Руководитель государственного органа. Полномочия и ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:рассмотреть полномочия и ответственность государственного органа и особенности государственной службы в рамках административного права. Объектами исследования в данной работе выступают административные органы и государственное управление в России – их структуры, принципы, полномочия и компетентность.
Предмет исследования – правовое регулирование гражданской службы.
Задачи исследования: 1)рассмотреть понятие организация государственного органа; 2)рассмотреть понятие государственной службы в РФ; 3) изучить виды гражданской службы; 4)особенности государственного управления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Организация государственного органа…………………………
1.1 Организация государственного органа……………………………………
1.2 Сущность персональной ответственности в государственном управлении……………………………………..……………………………
Глава 2. Региональное управление……………………………………
2.1 Разграничение предметов ведения и полномочий…………………………
2.2 Государственная региональная политика………………………………..
Глава 3. Понятие государственной службы и её виды
3.1 Понятие государственной службы……………………………………
3.2 Виды государственной службы……………………………………………….
Заключение……………………………………………………….…………..
Литература………………………………………………………..………

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 97.27 Кб (Скачать файл)

    Также, важной характеристикой государственной региональной политики считается ее централизм. Всегда существует некий штабной центр, в котором принимаются основные решения и который обеспечивает координацию различных институтов, вовлеченных в процесс реализации политики.

    На этапе разработки государственной региональной политики в целях ее эффективной реализации определяется система инструментов и методов, с помощью которых будут выполняться планируемые мероприятия, т.е. формируется оптимальный механизм реализации политики. Он включает организационно-управленческую, нормативно-правовую основу, финансово-экономические компоненты, систему управления персоналом.

    Реализация государственной региональной политики начинается после принятия соответствующего нормативного акта, но еще в процессе разработки политики важно предусмотреть наличие правового обеспечения готовящихся государственных решений. Качество системы правового регулирования государственной политики относят к факторам ее эффективности. Выделяют несколько уровней правового регулирования политики:

    1) Конституция, где определены принципы построения системы власти и принципы формирования государственной политики;

    2) федеральные конституционные законы, правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, положения о государственных органах, отражающие приоритеты, цели, функции в определенной сфере;

   3) видовые федеральные законы, постановления Правительства РФ о целевых программах;

   4) подзаконные акты, нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, отражающие вопросы регулирования деятельности по реализации политики в конкретной сфере;

   5) государственные контракты, заключенные на предмет разработки и реализации государственных программ, в которых отражены требования к качеству исполнения и результатам деятельности;

   6) распоряжения органов государственного управления (административного и оперативного характера), судебные решения. [10]

   Важными элементами политического цикла являются контроль, мониторинг, оценка реализации государственной политики. Контроль государственной политики проводится уже на ранних стадиях ее реализации в целях выявления отклонений от принятых норм и принятия мер по их устранению.

   Стоит отметить, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

   Федеральный центр диктует условия федерального бюджетирования, налогообложения и регионального развития. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение и пр. [11]

   В соответствии с федеральными законами по предметам государственной региональной политики органы власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы субъектов Российской Федерации. Иные нормативные правовые акты по предметам государственной региональной политики могут приниматься только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. [12]

   В государственной региональной политики можно выделить политический, социальный и экономический аспекты. Ее содержание сводится к созданию эффективной властной вертикали и системы разделения полномочий между центром и регионами (подобное в том или ином виде существует во всех странах - и унитарных, и федеративных).

   Экономический аспект предполагает дифференцированное развитие регионов, повышение эффективности региональных экономик и государственное регулирование финансовых потоков между территориями и центром.

   Сюда можно отнести федеральные целевые программы, направленные на выравнивание экономического пространства в регионе, такие, как: программа развития Калининградской области на период до 2014 года, программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года", программа "Юг России (2008-2012 годы) ". Суть их в повышении уровня жизни в регионах за счет финансирования здравоохранения, промышленности и пр.

   Изучение сферы отношений между центром и регионами основывается на результатах анализа региональной структуры государства, которая отличается большей или меньшей сложностью. Урезание политических прав территорий почти всегда сочетается с ограничением их экономических возможностей.

   Как правило, работают две модели экономического аспекта государственной политики для регионов - перераспределительная (распределение средств госбюджета по схеме "регион - центр - регион" через систему трансфертов, дотаций, субвенций, грантов) и структурная (целевое финансирование территорий и создание благоприятного инвестиционного климата). [13]  Тяжелая экономическая ситуация не позволяет государству осуществлять многообразные региональные программы и предоставлять территориям особый экономический статус. Политика 1990-х годов, которая ознаменовалась подписанием множества программ регионального развития, созданием особых экономических зон и внутренних оффшоров на базе субъектов Федерации и закрытых административно-территориальных образований, постепенно заменяется политикой максимальной централизации финансов и скудного выделения средств по трансфертам.

   Социальный аспект государственной региональной политики направлен на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества социальной среды.

   К нему относятся программы по поддержке незащищенных слоев населения. Здесь можно озвучить предоставление субсидии на постройку и покупку жилья малоимущим гражданам - "Жилище" на 2002-2010 годы, поднятие культурного уровня в субъектах РФ -  "Культура России (2006-2010 годы) , здравоохранение и взращивание здоровой нации - "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011" годы, а также "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы".

   Социальный аспект государственной региональной политики может быть рассмотрен с двух сторон: организационной и содержательной. [14]

   Объектом социального аспекта государственной региональной политики являются отдельные индивиды, социальные общности и общество в целом, с одной стороны, и социальные отношения, складывающиеся между социальными общностями и отдельными индивидами в рамках той или иной социальной общности, с другой.

   В качестве субъекта выступают органы государственной власти и управления. Главной задачей субъекта является согласование, гармонизация интересов социальных общностей, отдельных индивидов в процессе осуществления их жизнедеятельности в обществе, реализация их общего интереса с целью обеспечения развития каждого из них и общества в целом.

   С содержательной точки зрения структурное рассмотрение социального аспекта государственной региональной политики предполагает определенный набор элементов, характеризующих ее внутреннее содержание. Они определяют совокупность воздействий на социальные процессы в целях достижения нового качественного состояния социальных отношений. При этом приоритетными являются направления по регулированию социальных процессов, которые имеют негативную динамику.

   Содержательная модель социального аспекта политики формируется на базе ее организационного строения. Она представляет собой совокупность регулятивных мер, с помощью которых субъект воздействует на объект для достижения определенного качественного состояния последнего.

   В структуре социального аспекта государственной региональной политики региона можно выделить три крупных блока:

-политика, направленная на реализацию на территории региона федеральной -политики для достижения общегосударственных целей;

-политика, направленная на реализацию целей региона;

-регулирование развития более дробных частей (районов, городов области) для обеспечения определенных пропорций их развития. [15]

   В конечном итоге ситуация в социальной сфере государственной региональной политики на территории субъекта РФ является результатом реализации всех этих блоков (политики различных уровней).

   Отношение федерального центра к регионам в современной России нуждается в комплексном изучении, и политический аспект развития представляется нам одним из самых важных.

   К примеру, с 2000 года можно наблюдать процесс формирования, а затем трансформации в политическую элиту партии "Единая Россия". "Единая Россия" сегодня является правящей партией. [16] Она создает условия для политического участия в субъектах РФ. Здесь, несомненно, существует политический аспект государственной региональной политики.

   Одни россияне поддерживают проводимые в стране антикризисные меры, другие высказываются против повышения цен, тарифов ЖКХ и повышения пошлин на ввоз иномарок. Президент Федерации автовладельцев России, полномочный представитель федерации в Новосибирской области Михаил Коваль сообщил, что они выступают за отмену повышения таможенных пошлин на иномарки хотя бы для физических лиц. "Мы защищаем интересы не барыг, заботимся о благе простых, конечных покупателей автомобилей. А перепродавцы сделают бизнес и получат свою выгоду при любом размере пошлин", - считает он. [17]

   Конкретные формы, виды, способы, уровни, объем и результаты участия граждан в государственной региональной политике выражают процессуально-функциональные свойства данной политической системы и являются результатом воздействия и проявления политических интересов, расстановки социально-классовых сил, особенностей политического режима, властных структур, политического сознания, традиций и культуры. На степень политического участия оказывают влияние социокультурная и географическая среда (семья, коллектив, тип места жительства, развитость инфраструктуры), социально-экономические факторы (уровень образования, объем свободного времени, благосостояние, наличие материальных средств, доступ к информации, членство в политико-государственной иерархии). Имеют значение также социально-демографические и национально-этнические факторы. [18]

    Таким образом, экономический, социальный и политический аспекты государственной региональной политики тесно связаны между собой. Разработка и эффективная реализация моделей каждого из аспектов повлечет региональное развитие, а значит, и повышение эффективности государственной политики в целом.

 

 

Глава 3. Понятие государственной службы и её виды

3.1 Понятие государственной службы

 

Понятие "служба" имеет  несколько значений: вид общественной деятельности людей; работа, занятия  служащего, место его работы; специфическое  отношение к делу и т.д. В. Даль, рассматривая понятие "служба" как  вид работы или деятельности, связывал службу с такими понятиями и ценностями, как жизнь для других, быть полезным обществу, готовность к делу и др.

Как правило, под службой  понимаются отношения долга, верности, преданности, готовности защитить чей-то интерес. Предназначение службы связано  с созданием условий для нормального  функционирования общества, обеспечением других видов социальной деятельности.

Особым видом службы является государственная гражданская служба, которая может касаться социально-культурного  обслуживания людей, осуществления  управленческой деятельности, обеспечения  деятельности органов государственной  власти и т.д.

Общепринятого определения  понятия "государственная гражданская  служба" в научной литературе нет. Чаще всего встречаются определения  государственной гражданской службы, представленные на рисунке 1.

Встречаются и другие определения  понятия "государственная гражданская  служба", но их определяют как синонимы: "государственная организация", "работа в пользу государства" и т.д.

В Федеральном законе "О  государственной гражданской службе РФ" под государственной службой  понимается "профессиональная служебная  деятельность граждан Российской Федерации  по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; Субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федерального государственного органа; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Уставами, Законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий Государственных органов Российской Федерации".

Следует заметить, что в  определении понятия "государственная  гражданская служба" в качестве ведущего признака выделяется прилагательное "государственная" - сущность и  значение государственной службы определяются сущностью государства.

Государственная гражданская  служба не только отражает задачи, функции  и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическое осуществление. 

Рисунок 1 - Определения понятия "государственная гражданская  служба"

 
 

Поэтому государственный  служащий в рамках полномочий по замещаемой должности всегда выступает от имени  и по поручению государства.

Следующий существенный признак  понятия государственной гражданская  службы - профессиональная деятельность. Под профессиональной деятельностью имеется в виду деятельность, осуществляемая на основе специальных теоретических знаний и практических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки. Сущность государственной гражданской службы представлена на рисунке 2.

Информация о работе Руководитель государственного органа. Полномочия и ответственность