Типы общественного развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:52, реферат

Описание работы

История является процессом и результатом деятельности людей. В советской науке с 1930-х гг. господствовал материалистический детерминизм, согласно которому бытие определяет сознание. Сейчас ему на смену приходит противоположный идеалистический подход: психическое (в том числе и сознание) определяет бытие. С точки зрения исторического реализма обе эти точки зрения на движущие силы исторического процесса односторонни: общественное бытие (историю) творят сознательные люди через свою деятельность (практическую и духовную).

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 21.docx

— 34.18 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 21. Типы общественного  развития

21.1. Понятие общественного  развития

История является процессом и результатом деятельности людей. В советской науке с 1930-х  гг. господствовал материалистический детерминизм, согласно которому бытие  определяет сознание. Сейчас ему на смену приходит противоположный  идеалистический подход: психическое (в том числе и сознание) определяет бытие. С точки зрения исторического  реализма обе эти точки зрения на движущие силы исторического процесса односторонни: общественное бытие (историю) творят сознательные люди через свою деятельность (практическую и духовную).

Развитие  обществ - это процесс, в котором  действуют, с одной стороны, люди, общности, институты, а с другой стороны, объективные условия, которые становятся рамками их целей, деятельности и  результатов. С точки зрения исторического  реализма решающим фактором исторического  развития является субъективный фактор - сознательная деятельность элит, партий, классов, их интересы, программы, организованность, воля, энергия в реализации интересов. К объективным факторам развития обществ относятся территория, климат, уровень экономики, состояние общественных институтов (семьи, образования, суда, армии и т.п.), ментальность, сознание, мировоззрение народа и т.п.

Развитие  обществ включает в себя два взаимодополняющих  процесса - прогресс и регресс. Прогресс предполагает движение обществ от низшего  к высшему, от простого к сложному, от частей к целому, регресс, наоборот, - движение обществ от высшего к  низшему, от сложного к простому, от целого к его частям. Прогресс обществ  и человечества всегда сопровождается регрессом, когда происходит не только приобретение, но и утрата каких-то ценностей: экологии, тишины, спокойствия, стабильности профессии, незыблемости общественного строя и т.п. Если прогресс преобладает, то в целом  говорится о прогрессивном развитии, в случае преобладания регресса речь идет о деградации.

Всегда нужно  помнить о цене общественного  прогресса, его регрессивной стороне, утратах. Вспомним, какой ценой был  достигнут формационный рывок СССР в XX в.: гражданской войной, гибелью  крестьянства, упадком религиозности, уничтожением людей в ГУЛАГе, милитаризацией страны, деградацией природы и  т.п. Исходя из печального опыта россиян  нужно помнить, что общественный прогресс не должен представлять "пиррову  победу", когда утраты превышают  в перспективе приобретение. С  точки зрения августа 1991 г. путь Февральской  буржуазно-демократической революции 1917 г., прерванный большевиками во главе  с Лениным, был более оптимальным  для перспектив России.

Развитие  обществ (отдельных сфер, формаций, цивилизаций и т.п.) включает переходные периоды, в которые происходит дезорганизация, деформация, децивилизация. Фундаментальной  причиной необходимости переходного  периода является противоречие между  развившимися потребностями демосоциальной сферы и формацией общества, средствами производства. В результате разрешения этого противоречия происходит развитие структуры занятости населения. Трудовые навыки, опыт, знания большинства  трудоспособного населения перестают  пользоваться спросом, возникает массовая безработица, снижается уровень  жизни, появляется состояние социальной напряженности, насилия, преступности, упадка морали и т.п. Переходный период - это всегда национальный кризис или  даже катастрофа.

Анализ всемирной  истории показывает, что нормальная продолжительность переходного  периода составляет 15-20 лет, т.е. примерно период смены поколений. В зависимости  от качества национальной элиты и  характера формационного развития переходный период может быть сокращен, а может быть удлинен. В России, как правило, этот процесс затягивается. Так, формационный переход от феодально-буржуазной формации (аграрно-индустриальной) к  пролетарско-социалистической (индустриальной) и сопутствующий ему межформационный  и межцивилизационный кризис страна прошла под руководством Ленина и  Сталина за 20 лет, с 1917 по 1937 г. Сейчас она вступила в новый переходный межформационный и межцивилизационный переход от пролетарско-социалистической к постиндустриально-смешанной формации. И этот переход, и кризис будут  достаточно сложными и разрушительными.

Нужно различать  процесс развития обществ и разные способы понимания его, Между  пониманием, которое всегда односторонне, и общественным развитием, которое  всегда объективно, существует важное противоречие - знания и объект. В истории понимания общественного развития в социальной философии можно выделить три основных подхода к этому объективному процессу: циклический, поступательный, спиралевидный.

21.2. Циклическое развитие  обществ

Раньше всех получил признание циклический (круговой), позже - поступательный (линейный), а  сейчас - спиралевидный процесс, как  самый сложный.

Изучение  циклов и волн исторического и  социально-философского развития было осуществлено Дж. Вико, Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, Ф. Броделем, А. Тойнби, Н.Д. Кондратьевым и др. Теории циклического развития (исторического круговорота) многообразны по используемому авторами материалу, форме изложения, методам  аргументации, видению всемирно-исторических перспектив. Если для Вико основополагающим принципом выступает единство всемирной  истории, то Данилевский, наоборот, исходит  из отрицания этого единства и  рассматривает историю общества как совокупность различных культурно-исторических типов.

Создатель теории исторического круговорота Вико (1668-1744) считал конечной причиной развития обществ-народов Бога. Каждый народ, по его учению, проходит в своем  развитии четыре эпохи: божественную (государства  нет), героическую (возникает аристократическое  государство), человеческую (демократическое  государство, свобода, естественная справедливость), упадок, разрушение, возврат в первоначальное состояние. В основу цикличности  развития народов Вико положил форму  правления в обществе. Субъектом  исторического процесса у Вико являются отдельные народы, которые проходят стадии богов (теократические правила), героев (правление аристократов), людей (демократическое правление), образующих исторический цикл.

Н. Данилевский  выделяет в своей книге "Россия и Европа" следующие культурно-исторические типы (цивилизации): египетский, китайский, ассирийско-вавилонско-финикийский, иранский, еврейский, греческий, римский, ново-семитический, германо-романский (европейский). Цивилизации  развиваются автономно одна от другой и проявляют свою творческую функцию  в избранных областях. Для греческой  цивилизации - это красота, для семитской  цивилизации - религия, для римской  цивилизации - закон и т.п.

Историю цивилизаций, по мнению Н. Данилевского, творят люди, роль которых в этом творении различна. Так, существуют: 1) позитивные лица истории (люди, племена, народы), создавшие мировые  цивилизации; 2) негативные лица истории (гунны, монголы, тюрки и т.п.), игравшие разрушительную роль по отношению к  другим цивилизациям; 3) пассивные лица истории, являющиеся этнографическим  материалом для других лиц истории. Каждый народ проходит в своем  развитии три этапа: этнический (племенной), государственный (политический), цивилизационный (культурный). Общей хронологии (исторической судьбы) у перечисленных цивилизаций  нет, т.е. они развиваются в основном обособленно: нет исторического  события, которое оказало бы влияние  на судьбу всего человечества.

Ни одна из восьми цивилизаций, по мнению Н. Данилевского, не может рассматриваться как  лучшая или худшая: все они равны. Каждая цивилизация проходит три  стадии развития. Становление цивилизации - самый продолжительный период, когда народ утверждает основные черты своей цивилизации: язык, традиции, по литическую самостоятельность. Процветание - самый короткий период в развитии цивилизации (400-600 лет), когда творческие силы народа (пассионарность, по Гумилеву) находятся в расцвете. Упадок цивилизации  имеет своей причиной ослабление творческих сил народа, застой в  его формах жизни, развитие цинизма, ослабление и распад. Европейская (германо-романская) цивилизация вошла в стадию упадка, а русско-славянская - в стадию становления  и ожидаемого расцвета.

О. Шпенглер ("Закат Европы", 1918) определяет культуру как сферу органически-жизненного, включающую в себя людей, язык, религиозные  догмы, искусство, государство, науку  и т.п. Культура данного народа проходит стадии детства, юношества, зрелости, старости. Цивилизация у него - это стадия упадка, агонии и старости культуры. Она проявляется в таких чертах культуры народа, как космополитизм  вместо кровных уз, научный подход вместо религиозного, массовые ценности вместо традиционных, секс вместо материнства, деньги вместо подлинных ценностей, насилие вместо согласия и т.п.

Шпенглер  насчитывает восемь высших культур (оказавших влияние на человечество): египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, греко-римскую (классическую), арабскую, мексиканскую, западную (возникшую  около 100 лет тому назад). Каждая культура имеет свою сущность - символ: в китайской - это Дао (путь жизни), в греко-римской - это культ чувственности и  т.п. Каждая цивилизация проявляет  себя в определенных областях жизнедеятельности: греческая - в красоте, китайская - в  пользе, индийская - в воображении  и мистицизме, германо-романская - в  науке и технике.

Обстоятельной и получившей распространение в  научном мире была теория цивилизаций  А. Тойнби, изложенная в его 20-томном труде "Постижение истории" (1934-1961). У него единицей изучения и субъектом  человеческой истории являются не народы, не культуры, не национальные государства, не человечество, а цивилизация. Последняя  представляет нечто промежуточное  между отдельной страной и  человечеством, включает в себя несколько  народов (и стран) и обладает культурно-духовной самобытностью. Таких цивилизаций  А. Тойнби насчитывает 21. В каждой из них тоже одна доминирующая тема - деятельность. Например, в цивилизации эллинов - эстетика, в западной цивилизации - техника и наука и т.п.

Цивилизации возникают в результате взаимодействия двух факторов: появления творческого  меньшинства (элиты) и не совсем благоприятных  условий, "бросающих вызов" творческому  меньшинству. Цивилизация - это ответ  творческого меньшинства на этот исторический вызов в форме религии, искусства, науки и техники, экономики  и т.п. Стержнем цивилизаций является всегда та или иная религия, носителем  которой вначале выступает творческое меньшинство, а затем и народ. Цивилизации проходят стадии становления, расцвета и упадка, в основе которых  лежит соответствующее состояние  ее элиты, подлинного духовного и  организационного стержня цивилизации. А. Тойнби выделяет пять живых цивилизаций: 1) христианскую (западное общество); 2) православно-христианскую (Россия, Украина, Белоруссия и другие страны); 3) исламскую (страны Северной Африки и Среднего Востока); 4) индуистскую (Индия); 5) буддистскую (Китай и другие страны).

Циклическое развитие (и его понимание) может  быть историческим и функциональным. Они выражаются в становлении  обществ, каких-то институтов, общностей, людей и т.п., их развертывании  и расцвете, а затем упадке и  исчезновении. Например, становление, расцвет и упадок фашистской Германии, милитаристской Японии, Советского Союза. Таким образом, циклическое понимание  общественного развития - это выделение  в нем стадий (периодов) становления, расцвета и упадка, выступающих разными  качественными состояниями общества.

В циклическом  развитии обществ можно выделить следующие основные моменты. Во-первых, специфический круговорот, повторение одних и тех же состояний. Во-вторых, чередование этих кругов на протяжении относительно длительного времени. В-третьих, повторение этих кругов на новой  в чем-то основе. Циклический подход к развитию обществ предполагает изменение качеств обществ и  внутри цикла, и между циклами-кругами. Поэтому сводить циклическое  развитие к теории исторического  круговорота (Вико, Данилевский и  др.) нельзя. Например, циклический подход к развитию России выделяет в ней  несколько циклов: княжеский, имперский, советский. И каждый раз, завершив очередной  цикл-круг, Россия начинала новый.

Разрушение  социального организма не происходит бесследно: в каждом отдельном случае сохраняется определенная связь  с ним возникших на его месте  образований. Так было на территории бывшей Римской империи, где возник ряд самостоятельных обществ, которые  в эпоху Возрождения и Новое  время обогатили многие унаследованные достижения римской культуры. Но в  этом случае правомерно говорить уже  об исторических циклах вновь образовавшихся обществ.

Очевидно, что  циклическое понимание общественного  развития (историческая цикличность) предполагает выделение в развитии прогресса  и регресса, которые находятся  в разных отношениях на каждой ступени  цикла. Исторический цикл является единством  процессов расцвета и распада  социальных систем и отражает тот  факт, что общество (как и все) в его формационной и цивилизационной  составляющей имеет свой срок жизни. Становление нового сопровождается распадом старого, причем достаточно сильным. Например, ельцинский период становления  буржуазно-социалистической цивилизации: одновременно налицо становление новой  национальной идеологии, демократической  государственности, рыночной экономики, предприимчивых людей. На этапе расцвета новое одерживает победу над старым, ассимилирует его остатки, но одновременно порождает "сверхновое" в обществе, которое становится противоположностью нового, постепенно превращая его  в старое. На стадии упадка это новое  начинает разрушаться. И так до бесконечности или до ликвидации в целом данного общества, как нередко было в истории человечества: римляне, ацтеки, татары и т.п.

Информация о работе Типы общественного развития