Проблемы развития Европейского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Один из главных мировых геополитических сдвигов послевоенного времени – процесс объединения Европы. Идея "общеевропейского дома" существовала давно. Объединить под своей властью Европу мечтали еще древнеримские императоры. Весомый вклад в европейскую интеграцию внесло христианство, ставшее важным объединяющим началом в жизни региона. Идею "Европы для всех" в XIX в. пропагандировал В. Гюго. О перспективах "Соединенных Штатов Европы" писал В.И. Ленин. В 1946 г. к образованию Объединенных Государств Европы призывал У. Черчилль. Послевоенный процесс реального объединения стран Западной, а затем и Центрально-Восточной Европы в "общеевропейский дом" стал одним из важнейших факторов развития региона. В результате 25 марта 1957 г. в Риме был подписан договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

Содержание работы

Введение 3
1. Европейский союз: создание, цели и особенности формирования 5
1.1. Создание и этапы формирования ЕС 5
1.2. Стадии развития интеграции 9
1.3. Цели, задачи и достижения Европейского Союза 15
2. Проблемы развития Европейского Союза 25
2.1. Проблемы регионального развития 25
2.2. Поддержка интеграции 26
2.3. Проблема безработицы 30
2.4. Кризис в зоне евро: причины и последствия 33
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

Интеграционные процессы в Европейском Союзе на современном этапе. Проблемы и противоречия.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

Поддержка интеграции более  образованными характерна не только для старых членов Европейского Союза. Схожая картина складывается из данных опроса населения 13 стран-кандидатов в 2003 году. И в старых членах ЕС, и в новых на разных этапах интеграции проявляются некоторые постоянные тенденции. Поддержка интеграции тесно связана с образованием: она максимальна у наиболее и минимальна у наименее образованных. Поддержка интеграции выше у лиц свободных профессий и интеллектуалов ("по определению" наиболее образованных) и ниже у рабочих, выше у наиболее обеспеченных и ниже у мало обеспеченных. Она максимальна в больших городах – сосредоточении интеллектуальной жизни – и минимальна в сельской местности8.

2.3. Проблема безработицы

Высокая доля безработных  в экономически активном населении - проблема всех стран ЕС, имеющая долговременный характер. Причины повышенного уровня безработных кроются в демографической ситуации (рост численности рабочих-иммигрантов, высокая активность женщин, ускоренные темпы роста активного населения в районах, где проблема безработицы наиболее остра), а также зависят от конъюнктуры.

 В начале XXI в. среди  стран, относительно благополучных  по этому критерию, можно назвать  Австрию, Великобританию, Ирландию, Нидерланды. Швецию (менее 5%). Самая  большая безработица в Испании  -11,3%, Франции - 9,7, Греции - 9,6, Финляндии - 9,0%.

Большой проблемой для  ЕС является преодоление долгосрочной безработицы. Коэффициент так называемых "исключенных" (доля лиц, ищущих работу более года, в общем числе безработных) в Евросоюзе очень высок (49%). По абсолютной численности безработных в ЕС-25 лидируют Германия - 4,0 млн., Польша - 3,3 млн., Франция - 2,6 млн., Италия - 2,1 млн., Испания - 2,1 млн., Великобритания - 1,4 млн.

Страны Евросоюза представляют собой желанную цель для ищущих работу иммигрантов. По мнению немецких экономистов, важным условием устойчивого развития экономики в долгосрочной перспективе является прирост населения. Из-за медленных темпов его роста странам Европы трудно соперничать с Соединенными Штатами, экономика которых с 1960-х гг. развивалась быстрее, чем европейская. В США каждая женщина в среднем рожает двух детей, что обеспечивает по меньшей мере стабильную численность населения. В странах ЕС этот показатель не достигает и 1,5, поэтому, как считают специалисты, для пополнения рынка труда Евросоюз нуждается в иммиграции квалифицированной рабочей силы из третьих стран. Об этом свидетельствует нехватка рабочей силы в отдельных секторах экономики стран ЕС.

В Австрии, где в послевоенные десятилетия ощущалась нехватка рабочей силы в низкооплачиваемых группах трудящихся, проводилась весьма либеральная иммиграционная политика, следствием которой явилась самая высокая в ЕС (не считая Люксембурга) доля иностранцев среди населения. Каждый год в Австрии растет и доля иностранных рабочих в общем числе занятых.

Германия также привлекательна для многих ищущих работу иммигрантов. Согласно данным Федерального статистического  ведомства ФРГ, в 2001 г. в страну въехало  на 273 тыс. человек больше, чем ее покинуло, из них 84 тыс. - немцы и 188 тыс. - иностранцы. Большая часть из них пополнила экономически активное население. В 2002 г., по оценке того же ведомства, приток населения превысил его отток более чем на 200 тыс. человек. В принципе германский рынок труда открыт не только для жителей стран - участниц ЕС, но также и для граждан Исландии, Норвегии и Лихтенштейна.

В Великобритании с 1997 г. правительство почти в три  раза увеличило число разрешений на занятие трудовой деятельностью  для лиц, живших за пределами ЕС, доведя их до 140 тыс. в год. Но и этого  было недостаточно для английской экономики, некоторые сектора которой испытывают нехватку рабочей силы, несмотря на 5%-ную безработицу. Правительство намерено выдать дополнительно еще 10 тыс. разрешений для иммигрантов, желающих работать в пищевой промышленности и гостинично-ресторанном секторе. Будет рассмотрена также программа, облегчающая процедуру иммиграции иностранным студентам, специализирующимся в области математики, естественных и инженерных наук.

Бельгия и Нидерланды, несмотря на официально провозглашенную  ограничительную политику, относительно доступны для иностранной рабочей силы, не в последнюю очередь для нелегальных иммигрантов, число которых трудно поддается оценке. Что же касается легальной иммиграции рабочей силы, то здесь по-прежнему главную роль играет воссоединение семей. Но лидирует в ЕС Люксембург, где в настоящее время 37% из 441 тыс. жителей являются иностранцами. Ими занято около 60% из имеющихся в стране 280 тыс. рабочих мест. Причем каждый день ее границу пересекают граждане Франции, Бельгии и Германии, приезжающие на работу в Люксембург. Почти автоматически разрешение на трудовую деятельность получают граждане третьих стран, если они могут подтвердить, что ежемесячно зарабатывают в четыре раза больше люксембургской минимальной оплаты труда, которая составляет 1368 евро. Те, кто зарабатывает меньше, должны ждать решения комитета, занимающегося вопросами иммиграции. В 2002 г. было выдано 4,6 тыс. разрешений на трудовую деятельность, около 60% из них - гражданам Восточной и Центральной Европы. В 2001 и 2002 гг. вид на постоянное жительство в Люксембурге получили около 3 тыс. черногорцев9.

Испания проводит сравнительно либеральную по сравнению с другими  западноевропейскими странами иммиграционную политику. Большинство иммигрантов  прибывают сюда из стран Латинской Америки, поскольку в Испании у них нет языковых проблем. Иммиграция латиноамериканцев, владеющих некоторыми нужными стране профессиями, даже поощряется. Более сложной является проблема интеграции жителей Северной Африки, образующих вторую по численности группу иммигрантов. Они находятся в Испании в основном нелегально, поэтому занимаются там наиболее низко оплачиваемой работой, например в сельском хозяйстве.

Правительство Франции  в настоящее время стремится  затруднить иммиграцию. При этом оно не только принимает более жесткие меры против нелегалов, но и осложняет выдачу вида на жительство легальным иммигрантам. Он будет в дальнейшем выдаваться только тому, кто проявит стремление интегрироваться во французское общество и овладеть французским языком. Особенно трудно устроиться на работу темнокожим африканцам, хотя французский язык все еще широко распространен в бывших колониях Франции.

2.4. Кризис в зоне евро: причины и последствия

На положение в зоне евро безусловно повлиял глобальный финансовый и экономический кризис. Вместе с тем, по мнению экспертов Центра ситуационного анализа Института мировой экономики и международных отношений РАН, нынешний кризис в зоне евро имеет также три переплетающиеся внутренние причины.

Прежде всего, это следствие противоречия, порожденного тем, что в рамках Европейского союза осуществляется единая наднациональная валютная политика, в то время как экономический союз строится на координации национальных экономических политик стран-членов ЕС. При этом единая денежно-кредитная политика осуществляется без учета различий в уровне развития и структуре хозяйств стран, входящих в союз. В результате повышение конкурентоспособности так называемых проблемных стран Южной Европы (таковыми в ЕС считают, прежде всего, Грецию, Португалию и Испанию) за счет девальвации невозможно из-за правил, существующих в зоне евро.

Другая особенность кризиса в зоне евро – его связь с накоплением огромных долговых обязательств. Они стали результатом значительного (а порою и безудержного) роста заимствований. Долгое время практиковалось в широких масштабах практически на всех уровнях: домашние хозяйства приобрели вкус к ипотечному и потребительскому кредитованию, банки охотно прибегали к пополнению своих активов за счет внешних источников, а государства все более безответственно относились к соблюдению бюджетной дисциплины.

Большинство государств не соблюдали так называемые Маастрихтские  критерии, согласно которым отрицательное  сальдо по бюджету не должно было составлять более 3 процентов ВВП, а величина госдолга - не превышать 60 процентов. Фактически же дефицит госбюджетов по зоне в среднем вырос с 0,6 процента в 2007 году до 6,3 процента в 2009 году. А в Португалии, Испании, Греции и Ирландии этот показатель был еще выше. Сыграли свою роль и антикризисные меры правительств, принятые в ответ на мировой финансовый кризис. Они привели к существенному росту госрасходов. Причем произошло это в условиях, когда налоговые поступления не увеличивались или вообще сокращались.

Наконец, имеет место  и кризис доверия к проблемным странам. Огромными объемами гособлигаций этих стран (около 2 триллионов евро) владеют банки, прежде всего Франции и Германии, что усиливает их риски. В этой связи было высказано предположение, что критическим является даже не столько уровень задолженности, сколько вопрос доверия инвесторов к устойчивости экономик соответствующих стран, эффективности их правительств.

Смогут ли проблемные страны реализовать антикризисные  меры? Большинство участников обсуждения ответили на этот вопрос положительно. Однако некоторые эксперты высказали сомнение по поводу самого слабого звена в группе проблемных стран - Греции.

Ее долги составили  почти 300 миллиардов евро (свыше 100 процентов  греческого ВВП), из которых 53 миллиарда  требовалось выплатить в 2010 году. Без внешней помощи страна оказалась бы в дефолте. Греция отличается от других проблемных государств еврозоны также почти полным отсутствием конкурентоспособных производств.

С точки зрения определения  и выполнения адекватных антикризисных  мер в группе проблемных стран наилучшее положение у Ирландии. В Италии и Испании также можно констатировать настрой на достаточно радикальные шаги. В случае Португалии положительную роль играет принцип «делать не хуже, чем соседи-испанцы». Наихудшее положение в Греции еще и потому, что необходимые структурные реформы пошли бы вразрез с политикой, которую на протяжении многих лет проводили сменявшие друг друга правительства.

Эксперты также констатировали, что ситуация в Греции не благоприятствует поддержке антикризисных усилий международными институтами и зарубежными странами. Внешняя поддержка обусловлена готовностью страны к принятию и реализации радикальных экономических решений, а состояние политической системы Греции вряд ли отвечает данной задаче. В частности, снижение трудовых издержек чревато серьезным ростом социальной напряженности и угрозой политической турбулентности.

Существуют не только страновые проблемы, но и угроза "эффекта домино" - последовательного  обрушения финансовых и иных рынков одних стран под влиянием кризиса на рынках других, подчеркнули эксперты. Такой угрозе способствуют напряженность государственных финансов, быстрый рост госдолга стран зоны евро.

Однако, как полагают участники дискуссии, предпринимаемых  Евросоюзом антикризисных мер окажется достаточно для купирования кризиса в малых странах с тяжелой ситуацией. Сначала была выделена помощь непосредственно Греции в обмен на принятие ею программы сокращения бюджетного дефицита. С выявлением схожих проблем у других стран зоны было объявлено о новом пакете мер на 750 миллиардов евро. Они включили создание Чрезвычайного фонда европейской финансовой стабилизации в размере 60 миллиардов евро и специальной структуры, способной привлечь до 440 миллиардов путем выпуска облигаций под гарантии стран зоны евро. О поддержке в размере 250 миллиардов евро объявил МВФ - это программа займов и кредитов для стран зоны евро, в том числе на двусторонней основе (МВФ-страна).

Было обращено внимание и на то, что экономики Греции, Португалии, Ирландии, а также не находящейся в зоне евро Румынии, положение которой резко ухудшается, не составляют критически важной для ЕС массы. Самую большую гипотетическую опасность могла бы представлять ситуация в Италии, где госдолг достигает 1,8 триллиона долларов, или 116 процентов национального ВВП. Однако Италия (впрочем, как и Бельгия) живет с таким долгом многие годы.

Не драматизируя ситуацию, эксперты считают, что кризис в зоне евро не пройдет бесследно. Динамика ВВП в ЕС окажется ниже, чем в  США. Учитывая взаимозависимость ЕС и других мировых центров экономической мощи, произойдет общее замедление темпов выхода из глобального финансово-экономического кризиса. Более того, понижение курса евро может и не оказать стимулирующего воздействия на экономический рост в ЕС - если оно будет сведено на нет из-за необходимости жесткой экономии госрасходов и сокращения доступа предприятий к кредитам.

Эксперты говорят об уязвимости действующей модели Экономического и валютного союза (ЭВС). Они обратили внимание на то, что в последнее  время нарастают противоречия между Европейским центральным банком (ЕЦБ), с одной стороны, и Комиссией ЕС (исполнительный орган) и Советом (законодательный орган), с другой. Об их сотрудничестве в деле спасения евро почти ничего не известно.

Основная цель ЕЦБ, который  проводит единую денежно-кредитную политику (национальные центральные банки лишь исполняют его решения), - поддержание стабильности цен. В течение первых 12 лет функционирования евро ЕЦБ в целом выполнял свою главную задачу - держал инфляцию на уровне 2-2,5 процента. При этом по курсу евро к доллару Евросоюзу пока удается удерживаться в пределах амплитуды, свойственной 1999-2009 годам. Но греческий кризис привел к тому, что евро резко подешевел в отношении доллара (на 20 процентов).

Вместе с тем эксперты сошлись на том, что судьба евро сейчас находится не в руках ЕЦБ. Именно Совет и Комиссия должны теперь заставить страны провести оздоровление государственных финансов. Сделать это трудно на фоне роста безработицы, падения конкурентоспособности и демографического давления - мощных факторов, противодействующих бюджетному аскетизму. К тому же, по мнению экспертов, греческая история, а также тяжелая ситуация в области государственных финансов других стран-членов и всего ЕС застали Совет и Комиссию врасплох, что не может не сказаться на длительности выхода из кризиса в зоне евро10.

Как же повлияет кризис в  зоне евро на развитие интеграции в  ЕС?

Участники ситуационного  анализа исключают возможность  выхода каких-либо стран из ЕС или  их отказ от евро. Это не только натолкнулось бы на массу юридических препятствий, но и усугубило бы экономическое положение соответствующих государств. Другой вывод: кризис усложнит и сделает более долгим как процесс перехода других членов ЕС на евро, так и расширение Европейского союза.

Дальнейшее расширение зоны евро состоится не раньше 2016-2017 годов. Более того, с учетом опыта Греции можно предположить: даже после выполнения Маастрихтских критериев страны, претендующие на вступление в зону евро, будут несколько лет подвергаться мониторингу качественных преобразований в экономике.

Информация о работе Проблемы развития Европейского Союза