Проблемы международной безопасности в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:10, контрольная работа

Описание работы

Изучение данной темы необходимо начать с определения понятия национальный интерес и как он соотносится с понятием государственный интерес, что и будет сделано в основной части. Национальные интересы различаются по своей значимости и влиянию на международной арене. В связи с этим они подразделяются на главные и второстепенные, постоянные и переменные, долгосрочные и конъюнктурные. Все разновидности будут охарактеризованы и приведены примеры.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..….. 2стр.
Основная часть
Проблемы международной безопасности в современном мире.
Национальный интерес и национальная безопасность…………………………………………………….. 3-5стр.
Теория международной безопасности…………………………6-8 стр.
Факторы, угрожающие международной безопасности……..9-15 стр.
Заключение……………………………………………………………..16 стр.
Список литературы……………………………………………………. 17 стр.

Файлы: 1 файл

Doc1.docx

— 47.71 Кб (Скачать файл)

Угроза термоядерной катастрофы, сегодня приняли глобальный, т.е. общепланетарный, характер, вышли за рамки государственных границ и  материков и представляют общечеловеческую задачу. В настоящее время особое значение имеет взаимодействие культур  Запада и Востока, поскольку именно в этом большинство ученых усматривают  залог прогресса человечества, преодоление  глобальных проблем. Постепенно вызревала  идея о том, что культуры и цивилизации  Запада и Востока являются взаимодополняющими и представляют собой определенную целостность, а рационализм Запада и интуитивизм Востока, технологический  подход и гуманистические ценности должны сочетаться в рамках новой  общепланетарной цивилизации4.

Три технических аспекта  термоядерного оружия сделали термоядерную войну угрозой самому существованию  цивилизации. Это - огромная разрушительная сила термоядерного взрыва, относительная  дешевизна ракетно-термоядерного  оружия и практическая невозможность  эффективной защиты от массированного ракетно-ядерного нападения.

Однако в руки авантюристов буквально плывет оружие массового  поражения - химическое, бактериологическое и, возможно, ядерное. Как только они  более или менее освоятся с  ним - неизбежно повторение «Бури  в пустыне», но на сей раз при  гораздо более неблагоприятном  для Запада соотношении сил. Ситуация все более напоминает последние  годы Римской империи. Как решить эту проблему в существующих условиях, не знает никто.

Терроризм как  угроза в системе международной  безопасности

 

Борьба с терроризмом  выходит на первый план во внутренней и внешней политике всего мирового сообщества. После начала контртеррористической  операции в Афганистане, она вытеснила  на второй план вопросы, связанные с  развитием демократии в новых  независимых государствах, вопросы, касающиеся прав человека, решения  задач по борьбе с бедностью, нищетой, безработицей.

Международный характер терроризма предполагает такой же международный  глобальный ответ на его проявления. С учетом того, что террористические группировки обладают разветвлённой  сетью и координируют свои действия, террористические акты в 90% случаев  стали достигать своих целей. Эти цели рассчитаны не только на причинение непосредственного ущерба жертве или  жертвам, они имеют также и  определённый устрашающий эффект: посеять  страх, создать угрозу широкому кругу  лиц и вызвать чувство растерянности, беспомощности и т.д.

Так по данным специалистов количество террористических актов  постоянно увеличивается, они становятся всё более жестокими и их объектом всё чаще становятся люди. В 70-х годах 80% терактов были направлены против собственности  и только 20%-против людей. В 80-х годах  – соответственно 50% на 50%. В 90-х годах  уже 30% и 70%. В 21 –м веке 10% и 90%. Таким  образом, терроризм – это акции, сопряжённые с применением насилия  или угрозой насилия, как правило, сопровождаемые выдвижением конкретных требований. Насилие направлено в  основном против гражданских объектов и лиц. Мотивы чаще имеют политический или иной характер. Исполнители, обычно, малочисленны, оторваны от населения, являются членами организованных групп  и в отличие от других преступников берут на себя ответственность за совершаемые акции. Акции совершаются  так, чтобы привлечь максимум общественного  внимания и оказать воздействие  на власть или определённые группы населения, выходя за рамки причинения непосредственного физического  ущерба5.

Борьба с терроризмом  является не только наиболее сложной  и запутанной, но и долгосрочной задачей. Поэтому сегодня особенно актуальной становится проблема создания мировых, региональных и национальных систем коллективной безопасности. Возникла политическая необходимость и экономическая  целесообразность формирования жизнестойкой, международной, коллективной системы, способной противостоять любой  внутренней и внешней военной  экспансии и терроризму. Трагические  события последних лет, многочисленные теракты в разных государствах мира показали явную угрозу политической, экономической, социальной жизни развитых и развивающихся государств, с  разным уровнем демократии и разных конфессиональных направлений.

Кровавые действия международного терроризма в России и США, Испании  и Турции, Индонезии и Израиле, Марокко и Египте, Пакистане, Афганистане  и Ираке показывают, что терроризм  становится неотъемлемым и, к сожалению, привычным фактором мирового процесса.

Несомненно, трагические  события 11 сентября 2001 г. в США обострили задачи борьбы против терроризма и выдвинули на первый план проблемы безопасности. То, что нападению была подвергнута самая экипированная с точки зрения безопасности, отлично охраняемая страна повергло в шок всё мировое сообщество, каждый человек ощутил хрупкую грань между жизнью и смертью. Мировое сообщество было вынуждено по-другому, по-новому, взглянуть на вопросы безопасности. Учитывая современные реалии, государства-члены Совета Евроатлантического партнёрства, Европы, России и Азии обнародовали заявление, в котором отразили общее мнение: теракты были направлены не только на США, но и на общечеловеческие ценности.

Страны-партнёры по созданной  антитеррористической коалиции предпринимали  и предпринимают необходимые  меры для борьбы с терроризмом. Они  прекрасно осознают, что борьба будет  носить трудный и затяжной характер и потребует привлечения всех имеющихся средств и методов: политических, экономических, дипломатических  и военных.

Зависит это в первую очередь  от современного и адекватного понимания  возможностей терроризма. Так как  обладание новейшими вооружениями, технологиями и огромными финансовыми  средствами повышает последствия террористической деятельности.

Существует серьёзная  опасность попадания в руки различных  террористических организаций оружия массового поражения, биологического, химического оружия и даже радиологических  бомб. Многосторонние меры и межгосударственные соглашения пока не имеют эффективных  рычагов и механизмов противодействия  терроризму в полной мере. Хотя, работа в этом направлении ведётся постоянно. Вне всякого сомнения, что для  борьбы с таким явлением как международный  терроризм необходим коллективный разум, коллективный орган, способный  оперативно и без ущерба для невиновных, разить и уничтожать террористов  по всей планете6.

Терроризм становится неотъемлемым и, к сожалению, привычным фактором мирового процесса. В рассмотрении международного терроризма как феномена социально-политической ситуации в  контексте различных процессов  на первый план выдвигаются проблемы международной безопасности.

Формирование эффективной  системы международной безопасности сталкивается с проблемой отсутствия реального механизма для адекватного, юридически оправданного реагирования на террористические выпады, многовариантное  объяснение самого явления, сложность  и многоликость термина «терроризм»  не позволяют решить эту проблему. Особенно опасен терроризм тем, что  его идеология очень часто  прикрывается религиозными, национально-освободительными, революционными факторами.

Для успешного противодействия  международному терроризму во избежание  двойных стандартов в проведении всеобщей антитеррористической борьбы неоднократно предпринимались попытки  выработать и законодательно оформить документ, в котором терроризм  получил бы однозначное юридическое  определение без всяких интерпретаций.

Международная антитеррористическая система должна создаваться под  эгидой ООН на прочной законодательной  базе. Основные пути борьбы с международным  терроризмом предполагают в первую очередь, информационное взаимодействие и координацию спецслужб разных стран7.

Во-вторых, и об этом неоднократно заявляли главы государств и правительств, следует внести изменения в международно-правовые антитеррористические документы.

Необходимо отказаться от практики предоставления политического  убежища террористам, их спонсорам  и пособникам.

Важную роль в связи  с этим приобретает борьба с торговлей  и изготовлением наркотиков во всём мире, как основных источников финансирования международного терроризма, особенно это, касается Афганистана.

Новые угрозы безопасности имеют более широкий понятийный смысл и включают в себя не только терроризм как таковой, но и явления  коррупции, организованной преступности, незаконного оборота наркотиков, нанесение ущерба компьютерным системам, общую криминализацию общества.

Страны, входящие в определённые военно-политические, региональные, межгосударственные, а так же трансатлантические блоки  имеют возможность эффективно укреплять  свою безопасность. Это должно происходить, и происходит за счет объединения  их ресурсов в экономической и  военной областях. Что касается важности политического взаимодействия, то оно  должно строится на основе «прозрачности», координации, толерантности и доверия  стран друг к другу.

Особое значение в этом направлении на современном этапе  приобретают уже созданные международные  институты – ООН, НАТО, ОБСЕ, ОДКБ, АТЦ повышается их роль. Меняется их стиль и методы. Создаются новые  коалиционные силы для совместных действий. В связи с событиями в Афганистане  была создана Антитеррористическая Коалиция. При центральном командовании Вооруженных Сил США в штате  Флорида действует Единый Коалиционный Координационный Центр, в котором  работают представители различных  государств, в том числе и стран  СНГ. В рамках проведения контртеррористической  операции в Афганистане ведётся  активное сотрудничество с Центрально-азиатскими республиками. Так, силы коалиции имеют  военные подразделения на территории Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Активизировалась военная и гуманитарная помощь этим республикам.

Опыт показал, что для  оперативного и эффективного реагирования на вызовы международного терроризма следует найти интеграционный механизм противодействия преступной деятельности. Основной компонент силовой, но он не должен преобладать, прежде всего, следует  ликвидировать финансовые и идеологические ресурсы, которыми питаются террористические организации. Отлично экипированной  и разветвлённой террористической организации может противостоять  только хорошо отлаженная наднациональная  система, объединяющая антитеррористические силы, состоящие из информационно-аналитической, разведывательной, контрольно-финансовой, силовой структуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, под международной  безопасностью подразумевается  такое состояние системы, при  котором гарантируется внешняя  составляющая национальной безопасности каждой страны, а также практически  исключается угроза войн и военных  конфликтов в процессе разрешения международных  и региональных противоречий.

Угроза термоядерной катастрофы, сегодня приняли глобальный, т.е. общепланетарный, характер, вышли за рамки государственных границ и  материков и представляют общечеловеческую задачу.

Три технических аспекта  термоядерного оружия сделали термоядерную войну угрозой самому существованию  цивилизации. Это - огромная разрушительная сила термоядерного взрыва, относительная  дешевизна ракетно-термоядерного  оружия и практическая невозможность  эффективной защиты от массированного ракетно-ядерного нападения.

В сфере международных  отношений терроризм представляет прежде всего острую угрозу для международной  безопасности, поскольку он подвергает опасности стабильность и мирный характер во взаимоотношениях между  отдельными государствами, а также  целыми группами государств, провоцирует  напряженность в отношениях между  ними, нередко способствует разжиганию опасных международных конфликтов, препятствует их разрешению. Терроризм  на международной сцене выступает  также как инструмент вмешательства  во внутренние дела государств, дезорганизует  международные связи, грубо нарушает права человека, международный правопорядок. Вот почему следует проблему терроризма рассматривать на международном  уровне, как прямую угрозу международной  безопасности.

Современный международный  терроризм, являясь самым опасным  социально-политическим явлением, оказывает  колоссальное влияние на политические процессы в мире.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М. 2004
  2. Безопасность и конфликты. Предотвращение вооруженных конфликтов. М., 1996.
  3. Деятельность Организации Объединенных наций по поддержанию мира. – М., 1997.
  4. Карапетян Л.М. Государственно-национальные конфликты и политико-правовые основы их разрешения. - Социально - политический журнал, №6, 1996.
  5. Косов Ю.В. Международный терроризм как глобальная проблема // Сборник «Перспективы человека в глобализирующемся мире». – 2005, № 5.
  6. Лебедева М.М. Международные процессы. В кн.: Международные отношения: социологические подходы. М., 1998.
  7. Литовка О.Л., Межевич Н.М. Глобализм и регионализм — тенденции мирового развития и фактор социально-экономического развития России. СПб.: Культ-информ-пресс, 2002. С.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М. 2004

2 Ломакин В.К. Мировая экономика. – М.: 2004.

3 Любецкий В.В. Мировая экономика Учебный курс. – М.: Феникс, 2006

4 Спиридонов И.А. Мировая экономика. – М.: 2003.

5 Косов Ю.В. Международный терроризм как глобальная проблема // Сборник «Перспективы человека в глобализирующемся мире». – 2005, № 5.

6 Халевинская Е.Д. Мировая экономика. – М.: 2004

7 Деятельность Организации Объединенных наций по поддержанию мира. – М., 1997.

 


Информация о работе Проблемы международной безопасности в современном мире