Проблемы развития Европейского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Один из главных мировых геополитических сдвигов послевоенного времени – процесс объединения Европы. Идея "общеевропейского дома" существовала давно. Объединить под своей властью Европу мечтали еще древнеримские императоры. Весомый вклад в европейскую интеграцию внесло христианство, ставшее важным объединяющим началом в жизни региона. Идею "Европы для всех" в XIX в. пропагандировал В. Гюго. О перспективах "Соединенных Штатов Европы" писал В.И. Ленин. В 1946 г. к образованию Объединенных Государств Европы призывал У. Черчилль. Послевоенный процесс реального объединения стран Западной, а затем и Центрально-Восточной Европы в "общеевропейский дом" стал одним из важнейших факторов развития региона. В результате 25 марта 1957 г. в Риме был подписан договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

Содержание работы

Введение 3
1. Европейский союз: создание, цели и особенности формирования 5
1.1. Создание и этапы формирования ЕС 5
1.2. Стадии развития интеграции 9
1.3. Цели, задачи и достижения Европейского Союза 15
2. Проблемы развития Европейского Союза 25
2.1. Проблемы регионального развития 25
2.2. Поддержка интеграции 26
2.3. Проблема безработицы 30
2.4. Кризис в зоне евро: причины и последствия 33
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

Интеграционные процессы в Европейском Союзе на современном этапе. Проблемы и противоречия.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

3) Общий рынок

Общий рынок - определение очередного этапа евроинтеграции. Установление общего рынка как одной из важных целей и одновременно очередного этапа интеграции было заложено в ст. 2 Римского договора о создании Европейского экономического сообщества. При этом было оговорено, что данный процесс должен проходить эволюционно в течение 12 лет, т.е. до 1969 г. Однако само понятие общего рынка определялось только в очень общих чертах, как некая территория (в конкретном разделе - территория государств участников интеграционного объединения), в рамках которой осуществлена свобода перемещения факторов производства или реализованы так называемые четыре свободы: перемещения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы. Следствием размытости этого понятия был недостаток описания конкретных инструментов или установления способов осуществления такой формы интеграции. Фактически же не произошло создания общего рынка, процесс интеграции остановился на этапе таможенного союза. Кроме того, следует сказать, что положение ст. 2 выражало некое руководящее направление и имело "рамочный", а не директивный характер.

Одним из главных инициаторов всех дел выступал тогдашний председатель Еврокомиссии Жак Делор. По его инициативе комиссия под руководством лорда  Кокфельда выпустила "Белую книгу". Этот документ содержал кроме всего  прочего подробный анализ препятствий на пути создания общего рынка, в нем же был перечислен инструментарий для необходимых изменений. Одобренная Европейской комиссией и принятая на саммите в Милане в июне 1985 г. "Белая книга" послужила основой реальной программы создания общего рынка, совпавшей с реформой основополагающих договоров сообществ, главным образом Римского договора, которым и было положено начало создания ЕЭС. Принципы институциональных и политических изменений и необходимых импульсов для развития нашли окончательное выражение в Едином европейском акте, подписанном в 1986 г. всеми странами - членами Европейских сообществ (вступил в силу 1 июля 1987 г.). С нашей точки зрения, понятие общего рынка в этом акте было заменено понятием внутреннего рынка, который описывался как пространство без внутренних границ. Впоследствии на основании данного соглашения было принято около 280 правовых актов, послуживших реализации этого рынка согласно принятому решению до 1992 г. В целом же потребовалось почти 30 лет, чтобы концепция общего рынка (внутреннего рынка) в полной мере стала реальностью.

4) Экономический и валютный союзы

Валютный союз - исключительно трудный  и рискованный проект. Его реализация связана с массой непредвиденных сложностей, огромных затрат сил и  финансовых средств. Общий баланс прибылей и убытков может по-разному сложиться для различных стран, слоев населения и отраслей.

ЭВС основан на четырех основных элементах:

  1. едином рынке, обеспечивающем полную свободу движения людей, товаров, услуг и капитала;
  2. общей политике конкуренции и других мерах, нацеленных на усиление рыночной конкуренции;
  3. общей политике структурных изменений и регионального развития;
  4. координация макроэкономической политики, включая обязывающие правила бюджетной политики.

В основы функционирования ЭВС входят такие вопросы, как: проведение общей внешней политики, политики безопасности, а именно: внутренние дела, юстиция и пограничный контроль, в которых Европейское Сообщество уже накопило значительный опыт и где достигнуты ощутимые успехи. Все 11 участников ЭВС добровольно делегируют ряд суверенных прав, а именно проведение валютной, эмиссионной, бюджетной, налоговой политики, единым органам ЕС для решения этих вопросов на централизованном или коммуникативном уровне.

Еще только начиная работу по созданию проекта экономического и валютного союза, все участвующие комитеты были единодушны в вопросе о конечной цели ЭВС, которая состояла в том, чтобы:

  1. полностью либерализовать движения капиталов в так называемой "зоне евро";
  2. полностью интегрировать финансовые рынки;
  3. иметь полную и необратимую конвертируемость всех валют, основанную на не подлежащей пересмотру фиксации валютных паритетов. Причем это должно быть достигнуто путем отмены лимитов колебаний внутри Европейской валютной системы и в конечном итоге замены национальных валют единой валютой;
  4. формирование единого рынка, который был бы сопоставим с рынками США и Японии. В частности при создании ЭВС образовался второй по величине рынок ценных бумаг;
  5. устранение валютных рисков для упрощения и стимулирования торговли;
  6. ускорить процесс унификации в рыночной практике;
  7. увеличение прозрачности в процессе ценообразования.

В рамках ЕС экономический  и валютный союз стали функционировать  с 1 января 1999 г. согласно Маастрихтскому договору (Договор о Европейском  Союзе). Начиная с 1 января 2002 г. союз стал полностью валютным союзом - как известно, общая валютная единица евро введена в обращение в 12 странах, в которых эта единица заменила национальные валюты. Однако директивное решение было принято в Гааге в 1969 г. (1-2 декабря)4. Если допустить, что введение общей валюты является последним элементом, венчающим всю многоуровневую конструкцию валютного союза, то впору говорить о существовании 30 - летнего периода строительства этого союза с различными последовательными фазами.

1.3. Цели, задачи и достижения Европейского Союза

За весьма краткий  по историческим меркам отрезок времени  Союз превратился из небольшой субрегиональной  группировки экономического характера  в подлинно европейскую интеграционную организацию универсальной компетенции, обладающую собственным аппаратом управления и осуществляющую деятельность в самых различных сферах общественной жизни. На современном этапе развития ЕС уже базируется на иных целях и задачах, которые планирует достигать и решать. Если раньше объединение стран Европы в единый Союз носил характер сотрудничества и выражался в координации общих сил для решения ряда проблем, то теперь же это своего рода «государство» (или надгосударственное образование), которое ставит перед собой иные задачи и цели. Главенствующее место среди основополагающих задач, стоящих перед ЕС, занимает общая внешняя политика и политика в области безопасности. К основным декларированным целям Союза относятся:

  1. содействие экономическому и социальному прогрессу и высокому уровню занятости, достижение сбалансированного и устойчивого развития, особенно путем создания пространства без внутренних границ, путем экономического и социального сплочения и создания Экономического и валютного союза, включающего в конечном итоге введение единой валюты;
  2. способствование утверждению самобытности Союза на международной арене, особенно путем осуществления общей внешней политики и политики безопасности, включая поступательное формирование общей оборонной политики, которая могла бы привести к общей обороне;
  3. усиление защиты прав и интересов граждан государств-членов посредством введения гражданства Союза;
  4. сохранение и развитие Союза как пространства свободы, безопасности и законности, в котором свободное передвижение лиц обеспечивается в увязке с соответствующими мерами контроля на внешних границах, предоставления убежища, иммиграции, предотвращения и борьба с преступностью;
  5. полностью сохранять достижения Сообществ и опираться на них, чтобы определить, в какой мере политики и формы сотрудничества, сформулированные Договором, нуждаются в пересмотре для обеспечения эффективности механизмов и институтов Сообщества.

Для иллюстрации масштабов  деятельности Союза достаточно указать  лишь некоторые из её основных целей:

- в социально-экономической сфере: построение общего рынка, введение единой валюты “евро”, издание обширного законодательства применительно к различным отраслям хозяйства (транспортное, банковское, таможенное, антимонопольное, аграрное, трудовое законодательство и т.д.);

- в политической области: функционирование весьма работоспособной системы “европейских” органов власти, которая включает избираемый непосредственного гражданами Европейский парламент, суды Союза, Комиссию, Совет, Европейский центральный банк, Омбудсмана Европейского Союза и др.;

- в правоохранительной и гуманитарной сферах: становление института гражданства Союза, принятие Хартии ЕС об основных правах, создание Европейского полицейского ведомства (Европол) и аналогичного учреждения для координации работы национальных прокуратур (Евроюст), формирование единых информационных систем и банков данных (“Шенгенская информационная система”, централизованная база данных отпечатков пальцев “Евродак” и др.), установление в законодательстве Союза общих признаков и стандартов уголовной ответственности в отношении ряда преступных деяний (фальшивомонетничество, терроризм, торговля людьми и др.), замена малоэффективного института экстрадиции “европейским ордером на арест” и т.д.

Наиболее принципиальные достижения Союза:

1. Построение общего рынка, на основе которого образован единый внутренний рынок ЕС - “пространство без внутренних границ, в котором, согласно положениям настоящего договора, обеспечивается свободное перемещение товаров, лиц, услуг и капиталов”;

2. Строительство экономического и валютного союза, основанного на общей валютно-финансовой политике стран-членов и единой валюте евро, является одним из главных направлений стратегии интеграции в рамках Европейского союза на нынешнем этапе.

Дело в том, что без  стабильной европейской валюты становится невозможным проводить экономическую политику, которая, в свою очередь, является основой, предпосылкой для перехода на новый уровень политической интеграции.

План “Делора” предусматривал создание общего рынка, поощрение конкуренции  в ЕС, координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов покрытия.

На основе “плана Делора”  к декабрю 1991 года был выработан  Маастрихтский договор о Европейском союзе, предусматривающий поэтапное формирование валютно-экономического союза. Первый этап фактически начался в июле 1990 года одновременно с полной отменой валютных ограничений по движению капиталов в ЕС. Основное внимание уделено сближению уровней экономического развития, снижению темпов инфляции и сокращению бюджетного дефицита. Второй начался с января 1994 года созданием Европейского валютного института во Франкфурте-на-Майне (Центрального Банка Сообщества) в составе управляющих центральными банками стран-членов.

 Определяющим стал 1995 год, когда стали вырисовываться  четкие перспективы будущей валюты. В декабре на заседании Европейского  Совета в Мадриде было принято  решение о введении с 1 января 1999 года единой валюты, а также решен вопрос относительно ее названия. Главы государств и правительств достигли политического компромисса, назвав единую валюту «евро». По мнению всех 15 стран ЕС, оно отражает историческую и культурную общность региона и в то же время является достаточно нейтральным, не вызывая никаких национальных ассоциаций. Против сохранения названия экю решительно выступала Германия, утверждая, что за ним в общественном сознании будет тянуться шлейф прошлых неудач европейской валютной интеграции, валютных кризисов и инфляции. Существовала и другая веская причина: аббревиатура совпадала с названием старинной французской монеты, чеканившейся в золотом и серебряном исполнении с XIII до первой трети XIX в. и имевшей широкое хождение в Западной Европе. Евромарка также не подошла, так как Французы увидели в этом названии «что- то слишком германское».

С января 1999 г. до 2002г. расчеты  в евро будут осуществляться только в безналичной форме, а с января 2002г. евро войдет в обращение в  семи купюрах от 50 до 500 единиц.

Было решено вводить валюту только в тех странах ЕС, которые будут удовлетворять следующим требованиям:

- уровень инфляции не превышает более чем на 1,5 % средний уровень в трех странах-членах ЕЭС с наиболее низким уровнем инфляции.

- государственная задолженность не должна составлять более 60 % от ВВП. Государственный дефицит не должен составлять более 3 % от ВВП.

- на протяжении, по меньшей мере, двух лет должны соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других стран-членов ЕЭС.

- долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2 % средний показатель для трех стран с наиболее низким уровнем инфляции5.

Условия действительно  жесткие, но без их выполнения переходить на единую валюту бесполезно, ибо начнется перекачка национального богатства из более развитых стран в менее процветающие, за чем последует обесценивание, а в перспективе - угроза полного краха как собственно валюты, так и экономической системы союза в целом.

Фазы перехода к новой  валюте:

Фаза А началась 2 мая 1998 года с принятием Советом Европы решения о первом составе участников валютного союза, удовлетворяющих вышеперечисленным условиям. Решение было принято, как и предусматривалось, на основе уточненных экономических показателей за 1997 г. В 11 странах: Германии, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Ирландии, Португалии, Испании, Австрии и Финляндии решено было вводить единую валюту. Греция пока не удовлетворяла утвержденным критериям. Дания решила не участвовать в валютном союзе (референдум в июне 1992 г. продемонстрировал отрицательное отношение населения этой страны к вступлению в валютный союз), но оставила за собой право изменить это решение. Великобритания тоже решила воздержаться от участия в валютном союзе по политическим и экономическим соображениям. Последние заключаются в том, что в настоящее время страна переживает фазу подъема, при этом уровень процентных ставок один из самых высоких в ЕС (выше только в Греции). Она не может позволить себе их снижение, что неизбежно в случае присоединения к валютному союзу, из-за опасности "перегрева" экономической конъюнктуры. Швеция пока тоже воздерживается от участия в валютном союзе, опасаясь, что со своей громоздкой системой социального обеспечения не сможет адекватно реагировать на повышение уровня конкуренции в валютном союзе. После определения состава участников валютного союза на встрече в Брюсселе было принято решение о создании Европейского центрального банка (ЕЦБ) и фиксации двусторонних обменных курсов 11 стран-участниц валютного союза. Решение о фиксации обменных курсов принято заранее с целью исключить спекуляции накануне 1 января 1999 г. Эти курсы будут использоваться при определении безотзывных конверсионных курсов перевода национальных валют в евро с первого дня ее принятия в качестве единой валюты.

Информация о работе Проблемы развития Европейского Союза