Формы числа существительного в английском языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Данная тема актуальна не только лично для меня, но и для каждого изучающего английский язык, потому что при изучении грамматики английского языка происходит частое столкновение с проблемой лексических ошибок при желании изменить слова из одной в формы в другую, из формы единственного числа в форму множественного числа. Так как количество - одна из наиболее важных категорий человеческого сознания, естественно, что изучение языковых средств выражения колличественности является актуальной проблемой лингвистики. Каждому лингвисту или филологу приходиться сталкиваться не только с проблемой и явлением формы числа, но и с особенностями, правилами функционирования и исключениями категории числа данного изучаемого языка. Все сказанное обусловило выбор темы настоящей курсовой работы.

Файлы: 1 файл

Курсовик 1!.docx

— 63.11 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Данная тема актуальна  не только лично для меня, но и для каждого изучающего английский язык, потому что при изучении грамматики английского языка происходит частое столкновение с проблемой лексических ошибок при желании изменить слова из одной в формы в другую, из формы единственного числа в форму множественного числа. Так как количество - одна из наиболее важных категорий человеческого сознания, естественно, что изучение языковых средств выражения колличественности является актуальной проблемой лингвистики.          Каждому лингвисту или филологу приходиться сталкиваться не только с проблемой и явлением формы числа, но и с особенностями, правилами функционирования и исключениями категории числа данного изучаемого языка. Все сказанное обусловило выбор темы настоящей курсовой работы.

Основная цель данной диссертации  заключается в раскрытии грамматических и семантических особенностей категории числа в современном английском литературном языке. Для достижения этой цели я  поставил следующие задачи:

- обобщить, уточнить имеющиеся теоретические посылки и правила относительно категории числа в современном языкознании;                             

- проследить историю;                                                                                           

- определить грамматическую сущность, семантику и употребление формы единственного и множественного числа;

- показать взаимосвязь языка, мышления и культуры носителей английского языка в средствах выражения грамматической категории числа английского языка.

В плане содержания единство категории понимается как характерность  для нее инвариантного значения, то есть такой общей семантики, по отношению к которой все реально зафиксированные значения определенного круга форм выступают в качестве вариантов. Например, различные окончания множественного числа в английском языке.

Из поставленной цели вытекает ряд исследовательских задач:

- определить специфику  плана содержания грамматической  категории числа в английском  языке;                                                                                                 

- выявить способы выражения  грамматической категории числа  в исследуемом языке;                                                                                                 

- определить особенности  функционирования грамматической  категории числа в английском языке.

Материалом для исследования и решения поставленных задач  послужили книги, словари, опыт живой разговорной речи и Интернет-ресурсы.                  При написании данной курсовой я воспользовался такими методами как описательный, системно-структурный, функционально-семантический, а также сравнительно-исторический.                                                                   Теоретическое (и практическое) значение данной курсовой работы заключается в том, что его результаты могут быть использованы в исследованиях по проблемам грамматической семантики и грамматической стилистики, а также в исследованиях, посвященных категории количественности в английском языке, в вузовской лекционной практике, при подготовке  учебников и учебных пособий, при проведении семинаров по похожим темам.                           Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и перечни источников.

 

Глава 1. Имя существительное в английском языке

Давайте для начала обратимся  к истории, к тем временам когда язык только был в стадии формирования: Уже в глубокой древности люди обращали внимание на то, что слова, которыми они пользовались, ведут себя в речи по-разному и имеют разные функции. Одни слова обозначают предметы, другие – действия и процессы, третьи – качества и свойства предметов. Одни слова склоняются по падежам, другие изменяются по лицам и временам и т.д. Эти наблюдения, которые были отмечены древнеиндийскими и древнегреческими грамматистами, дали им основание для выделения двух отчетливо выраженных разрядов слов - имени и глагола. Аристотель (384-322 до н. э.) выделял три части речи - имена, глаголы и союзы. Широта значения существительного предопределяет наибольшее количество его функции в предложении: Она может быть и подлежащим, любым типом дополнения (прямым, косвенным, предложным), определением, приложением, предикативном членом и обстоятельством. Структурно-функциональная вариабельность существительных требует по идее наличия разных грамматических категории для выражения сентенциональной структурированности и целостности (согласование или управление другим словом). Этим объясняется наличие многих грамматических категорий: рода, числа, падежа, категории детерминации для выражения тема-рематической структуры и др.

Однако в современном  английском языке не все категории  сохранились в их изначальном  виде. например, исчезла категория рода. Различия в роде релевантных только для существительных одушевлённых, т.е. фактически являются различиями пола и маркируются не в самом существительном, а в синтагматике – в примыкающем соотносимом местоимении или другом маркере родового значения (a tom-cat, a jenny goat, a he-parrot, the baby может быть he или she или it, если пол не известен).

Сильно модифицированной является категория падежа; категория  числа содержит также много отклонений от норм образования. Ни одна из перечисленных категорий не охватывает всех существительных без исключения, наоборот, она характеризует их в пределах ограниченного количества подклассов и поэтому служит своего рода дифференцирующим признаком, т.е. основой для выделения семантических подклассов. В результате границы подклассов не являются жесткими. С другой стороны, использование категорирующих маркеров при существительных, исходно не имеющих данных категориальных признаков изменяет их субкатегориальный статус (т.е. определяет отнесенность к другому подклассу существительных) и часто меняет их значение, т.е. служит своего рода средством расширения номинативного потенциала в рамках класса существительных. Остановимся вначале на общих принципах различия  подклассов существительных. В английском языке, как и в русском, существительные по своей структуре делятся на:                                                                                                                       - Простые, т. е. состоящие только из одного корня ( man - человек, мужчина).                                                                                             - Производные, т.е. имеющие в своем составе кроме корня еще и суффиксы или префиксы, а иногда и то и другое ( report - донесение, доклад; отчет + display - показ; демонстрация; парад + teacher – учитель + detachment – отряд + carelessness - небрежность, легкомыслие + disorganization - дезорганизация, расстройство).                                                                                                                   -Сложные, т.е. состоящие из двух или более основ (headphone - головной телефон + hothouse – теплица + tooth-brush - зубная щетка).

В сложных существительных  ударение обычно падает на первое слово:  black-board - классная доска.   Сложные существительные могут иметь в своем составе суффиксы и префиксы: scene-painter - художник-декоратор.                                                                                                     По своему лексическому значению существительные делятся на:                                  -Собственные, которые являются индивидуальными названиями отдельных лиц, предметов или явлений. К именам существительным собственным относятся имена, фамилии, географические названия, названия книг, газет, исторических событий, а также дней недели, месяцев, праздников и т.д.   Имена собственные пишутся с заглавной буквы: John, Charles Dickens, Trafalgar Square, Moscow, the United Kingdom, Victory Day, Tuesday, March.                                                                                                  - Нарицательные, представляющие собой общие названия для всех однородных предметов. Они обозначают отдельные предметы, различные вещества, признаки, действия, состояния, чувства и т.д. ( room – комната, mission - миссия; задание, задача). Нарицательные существительные делятся на исчисляемые и неисчисляемые.  Исчисляемые существительные обозначают предметы, которые можно сосчитать: bullet – пуля, horse – лошадь. Они употребляются как в единственном, так и во множественном числе. Исчисляемые существительные могут употребляться с количественными числительными.                         Неисчисляемые существительные обозначают предметы и понятия, которые счету не поддаются: air – воздух , weather – погода. Неисчисляемые существительные не имеют формы множественного числа, не могут употребляться с количественными числительными и неопределенным артиклем.  Вместе с тем, некоторые неисчисляемые существительные могут употребляться как исчисляемые. В этом случае они могут иметь форму множественного числа, но тогда их значения меняются: iron – железо, irons - утюги; оковы, colour – цвет, colours - краска знамя.

Некоторые существительные, такие как advice - совет, money - деньги и др., не имеют формы множественного числа и перед ними не употребляется неопределенный артикль.

Глава 2. Грамматическая категория числа

2.1. История и  возникновение

Чтобы раскрыть сущность грамматической категории числа нам придётся обратиться  к истории и даже философии данного вопроса. Буганов утверждал, что “грамматическая категория числа тесно связана с логическим представлением о числе, хотя и не совпадает с этим”.1                                             Категория количества – одна из наиболее общих абстрактных категорий мышления современного человека. Она является необходимым элементом познания, пронизывает все стороны человеческой деятельности, как практической и бытовой, так и научно-познавательной. Возникновение и становление данной категории неразрывно связано со становлением и формированием мышления человека в процессе его трудовой деятельности и, в первую очередь, с постепенным переходом мышления от чувственно-конкретного к абстрактному. “Следует учитывать длительное историческое развитие абстракции числа, нераздельно связанной с отвлеченным мышлением вообще”, - отмечает О. Есперсен.2                                                                                 По мере развития трудовой деятельности, вовлечения в нее все большего числа разнородных предметов проявляется потребность в обобщении, знаменующая собой переход от чувственно-конкретного к абстрактному, от особенного к общему. Человек начинает группировать предметы и явления по каким-либо общим признакам или функциям, происходит отделение категории количества и качества. Таким образом, возникает новое противопоставление: единичного – множественному или общему; одного человека – человеческой общности, одного предмета – группе предметов или целому классу данных предметов.

Содержание мыслительной категории количества своеобразно  отражается в семантике языка, а  затем реализуется многообразными языковыми средствами, принадлежащими различным уровням языковой системы, образуя языковую категорию количества.    В языках, где существуют только единственное и множественное число (например, английский язык), посредством форм грамматического числа выражается лишь различие между единичным объектом и множеством объектов, причем последнее может быть самой различной мощности и количественности. К таким языкам принадлежат, в частности, германские, романские, славянские и многие другие языки. В них количественность морфологически оформлена как грамматическая категория числа, представляющая собой несложную оппозицию грамматической категории единственного числа и грамматической категории множественного числа. Она отражает противопоставление “один” – “более чем один”.          Таким образом, категория количества разнообразными грамматическими и лексическими средствами получает свое выражение во всех современных языках. Основными категориальными ее значениями у существительных является единичность (один предмет) и множественность (больше, чем один предмет), а в тех языках, где есть двойственное (например, арабский язык) и тройственное число – двоичность (два предмета) и троичность (три предмета). Кроме того, либо особыми словообразовательными суффиксами, либо самим лексическим значением существительного может выражаться собирательное множество. В языках, где не выделяется особая грамматическая категория числа, тем не менее, существуют не только лексические, но и другие средства выражения множественности.3  Многообразие существующих количественных отношений, а также способов восприятия количественных определенностей обусловливает разнородный характер языковой категории количества.

Выделяются два основных направления познания и отражения  количественных определенностей: дискретного и недискретного количеств. Первый вид оперирует множествами, поддающимися исчислению (число), второй вид определяется в отношении к другому количеству и ассоциируется с понятием величины, интенсивности, меры и реализуется благодаря градуальной потенции, которая подразумевает способность признака выступать в той или иной степени своего проявления.4                                                                            Ряд современных исследователей придерживается точки зрения, что в основе категории числа лежит дискретность, прерывность, то есть представление о раздельности предметов. Г. Гийом считал, что упрощенно история категории числа была следующей: преобразование неопределенного множества в единицу и затем – образование от единицы множественного числа. В каждом языке отражается определенный способ восприятия мира, навязываемый в качестве обязательного всем носителям языка. В способе мыслить воплощается цельная коллективная философия, своя для каждого языка. Изучением этого и занимается когнитивная лингвистика, а именно системным описанием и объяснением механизмов человеческого усвоения языка и принципов структурирования этих механизмов. Как средство коммуникации между членами общества язык отражает многие аспекты данной культуры.5 Как видно, категория числа, возникнув из жизненных потребностей человека, претерпела ряд осложнений и в грамматике языка получила сложное отвлеченное значение. Исторические причины, вызвавшие ее к жизни, очевидны, и все последующее ее развитие может быть тщательно прослежено.6

 

2.2 Исторические  изменения грамматической категории  числа в английском языке

Мы снова обратимся  к истории, так как только лишь обращение к историческим справкам даст нам возможность прочувствовать пути возникновения форм числа в  английском языке, проследить их исторические изменения с целью выявления  национально-культурной специфики  грамматической категории числа английского языка. Именно историческое изучение имеет объяснительную силу. Это не сложно осознать, ведь именно "история языка, проникая в глубинные слои языкового развития, приоткрывает нам мотивы, по которым избирались те или иные признаки, характерные для данного понятия”.7

На основе сравнительно-исторического  исследования языков установлено, что  английский язык относится к германской группе индоевропейской языковой семьи. Индоевропейские языки – одна из наиболее крупных языковых семей, на них в настоящее время говорят  более 1 млрд. 600 млн. человек. Более 400 млн. говорят на новогерманских языках.  Среди германских языков первое место занимает английский язык.

Информация о работе Формы числа существительного в английском языке