Территориальное общественное самоуправление: технологии развития и деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 03:05, доклад

Описание работы

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) представляет собой социальную практику самостоятельного и под свою ответственность осуществления населением собственных инициатив по вопросам местного значения. В ее основе лежат процессы самоорганизации граждан по месту жительства.

Файлы: 1 файл

5.1.Территориальное общественное самоуправление_Мерсиянова И.В..doc

— 282.50 Кб (Скачать файл)

Практика предоставления грантов  в Новосибирске продолжается, развивается, превращая конкурс социально значимых проектов и муниципальный грант в эффективный инструмент взаимодействия муниципалитета с общественным сектором города.

В некоторых муниципальных  образованиях сложились разветвленные  системы поддержки ТОС со стороны  органов местного самоуправления. Мэр  города Новосибирска В.Ф. Городецкий прилагает немало усилий для того, чтобы интересы населения и власти  максимально совпадали. И если говорить о системе в работе, то нельзя не сказать об условиях, создаваемых мэром города для эффективности ее работы. Вот наиболее значимые из них:

        • поддержка социально значимых инициатив жителей через муниципальные гранты, (в 2008 году отдельная номинация выделена для частного сектора листков комитетов для населения);
  • поддержка деятельности ТОС, обеспечение советов ТОС помещениями и оплата затрат на их содержание;
  • создание МУДО «Спортивный город» с целью обеспечения каждого ТОС инструктором по физической культуре и спорту;
  • поддержка трудовых отрядов по месту жительства (питание, поощрение);
  • поощрение актива ТОС;
  • совершенствование взаимодействия структурных подразделений мэрии с органами ТОС и др.

 

Технологии  деятельности ТОС

Территориальное общественное самоуправление на сегодняшний  день представляет собой мощный ресурс социально-экономического развития поселений. Оно делает существенный вклад в решение вопросов местного значения, который пока, к сожалению, не имеет статистической оценки.

Сфера деятельности ТОС ограничена вопросами местного значения – вопросами непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» содержит список таких вопросов для каждого типа муниципальных образований. Ограничения накладываются лишь на те вопросы, которые отнесены к исключительной компетенции иных субъектов, функционирующих в системе местного самоуправления.

Эти законодательно закрепленные вопросы местного значения представляют собой институциональные рамки деятельности ТОС. Реальные права на участие в решении тех или иных вопросов должны быть конкретизированы в нормативно-правовых актах муниципальных образований. На практике ТОС выполняют разнообразные функции (в рамках законодательно установленной компетенции), удовлетворяя многие потребности и решая широкий круг проблем жителей определенной территории.

Перечисление  направлений деятельности органов ТОС дает нам представление о широте их сферы деятельности. Это – благоустройство территории, помощь пожилым людям, организация досуга и занятости детей и подростков, проведение дворовых праздников и спортивных соревнований, содействие в охране и поддержании правопорядка, строительство игровых и спортивных площадок, защита прав и интересов жителей и др.

Рассмотрим технологии деятельности ТОС на примере города Новосибирска. Относительно новой технологией является организация работы по присвоению «Знака доверия» управляющим организациям.

«Знак доверия» является формой признания  населением города эффективности работы управляющих организаций и стимулом для объединения жителей в вопросе оценки качества предоставления услуг управляющими организациями. Ходатайство о присвоении «Знака доверия» управляющей организации инициируется органом территориального общественного самоуправления с учетом мнения собственников помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией. В заседании комитета доверия принимают участие представители департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства, управления общественных связей мэрии города Новосибирска и взаимодействия с административными органами, представители органов территориального общественного самоуправления города Новосибирска.

В июне 2008 года в адрес комитета поступили ходатайства из пяти районов города: Железнодорожного, Заельцовского, Ленинского, Октябрьского, Центрального. Остальные районы сочли преждевременным ходатайствовать о присвоении «Знака доверия» своим управляющим организациям. После тщательного изучения протоколов заседания советов ТОС обсуждалась работа шести управляющих компаний. По итогам работы комитета доверия принято решение о присвоении «Знака доверия» лишь одной управляющей компании.

Члены комитета доверия считают, что  присвоение подобного знака управляющим  организациям возлагают на них большую  ответственность и будут влиять на их рейтинг в городе Новосибирске. Кроме того, это возможность обменяться опытом и взять на вооружение все лучшее, что уже наработано управляющими организациями по механизму предоставления качественных коммунальных услуг населению.

При создании концепции «Открытая школа» соединились интересы образовательных учреждений и ТОС в организации целесообразного воспитательного процесса по месту жительства. Профессиональные ресурсы центра образования и здоровья «Магистр» используются населением по месту жительства для организации социальной, оздоровительной, воспитательной деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей, содействия в развитии социальных инициатив, творчества, физического и нравственного совершенствования.

В настоящее время в рамках концепции выстраивается взаимодействие с ТОС по вопросам наркопрофилактики, реабилитации детей и подростков «группы риска», развития партнерских отношений с родителями, взрослыми по месту жительства. Большая роль отводится индивидуальной работе. В районах города создаются общественные комиссии по делам несовершеннолетних, которые строят свою деятельность во взаимодействии с инспектором ИДН, социальными педагогами, классными руководителями, совместно посещают трудных подростков, выявляют неблагополучные семьи, составляют акты обследования жилищно-бытовых условий. Совместно с ТОС формируется автоматизированный банк данных семей, находящихся в социально опасном положении. Положительной динамикой является увеличение процента снятия с учета, а общественные комиссии при ТОС и активность общественности способствуют улучшению положения в семье.

Следует отметить, что среди активистов ТОС немало педагогов с большим опытом работы, и они как никто понимают необходимость включения общественности в процесс профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, понимают, что только индивидуальные доверительные отношения могут привести к успеху.

Следует отметить такое направление в работе ТОС как создание трудовых отрядов по месту жительства, работа и деятельность в которых создают благоприятные условия для профилактики противоправных действий среди детей и подростков. В летний период создано 92 отряда (1231 человек, из них 726 – из малообеспеченных семей). В Год семьи перспективное направление - организация работы женских клубов по месту жительства.

Еще одна форма, помогающая решать социальные проблемы по месту жительства –  спортивно-массовая, физкультурная работа во дворах с разными возрастными категориями граждан. Возрождение дворовых команд, организация летней и зимней спартакиады «Новосибирский двор – спортивный двор», строительство спортивных площадок во дворах – все это способствует привлечению детей, подростков, молодежи, людей старшего возраста к систематическим занятиям физической культурой. В 2008 году в каждом районе города построено по одной универсальной спортивной площадке с искусственным покрытием. Семейные спортивные праздники становятся хорошей традицией. Используются как давно забытые оздоровительные мероприятия: лапта, городки, «Кожаный мяч», «Золотая шайба», так и новые физкультурно-массовые мероприятия: «Молодецкие игры», «Гимнастрады» для людей старшего возраста. В планах «Спортивного города» намечается проведение соревнований по возрождаемой программе ГТО, создание в каждом районе города пунктов проката инвентаря.

Перечисленные выше формы участия  населения в решении социальных проблем не  навязаны сверху, а являются инициативой активистов ТОС. Задача власти – создать условия для их реализации. В этом нельзя не отдать должное мэру города В.Ф. Городецкому, который на протяжении многих лет поддерживает «тосовское» движение и морально и материально.

 

Способы осуществления  ТОС

Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей  территории.

Собрание  граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

 

 

Примерный план мероприятий по подготовке 
конференции по месту жительства

№ этапа

 

Кол-во дней до конференции

 

Ваши действия

         

Шаг 1

 

45

 

Принятие решения  о проведении конференции на заседании совета ТОС

         

Шаг 2

 

40

 

Разработка  плана мероприятий по подготовке и проведению конференции

         

Шаг 3

 

30

 

Согласование организационных вопросов с администрацией района и мэрией города

         

Шаг 4

 

25

 

Взаимодействие  с заинтересованными организациями  – ЖЭУ, ОПОП, школами, детскими подростковыми клубами и др. – по вопросу проведения конференции

         

Шаг 5

 

25

 

Изготовление бланков петиционных листов и образцов протоколов собраний по выборам делегатов конференции

         

Шаг 6

 

25

 

Взаимодействие  со старшими по домам и по подъездам, председателями домовых и уличных комитетов по вопросам избрания делегатов конференции

         

Шаг 7

 

25

 

Организация работы по выборам  делегатов

         

Шаг 8

 

20

 

Оформление  удостоверений делегатов

Шаг 9

 

20

 

Разработка  необходимой документации для проведения конференции

         

Шаг 10

 

10

 

Решение вопроса  о выделении помещения и согласование времени проведения конференции

         

Шаг 11

 

10

 

Проверка петиционных  листов по выборам делегатов

         

Шаг 12

 

7

 

Выдача удостоверений делегатам  конференции

         

Шаг 13

 

7

 

Согласование  списка приглашенных лиц

         

Шаг 14

 

7

 

Подготовка  проекта решения конференции

         

Шаг 15

 

7

 

Информирование  населения о месте и времени  проведения конференции

         

Шаг 16

 

3

 

Проверка готовности к проведению конференции


Примерный алгоритм проведения 
конференции по месту жительства

Ваши действия

 

Подготовка и оформление помещения для проведения конференции

 

Регистрация делегатов и приглашенных лиц

 

Открытие конференции, выборы президиума,  
секретариата и счетной комиссии

Утверждение повестки дня и регламента работы

 

Заслушивание  доклада председателя совета ТОС,  
ответы на вопросы делегатов

 

Выступление делегатов конференции

 

Принятие решения конференции


Примерный план мероприятий 
по окончании конференции

№ этапа

 

Кол-во дней после  конференции

 

Ваши действия

         

Шаг 1

 

2

 

Обобщение результатов  конференции, оформление протокола

         

Шаг 2

 

4

 

Доведение до сведения администрации района и других заинтересованных организаций принятых решений на конференции

         

Шаг 3

 

4

 

Подготовка  информации для печатных СМИ об итогах конференции

         

Шаг 4

 

6

 

Разработка  плана реализации предложений, заявлений и жалоб, высказанных на конференции

         

Шаг 5

 

12

 

Рассмотрение  плана на заседании совета ТОС, определение порядка его выполнения, ответственных лиц

         

Шаг 6

 

14

 

Организация работы по выполнению плана и информированию населения


 

Порядок организации  и осуществления территориального общественного самоуправления, условия  и порядок выделения необходимых  средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования  и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Информация о работе Территориальное общественное самоуправление: технологии развития и деятельности