совета Д – 502.006.07 в Федеральном государственном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, 84, (1 уч. корпус., ауд. 3330).

С диссертацией можно  ознакомиться в библиотеке Российской академии государственной службы при  Президенте.

Объявления о защите и автореферат соискателя опубликованы «…»………2008 г. на официальном сайте Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации «Защита диссертации» www.rags.ru и официальном сайте ВАК Минобрнауки России – referat_vak @ministry.ru

 

Автореферат разослан «…..» января 2009 г.

 

Ученый секретарь

диссертационного совета, кандидат

философских наук, доцент……………………………………В.И. Ефременко

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  диссертационного исследования. Процесс глобализации убедительно свидетельствует, что формирование культурной целостности мира сопровождается возникновением новых, ранее неизвестных проблем. Расширение межкультурных контактов влечет кризисы, деструктивные явления, трансформации мировоззрения, инновационные поиски в каждой культуре. Взаимодействие культур порождает необходимость переоценки межкультурных контактов и собственной культурной идентичности на основе идей межкультурной толерантности, адекватного восприятия культурных различий, выступающих в данных обстоятельствах необходимыми предпосылками эффективных взаимоотношений между культурами и взаимопонимания между их носителями. С данной точки зрения представляется закономерным активный интерес различных наук к данным вопросам, который в настоящее время наблюдается в философии, культурной и социальной антропологии, культурологии.

Как показывают исследования представителей данных наук, успешность взаимодействия человека с другой культурной средой чаще всего зависит от его знания особенностей культуры партнеров по взаимодействию, их собственных коммуникативных способностей, прошлого практического опыта и навыков межкультурного общения. Отсюда культурологическое осмысление отмеченных вопросов предполагает использование соответствующих теоретико-методологических подходов и междисциплинарного характера их исследования.

Проблема взаимодействия и взаимопонимания культур является особенно актуальной для отечественной науки в связи с переживаемыми сложнейшими процессами модернизации общества, глубокой трансформацией российской культуры и сложными межэтническими отношениями. В контексте этих процессов особое значение приобрела проблема взаимопонимания и взаимодействия между представителями разных культур. Это обусловлено тем, что эффективное взаимодействие этнических культур в нашей стране с необходимостью предполагает формирование такого качества у их представителей, как способность и готовность к межкультурной коммуникации. Именно поэтому на первый план в современной социокультурной рефлексии выходят проблемы межкультурной компетентности, определяющие все аспекты межкультурного взаимодействия.

Как показывает практика межкультурной коммуникации, чтобы эффективно поддерживать разнообразные межкультурные контакты и формы общения, партнерам необходимо не только знание соответствующего языка, но и знание норм, правил, традиций, обычаев и т.д. другой культуры. Каждый участник межкультурных контактов быстро осознает, что одного владения соответствующим иностранным языком оказывается недостаточно для полноценного межкультурного взаимопонимания, что требуется знание целого комплекса форм поведения, истории, психологии, культуры своих партнеров по общению. Наконец, требуется знание механизма самого процесса общения, чтобы прогнозировать возможности неверного понимания партнеров и избежать его. Иными словами, разнообразные формы взаимодействия и общения представителей разных культур предполагают наличие у них необходимых теоретических знаний, психологических качеств и практических навыков для эффективного взаимодействия, совокупность которых можно определить термином «компетентность».

Таким образом, современные  социокультурные процессы порождают специфические особенности межкультурного взаимодействия, задают новые направления теоретических исследований, ведут к переосмыслению традиционных исследовательских методов и методологических подходов. В этом контексте, все острее становится потребность в теоретическом обобщении знаний, накопленных в практике взаимодействия культур, в более точном выявлении межкультурных различий, специфических особенностей культур, раскрытии механизмов межкультурного взаимодействия и факторов, способствующих адекватному пониманию культурных ценностей других народов.

Наиболее глубокое и  обстоятельное исследование данных вопросов в настоящее время возможно с помощью компетентностного подхода, суть которого заключается в исследовательской ориентации при изучении какого-либо явления на раскрытие процесса формирования у субъекта деятельности знаний, навыков и умений, необходимых для успешной реализации этого вида деятельности или построения его эффективного взаимодействия с другими субъектами.

Предлагаемый методологический подход исследования базируется на междисциплинарном опыте философского, культурологического, социологического, психологического и исторического анализа диалога культур. Данное основание делает компетентностный подход высоко продуктивным, так как позволяет выявить структурные, содержательные и функциональные компоненты межкультурного взаимодействия.

Длительный исторический опыт развития человечества убеждает, что в основе потребности общения людей друг с другом лежит их извечное желание познать что-то неизвестное и необычное. Однако реализация познавательных интересов взаимодействующих сторон зависит от их способности к межкультурному общению, поскольку знание специфики и особенностей межкультурного общения позволяет значительно облегчить межкультурные контакты и смягчить возникающие конфликты.

Наконец, многочисленные факты этнокультурных конфликтов современности показывают, что культурный фактор во многом определяет как взаимопонимание, так и разобщение народов. Последнее наблюдается и тогда, когда взаимодействующие стороны не адекватно воспринимают специфические особенности поведения друг друга из-за слишком значительной культурной дистанции между ними. В этом контексте особое значение приобретают вопросы структуры межкультурной компетентности, механизма ее формирования, разработки методологии исследования и методики ее обучению. Однако сегодня в культурологическом знании ощущается концептуальный вакуум, вызванный отсутствием новых познавательных подходов и гносеологических ориентиров, необходимых для изучения межкультурного взаимодействия и его результатов.

Таким образом, актуальность изучения межкультурной компетентности обусловлена следующими обстоятельствами:

  • развитием глобализационных процессов и противоречивым характером диалога культур как основной формы сосуществования всех народов и их культур, усилением миграционных процессов во всем мире, породивших потребность в новых формах межкультурного и межэтнического взаимодействия, необходимость оптимизации отношений в условиях мультикультурных обществ между представителями разных культур и субкультур, потребностью в системном осмыслении способности разных социокультурных субъектов к межкультурной коммуникации и ее анализа как целостного социокультурного явления.
  • возрастанием социокультурного значения феномена межкультурной компетентности как в глобальном социокультурном пространстве, так и в теории межкультурной коммуникации, как специальной культурологической теории, обладающей собственным предметом, методологией исследования и понятийно-терминологическим аппаратом.
  • необходимостью систематизации теоретико-методологических основ, принципов и критериев концепций межкультурной компетентности, разработанных отечественными и зарубежными исследователями;
  • потребностью общества в типе личности, владеющей необходимыми знаниями и навыками межкультурного общения, способной эффективно преодолевать межкультурные барьеры в условиях разнообразных межкультурных контактов.

В контексте перечисленного проблема межкультурной компетентности не рассматривалась и до настоящего времени не получила должного осмысления в исследовательском пространстве культурологии. Данный факт и определил цели и задачи настоящего диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Сложность и междисциплинарный характер феномена межкультурной компетентности потребовали обращения к широкому спектру публикаций философского, культурно-антропологического, культурологического, социологического, психологического характера, помогающих раскрыть его сущность, структуру и механизм формирования. Эти публикации посвящены проблемам разного уровня, таким как:

  • диалогу культур в эпоху глобализации и его основным формам межкультурного взаимодействия;
  • структуре ценностных ориентаций личности и их влиянию на межкультурное общение и взаимодействие различных типов культуры;
  • раскрытию основных форм аккультурации личности к инокультурной среде;
  • механизмам формирования навыков вербального, невербального и паравербального общения в современной межкультурной коммуникации;
  • проблеме достижения адекватного взаимопонимания между представителями разных культур и цивилизаций и др.

С появлением и развитием  целого ряда самостоятельных наук о  человеке и обществе проблема самобытности этнических культур оказалась предметом  исследований социологии, этнологии, истории культуры, социальной и культурной антропологии, кросс-культурной и социальной психологии, что нашло свое выражение в целом ряде отдельных авторских культурологических концепций. Так, в первой половине ХХ в. активно разрабатывались теории и модели культур (Р. Бенедикт), концепции культурного релятивизма (М. Мид, М. Херсковиц), базовой структуры личности (А. Кардинер, Р. Липтон), культурного шока (С. Бочнер, А. Фарнхам), стали проводиться исследования в области межкультурного взаимодействия (Э. Холл, Р. Брислин), невербальной коммуникации (М. Аргайл, Р. Бёрдвистелл), национальных культурных ценностей (М. Рокич), особенностей национального характера (С. Клакхон, Ф. Стродбек, Т. Кнутсон) и др.

Социокультурные процессы, развивающиеся  в условиях глобализации, побудили ученых к осмыслению проблемы взаимодействия культур с различных методологических позиций. Исследования в данном направлении проводились и проводятся как в зарубежном, так и в отечественном гуманитарном знании. Феномен диалога культур рассматривается с позиций постмодернистского подхода (Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида, М. Фуко), теории межкультурной коммуникации (Р. Коллинз, Н. Луман, М. Маклюэн).

Процессы глобализации значительно  актуализировали также проблему межкультурных взаимоотношений, что развитие философско-культурологических теорий диалога культур М.М. Бахтина, В.С. Библера, М. Бубера и созданию концепций диалога культурных миров (Г.Г. Померанц), диалога цивилизаций (Г.А. Аванесова, Б.С. Ерасов), полилога межкультурных отношений (О.Н. Астафьева, К.Э. Разлогов).

В настоящее время весьма важный теоретический и методологический вклад в философско-антропологическое  и культурологическое в исследование проблемы взаимодействия и взаимопонимания  культур внесли работы отечественных ученых А.А. Белика, В.В. Кочеткова, Н.М. Лебедевой, Е.А. Сайко, З.В. Сикевич, Н.Г. Скворцова, Т.Г. Стефаненко, труды которых позволяют лучше понять природу культурных различий отдельных народов, особенностей национального характера и их роли в межэтнических контактах.

В новейшей отечественной культурологии  вопросы динамики современных культурных изменений и тенденции формирования новых направлений культурной динамики рассмотрены в трудах А.С. Ахиезера, К.Х. Делокарова, В.К. Егорова, И.В. Кондакова, Л. Н. Москвичева, А.А. Оганова, Н.А. Хренова.

Под влиянием концепций межкультурной  коммуникации западных ученых Э. Холла, К. Гирца, В. Гудикунста, Г. Триандиса, Г. Хофштеде в 90-е годы в отечественной науке произошел стремительный рост интереса к исследованию различных проблем межкультурного взаимодействия и диалога культур. Среди публикаций по общим проблемам межкультурной коммуникации следует выделить работы Т.Н. Астафуровой, Д.Б. Гудкова, В.В. Красных, Л.В. Куликовой, О.А. Леонтович, Ю.Е. Прохорова, Ю.А. Сорокина, И.А. Стернина, В.П. Фурмановой, Н.Л. Шамне1.

Системный подход в изучении межкультурной  коммуникации, включающий психологический, социальный, культурологический, аксиологический и другие аспекты представлен в работах Н.А. Авсеенко, Ж.А. Верховской, Л.И. Гришаевой, В.Г. Зинченко, Н.К. Иконниковой, И.В. Наместниковой, Т.Г. Первиль, Т.Н. Персиковой, В.Е. Черниковой, Н.В. Янкиной.

Особое значение в межкультурном  диалоге принадлежит этнокультурным стереотипам, которые во многом направляют процесс межкультурной коммуникации, а так же определяют содержание социокультурной компетентности личности. В силу такой их значимости различные виды стереотипов активно изучались в отечественной науке В.С. Агеевым, Е.В. Лаптевой, М.В. Мануковским, А.В. Павловской, О. Рёш, А.В. Сергеевой.

Другое направление публикаций, близких к теме диссертационного исследования, составили работы, посвященные различным аспектам проблемы компетентности. В общей совокупности работ по данному направлению преимущественно анализируются вопросы формирования профессиональной компетентности. Компетентность как профессиональное качество субъекта какого-либо вида деятельности рассматривается М.В. Асаиновой, Г.Э. Белицкой, А.А. Деркачем, О.В. Дивненко, И.А. Зимней, А.Н. Кузибецким, Э.Э. Линчевским, Л.А. Петровской, П.В. Растянниковым, Г.А. Селевко, А.В.Хуторским2. Из зарубежных ученых исследованию различных аспектов компетентности личности посвятили свои работы Дж. Алмонд, Г. Ауэрнхаймер, Дж. Равен, П. Роджерс.

Информация о работе Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования