Виды государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:48, реферат

Описание работы

Особенность государства как социального института заключается и в том, что через его структуры и механизмы формируется и закрепляется всеобщая воля, придающая государственным установлениям обязательный характер. Государству принадлежит легитимная монополия на законотворчество и принуждение. Именно властная сила государства с помощью права, закона способна обеспечить защиту и сохранность прав и свобод каждого гражданина.

Файлы: 1 файл

реферат ГМУ.docx

— 54.05 Кб (Скачать файл)

 -  Верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими своих должностных обязанностей и в обеспечении их прав;

-  Приоритет и непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина – обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;

 -Единство системы государственной власти и разграничение полномочий между Федерацией, её субъектами  и муниципальными образованиями;

  -  Разделение ветвей власти – законодательная, исполнительная и судебная;

  - Равный доступ к государственной службе – в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

  -  Обязательность решений вышестоящих государственных органов и руководителей, принятых ими в соответствии с российским законодательством и в пределах их компетенции;

  Единство требований, предъявляемых к государственной  службе;

  Профессионализм и  компетентность государственных  служащих;

  Гласность в осуществлении  государственной службы;

 Ответственность государственных  служащих за подготавливаемые  и принимаемые решения, неисполнение  либо ненадлежащее исполнение  своих должностных обязанностей;

  Внепартийность государственной  службы; отделение религиозных организаций  от государства;

 Стабильность кадров  государственной службы.

  Государственная служба  в государстве, в том числе  в федеративном и при сильном  местном самоуправлении, должна  быть целостной, основанной на  общих подходах и принципах.  Это не сумма служб на различных  уровнях и в различных подсистемах  государственного аппарата, а единая  государственная служба одному  государству и обществу, ее создавшему.

  С позиций осуществления  управленческой деятельности можно  выделит следующие виды службы: федеральная служба; государственная  служба субъектов Федерации и  муниципальная служба. Государственную службу условно можно разделить на: федеральную и субъектов федерации;  специализированную, военную и гражданскую.

  В зависимости от  вида государственной власти  можно выделить службу: в представительных  органах, в судебных органах,  в органах исполнительной власти  и в иных органах.

 

Понятие и  особенности правового статуса  государственного служащего

   В соответствии  с ФЗ от 05.07.1995 г. «Об основах  государственной службы в Российской  Федерации» государственная служба  – это профессиональная деятельность  по обеспечению исполнения полномочий  государственных органов.

   Нормативная характеристика  государственной службы позволяет  определить понятие  государственного  служащего – это гражданин  РФ, состоящий на государственной  должности и исполняющий права  и обязанности,  установленные  законодательными актами государства  о государственной службе, и получающий  за это денежное вознаграждение  за счет средств государственного  бюджета.

Условно различают виды государственных  служащих:

a) по функциональному  назначению:

- служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предприятий, учреждений, организаций;

- служащие, деятельность  которых подчинена управлению  предприятием, учреждением, организацией;

- служащие совмещающие выполнение указанных выше функций.

b) по характеру и объему  полномочий:

  - представители административной власти  - должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (санитарный врач);

  - оперативный состав – функциональные работники, государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалиста государственного органа, наделенного полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций,  но не имеющие права совершать служебные юридически властные акты в качестве средства управления людьми (юрисконсультант);

  - вспомогательный состав – служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Их деятельность связана с обеспечением служебной деятельности оперативного состава (технические секретари);

  - граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия (нотариус).

  Юридическая возможность  лица вступать в качестве государственного  служащего в административно-правовые  отношения, быть носителями конкретных  юридических прав и обязанностей  по государственной службе связана  с наличием у правового качества, которое называется административная  правосубъектность. Административная правосубъектность государственного служащего возникает с момента замещения (назначения на должность) им определенной должности. Административная правосубъектность составляет основу административно-правового статуса государственного служащего, который включает в себя три элемента: права, обязанности и ответственность. Административно-правовой статус характеризует исходное правовое положение государственного служащего и устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными нормативными актами государственных органов. Административно-правовой статус государственного служащего имеет свои особенности:

  1.  Права и обязанности государственного служащего устанавливаются в пределах компетенции государственного органа;

  2. Носит производный характер - деятельность государственного служащего подчинена осуществлению задач и функций государственного органа где он проходит службу;

  3. Права и обязанности обладают единством – права являются и обязанностью и должны осуществляться в интересах государства и общества;

  4. Предписания государственных служащих подлежат исполнение теми, кому адресованы;

  5. Реализация прав и обязанностей гарантируется государством;

  6. Ограничения общегражданских прав и особая дополнительная ответственность направлена на повышение эффективности государственной службы.

   Содержание правового  положения государственных служащих  характеризуется общегражданскими (государственные служащие пользуются  всеми правами и свободами  и несут обязанности наравне со всеми гражданами) и служебными правами и обязанностями.

  Служебные права и  обязанности подразделяются на:

  А) общие для всех госслужащих:

- относящиеся к существу служебной деятельности (обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан);

-сопутствующие статусу госслужащего (не совершать действий, подрывающих авторитет государственного служащего).

  Б) специальные, связанные с конкретными должностями и сферами деятельности государственных органов.

   Среди прав, предоставленных  ФЗ «Об основах государственной  службы в Российской Федерации»  от 05.07.1995 г. государственному служащему  есть следующие права:

   - Знакомиться с  документами, относящимися к деятельности, и получать информацию и материалы,  необходимые для исполнения должностных  обязанностей;

   - Посещать в установленном  порядке предприятия и учреждения  независимо от форм собственности  для исполнения обязанностей  по службе;

    - Принимать решения  в пределах своей компетенции;

    - Продвигаться  по службе и повышение денежного  содержания с учетом квалификации  и профессиональных качеств;

    - На пенсионное  обеспечение;

   - Объединяться в  профессиональные союзы и ассоциации  для защиты своих прав Указанный  выше Федеральный закон устанавливает  следующие обязанности государственного  служащего:

- Обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ;

- Добросовестно исполнять должностные обязанности;

- Обеспечивать, соблюдать и защищать права и законные интересы граждан;

- Соблюдать установленные правила внутреннего трудового распорядка;

- Поддерживать свой уровень квалификации, достаточный для исполнения должностных обязанностей;

- Хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и др.

   Предоставляя определенные  права и возлагая обязанности  необходимые для выполнения задач  по государственному управлению, ФЗ «Об основах государственной  службы в Российской Федерации»  от 05.07.1995 г. устанавливает социально-экономические,  политические и моральные ограничения,  связанные с государственной  службой:

- Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

- Быть депутатом представительного государственного  органа;

- Состоять членом органа управления коммерческой организации;

- Быть представителем или поверенным по делам третьих лиц в государственном органе;

- Получать от физических и юридических лиц вознаграждение за исполнение служебных обязанностей в их интересах;

- Принимать без разрешения президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств и международных организаций;

- Принимать участие в забастовках;

- Использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения и др. государственное имущество и служебную информацию;

- Использовать свое положение в интересах политических партий и общественных объединений, в т.ч. религиозных, для пропаганды отношения к ним и др.

Государственный служащий должен быть политически нейтральным, не может  состоять в политических партиях. Однако политические ограничения не относятся  к должностным лицам категории  «А» (некоторые министры – руководители партий).

За неисполнение или не надлежащее исполнение должностных  обязанностей государственный служащий подлежит ответственности в соответствии с действующим законодательством. Под ответственностью государственного служащего понимается - обязанность  государственного служащего претерпеть определенные лишения личного, имущественного и организационного характера за совершенное им правонарушение. В  отношении государственных служащих предусмотрены следующие виды ответственности:

  -Дисциплинарная – за совершение дисциплинарного проступка (замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение от должности);

  - Административная – за совершение административных правонарушений;

  - Уголовная – за совершение уголовно наказуемых деяний;

   -Материальная – за причинение материального вреда при исполнении служебных обязанностей.

   Учитывая специфику деятельности государственных служащих государством предусмотрены различные льготы. Льготы – это установленные законодательством и обеспеченные государством преимущества, предоставляемые государственным служащим в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Различают следующие виды льгот:

-по налогообложению     

- по проезду на транспорте       

-по пенсионному обеспечению

-по медицинскому страхованию    

-по оплате жилищных и коммунальных услуг  и иные.

   В порядке стимулирования  служебной деятельности в отношении  государственных служащих государством  предусматриваются разнообразные  меры поощрения. Меры поощрения  – это меры морального, материального  характера, применяемые к государственным  служащим при наличии в их  действиях объективно признаваемого  факта заслуг перед государством. В зависимости от вида поощрения  они применяются соответствующими  должностными лицами (руководителями) в определенном процедурном порядке  с занесением сведений в трудовую  книжку и личное дело служащего.  Благодарность правомочен объявить  руководитель государственного  органа, наградить орденом Президент  РФ.

 

 

 

 

  Классификация государственных должностей

 

   Довольно часто  под государственной службой  в широком смысле понимают  службу в любых учреждениях,  оплачиваемых за счет бюджетных  средств. При таком подходе  государственными служащими будут  сотрудник музея и главный  врач районной больницы, заведующий  библиотекой и воспитатель детского  сада, однако в соответствии с  законом они не относятся к  категории государственных служащих. Число таких служащих довольно  большое во всех странах: в  Германии и во Франции –  около 7,5 % от общего числа населения.  В более узком смысле государственной  службой является только профессиональная  деятельность в государственных  органах лиц, имеющих соответствующие  звания, чины, ранги. За рубежом  подобная деятельность называется  классифицированной (гражданской, публичной)  государственной службой. В России  к государственной службе относится  около 500 тыс. человек из которых 90 %  работает в местных территориальных органах министерств и ведомств, судов, прокуратуры и т.п.

Информация о работе Виды государственных служащих