Шпаргалка по "Геополитике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 00:31, шпаргалка

Описание работы

27. Концепция Столкновение цивилизаций С. Хантингтона
26. Неоатлантизм С. Хантингтона
57. Геополитические категории Н. Спикмена

Файлы: 1 файл

геполитика.docx

— 64.11 Кб (Скачать файл)

Казалось бы, в связи  с новыми научно-технологическими, экономическими и социальными достижениями, расширением круга пользователей  глобальной сетью Интернет, распространением демократии, достижениями в области  свобод и прав человека после окончания  холодной войны и падения коммунизма возросли возможности трансграничного  общения, обмена товарами и услугами, перемещения людей, повышения их уровня и качества жизни. В то же время утрата прежних и отсутствие новых рычагов регулирования  мирового порядка серьезно деформировали  традиционную связь между национальным суверенитетом и национальной безопасностью, привели к появлению новых  проблем, не поддающихся урегулированию военным путем. В их числе ненадежность институтов и механизмов ООН в  обеспечении глобальной безопасности; претензии США на мировое господство; доминирование в глобальном информационном пространстве западных СМИ; нищета и  озлобленность населения глобального  «Юга»; последствия распада многонациональных  государств; деградация Вестфальской системы; политические устремления  субнациональных групп и регионов; рост этнического и религиозного экстремизма; сепаратизм и политическое насилие; региональные и локальные  вооруженные конфликты; сохранение целостности государств, распространение  и диверсификация ОМП; киберпреступность  и высокотехнологичный терроризм  с использованием ОМП; международная  коррупция и организованная преступность; неконтролируемые трансграничные потоки мигрантов; растущая деградация окружающей среды; планетарный дефицит продовольствия, питьевой воды, энергоресурсов и т.д. Все это повышает значение либерально-идеалистической  парадигмы в исследовании мировой  политики и международных отношений.

31. КОЛЛЕКТИВНАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ - система совместных действий государств в целях поддержания международного мира и безопасности, установленная Уставам ООН и осуществляемая в рамках этой всемирной организации, региональных организаций безопасности, организаций и соглашений по коллективной самообороне. К. б. является отражением понятия неделимости мира в том смысле, что в современных международных отношениях безопасность любого государства тесно связана с безопасностью всех государств, любое нарушение мира чревато опасностью для всеобщего мира. Понятие "К. б. " включает в себя следующие элементы:

1) систему общепризнанных  принципов и норм международного  права, важнейшими из которых  являются запрещение применения  силы и угрозы силой; разрешение  международных споров исключительно  мирными средствами; уважение суверенитета: равноправие государств; невмешательства  во внутренние дела и др.;                                                 2) систему мирного разрешения  международных споров;                                                                       3) систему коллективных мер для  предотвращения и устранения  угрозы миру, нарушений мира и  актов агрессии;                                                                                                                               4) систему коллективных мер по  разоружению. 

32. Понятие и  виды суверенитета Суверените́т — верховная власть, верховенство) — свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство. Понятие суверенитета выражает общее свойство любого государства.

Государственный суверенитет  — это неотчуждаемое юридическое  качество независимого государства, символизирующее  его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного  верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее  или исчезающее в силу добровольного  изменения статуса независимого государства как цельного социального  организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.

В современном международном  праве,сформировалось понятие национального  суверенитета, понимаемого как право  каждой нации на самоопределение. Содержанием  национального суверенитета является полновластие нации и её политическая свобода выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений  с другими нациями. По своей сути национальный суверенитет является демократическим принципом, реализация которого зависит от осознания нацией своих жизненных интересов, объективно вытекающих из условий её существования  и развития.

Доктрина народного суверенитета была разработана в XVIII в. французским  мыслителем Руссо, называвшим суверена ни чем иным, как коллективным существом, образуемым из частных лиц, в совокупности получивших имя народа.То есть, народ  рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник государственного суверенитета. В настоящее  время доктрина народного суверенитета признана мировым сообществом, что  нашло, в частности, своё отражение  в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой воля народа должна быть основой власти правительства  и находить своё выражение в периодических  и нефальсифицированных выборах  при всеобщем и равном избирательном  праве и свободном голосовании.

38. Понятие теллурократия талассократия в мировой политике.

Вся история человеческих обществ, таким образом, рассматривается  как состоящая из двух стихий "водной" ("жидкой", "текучей") и "сухопутной" ("твердой", "постоянной").

"Теллурократия", "сухопутное  могущество" связано с фиксированностью  пространства и устойчивостью  его качественных ориентаций  и характеристик. На цивилиза  ционном уровне это воплощается  в оседлости, в консерватизме,  в строгих юридических нормативах, которым подчиняются крупные  объединения людей рода, племена,  народы, государства, империи. Твердость  Суши культурно воплощается в  твердости этики и устойчивости  социальных традиций. Сухопутным (особенно  оседлым) народам чужды индивидуализм,  дух предпринима тельства. Им  свойствены коллективизм и иерархичность. 

"Талассократия", "морское  могущество" представляет собой  тип цивилизации, основанной на  противоположных установках. Этот  тип динамичен, подвижен, склонен  к техническому развитию. Его  приоритеты кочевниче ство (особенно  мореплавание), торговля, дух индивиду  ального предпринимательства. Индивидуум  как наиболее подвижная часть  коллектива возводится в высшую  ценность, при этом этические  и юридические нормы размываются,  становятся относительными и  подвижными. Такой тип цивилизации  быстро развивается, активно эволюционирует, легко меняет внешние культурные  признаки, сохраняя неизменной лишь  внутреннюю идентич ность общей  установки.

41. Политика сдерживания.

геополитическая теория, разработанная  американским дипломатом Джорджем Кеннаном в 1940-х. Теория сдерживания неразрывно связана с концепцией взаимно-гарантированного уничтожения, которая обеспечивает поддержание мира на основе неизбежности тотального возмездия противника в  случае нанесения по нему первого  удара. Эта теория легла в основу советско-американских отношений и  мировой политики как таковой  во второй половине XX века. Основные положения  теории сдерживания продолжают сохранять  свою актуальность и в XXI веке, поскольку  ядерное оружие до сих пор играет значительную роль в мировой политике, и военные доктрины России и США  во многом основаны на использовании  его как «фактора сдерживания».

По мнению критиков Кеннана, практика сдерживания приводит к  гонке вооружений и, как следствие, большему риску вооруженного конфликта  и угрозе постоянного бюджетного дефицита из-за перефинансирования военной  промышленности. Кроме того, теория целиком подразумевает прагматичный подход и не учитывает идеологических разногласий между сторонами.

42. Понятие черты  виды ограниченой войны.

все войны и военные  конфликты подразделяються на три  типа:

— конфликты высокой интенсивности  – войны между государствами  и военными коалициями с использованием всех видов оружия, в том числе  и ядерного (всеобщая и ограниченная ядерная война), на глубину всей территории противника;

—     конфликты  средней интенсивности – войны  между двумя странами, в которых  воюющие стороны используют имеющиеся  силы и средства и самую современную  военную технику, но не применяют  оружие массового поражения;

—     конфликты  низкой интенсивности – особая форма  военно-политической борьбы в каком-либо одном (или нескольких) географическом районе с ограниченным применением  западными державами военной  силы или с их участием посредством  оказания различных видов помощи без прямого использования вооруженных  сил.

Выделение конфликтов низкой интенсивности (КНИ) в качестве отдельного вида военно-политического противоборства представляло особый шаг в развитии военной науки. После определенной теоретической доработки под  «конфликтами низкой интенсивности» стала  пониматься ограниченная политико-военная  борьба, направленная на достижение определенных политических, социальных, экономических  или психологических целей, начинающаяся с различных видов давления посредством  терроризма и повстан­ческого движения, ограниченная географическим районом  и применяемыми оружием, тактикой и  степенью насилия.

48. Понятие мирового  и международного порядка.

Мировой порядок существовал  всегда, столь долго, сколько существуют государства. Тем не менее, в литературе, посвященной анализу международных  отношений, не существует однозначного, общепринятого определения международного порядка. По мнению российского исследователя  П.А.Цыганкова, понятие «мировой порядок» относится к глобальной социальной общности, образованной совокупностью  различных общественных субъектов, действующих на мировой арене. Мировой  порядок - это такое устройство международных (прежде всего межгосударственных) отношений, которое призвано обеспечить основные потребности государств и  других институтов, создавать и поддерживать условия их существования, безопасности и развития.

К.Ясперс понимал мировой  порядок как «принятое всеми  устройство, возникшее вследствие отказа каждого от абсолютного суверенитета», как общечеловеческие ценности юридические  нормы, как «правовое устройство мира посредством политической формы  и связывающего всех этноса». Иными  словами, с точки зрения философа, понятия мировой порядок и  национальный суверенитет имеют  между собой определенные противоречия. Историки дают более простое определение мирового порядка: устойчивая система международных отношений, основанная, как правило, на балансе сил стран, составляющих данную систему, или принципе коллективной безопасности.

Современное понимание мирового порядка обычно связывают с периодом нового времени, когда появляются нормы  современного международного права.

66. Понятие еврозийства

ЕВРАЗИЙСТВО - - геополитическое  и социально-философское учение и интеллектуальное движение, сформировавшееся в 20-30-х 20 в. в среде российской эмиграции  и сохраняющее высокий идейно-политический потенциал на рубеже 20-21 вв. Основателями и ведущими идеологами движения Е. выступили  Флоровский, Карсавин, Н.Н. Алексеев, Вернадский, Н.С. Трубецкой и др.

По мнению представителей Е., Россия-Евразия характеризуется  не только общностью исторических судеб  населяющих ее народов и их родственных  культур, но и несомненным единым экономико-политическим будущим.

Основными характерными чертами  идеологии, теории и практики общественного  и государственного строительства  современного Е. Признание сильного государственного властного начала обязательным источником и двигателем социально-экономических реформ, осуществляемых в интересах большинства населения; 2) отказ от политической конфронтации "на местах", формирование структур исполнительской власти "сверху вниз"; 3) возложение ответственности  за основной массив стратегических решений  вкупе с "направленностью и  духом" законодательных инициатив  на всенародно избираемого главу  государства; 4) наделение представительных органов функциями-правами детальной  проработки и канонизирования персонифицированных  решений лидера нации и государства; 5) ориентация на гармоничное сочетание  государственной и частной собственности, не допускающая подмену практики регулярных волеизъявлений и актов  политической воли лидера государства  по проблемам общенациональной значимости - осуществлением политических программ в интересах различных финансово-экономических  групп; 6) приоритет интересов сотрудничающих общественных групп в противовес неограниченным индивидуальным потребностям асоциальных индивидов; 7) стремление к достижению сбалансированности между  нравственными ценностями и "чистой" экономической целесообразностью; 8) доминирование православия как  религии, органично интегрирующей  значимую совокупность догматов евразийских  региональных вероисповеданий и  т.д.

67. Понятие атлантизм.

Атлантизм- идеология и политика тесного союза и всестороннего сотрудничества США со странами Западной Европы. сложное геополитическое понятие. Соединяет в себе: исторически - западный сектор человеческой цивилизации; стратегически - союз западных стран, в которых главенствует либерал-демократическая идеология; военно-стратегически - страны-участницы НАТО; социально - ориентацию на "торговый строй" и "рыночные ценности" (модель- США).

53. Гуманитарная  интервенция

Гуманитарная интервенция  или гуманитарная войнаприменение  военной силы против иностранного государства  или каких-либо сил на его территории для предотвращения гуманитарной катастрофы или геноцида местного населения.

Методы, применяемые при  гуманитарной интервенции

Обеспечение эвакуации населения  из районов охваченных гуманитарной катастрофой, в том числе организация  гуманитарных коридоров.

Обеспечение нуждающегося населения  гуманитарной помощью и охрана пунктов  её раздачи от вооруженных групп  мародеров.

Установление контроля за электростанциями, резервуарами питьевой воды, телерадиоцентрами, откуда могут  звучать призывы к межобщинному насилию (в случаях межэтнического конфликта)

Информация о работе Шпаргалка по "Геополитике"