Казалось бы, в связи
с новыми научно-технологическими,
экономическими и социальными достижениями,
расширением круга пользователей
глобальной сетью Интернет, распространением
демократии, достижениями в области
свобод и прав человека после окончания
холодной войны и падения коммунизма
возросли возможности трансграничного
общения, обмена товарами и услугами,
перемещения людей, повышения их
уровня и качества жизни. В то же
время утрата прежних и отсутствие
новых рычагов регулирования
мирового порядка серьезно деформировали
традиционную связь между национальным
суверенитетом и национальной безопасностью,
привели к появлению новых
проблем, не поддающихся урегулированию
военным путем. В их числе ненадежность
институтов и механизмов ООН в
обеспечении глобальной безопасности;
претензии США на мировое господство;
доминирование в глобальном информационном
пространстве западных СМИ; нищета и
озлобленность населения глобального
«Юга»; последствия распада многонациональных
государств; деградация Вестфальской
системы; политические устремления
субнациональных групп и регионов;
рост этнического и религиозного
экстремизма; сепаратизм и политическое
насилие; региональные и локальные
вооруженные конфликты; сохранение
целостности государств, распространение
и диверсификация ОМП; киберпреступность
и высокотехнологичный терроризм
с использованием ОМП; международная
коррупция и организованная преступность;
неконтролируемые трансграничные потоки
мигрантов; растущая деградация окружающей
среды; планетарный дефицит продовольствия,
питьевой воды, энергоресурсов и т.д.
Все это повышает значение либерально-идеалистической
парадигмы в исследовании мировой
политики и международных отношений.
31. КОЛЛЕКТИВНАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ - система совместных действий
государств в целях поддержания международного
мира и безопасности, установленная Уставам
ООН и осуществляемая в рамках этой всемирной
организации, региональных организаций
безопасности, организаций и соглашений
по коллективной самообороне. К. б. является
отражением понятия неделимости мира
в том смысле, что в современных международных
отношениях безопасность любого государства
тесно связана с безопасностью всех государств,
любое нарушение мира чревато опасностью
для всеобщего мира. Понятие "К. б. "
включает в себя следующие элементы:
1) систему общепризнанных
принципов и норм международного
права, важнейшими из которых
являются запрещение применения
силы и угрозы силой; разрешение
международных споров исключительно
мирными средствами; уважение суверенитета:
равноправие государств; невмешательства
во внутренние дела и др.;
2) систему мирного разрешения
международных споров;
3) систему коллективных мер для
предотвращения и устранения
угрозы миру, нарушений мира и
актов агрессии;
4) систему коллективных мер по
разоружению.
32. Понятие и
виды суверенитета Суверените́т — верховная власть,
верховенство) — свободное, независимое
от каких-либо внешних сил верховенство.
Понятие суверенитета выражает общее
свойство любого государства.
Государственный суверенитет
— это неотчуждаемое юридическое
качество независимого государства, символизирующее
его политико-правовую самостоятельность,
высшую ответственность и ценность
как первичного субъекта международного
права; необходимое для исключительного
верховенства государственной власти
и предполагающее неподчинение власти
другого государства; возникающее
или исчезающее в силу добровольного
изменения статуса независимого
государства как цельного социального
организма; обусловленное правовым
равенством независимых государств
и лежащее в основе современного
международного права.
В современном международном
праве,сформировалось понятие национального
суверенитета, понимаемого как право
каждой нации на самоопределение. Содержанием
национального суверенитета является
полновластие нации и её политическая
свобода выбирать свою государственно-правовую
организацию и форму взаимоотношений
с другими нациями. По своей сути
национальный суверенитет является
демократическим принципом, реализация
которого зависит от осознания нацией
своих жизненных интересов, объективно
вытекающих из условий её существования
и развития.
Доктрина народного суверенитета
была разработана в XVIII в. французским
мыслителем Руссо, называвшим суверена
ни чем иным, как коллективным существом,
образуемым из частных лиц, в совокупности
получивших имя народа.То есть, народ
рассматривается как единственный
законный и правомерный носитель
верховной власти или как источник
государственного суверенитета. В настоящее
время доктрина народного суверенитета
признана мировым сообществом, что
нашло, в частности, своё отражение
в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека,
согласно которой воля народа должна
быть основой власти правительства
и находить своё выражение в периодических
и нефальсифицированных выборах
при всеобщем и равном избирательном
праве и свободном голосовании.
38. Понятие теллурократия
талассократия в мировой политике.
Вся история человеческих
обществ, таким образом, рассматривается
как состоящая из двух стихий "водной"
("жидкой", "текучей") и "сухопутной"
("твердой", "постоянной").
"Теллурократия", "сухопутное
могущество" связано с фиксированностью
пространства и устойчивостью
его качественных ориентаций
и характеристик. На цивилиза
ционном уровне это воплощается
в оседлости, в консерватизме,
в строгих юридических нормативах,
которым подчиняются крупные
объединения людей рода, племена,
народы, государства, империи. Твердость
Суши культурно воплощается в
твердости этики и устойчивости
социальных традиций. Сухопутным (особенно
оседлым) народам чужды индивидуализм,
дух предпринима тельства. Им
свойствены коллективизм и иерархичность.
"Талассократия", "морское
могущество" представляет собой
тип цивилизации, основанной на
противоположных установках. Этот
тип динамичен, подвижен, склонен
к техническому развитию. Его
приоритеты кочевниче ство (особенно
мореплавание), торговля, дух индивиду
ального предпринимательства. Индивидуум
как наиболее подвижная часть
коллектива возводится в высшую
ценность, при этом этические
и юридические нормы размываются,
становятся относительными и
подвижными. Такой тип цивилизации
быстро развивается, активно эволюционирует,
легко меняет внешние культурные
признаки, сохраняя неизменной лишь
внутреннюю идентич ность общей
установки.
41. Политика сдерживания.
геополитическая теория, разработанная
американским дипломатом Джорджем Кеннаном
в 1940-х. Теория сдерживания неразрывно
связана с концепцией взаимно-гарантированного
уничтожения, которая обеспечивает
поддержание мира на основе неизбежности
тотального возмездия противника в
случае нанесения по нему первого
удара. Эта теория легла в основу
советско-американских отношений и
мировой политики как таковой
во второй половине XX века. Основные положения
теории сдерживания продолжают сохранять
свою актуальность и в XXI веке, поскольку
ядерное оружие до сих пор играет
значительную роль в мировой политике,
и военные доктрины России и США
во многом основаны на использовании
его как «фактора сдерживания».
По мнению критиков Кеннана,
практика сдерживания приводит к
гонке вооружений и, как следствие,
большему риску вооруженного конфликта
и угрозе постоянного бюджетного
дефицита из-за перефинансирования военной
промышленности. Кроме того, теория
целиком подразумевает прагматичный
подход и не учитывает идеологических
разногласий между сторонами.
42. Понятие черты
виды ограниченой войны.
все войны и военные
конфликты подразделяються на три
типа:
— конфликты высокой интенсивности
– войны между государствами
и военными коалициями с использованием
всех видов оружия, в том числе
и ядерного (всеобщая и ограниченная
ядерная война), на глубину всей территории
противника;
— конфликты
средней интенсивности – войны
между двумя странами, в которых
воюющие стороны используют имеющиеся
силы и средства и самую современную
военную технику, но не применяют
оружие массового поражения;
— конфликты
низкой интенсивности – особая форма
военно-политической борьбы в каком-либо
одном (или нескольких) географическом
районе с ограниченным применением
западными державами военной
силы или с их участием посредством
оказания различных видов помощи
без прямого использования вооруженных
сил.
Выделение конфликтов низкой
интенсивности (КНИ) в качестве отдельного
вида военно-политического противоборства
представляло особый шаг в развитии
военной науки. После определенной
теоретической доработки под
«конфликтами низкой интенсивности» стала
пониматься ограниченная политико-военная
борьба, направленная на достижение определенных
политических, социальных, экономических
или психологических целей, начинающаяся
с различных видов давления посредством
терроризма и повстанческого движения,
ограниченная географическим районом
и применяемыми оружием, тактикой и
степенью насилия.
48. Понятие мирового
и международного порядка.
Мировой порядок существовал
всегда, столь долго, сколько существуют
государства. Тем не менее, в литературе,
посвященной анализу международных
отношений, не существует однозначного,
общепринятого определения международного
порядка. По мнению российского исследователя
П.А.Цыганкова, понятие «мировой порядок»
относится к глобальной социальной
общности, образованной совокупностью
различных общественных субъектов,
действующих на мировой арене. Мировой
порядок - это такое устройство международных
(прежде всего межгосударственных)
отношений, которое призвано обеспечить
основные потребности государств и
других институтов, создавать и поддерживать
условия их существования, безопасности
и развития.
К.Ясперс понимал мировой
порядок как «принятое всеми
устройство, возникшее вследствие отказа
каждого от абсолютного суверенитета»,
как общечеловеческие ценности юридические
нормы, как «правовое устройство
мира посредством политической формы
и связывающего всех этноса». Иными
словами, с точки зрения философа,
понятия мировой порядок и
национальный суверенитет имеют
между собой определенные противоречия.
Историки дают более простое определение
мирового порядка: устойчивая система
международных отношений, основанная,
как правило, на балансе сил стран, составляющих
данную систему, или принципе коллективной
безопасности.
Современное понимание мирового
порядка обычно связывают с периодом
нового времени, когда появляются нормы
современного международного права.
66. Понятие еврозийства
ЕВРАЗИЙСТВО - - геополитическое
и социально-философское учение
и интеллектуальное движение, сформировавшееся
в 20-30-х 20 в. в среде российской эмиграции
и сохраняющее высокий идейно-политический
потенциал на рубеже 20-21 вв. Основателями
и ведущими идеологами движения Е. выступили
Флоровский, Карсавин, Н.Н. Алексеев, Вернадский,
Н.С. Трубецкой и др.
По мнению представителей
Е., Россия-Евразия характеризуется
не только общностью исторических судеб
населяющих ее народов и их родственных
культур, но и несомненным единым
экономико-политическим будущим.
Основными характерными чертами
идеологии, теории и практики общественного
и государственного строительства
современного Е. Признание сильного
государственного властного начала
обязательным источником и двигателем
социально-экономических реформ, осуществляемых
в интересах большинства населения;
2) отказ от политической конфронтации
"на местах", формирование структур
исполнительской власти "сверху
вниз"; 3) возложение ответственности
за основной массив стратегических решений
вкупе с "направленностью и
духом" законодательных инициатив
на всенародно избираемого главу
государства; 4) наделение представительных
органов функциями-правами детальной
проработки и канонизирования персонифицированных
решений лидера нации и государства;
5) ориентация на гармоничное сочетание
государственной и частной собственности,
не допускающая подмену практики
регулярных волеизъявлений и актов
политической воли лидера государства
по проблемам общенациональной значимости
- осуществлением политических программ
в интересах различных финансово-экономических
групп; 6) приоритет интересов сотрудничающих
общественных групп в противовес
неограниченным индивидуальным потребностям
асоциальных индивидов; 7) стремление
к достижению сбалансированности между
нравственными ценностями и "чистой"
экономической целесообразностью;
8) доминирование православия как
религии, органично интегрирующей
значимую совокупность догматов евразийских
региональных вероисповеданий и
т.д.
67. Понятие атлантизм.
Атлантизм- идеология и политика тесного
союза и всестороннего сотрудничества
США со странами Западной Европы. сложное
геополитическое понятие. Соединяет в
себе: исторически - западный сектор человеческой
цивилизации; стратегически - союз западных
стран, в которых главенствует либерал-демократическая
идеология; военно-стратегически - страны-участницы
НАТО; социально - ориентацию на "торговый
строй" и "рыночные ценности" (модель-
США).
53. Гуманитарная
интервенция
Гуманитарная интервенция
или гуманитарная войнаприменение
военной силы против иностранного государства
или каких-либо сил на его территории
для предотвращения гуманитарной катастрофы
или геноцида местного населения.
Методы, применяемые при
гуманитарной интервенции
Обеспечение эвакуации населения
из районов охваченных гуманитарной
катастрофой, в том числе организация
гуманитарных коридоров.
Обеспечение нуждающегося населения
гуманитарной помощью и охрана пунктов
её раздачи от вооруженных групп
мародеров.
Установление контроля за
электростанциями, резервуарами питьевой
воды, телерадиоцентрами, откуда могут
звучать призывы к межобщинному
насилию (в случаях межэтнического
конфликта)