Шпаргалка по "Геополитике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 00:31, шпаргалка

Описание работы

27. Концепция Столкновение цивилизаций С. Хантингтона
26. Неоатлантизм С. Хантингтона
57. Геополитические категории Н. Спикмена

Файлы: 1 файл

геполитика.docx

— 64.11 Кб (Скачать файл)

Развертывание, обеспечение  и охрана лагерей беженцев.

60. Понятие геополитическая  безопасность.

Геополитическая безопасность - составляющая национальной безопасности, процесс управления системой национальной безопасности, при котором государственными и негосударственными учреждениями обеспечивается установление контроля и господства над ресурсами земного, водного, воздушно-космического, информационных (духовно-культурного) пространств  государства, региона, мира.

Ключевым моментом является то, что геополитическая безопасность является органическим составным элементом  национальной безопасности. ее смысл  заключается в том, чтобы обеспечить реализацию жизненно важных национальных интересов через осуществление  управления реальными или потенциальными угрозами и опасностями, которые  являются следствием стремления других государств установить контроль и господство над всем спектром ресурсов планеты. Более того, по данному случаю геополитическая  безопасность может рассматриваться  в несколько более широком  плане и включать установление контроля не только над ресурсами своей  страны, но и осуществление целого комплекса мероприятий по установлению каналов прямого или косвенного воздействия на ресурсы других стран.

7. Закон расширения  жызненого пространства

  В работе «Поли­тическая  география», опубликованной в 1898 году, ученый обосновал тезис:  государство представляет собой  биологический организм, дейст­вующий  в соответствии с биологическими  законами и стремя­щемся к  постоянному расширению. По его  мнению государство как продукт  органической эволюции, укорененный  в зем­ле подобно дереву нуждается  в земле чтобы жить. В процессе  взаимодействия ме­жду землей, почвой (Boden) и народом (Volk) государство  приобре­тает свою организационную  форму, свою органическую сущность.

8. Концепция посибилизм

«Поссибилизма» теория —  геополитическое учение французского ученого Видаль де ла Блаша об использовании  человеком возможной, «дремлющей энергии» природы (географического положения) для оптимального развития государства. Представления о «возможном»  государстве, использующем эффективно в отличие от реальной страны свой природный и социокультурный  код.                                                                                                 Видаль де ла Блаш одним из первых подчеркнул роль коммуникационной геоэкономической оси в становлении Франции. В  зарождении единой Франции велико значение водного пути Рона — Сона — Сена/Рейн. Интенсивное движение судов вверх  и вниз по торговой трассе воплощали  в себе порывы средиземноморской  цивилизации к северу, сближение  и взаимопроникновение культур. Коммуникации играли важную объединяющую культурно-политическую роль в цивилизационном  становлении Западной Европы. Обратив  внимание на своеобразное расположение Франции на пересечении европейских  коммуникаций, Видаль де ла Блаш писал, что «история народа неотделима от страны, в которой он обитает... Необходимо исходить из того, что страна — это  хранилище дремлющей энергии, которая  изначально сотворена природой, но её использование зависит от человека». Эта центральная мысль теории пассибилизмаговорит о том, что  нет богатых и бедных государств. Всегда существует Возможная страна, и задача государственных деятелей заключается в способности извлечь  созидательное пламя из «дремлющей энергии»                                                                                         Поссибилизм сыграл важную роль в  развитии геополитических идей. Способствовал  преодолению географического детерминизма традиционной геополитики. Созданная  французская школа «географии человека»  заложила основы геополитической экономики, получившей признание в конце 20 века. В труде «Восточная Франция» (1919) ученый предвосхитил свое время, выдвинув идею превратить пограничные земли  в зону взаимного сотрудничества между странами. Во второй половине 20 века во французско-германском пограничье был основан один из политических центров объединенной Европы, и началась воплощаться идея трансграничного  сотрудничества путем создания «еврорегионов». Теория поссибилизма является предвестницей  цивилизационной геополитики.

9. Закон Автаркииэкономическая политика хозяйственного обособления государства, создание самообеспечивающейся замкнутой экономики, с целью полного самообеспечения государства. А. ведет к самоизоляции страны от мирового рынка, к утрате или свертыванию традиционных внешнеэкономических связей. На практике означает переход к натуральному хозяйству.Отрицая необходимость международных экономических связей государства. В чистом виде имела место в докапиталистическом обществе. Отрицание международных хозяйственных связей, ведет к отставанию экономического развития и отнюдь не обеспечивает хозяйственную независимость государства. В ряде государствпридерживались А. по политическим мотивам. Хотя А. в чистом виде в настоящее время не находит применения, но отдельные элементы автаркии используются. При этом необходимо отличать политику протекционизма, которую используют отдельные страны для защиты внутреннего рынка от внешних конкурентов.Теория А. подвергалась резкой критике экономистами, начиная с А.Смита.

11. Процес модернизации.

Модерниза́ция — 1) усовершенствование, обновление объекта, приведение его  в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Модернизируются  в основном машины, оборудование, технологические  процессы (например, модернизация компьютера); 2) историософское значение — макропроцесс перехода от традиционного общества к модерному обществу, от аграрного  — к индустриальному.

Экономическая модернизация предусматривает интенсификацию процесса экономического воспроизводства, которая  достигается благодаря росту  дифференциации труда, энергетического  оборудования производства, превращения  науки в производственную (экономическую) силу и развития рационального управления производством.

Политическая модернизация предполагает создание определенных политических институтов, которые должны способствовать реальному участию населения  во властных структурах и влиянию  народных масс на принятие конкретных решений. Политическая модернизация началась с появления в Европе первых национальных централизованных государств, углубление политической модернизации в Европе и Америке привело к увеличению количества централизованных государств, установлению конституционного строя, парламентской форме правления, внедрения принципа разделения властей, становления политических партий и движений, всеобщего избирательного права, правового государства, развития демократии и внедрения паритетной демократии.

Социальная модернизация предполагает формирование открытого  общества с динамичной социальной системой. Такое общество возникло и развивалось  на основе рыночных отношений, правовой системы, регулирующей отношения собственников, и демократической системы, возможно, не достаточно совершенной. Демократия в таком социуме необходима для  того, чтобы было возможно быстро вносить  изменения в правила игры в  меняющейся обстановке и следить  за их выполнением[3]. Социальная модернизация способствовала появлению раннемодерных  и современных наций, массового  и гражданского общества и социального  государства.

Культурная модернизация предполагает формирование высокодифференцированной и в то же время унифицированной  культуры, базирующейся на комплексной  парадигме прогресса, совершенствования, эффективности, счастья и природного выражения личных возможностей и  чувств, а также на развитии индивидуализма.

Различают два типа модернизации — органическую и неорганическую.

Первичная, органическая модернизация проходила в тех странах, которые  были новаторами на этом пути, и разворачивалась  благодаря внутренним факторам, в  частности, коренным изменениям в сфере  культуры, ментальности, мировоззрения.

Вторичная, неорганическая модернизация происходит как ответ на внешний  вызов со стороны более развитых и осуществляется преимущественно  под влиянием заимствование чужих  технологий и форм организации производства и общества, приглашение специалистов, обучение кадров за рубежом, привлечение  инвестиций.

13. Цивилизационные  теории.

14. Основные направления  цивилизационной теории.

Цивилизационная теория - это  система основных идей в  области  исследования цивилизаций. В теории цивилизаций факты и гипотезы связаны в целостность. Теоретическое  представление о  цивилизациях  имеет значение  метода — то есть способа достижения определенной исследовательской  цели. Теория цивилизаций (цивилизацилогия  — наука о цивилизациях) предполагает исследование, изучение способов использования  категории «цивилизация» как  основной и первоначальной категории  исторического  знания, из которой  исходят все  остальные понятия  и категории   

В  период между двумя  мировыми войнами теория цивилизаций  благодаря трудам О. Шпенглера и  А. Тойнби окончательно оформилась как  наука, как часть теории истории. Сущность взглядов Тойнби состояла в  признании всех существовавших и  существующих цивилизаций эквивалентными и неповторимыми феноменами развития человечества. О. Шпенглер стал создателем «морфологии культуры», и его  понимание цивилизации как результата развития культуры и ее отрицания  стал важным шагом в формировании теоретических представлений о  ходе исторического процесса..

Каждая цивилизация согласно Тойнби проходит четыре стадии своего развития: возникновение, надлом и распад, в результате чего ее место занимает другая цивилизация. Эта циклическая  концепция рассматривает существование  культур как смену цивилизаций  – независимых друг от друга циклов.

Рост цивилизации Тойнби определяет как прогрессивное внутреннее самоопределение или самовыражение  цивилизации. Рост цивилизации выражается в переходе от грубых форм религии  к более возвышенным и сложным  формам религиозного сознания и культуры.

16. Принцип территории  в международном праве

Под территорией в международном  праве понимается пространство с  определенным правовым режимом - часть  земного шара (сухопутная, водная территория, недра, воздушное пространство), а  также космическое пространство и небесные тела.1 Правовой статус территории определяется нормами внутригосударственного законодательства и международного права.

По правовому режиму территории подразделяются на государственные, территории с международным режимом и  территории со смешанным режимом.

Государственной является такая  территория, которая находится под  суверенитетом определенного государства, то есть принадлежит определенному  государству, осуществляющему в  ее пределах свое территориальное верховенство.                                                      К территориям с международным  режимом относятся лежащие за пределами государственной территории пространства, которые находятся  в общем пользовании всех государств в соответствии с международным  правом. Это, прежде всего открытое море, воздушное пространство над  ним и глубоководное морское  дно за пределами континентального шельфа.3                                                                                                    Территория со смешанным режимом (континентальный  шельф и исключительная экономическая  зона) не входят в состав государственных  территорий, однако прибрежные государства  в этих пространствах имеют определенные суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих  к нему континентального шельфа и  исключительной экономической морской  зоны, а также на охрану природной  среды этих районов зафиксированные  национальным законодательством и  международными договорами.4 В частности, Конвенцией о континентальном шельфе 1958 года и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года.

Особый международно-правовой режим установлен в Антарктике по Договору 1959 года. Согласно этому Договору, Антарктика полностью демилитаризована и открыта для научных исследований всех стран.                                                                                      Космическое пространство находится  за пределами земных территорий, и  его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права, в частности  Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию  космического пространства, включая  Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 года.

20. Эндемическое  и пограничное пространство Пространство, контролируе­мое государством или союзом государств, называют чаще всего геополи­тическим полем.

Эндемическое поле (от греч. endemos – местный) – про­странство, контролируемое государством продолжительное  вре­мя. Принадлежность этой территории данной национальной общности признают соседи.                                                                               Пограничное поле – территория, находящаяся под кон­тролем данного  государства, но недостаточно демографически, экономически, политически освоенная. Чаще всего таким полем бывают пространства, населенные национальными  меньшинст­вами. Сопредельные государства  иногда ставят под сомнение принадлежность этих территорий, но все же не рассматривают  их как свои. Именно к числу таковых  полей относятся огромные Азиатские, Северо-Восточные, Дальневосточные  регионы Рос­сии, а также Кавказ, Калининградская область, Карелия  и му­сульманский анклав на Волге.                                 Перекрестное поле, Тотальное поле, Геополитическая опорная точка, Метаполе.

25. Большое Пространство Большое Пространство — геополитическая концепция Карла Шмитта, объединение несколько держав в единый стратегический блок. Шмитт считал принцип имперской интеграции логическим стремлением к синтезу. Большое пространство находится под господством государства имеющего идею-силу. В качестве примера Б.п. он рассматривал Северную и Южную Америку, объединенную доктриной Монро. Целью нацистской Германии было создание всемирной империи (Третьего рейха). В современных международных отношениях идея Больших пространств прослеживается в создании государств-цивилизаций с доминирующей либерально-демократической идеей (Американская цивилизация, Объединенная Европа).

28. Национальный  интерес в мировой политике

Национальный  интерес - это  осознанная потребность нации в  самосохранении, развитии и обеспечении  безопасности. Национальный интерес  можно определить также как осознание  и отражение в деятельности лидеров  государства его потребностей. Это  относится и к многонациональным, и к этнически однородным государствам. Фактически под национальным интересом  подразумевается национально-государственный  интерес. национальный интерес не может  быть обеспечен без создания таких  условий существования государства, как внутренняя стабильность, экономическое  благополучие, моральный тонус общества, безопасность (в широком смысле слова), благоприятное внешнеполитическое окружение, престиж и авторитет  на мировой арене.                                        Полное обеспечение каждого из них возможно лишь в идеале. В реальной же практике типичны случаи недостаточного развития того или другого из указанных элементов или условий, что компенсируется более интенсивным развитием других. В обеспечении подобного баланса и состоит существо и искусство международной политики. Национальный интерес находит свое выражение во внешней политике. Он представляет собой основу для разработки политики правительства, определяет конкретные цели государства в отношении других государств и возможные пути их достижения.

Информация о работе Шпаргалка по "Геополитике"