Перспективные направления профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в центре планирования семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Планирование семьи - совокупность мероприятий, направленных на рождение желанных, здоровых детей, профилактику абортов, сохранения здоровья, достижения гармонии в браке.
По мнению ученых, современная семья находится в ситуации кризиса, который характеризуется изменением семейно-брачных отношений, падением рождаемости, снижением количества браков и увеличением внебрачной рождаемости, уменьшением количества семей, сокращением средней величины семьи, ухудшением репродуктивного здоровья молодых людей. Эта ситуация является логическим следствием долгого пути ослабления, разрушения и деградации семьи как социального института

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЕПРОДУКЦИИ НАСЕЛЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОГО ФЕНОМЕНА
1.1 Основные социально-медицинские основы репродуктивного поведения
1.2 Сущность охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи. Особенности деятельности службы планирования семьи в РФ
1.3 Необходимость внедрения социальной работы в службу планирования семьи
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЦЕНТРЕ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ
2.1 Обоснование значимости программы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Перспективные направления профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в центре планирования семьи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

РЕферат ЦПС.doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

Ø связанные с физиологическими особенностями подросткового возраста: гормональная перестройка организма, гиперсексуальность;

Ø связанные с психологическими особенностями подросткового возраста: стремление соответствовать нормам своей субкультуры, любопытство, стремление "стать взрослым";

Ø причины негативного характера: насилие, способ заработать деньги.

Сейчас педагоги говорят  о феномене акселерации, которая характерна для молодежи. Акселерация представляет собой ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. При этом акцент делается не столько на ускоренные темпы физического развития, сколько на рассогласование процессов физиологического созревания организма и социализации личности. Но, по мнению Шапиро Ю.Б., происходящие негативные явления в сексуального поведения молодежи обусловлены не столько акселерацией, сколько изменившимся в худшую сторону характером воздействия на подрастающее поколение ряда институтов социализации - семьи, СМИ и современной литературы. Особенностью сегодняшнего дня является снятие запретов на все виды эротической продукции: демонстрации фильмов без цензуры, изобилие печатной продукции подобного содержания. Некритичное восприятие такой информации создает упрощенное представление о сексуальности человека, что, прежде всего, отражается на молодежи. Зачастую родители не уделяют должного внимания вопросам полового просвещения своих детей. Поэтому подростки в вопросах взросления предоставлены сами себе. Главным источником информации в подростковой среде являются сверстники и друзья, которые играют решающую роль в формировании нормативных установок в сфере сексуального поведения.

В условиях урбанизации, ослабления воспитательной функции семьи и образовательных учреждений, наконец, при фактическом отсутствии воспитательно-образовательных программ по вопросам сексуального поведения, полоролевая социализация детей и подростков превратилась в стихийный и плохо управляемый процесс. Вследствие чего состояние репродуктивного здоровья признано фактором национальной безопасности.

Поэтому перед обществом  остро встает о необходимости  и целесообразности полового воспитания и сексуального просвещения не только внутри семьи, но и на уровне государственных и общественных организаций, в том числе образовательных учреждений.

Под половым воспитанием  Барановым А. и Санниковым А. понимается процесс, направленный на выработку  качеств, свойств личности, позволяющих  провести собственную половую идентификацию и выработать необходимое поведение человека в отношении представителей другого пола. Колесов Д. В. и Сельверова Н. Б. задачу полового воспитания видят в формировании общественно полезных установок личности в различных аспектах взаимоотношений между представителями противоположных полов, которые бы обеспечивали сохранение здоровья и создание здоровой семьи. А сексуальное образование представляет собой процесс, направленный на изучение вопросов интимной гигиены, контрацепции, профилактики ЗППП, профилактики нежелательной беременности и др. Сексуальное образование должно ориентироваться на семейное благополучие будущих супругов, способствовать гармонии сексуальных отношений, формировать здоровый образ жизни.

Но на счет сексуального просвещения с давнего времени существует множество опасений. Консерваторы уверены в том, что любая сексуальная информация развращает подростков, повышает их сексуальную активность, увеличивает количество добрачных связей. Радикалы утверждают, что "…стоит только ввести половое просвещение, как все проблемы подростковой сексуальности исчезнут".

Таким образом, сохраняющийся  низкий уровень здоровья современной  молодежи во многом обусловлен социальными  условиями жизни, распространенностью  поведенческих факторов риска и отсутствием должной системы полового воспитания, что свидетельствует об актуальности профилактических программ в этой области.

Рост сексуальной активности молодежи при крайне низком уровне осведомленности  по в этих вопросах приводит к ряду неблагоприятных последствий социально-медицинского и психологического характера, как на личностном, так и на общественном уровнях. [Приложение А].

Ниже подробнее рассмотрены  такие последствия сексуального поведения как подростковая беременность, аборты и распространение ЗППП, бесплодие.

1. Социально-медицинские аспекты подростковой беременности.

Сегодня для России юное материнство становится обычным  явлением. Ежегодно до 1,5 тыс. детей  рождается у матерей в возрасте 15 лет; 9 тыс. – в 16 лет и 30 тыс. – в 17 лет , в среднем каждый 10-ый новорожденный рождается у матери моложе 19 лет. На сегодняшний день в России количество женщин, имеющих детей в возрасте до 20 лет составляет 26–30%, количество детей, родившихся вне зарегистрированного брака – 30–40%.

Беременность у подростков, как правило, - результат внебрачной связи, поэтому является для них неожиданной и случайной. По мнению Брюхиной Е.В. беременность у подростков означает ее незапланированность, отсутствие настроенности на материнство, резкое изменение социального статуса, жизненных планов, полную растерянность.

Такая ситуация вынуждает подростков искать любые пути выхода из ситуации, поэтому беременность, наступившая  в подростковом возрасте заканчивается  абортом в 80% случаев, причем аборты производятся как легальным, так и криминальным путем. Так в 2002 г. в стране было зарегистрировано 2,7 млн. абортов, из них у несовершеннолетних (до 14 лет) 211,2 тыс., в возрасте 15-19 лет - 280,1 тыс. Изучение репродуктивного анамнеза сексуально активных подростков показало, что беременность имела каждая третья девушка, живущая половой жизнью (30,8%). По данным Краснопольского В.И., Савельевой И.С. в Московской области доля подростковых абортов в общей массе абортов составляет 11,4%. При этом соотношение родов и абортов у подростков составило 1:5.

В качестве пути выхода из ситуации незапланированной  беременности посредством заключения брака видят гораздо меньше подростков. Кроме того, демографические исследования убедительно свидетельствуют, что  такие браки менее устойчивы, т.к. являются вынужденными, "стимулированными" добрачным зачатием и заключаются в раннем возрасте.

Если говорить о подростковой беременности, то следует отметить факторы или  причины, приводящие к ней.

Баранов А.А. отмечает тот факт, что  большинство будущих юных матерей сами воспитываются в неполных семьях, с низким образовательным уровнем, неблагополучным психологическим климатом, что может способствовать их неправильному репродуктивному поведению.

Факторы, способствующие подростковой беременности условно можно разделить на 2 группы - прямые, которые могут непосредственно привести к незапланированной беременности и косвенные, которые в некоторых случаях могут способствовать нарушению репродуктивного поведения.

К прямым факторам можно отнести: раннюю сексуальную активность, низкий уровень осведомленности по вопросам сексуальных отношений, неэффективное использование противозачаточных средств, в том числе в результате неправильного подбора метода контрацепции.

К косвенным факторам относятся: низкий образовательный статус семьи подростка, негативная психологическая атмосфера в семье, воспитание ребенка родителями с девиантным поведением, воспитание в неполной семье.

Эти факторы скорее связаны с  отсутствием должного полового воспитания ребенка в семье. Так, по данным исследования более половины матерей, воспитывающих подростков (52,6%) сами не получили достаточного полового воспитания, 42,7% из них не знают что такое "безопасные" сексуальные отношения, 7,3% - считают аборт безопасным, 15,1% - неизвестны никакие методы контрацепции.

Подростковая беременность влечет за собой немало негативных последствий  медицинского, социального и психологического характера.

Она создает для девочки  особую ситуацию психологического дискомфорта, последствия которого либо формируют чувство вины, комплекс неполноценности, либо побуждают к еще большему освобождению от нормативного поведения. Беременные девушки-подростки вначале бывают глубоко подавлены, испытывают чувство страха, поскольку ожидают серьезного осуждения со стороны близких и общества. Переживания девочки, связанные с беременностью, усугубляются также отношениями с родителями, которые чаще всего применяют репрессии к своему ребенку.

Серов В.Н. и Фролова О.Г. подчеркивают, что фактом, свидетельствующем о  страхе и неподготовленности юных женщин к беременности и материнству, является позднее обращение в женскую консультацию: во 2-ом триместре обратились 25,8% юных беременных, 26,6% юных беременных обратились в женскую консультацию после 28 недель беременности, причем 8,8% не обращались вообще и поступили сразу на роды. Но и среди тех юных матерей, которые в период беременности обратились в женскую консультацию, каждая 7-я пренебрегала наблюдением у врача и выполнением его рекомендаций, вследствие чего здоровье юных матерей и их потомства следует отнести к группе высокого риска.

Помимо трудностей социально-психологического характера, большое внимание следует  уделять состоянию здоровья юных матерей и их будущих детей. Беременность у подростков создает тем более  высокий риск для здоровья, чем они моложе, увеличивается риск мертворождений и недоношенности. Кроме того, беременность у подростков характеризуется более высокой частотой клинических осложнений, а также повышенным уровнем материнской смертности.

2. Социально-медицинские аспекты абортов.

ВОЗ более 30 лет назад  признала аборт серьезной проблемой  охраны репродуктивного здоровья женщин. Россия является страной, в которой  демографическая ситуация характеризуется  резким снижением рождаемости. В  свою очередь низкая рождаемость означает, что подавляющее число пар регулируют деторождение. Вопрос заключается в том, какие методы они при этом используют: методы планирования семьи, позволяющие предотвратить зачатие, или прерывание беременности путем аборта. В России долгие годы был широко распространен второй вариант. Уровень распространенности абортов остается одной из ярких характеристик степени проникновения идей планирования семьи в массовое репродуктивное сознание женщин: перехода от аборта к контрацепции.

В отличие от других стран в России не произошла так называемая "контрацептивная" революция - замещение аборта современными методами контрацепции. Ежегодно в РФ производится около 3 млн. абортов, которые составляют 1/3 в структуре причин материнской смертности.

В России сложилась ситуация, при которой на фоне легализации абортов, остается существенная доля внебольничных и криминальных абортов, отмечается высокая материнская смертность, связанная с осложнениями внебольничных абортов.

Исторически сложилось так, что  число абортов в России было и остается одним из самых высоких в мире, по официальным данным количество абортов в нашей стране в 2 раза превышает число родов, в то время как в странах Европы, число родов превышает число абортов.

Несмотря на наблюдаемое  за последние годы в РФ некоторое снижение числа прерванных беременностей по желанию женщин (см. таблицу 1), до сих пор каждые две из трех беременностей прерываются, а не предупреждаются, что является результатом недостаточного использования современных контрацептивных средств. [Приложение Б]

 

Таблица 1. Общее число зарегистрированных абортов в России на 1000 женщин 15-49 лет

Год

1998

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Россия

73

54

51

49

47

45

44

40


 

При этом полнота учета числа  абортов официальной статистикой, а вслед за ней и тенденция их сокращения, иногда подвергаются сомнению - на том основании, например, что статистика неполно учитывает аборты в частных клиниках или аборты, произведенные криминальным путем.

Как отмечают Баллаева Е.А., Кулаков В.И., Чумаков Б.Н., важно  учитывать тот факт, что аборт, даже если он произведен в медицинском учреждении руками специалиста, не может пройти бесследно для здоровья женщины. Аборты часто являются причиной осложнений беременности и родов, бесплодия и пр. У беременных с абортами в анамнезе на 20% выше регистрируются угроза невынашивания беременности, аномалии родовой деятельности. Одним из наиболее негативных последствий аборта является материнская смертность: удельный вес последствий абортов в структуре материнской смертности составляет 20,5%.

Помимо проблем медицинского характера для большинства женщин аборт – это и психологическая  травма. Показательны чувства, испытываемые женщинами после аборта: сожаления (47,1%), вины (36,0%), греха (22,8%), опустошенности (19,1%).Только у каждой 10-ой женщины прерывание беременности вызвало облегчение. Все это свидетельствует о состоянии психического стресса при принятии решения о прерывании беременности.

Исследуя проблему абортов необходимо рассмотреть основные причины, которые  побуждают женщин к прерыванию беременности.

К настоящему времени хорошо изучены  причины предпочтения аборта рождению ребенка, среди которых 1-ое место  занимает выраженная в большинстве  семей установка на малодетность. Данные последних лет свидетельствуют  о том, что супруги стремятся ограничить число детей в семье до двух, а нередко - одного ребенка в связи с желанием более полного удовлетворения своих материальных и культурных потребностей и др. 2-ое и 3-е места среди причин выбора аборта занимают неблагоприятные отношения в семье и невозможность сочетания учебы с воспитанием ребенка, причем в молодых семьях эта причина основная.

Условно женщин, сделавших аборт, можно  разделить на 3 группы в зависимости  от причин, сподвигнувших их на аборт:

1. Сексуально неграмотные подростки,  которые недавно познали "сексуальную" жизнь. В большинстве своем они полностью зависимы от родителей, социально несостоятельны. Беременность для них - неприятное открытие.

3. Женщины в "безвыходной" ситуации. В эту группу входят более физически и нравственно зрелые женщины. На аборт их вынуждает пойти непланируемая беременность, возникшая в результате неэффективности контрацепции, изнасилования или при невозможности продолжать беременность по медицинским и социальным показаниям.

Информация о работе Перспективные направления профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в центре планирования семьи