Внешняя политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 09:15, контрольная работа

Описание работы

Цель: выявить место и роль внешней политики в системе государственного управления государства.
Задачи:
– дать определение внешней политике государства (сущность, формирование, функции и методы осуществления);
– установить основные тенденции развития внешней политики современной России;
– выявить глобальные проблемы современности и их влияние на внешнюю политику.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………………..3
1. Особенности внешней политики государства ………………………………………….4
1.1Определение внешней политики, ее функции, цели и средства реализации………………………………………………………………………………………………………………….4
1.2 Внешняя политика современной России……………………………………………………….7
1.3 Глобальные проблемы современности и их влияние на внешнюю политику…………………………………………………………………………………………………………………...…9
2. Движущие силы внешней политики государства ……………………………………13
2.1 Внешняя политика и внутренние ресурсы государства……………………..……13
2.2Внешняя политика и национальные интересы …………………………………………...16
2.3Внешнеполитический механизм в России: некоторые особенности функционирования………………………………………………………………………………………….……….19
Заключение……………………………………………………………………………………………………………..22
Список использованной литературы………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

ГЕОПОЛИТИКА.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, внешняя  политика представляет собой деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших право от имени всего  общества выражать национальные интересы на международной арене, избирать соответствующие  средства и методы их реализации. В качестве главных субъектов внешней политики выступают государства и неправительственные организации.

 

 

 

 

 

 

1.2 Внешняя политика современной России

Изменения в мировой  политике после окончания «холодной  войны», а также начавшаяся в стране демократизация поставили Россию в положение страны, которая должна заново определить свое место в мировой политике, выявить те приоритеты своей внешнеполитической деятельности, которые определят ее роль и влияние на мировой арене. Выработка же такой стратегии и тактики определяется не только перспективными планами обновления страны, она в полной мере испытывает на себе влияние политических традиций, массовых и элитарных стереотипов, современных внешнеполитических отношений[6] .

В настоящее время  можно говорить о трех основных направлениях (путях, вариантах) выработки Россией своей линии поведения на международной арене.

Первый вариант выбора внешнеполитической стратегии связан с попытками сохранения статуса великой державы и продолжения прежней экспансионистской политики, направленной на расширение зоны политического влияния и контроля над другими государствами. Прежде всего такая политика возможна на основе угрозы использования государством своего военного, прежде всего атомного, потенциала, воплощения определенных амбиций части политического руководства, а также непреодоленных массовых стереотипов (антизападнических, шовинистических и др.)[7] .

Второй путь предполагает обретение Россией статуса региональной державы. В одном случае ее влияние может основываться по преимуществу на факторах силового давления на соседние государства и по сути дела повторять логику поведения «сверхдержавы» в локальном политическом пространстве. При другом варианте завоевание политического влияния страной может основываться на налаживании ею равноправных и взаимовыгодных отношений с соседями, отказом от военных и силовых угроз

по отношению к ним  и сознательным    уходом      от вовлечения в мировые 

конфликты и противоречия.

Третий путь предполагает, что Россия может занимать сугубо прагматическую внешнеполитическую позицию, основанную на принципиальной равноудаленности от тех или иных блоков сил и прагматическом сближении или отдалении от конкретных коалиций и государств. Тем самым ее общегосударственные интересы будут формироваться на внеидеологической основе, видоизменяясь в зависимости от конкретной складывающейся ситуации. При таком подходе к внешнеполитическим задачам страна сможет сделать упор на решение экономических и других внутренних проблем[8] .

В реальной политической деятельности государства переплетаются элементы каждой из трех возможных стратегий, и каждая из них предполагает непременное решение задач, связанных с выработкой принципиальных отношений как минимум к трем группам своих внешнеполитических контрагентов: своим союзникам, Западу и странам «третьего мира».

Среди приоритетных направлений  внешней политики России можно выделить следующие[9] :

- создание новой системы  взаимоотношений с бывшими социалистическими  странами;

- вхождение в европейское  и мировое сообщество;

- разработка новых принципов межгосударственных отношений с бывшими республиками СССР;

- разработка новой  военно-политической доктрины в  изменившемся геополитическом пространстве;

- активизация отношений  с Китаем, странами Юго-Восточной  Азии;

- равноправное развитие отношений с США;

- противодействие установлению  «однополюсного» мира под эгидой  США; 

- участие в миротворческих  акциях прекращения вооруженных  конфликтов 

под эгидой ООН.

 

ВЫВОДЫ: Важным моментом во внешней политике России последнего года было стремление "перейти к формуле, более отвечающей и статусу России в мире, и нашим национальным интересам: равноправное партнерство".

Непредвзятый анализ подводит еще к одному выводу. Смысл  его в том, что, поскольку переходный период в России не закончился, расстановка политических сил то и дело меняется и новая система международных отношений тоже еще только складывается, постольку потребуется еще не одно обновление внешнеполитической концепции России.

 

 

 

 

 

1.3 Глобальные проблемы современности и их влияние на внешнюю политику

Глобальные проблемы современности – это совокупность наиболее острых мировых проблем, решение  которых требует массового осмысления и объединения усилий всех народов и государств[10] . Особенность их состоит в том, что каждая из этих проблем носит комплексный и всеобщий характер, что обусловлено растущей целостностью современного мира.

Группа глобальных проблем  включает в себя в качестве главных[11] :

- нахождение путей  устойчивого экономического развития  в связи с тем, что современные  технологические структуры достигли своего предела;

- проблемы войны и  мира, обеспечения международной  безопасности, разоружения и конверсии,  укрепления доверия  к   сотрудничеству между

народами;

- экологические проблемы, поставившие человечество перед  угрозой экологического коллапса, сравнимого с последствиями ракетно-ядерной катастрофы;

- преодоление экономической  и культурной отсталости, нищеты  в развивающихся странах Азии, Латинской Америки, Африки;

- проблема человека, включая  измерение общественного прогресса и соблюдения социальных, экономических и индивидуальных прав и свобод личности, борьбу с международной преступностью и терроризмом, гуманизацию международных отношений.

Поскольку эти проблемы глобальные, общечеловеческие, то естественно, что их решение должно находиться в эпицентре международной политики. Особо сложной является проблема поиска устойчивого экономического развития, разумности производства и потребления, ибо от ее решения в конечном счете зависит решение всех остальных проблем[12] .

Современная модель производства и потребления в условиях доминирования капитализма на большей части земного шара по-прежнему выступает в конкретно-исторической форме производства стоимости и прибавочной стоимости – капитала. Капитал же не имеет внутренней меры и стремится к бесконечному количественному возрастанию. Поэтому общественное богатство отождествляется с огромным скоплением товаров, а общественный прогресс с безграничным умножением их количества и разнообразия. Развитые страны – «золотой миллиард» из 5,6 млрд. людей на планете – обеспечили такое количество этих товаров, что потребляют в среднем в 20 раз больше ресурсов планеты, чем развивающиеся государства. На долю 75%, остающегося за вычетом «золотого миллиарда» населения земли приходится 14% мирового дохода. Это позволило экономистам и социологам говорить о вступлении развитой части капиталистического мира

в новую стадию – стадию потребительского общества[13] .

Все серьезные западные мыслители в один голос и с  возрастающим беспокойством признают, что по мере становления потребительского общества возрастает его отчужденный характер, усугубляется подчиненное, пассивное положение человека как «винтика тотального общественного механизма». Потребление превращается в «священную обязанность» человека, от выполнения которой зависит его социальный статус, личное самочувствие.

В потребительском обществе принуждение к труду дополняется  принуждением к потреблению различными средствами манипуляции[14] , в первую очередь при помощи рекламы. Индивидуальная свобода человека низводится до свободы выбирать между различными, беспрерывно меняющимися, но фактически идентичными видами одного и того же товара («шмотки», телесериалы, секс, поп-культура и т.д.).

Разрешение всего комплекса  проблем, стоящих перед человечеством, невозможно путем превращения западного потребительского общества в глобальную модель развития. В настоящее время общепризнано, что дальнейшее распространение на все население Земли характерного для «золотого миллиарда» потребления приведет к такому давлению на природную среду, которая вызовет планетарную экологическую катастрофу, сделает Землю непригодной для обитания.

Именно поэтому участники  конференции ООН по окружающей среде  и развитию (Бразилия, 1992г.), в которой  принимали участие руководители подавляющего числа государств мира, приняли Концепцию устойчивого развития[15] . Суть ее заключается в том, что дальнейшее развитие производительных сил и повышение уровня благосостояния всего населения Земли возможно лишь на основе качественного изменения модели производства и потребления, предусматривающей сохранение экологического баланса Земли, всеобщего сбережения природной среды, материальных ресурсов и труда, преодоления расточительного характера

современной западной цивилизации.

Концепция устойчивого  развития, исходя из анализа современных достижений науки и техники, предусматривает необходимость создания более современного технологического базиса . Его основу должны составить дальнейшее совершенствование систем автоматизированного управления, накопления и передачи информации (микроэлектроника, оптиковолоконная техника, «искусственный интеллект» и др.), разработка новых источников энергии, средств ее хранения и передачи (управляемый термоядерный синтез, высокотемпературная сверхпроводимость и т.д.), овладение новыми природными процессами (микро-биотехнология, тонкая химия и т.д.), переход от конвейерного производства к гибкому автоматизированному, деурбанизация на основе развития транспортных и телекоммуникационных систем и т.д.[16]

Создание материального богатства все более будет зависеть не от экстенсивного труда, а от интеллектуального развития его субъекта, от степени научного познания человеком и обществом законов природы и технологий. Соответственно главными становятся вложения в человека, в науку, образование, культуру. И мерой общественного богатства все более становится не рабочее время и создаваемая им меновая стоимость, а свободное время, необходимое человеку для непрерывного развития и самореализации в творчестве .

Эта тенденция свидетельствует о происходящей перемене соотношения объективных и субъективных факторов производства, о выдвижении человека как его главной цели, о распространении принципа «не человек для производства, а производство для человека». Вкупе с необходимостью разумного ограничения потребления ввиду ресурсных и экологических проблем эта перемена вступает в противоречие с капиталистической формой функционирования общества с его главной целью получения максимальной прибыли. Это и требует ныне качественно нового подхода к определению форм производства и потребления. Его смысл не в свертывании производства и потребления, а       в   практическом выявлении подлинного соотношения

человеческих способностей и потребностей.

Это соотношение правомерно определять так: потребности человека определяются способностями человека, а не наоборот, как это еще часто делается. Круг потребностей разумным субъектом определяется в той мере, которая необходима ему для реализации своих способностей в окружающем мире. Владение ненужными вещами – это паразитизм. На смену «сверхпотреблению», губительно воздействующему на личность, все более часто приходит разумное потребление как функция развития творческих способностей человека[17] .

Устойчивое развитие, требующее рациональной экономики, снижения расходов материала и энергии на душу населения, диктует необходимость усиления общественного характера материального потребления. Эта задача предполагает глубокую реконструкцию всей инфраструктуры жизни, принципиально новую ступень развития системы общественного транспорта, связи и информации, общественного доступного питания, здравоохранения, центров образования и творчества, культурно-эстетического развития и отдыха, клубов, театров, парков, стадионов, музеев, библиотек и т.д.

Технологический процесс  устойчивого развития в своем социально-экономическом измерении объективно совпадает с процессом подлинного обобществления труда, усиления его коллективного характера, возрастания взаимосвязи различных отраслей и секторов производства, подчинения его общегосударственным и глобальным целям и контролю. Но обобществление труда,  как  подчеркивал    В.И. Ленин, – главная материальная    основа

неизбежного наступления  социализма.

Из всех глобальных проблем  проблема войны и мира до недавнего  времени представлялась самой жгучей проблемой современности. По некоторым подсчетам за последние 55 веков произошло 14,5 тысяч войн, в которых погибло 3,6 миллиарда человек. За 50 с лишним послевоенных лет в мире произошло 250 войн, в них участвовало 90 государств, чьи общие потери превысили 35 млн. человек . Это свидетельствует о том, что мировое сообщество еще не созрело для полного предотвращения войн, хотя объективные условия настоятельно требуют такой зрелости. Но усилия народов и государств должны быть направлены прежде всего на преодоление причин, порождающих войны. Для этого требуется ограничить, а затем и прекратить гонку вооружений – своеобразную раковую опухоль человечества. Милитаризация стала невыносимым бременем для всех государств, поскольку лишает их ресурсов, необходимых для преодоления отсталости и нищеты .

Экологическая проблема в ее современном виде возникла в 60-х годах текущего столетия. С  этого времени стали проявляться  и усиливаться симптомы экологического кризиса, который в наши дни характерен практически для всех континентов Земли, всех государств. Экологический кризис – это резкое ухудшение состояния естественной среды обитания человека (биосферы) в результате нарастающего отравления и загрязнения земли, воды, атмосферы . Одно из проявлений системного кризиса современной цивилизации. Составные компоненты экологического кризиса:

Информация о работе Внешняя политика государства