Проблемы международной безопасности в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:10, контрольная работа

Описание работы

Изучение данной темы необходимо начать с определения понятия национальный интерес и как он соотносится с понятием государственный интерес, что и будет сделано в основной части. Национальные интересы различаются по своей значимости и влиянию на международной арене. В связи с этим они подразделяются на главные и второстепенные, постоянные и переменные, долгосрочные и конъюнктурные. Все разновидности будут охарактеризованы и приведены примеры.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..….. 2стр.
Основная часть
Проблемы международной безопасности в современном мире.
Национальный интерес и национальная безопасность…………………………………………………….. 3-5стр.
Теория международной безопасности…………………………6-8 стр.
Факторы, угрожающие международной безопасности……..9-15 стр.
Заключение……………………………………………………………..16 стр.
Список литературы……………………………………………………. 17 стр.

Файлы: 1 файл

Doc1.docx

— 47.71 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа № 10

Содержание

Введение……………………………………………………………..….. 2стр.  

Основная часть

Проблемы международной  безопасности в современном мире.

  1. Национальный интерес и национальная безопасность…………………………………………………….. 3-5стр.
  2. Теория международной безопасности…………………………6-8 стр.
  3. Факторы, угрожающие международной безопасности……..9-15 стр.

Заключение……………………………………………………………..16 стр.

Список литературы……………………………………………………. 17 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изучение данной темы: проблемы международной безопасности в современном  мире, необходимо начать с определения  понятия национальный интерес и  как он соотносится с понятием государственный интерес, что и  будет сделано в основной части. Национальные интересы различаются  по своей значимости и влиянию  на международной арене. В связи  с этим они подразделяются на главные  и второстепенные, постоянные и переменные, долгосрочные и конъюнктурные. Все разновидности будут охарактеризованы и приведены примеры.

Раскрывая второй вопрос, охарактеризованы основные подходы  к определению  и обеспечению международной  безопасности. Рассмотрена идея создания коллективной безопасности и концепция  безопасности на основе сотрудничества.

Третий вопрос начат с  определения факторов, угрожающей международной  безопасности. Эта проблема ядерного вооружения, международный терроризм, экологические проблемы и другие глобальные проблемы. Проанализированы возможные угрозы и последствия  развития этих факторов в мировой  системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Тема № 10: Проблемы международной безопасности в современном  мире.

  1. Национальный интерес и национальная безопасность.

Внешняя политика большинства государств в различные эпохи в значительной степени определялась тем, что теперь называется национальным интересом. Внешняя политика государств определяется множеством детерминант1 (причина), включая уровень социально-экономического и общественно-политического развития, географическое расположение страны, ее национально-исторических традиций, цели и потребности обеспечения суверенитета и безопасности и т.д.

На международной арене  столкновение реальных интересов порождает  реальные конфликты, однако причинами  войн часто оказывается ложное понятие  и превратно сформулированные национальные интересы или соображения национальной безопасности. Так было при развязывании США войны в Ираке (2003 г.) и при принятии руководством СССР решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. По этой причине необходимо иметь четкие представления о содержании понятия «национальный интерес».

Национальный интерес – понятие абстрактное и субъективное, поскольку ее параметры определяются картиной мира и ценностной системой, господствующей в данном обществе и государстве.

Нередко государственный интерес противопоставляют национальным и общественным (интересам гражданского общества). Национальное государство как главный актер международных отношений одновременно выступает выразителем публичных (общезначимых) потребностей населения, проживающего на определенной территории. Следовательно, национальный интерес есть интерес нации как двуединства суверенного территориального государства и гражданского общества. Государственный интерес и интересы гражданского общества содержательно связанно с понятием национального интереса и определяет его смысловую структуру. ________________________

1 Р.Т. Мухаев. Геополитика – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. –стр. 338.

На международной арене  нацию, представляет государство и  на оборот под государственным интересом  подразумевают национальный интерес. В сфере внешней политики национальные интересы различаются по своей значимости и влиянию на международной арене. Они подразделяются на жизненно важные, или главные, и второстепенные, постоянные и переменные, долгосрочные и конъюнктурные. Главные и постоянные национальные интересы определяются важнейшими геополитическими параметрами: место и роль данного государства в системе международных отношений, его престижем и относительной военной мощью, способностью отстаивать свой суверенитет и гарантировать безопасность своих союзников и т.д. Второстепенные и переменные интересы носят производный от первых характеров. Изменяясь от внешнеполитических факторов, они могут служить предметом торга при реализации главных и постоянных интересов государства. Естественно, государство не может обеспечить реализацию всех целей в полном объеме, это связанно с трудными переговорами или торгами с другими государствами.  Национальные интересы, связанные с безопасностью и самосохранением государства, невозможно реализовать в одиночку, без союзников и коалиций с другими государствами.

Например, разгром гитлеровской Германии и милитаристской Японии стал возможен именно потому, что Советскому Союзу, США и Великобритании, несмотря на огромные идеологические различия, удалось создать коалицию для противодействия общему врагу. Эта цель была достигнута не только разработке дееспособности стратегии совместного ведения военной деятельности, но и созданию для ее осуществления мощной производственно-технической базы.

Национальная  безопасность.

Концепция национальной безопасности строится с учетом как внешних  угроз, исходящих извне и связанных  с попытками поработить или подчинить  государство, так и внутренних угроз, связанных с состоянием самого общества и коренящихся в самом обществе. Различают угрозы реальные и потенциальные; глобальные, региональные и локальные. В широком смысле безопасность – это обеспечение всем гражданам государства нормальных условий для самореализации, защита их жизни, свободы и собственности от посягательств со стороны отдельного человека, организации или самого государства. В узком – различают безопасность личности, общественную и государственную. Геополитическое измерение национальной безопасности подразумевается, прежде всего, физическое выживание данного государства, защита и сохранение его суверенитета и территориальной целостности, способность адекватно реагировать на любые реальные и потенциальные угрозы.

Национальная безопасность включает аспекты защищенности государства  и общества:

  • способность обеспечить физическое существование, территориальную неприкосновенность и целостность государства от внешних и внутренних угроз;
  • гарантии от внешнего вмешательства во внутренние дела;
  • предотвращение потенциальных и непредвиденных угроз самому образу жизни.

 Национальная безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства охватывает средства, формы, и пути которыми национальные государства планируют, принимают и оценивают решения и политические курсы, направленные на ее усиление. В процессе реализации государством собственных целей оно имеет дело с другими государствами, которые могут либо способствовать, либо препятствовать их достижению.

Поэтому концепция национальной безопасности строится с учетом всех геополитических факторов, влияющих на пути, формы и средства реализации национальных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теория международной безопасности.

Неизбежное пересечение интересов государств в различных областях международных отношений, являющееся источником кризисов и конфликтов, лежит в основе блокирования государств, имеющих совпадающие либо сходные интересы.

Высшие интересы международного сообщества, а именно выживания человеческой цивилизации, диктуют необходимость  формирования систем международной  безопасности (глобальной и региональных), отвечающих чаяниям всех субъектов  военно-политических отношений.

Таким образом, под международной  безопасностью подразумевается  такое состояние системы, при  котором гарантируется внешняя  составляющая национальной безопасности каждой страны, а также практически  исключается угроза войн и военных  конфликтов в процессе разрешения международных  и региональных противоречий.

Формы систем поддержания  международной безопасности могут  быть самыми различными, что обусловливается  различной широтой их геополитического охвата, уровнем развития стран-участниц, ориентацией (политической, военной, экономической  и т.д.) и проч. Роль международных (региональных) систем безопасности, их влияния на решение международных  проблем может быть также самой  различной и зависеть от «удельного веса» стран-участниц, их внутренней структуры и наличия механизмов контроля за соблюдением выработанного  участниками курса1.

В настоящее время системой глобальной международной безопасности является ООН - всемирная организация  суверенных государств, учрежденная  на основе их добровольного объединения  с целью поддержания мира и  безопасности практически во всех аспектах. ООН относится к организациям, обладающим внутренней жесткой, утвержденной в международно-правовом плане структурой, требующей исполнения и контролирующей выполнение любой своей резолюции (даже путем применения военных и  прочих силовых санкций).

Все остальные системы  международной безопасности с некоторыми оговорками можно отнести к региональным. Здесь основное место в военном  и политическом планах принадлежит  блокам (союзам) государств, объединяемых относительной общностью интересов  и угроз, предусматривающих жесткую  координацию политической, экономической  и военной деятельности. К региональным системам безопасности можно отнести  различного рода организации государств, основанные на этнокультурной близости, общности экономических и экологических  интересов и т.д. Эти системы  поддержания международной безопасности весьма мозаичны в плане своей  внутренней структуры и международно-правового  оформления.

Наиболее весомую роль в обеспечении международной  безопасности играют межгосударственные системы с внутренней жесткой  структурой, органами координации и  контроля, явно выраженной политикой  в военно-политическом и экономическом  планах. Большую роль здесь также  играет удельный политический, экономический  и военный вес ее участников. В  настоящее время к этим организациям в Европе можно отнести НАТО, ЗЕС  и, с некоторыми оговорками, ЕС2.

К особой, чисто европейской  форме международных систем безопасности относится СБСЕ, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое  представляет собой систему консультаций, процессов обсуждений, приводящихся на различном уровне по различным аспектам международной безопасности. СБСЕ, несмотря на попытки международно-правового оформления, наличие постоянных комиссий и комитетов и т.п. органов, пока не может быть отнесено к системам жесткими контролирующими и принуждающими структурами. Однако наметилась тенденция превратить СБСЕ в более структурированный и дееспособный орган европейской безопасности, причем уже в настоящее время Совещание нельзя назвать системой «мягкой» и аморфной3.

Необходимо отметить, что  системы международной безопасности образованы в различных регионах мира. К ним относятся: ОАГ и  ОЦАГ (в Северной, Южной и Центральной  Америке, соответственно); ОАЕ (Африка); ЛАГ - лига арабских государств; СААРК (Южная Азия); АСЕАН (Юго-Восточная  Азия) и др. На роль важных элементов  в обеспечении, по крайней мере, региональной безопасности претендуют и все еще существующие в отдельных районах мира (вне Европы) военно-политические блоки (например, АНЗЮС), а также двусторонние договоры и соглашения о взаимопомощи и союзе в военной области (например, между США и Японией, США и Южной Кореей). Эти организации, договоры, несмотря на свой декларированный международно-правовой статус и претензии, с точки зрения безопасности регионов не играют роли, адекватной роли европейских систем международной безопасности, являясь системами «мягкого» типа.

Как правило, любая система  коллективной (международной) безопасности имеет своего лидера (их может быть несколько), который обеспечивает свое первенство в определении коллективной политики органа безопасности, главным  образом, за счет своей военно-политической или экономической мощи. А так  как страна-участница международной  организации стремится через  это участие к достижению прежде всего собственной национальной безопасности, то направленность политики международного союза во всех областях международной и национальной безопасности отвечает прежде всего национальным интересам своего лидера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Факторы, угрожающие международной безопасности

Угроза термоядерной катастрофы и новых мировых войн

Комплекс глобальных проблем  современности покоится на теории глобальных балансов, согласно которой стабильность процессов (устойчивость их состояния) в природе и обществе зависит  от степени их сбалансированности. Насчитывается до двух десятков глобальных балансов, начиная с общепризнанных, типа топливно-энергетического, материально-сырьевого, межотраслевого, продовольственного, транспортного, торгового, экологического, демографического и др. и кончая более или менее дискуссионными типа баланса вооружений, сил охраны и нарушения общественного порядка, убыли и подготовки кадров общественного  производства, сноса и застройки  зданий, заболеваемости и выздоравливаемости, наркотизации и денаркотизации общества (потребление никотина, алкоголя и  более сильных наркотиков), разрушения и созидания культурных ценностей, различных балансов в международных  отношениях, в системах информации и др.

Около двух десятков лет  назад ключевой глобальной проблемой  современности являлась гонка вооружений, поглощавшая львиную долю совокупного  валового продукта почти всех стран  мира, да к тому же грозившая новой  мировой войной. Собственно, как  теперь стало ясно, она и представляла собой по сути главное поле сражений Третьей мировой войны 1946-1991 гг., вошедшей в историю под псевлонимом  «Холодной». Самой настоящей войны  с десятками миллионов убитых, раненых, инвалидов, беженцев, сирот, чудовищных разрушений и опустошений. Войны, в  которой одна сторона («мировая социалистическая система» во главе с СССР) потерпела  поражение, капитулировала и распалась, потому что вчетверо уступала противнику (НАТО во главе с США) экономически и на целый порядок - технологически.

В 90-х годах ключевой глобальной проблемой, вместо гонки вооружений, получившей качественно иной характер изобретения и производства принципиально  нового оружия, сделалось противостояние так называемого Третьего и Первого  мира, т.е. развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки и развитых стран Северной Америки, Западной Европы, плюс Японии и ряда других. Это противостояние безысходно во многих отношениях, потому что Третий мир пока что идет по пути развития Первого мира, а путь этот в общемировых масштабах  бесперспективен: его «перекрывают»  ограничения мировой энергетики, экологии и культуры.

Информация о работе Проблемы международной безопасности в современном мире