Руководитель государственного органа. Полномочия и ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:рассмотреть полномочия и ответственность государственного органа и особенности государственной службы в рамках административного права. Объектами исследования в данной работе выступают административные органы и государственное управление в России – их структуры, принципы, полномочия и компетентность.
Предмет исследования – правовое регулирование гражданской службы.
Задачи исследования: 1)рассмотреть понятие организация государственного органа; 2)рассмотреть понятие государственной службы в РФ; 3) изучить виды гражданской службы; 4)особенности государственного управления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Организация государственного органа…………………………
1.1 Организация государственного органа……………………………………
1.2 Сущность персональной ответственности в государственном управлении……………………………………..……………………………
Глава 2. Региональное управление……………………………………
2.1 Разграничение предметов ведения и полномочий…………………………
2.2 Государственная региональная политика………………………………..
Глава 3. Понятие государственной службы и её виды
3.1 Понятие государственной службы……………………………………
3.2 Виды государственной службы……………………………………………….
Заключение……………………………………………………….…………..
Литература………………………………………………………..………

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 97.27 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………

Глава 1. Организация  государственного органа…………………………

1.1 Организация государственного  органа……………………………………

1.2 Сущность персональной  ответственности в государственном управлении……………………………………..……………………………

Глава 2. Региональное управление……………………………………

2.1 Разграничение предметов  ведения и полномочий…………………………

2.2 Государственная  региональная политика……………………………….. 

Глава 3. Понятие  государственной службы и её виды

3.1 Понятие государственной службы……………………………………

3.2 Виды государственной службы………………………………………………. 

Заключение……………………………………………………….…………..

Литература………………………………………………………..……… 
 

 

 

Введение

 

Государственное управление представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие на общество как на систему по осуществлению  государственной власти (целей, задач  и функций государства). Это воздействие осуществляется исполнительной и распорядительной работой государственных органов, в основе которых лежит профессиональная деятельность по осуществлению полномочий этих органов, то есть государственная служба. Формирование новой российской государственности происходит в условиях, когда большое значение приобрела государственная служба, призванная обеспечивать реализацию функций государства. Государственная служба становится все более важным институтом государственной власти, а государственные служащие – ведущими субъектами ее осуществления. Данный институт присутствует во всех ветвях власти и на всех ее уровнях: в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, в том числе правоохранительных, реализующих от имени государства его цели и функции.

Несовершенство правового  регулирования государственно-служебных  отношений в Российской Федерации  отчасти объясняется тем, что  в настоящее время идет процесс  становления законодательной базы данного института государства. Трансформация государственно-служебных  отношений обусловлена также  активным процессом формирования в  Российской Федерации реальных федеративных отношений. За последние годы принципиально  изменилась структура российского  законодательства. В рамках проводимой в стране крупномасштабной реформы  федеральное законодательство и  законодательство субъектов Российской Федерации связаны процессом  обновления практически по всем отраслям права. В практике правового регулирования  общественных отношений изменения  привели к тому, что в законодательстве субъектов Российской Федерации возникли целые отрасли, ранее не являвшиеся предметом регулирования на уровне субъекта Федерации.

Актуальность темы данной курсовой работы состоит в необходимости  модернизации государственного управления, направленного на повышение эффективности  и результативности работы государственных  структур, усиление их ответственности  за предоставление качественных услуг  населению.

Теоретическую базу курсовой работы составили научные работы по общей теории государства и  права, конституционному и административному  праву. В ходе написания диссертации  важное значение также придавалось анализу нормативных актов и материалам правоприменительной практики.

Цель исследования:рассмотреть полномочия и ответственность  государственного органа и особенности государственной службы в рамках административного права.

Объектами исследования в данной работе выступают административные органы и государственное управление в России – их структуры, принципы, полномочия и компетентность.

Предмет исследования – правовое регулирование гражданской службы.

Задачи исследования:

1)рассмотреть понятие  организация государственного органа;

2)рассмотреть понятие государственной службы в РФ;

3) изучить виды гражданской  службы;

4)особенности государственного управления.

Методологической базой  курсовой работы является следующие  методы исследования: 1. сравнительно-правовой, 2. исторический, 3. формально-юридический.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные  законы, федеральные законы, указы  Президента Российской Федерации, постановления  и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Организация государственного органа

1.1 Организация государственного органа

 

Под структурой государственного органа обычно понимается: совокупность его подразделений, а в них  должностей, схема распределения  между ними функций и полномочий, возложенных на орган, система взаимоотношений  этих подразделений и должностей.

Структура государственного органа зависит от его места в организационной  структуре государственного управления, объема и содержания его компетенции  и соответственно роли в управлении общественными процессами. Она всецело подчинена реализации компетенции государственного органа и строится сверху в низ. Для неё часто используется синоним «штатное расписание».

Необходимо учитывать, что между структурами  различных государственных органов существует организационная взаимозависимость. Особыми являются отношения между органами со сложной и простой структурой. Смысл структуры конкретного государственного органа можно понять лишь через раскрытие его связей со структурой  управляемых объектов и других государственных органов, в том числе и различных по функциональному предназначению. Те органы, которые непосредственно связаны с управляемыми объектами, прямо воздействуют на общественные процессы, должны иметь структуру, во-первых, отвечающую объективно необходимым запросам управляемых объектов в управляющих воздействиях, во-вторых, обеспечивающую дифференциацию и усиление управляющего воздействия со стороны вышестоящих органов. Для государственных органов, занимающих в «иерархии» высшие ступени и осуществляющих воздействие на управляемые объекты опосредованно, через другие органы, необходима приспособленность структуры для выполнения этой их целевой роли. Структура государственного органа призвана также создавать условия для рациональной организации и эффективного руководства деятельностью его собственного аппарата. Соответственно она должна отвечать некоторым требованиям и формироваться на основе определенных правил.

Они классифицируются следующим образом:

  1. требование мобильности, в соответствии с которым численный состав и количество внутренних подразделении государственного органа устанавливаются по оптимальным критериям управляемости;
  2. требование оперативности, определяющее сложность внутренних и внешних связей;
  3. государственного  органа, быстроту и сохранность прохождения  управленческой;   
  4. информации, своевременность  принятия и организации исполнения решении;
  5. требование экономичности, которое обуславливает необходимость определения стоимости содержания аппарата управления и затрат на осуществление управленческой деятельности его сотрудниками.

Особую проблему при формировании и оценке структуры государственного органа представляет определение потенциальной нормы управляемости, отталкиваясь от которой можно полагать, что данная структура справится с возложенными на нее целями, функциями и полномочиями, является достаточной и может гарантировать необходимый уровень управления соответствующими процессами.

Если подходить к структуре  государственного органа с точки  зрения ее рациональности и эффективности, то надо просчитать («взвесить») немало факторов, порой противоречащих друг другу, прежде чем прийти к выводу о её соответствии закрепленной компетенции. Точкой отсчета здесь являются два момента: организационно-правовая форма реализации компетенции (нормативно установленная) и соответственно руководящее звено, уполномоченное на реализацию этой компетенции в должной форме.

Государственная должность  – это постоянное юридическое установление в государственном органе, характеризующие объем, содержание и ресурсы деятельности по компетенции последнего.

Определяющая  проблема организационной структуры  государственного управления – превращение  государства и его аппарата (совокупности всех органов и должностей) в рациональную, динамичную и эффективно функционирующую систему, каждый элемент которой и каждая взаимосвязь осуществляли то, что необходимо обществу, людям. 

 

1.2 Сущность персональной  ответственности в государственном  управлении

 

Человек является высшей ценностью цивилизованного  общества. Это положение, выработанное логикой развития мировой истории, закреплено в ст.2 Конституции Российской Федерации.

Права и свободы человека обеспечиваются посредством исполнения государством и его полномочными представителями  определенных законом обязанностей по отношению к гражданам государства. В этом заключается непреходящий смысл и содержание законности в государственном управлении.

Принцип законности в государственном управлении является всеобщим и не содержит каких-либо изъятий.

В круг обязанностей полномочных представителей государственной власти, коими являются государственные служащие, должностные лица государства, федеральный закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” вводит поддержку конституционного строя, соблюдение законов Российской Федерации и субъектов федерации, добросовестное исполнение обязанностей по должности, соблюдение и защиту прав и интересов граждан, рассмотрение обращений граждан, общественных объединений, других субъектов, в пределах должностных полномочий и принятие по ним решений в порядке, установленном законодательством, соблюдение правил работы с информацией, охрану государственной и иной тайны, неразглашение ставших известными по службе сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан.  К ограничениям отнесены нормы, запрещающие использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой работы, быть депутатом представительного органа, входить в органы управления коммерческих организаций и некоторые другие. Нарушение этих принципов  функционирования  государственного аппарата должно влечь  за собой установленную законом ответственность. Перечисление в настоящем законе должностных ограничений и обязанностей государственных служащих, ни в коей мере не исключает их персональной ответственности за надлежащее исполнение иных правовых обязанностей.

В общем, ответственность можно  определить как неблагоприятные  последствия ненадлежащего, осуждаемого моралью или правом поведения виновного лица. В последнее время наметилось стремление понимать ответственность широко - как осознание субъектом своего поведения, его последствий, социальной значимости. Речь идет об ответственности, связанной с активной, инициативной, сознательной правомерной деятельностью субъектов. Так, в федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” ответственность прямо отождествляется с самодеятельностью населения по решению вопросов местного значения. Смешение ответственности за позитивное исполнение обязанностей - подготовку и принятие решений и ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение должностных обязанностей нашло место в законе “Об основах государственной службы”. Такой подход послужил основанием для рассмотрения ответственности в двух аспектах: “позитивном” - перспективном, за будущие действия, и ретроспективном - традиционном, за совершенные действия.

Позитивная  ответственность сопряжена со свободой личности, возможностью выбрать свою линию поведения, самостоятельно определить направленность своих поступков. Ответственность является условием подлинной свободы. Действительно свободный человек в целях достижения своей свободы должен постоянно сообразовывать свое поведение с общественными требованиями, то есть действовать ответственно. Свобода, таким образом, становится осознанной и ответственной деятельностью, основанной на познании необходимости и свободном выборе. Свободный выбор цели и средств ее достижения, свободно принятое решение действовать предполагают, таким образом, ответственность соответствующих субъектов. Неограниченная свобода, свобода без ответственности, превращается в свою противоположность - в произвол.

По  сути, позитивная ответственность отражает такой аспект социальных связей и отношений людей, которые характеризуют процесс осуществления предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, основанный на выборе поведения и его оценке с учетом интересов общества, где осознание, правильное понимание гражданином, должностным лицом возложенных на него обязанностей, обусловливающих надлежащее отношение к обществу, другим лицам, составляет субъективную сторону, а само  поведение, вызванное  внутренними мотивами, объективную сторону позитивной ответственности.

Однако, значение, придаваемое  позитивной ответственности как  важнейшему средству обеспечения законности и правопорядка, при всех ее очевидных достоинствах, на наш взгляд, слишком преувеличено. Человек чудовищно несовершенен. Лишь немногие личности руководствуются соображениями совести и долга в повседневной жизни. Гибкость сознания позволяет большинству поступаться даже самыми жесткими нравственными принципами и, при определенных обстоятельствах, действовать вопреки закону. Поэтому для соблюдения режима законности в государственном управлении требуются более существенные механизмы воздействия на нарушителей норм права. И таким средством выступает персональная юридическая ответственность.

Информация о работе Руководитель государственного органа. Полномочия и ответственность