Особенности территориальной организации транспортной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:02, реферат

Описание работы

Важной составной частью экономики России является транспорт, так как он является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил.

Содержание работы

ВСТУПЛЕНИЕ…………………………………..стр.2
Глава 1.
Сухопутный транспорт…………………………..стр.6
Железнодорожный транспорт……………………Стр.6
Автомобильный транспорт………………………стр.8
Трубопроводный транспорт………………………стр.9
Глава 2.
Водный транспорт……………………………….стр.9
Морской транспорт…………………………………стр.9
Речной транспорт…………………………………стр.11
Глава 3.
Воздушный транспорт…………………………..стр.12
Авиационный транспорт…………………………...стр.12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….стр.13
Список литературы………………………………стр.14

Файлы: 1 файл

терр-орг-населен.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Основные направления  развития железнодорожного транспорта разрабатываются в рамках комплексной программы "Транспорт России".

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт  по себестоимости перевозок один из самых дорогих. Но он обладает большой маневренностью и скоростью движения, возможностью доставлять грузы непосредственно потребителям.

Дальние перевозки автомобильный  транспорт осуществляет в северных и восточных, также горных районах  страны, где отсутствуют другие виды сухопутного транспорта. Эффективность работы автомобильного транспорта во многом зависит от густоты и качества автодорог. Их общая протяженность в России 880 тыс. км., но только 73% из них с твердым покрытием.

География автодорог России схожа с географией железных дорог. Крупнейшие автодороги (12) расходятся лучами от Москвы к Санкт-Петербургу. В восточных районах число дорог резко снижается. До сих пор нет автодороги, пересекающей всю Россию с запада на восток.

Для развития автомобильного транспорта в стране, прежде всего, необходимо строить новые дороги. Для нормального функционирования хозяйства России необходимо не менее 1400 тыс. км автодорог хорошего качества. Фактически только сейчас в стране начинается эра автомобилизации, в которую развитые страны мира вошли 30 лет назад. 

Основные проблемы:

  • расширение сети автомобильных дорог с твердым покрытием (особенно высокоскоростных);
    • строительство мостов и путепроводов;
  • развитие дорожного сервиса (не только для автомобиля, но и для человека – водителя: станции техобслуживания и ремонта, заправочные станции, кемпинги, кафе и пр.).

 

Трубопроводный  транспорт.

Трубопроводный транспорт отличается наименьшей себестоимостью и используется для перекачки нефти, нефтепродуктов, газа. Преимуществами этого вида транспорта также являются: возможность функционирования в течение всего года, высокая производительность труда, минимальные потери при транспортировке, возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию практически вне зависимости от рельефа местности. Развитие сети магистральных нефте- и газопроводов связано с географией добычи нефти и газа и районов их потребления. Их размещение рассматривается в соответствующем разделе учебного пособия.

 

 

Глава 2. Водный транспорт.

Морской транспорт.

Морской транспорт имеет большое  значение благодаря географическому  положению России. Морские перевозки  – одни из самых дешевых, благодаря  огромной грузоподъемности судов, относительно прямолинейным трассам их движения. Но этот вид транспорта требует значительных затрат на строительство судов и портов и сильно зависит от природных условий. Из-за распада СССР и экономического кризиса, возможности страны для использования морского транспорта в международной торговле и внутренних перевозках резко ухудшилось.

Морской транспорт имеет  сложное хозяйство: флот, порты, судоремонтные  заводы. По числу торговых судов (более 5000) российский флот входит в первую пятерку мира. Но большая часть  судов очень стара (возраст 10 лет  и более), поэтому не может заходить в иностранные порты. Например, 90% лесовозов уже нужно списывать на лом. Российскому флоту недостает многих типов судов. Совсем нет газовозов, мало рефрежираторов, паромов, лихтеровозов, универсальных судов.  Рост морских перевозок зависит не только от флота, но и от числа портов, их пропускной способности. В России 39 портов разной величины, но относительно крупных портов только 11. Это недопустимо мало для столь большой страны. Распределение флота и портов между бассейнами, а следовательно, и роль бассейнов в российском транспорте неодинаковы.

Морской транспорт играет важную роль во внешнеэкономических  связях страны. Он является одним из основных источников получения валютных средств. Россия в 1992 г. имела 39 портов и 22 портовых пункта. Длина их причалов составляла 60,5 тыс. км. Производственные мощности портов позволяют обеспечивать только 54% потребности переработки грузов. Основные грузы, перевозимые морским транспортом, — нефть, руды, стройматериалы, каменный уголь, зерно, лес. Крупные порты — Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Астрахань, Новороссийск, Туапсе, Находка, Владивосток, Ванино и др. В связи с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока обеспечена круглогодичная навигация в Норильск, Ямал, Новую Землю. Здесь наибольшее значение имеют порты: Дудинка, Игарка, Тикси, Певек. Намечено строительство двух портов в Санкт-Петербурге.

Россия имеет перегрузочные  комплексы сухогрузов и наливные суда, но после распада СССР страна осталась без комплексов по перевалке калийных солей, нефтяных грузов и сжиженного газа, без железнодорожных переправ на Германию и Болгарию, остался только один припортовый элеватор по приемке импортного зерна и один специализированный комплекс по приемке импортного сахара-сырца. 60% российских портов не в состоянии принимать крупнотоннажные суда из-за недостаточных глубин. Очень нерациональна структура транспортного флота. Проблемы морского транспорта России требуют незамедлительного решения, так как оказывают большое влияние на экономическое положение страны.

Речной  транспорт.

Речной транспорт играет важную роль в тех районах, где протекают  многоводные реки, а создание сухопутного  транспорта требует много средств  и времени. Главным образом это  районы  зона Севера. По рекам выгодно  перевозить объемные грузы, не требующие быстрой доставки (лес, нефть, зерно, строительные материалы).

Протяженность судоходных речных путей  в России сокращается в основном из-за отсутствия средств для их поддержания в рабочем состоянии. За последние 4 года она сократилась на 18 тыс. км и ныне составляет 80 тыс. км. Протяженность путей с гарантированными глусинами снизилась на 22 тыс. км.  Большая часть гидросооружений (плотин, шлюзов) эксплуатируется уже 35-60 лет, что превышает срок службы. Удельный вес новых речных судов всего 4%, а в возрасте  более 15 лет – 66%.

Большая часть оборота речного  транспорта приходится на европейскую часть страны. Важнейшей транспортной речной магистралью здесь служит Волга со своим притоком Камой. На севере европейской части России заметную роль играют Северная Двина, Онежское и Ладожское озера, р.Свирь и Нева. Большое значение для развития речного транспорта в стране имело создание единой глубоководной системы и строительство Беломоро-Балтийского, Волго-Балтийского, Московско-Волжского и Волго-Донского каналов. В связи с освоением природных ресурсов на востоке страны возрастает транспортное значение Оби, Иртыша, Енисея, Лены, Амура. Особенно заметна их роль в обеспечении районов пионерного освоения, где практически отсутствуют сухопутные транспортные магистрали.

Речной транспорт имеет небольшой  удельный вес в грузе- и пас-сажирообороте России. Это связано с тем, что основные потоки массовых грузов осуществляются в широтном направлении, а большинство судоходных рек имеет меридиональное направление. Также негативное влияние оказывает сезонный характер речных перевозок. Ледостав на Волге длится от 100 до 140 дней, на реках Сибири — от 200 до 240 дней. Речной транспорт уступает другим видам и в скорости движения. Но он обладает и преимуществами: более низкой себестоимостью перевозок, требует меньше капитальных затрат на обустройство путей, чем в сухопутных видах транспорта. Основные виды грузов речного транспорта — минеральные стройматериалы, лес, нефть, нефтепродукты, уголь, зерно.

В настоящее время в связи с экономическим кризисом идет сокращение объемов перевозок грузов и пассажиров речным транспортом, протяженности внутренних водных судоходных путей, количества причалов.

 

Глава 3. Воздушный  транспорт.

 

Авиационный транспорт.

Авиационный транспорт – единственный, охватывающий перевозками почти все районы страны. Он занимает третье место по объему пассажирских перевозок. Главная специализация воздушного транспорта – перевозка на дальние расстояния пассажиров. Авиация также используется в народном хозяйстве для перевозки срочных грузов, при строительстве трубопроводов, мостов, ЛЭП, в проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла. Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны. В последние годы замедлились темпы развития воздушного транспорта. В настоящее время техническая укомплектованность наземной базы составляет 60 /о, а по аэровокзальным комплексам не более ЗО^/о. Износ основных фондов оценивается в 70%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Транспорт является важным связующим  звеном в экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация экономики и ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса. В настоящее время разрабатывается комплексная программа "Транспорт России". В первую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привлечения иностранного капитала, налаживания работы поставщиков транспортного комплекса — транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы всех видов транспорта между собой и с отраслями народного хозяйства. Одной из основных задач также является восстановление транспортно-экономических связей со странами ближнего зарубежья, так как транспортный комплекс СССР формировался как единое целое, и обособленное функционирование его отдельных частей привело к деградации транспортного хозяйства не только России, но всех бывших республик СССР. Остро стоят проблемы транспортного обеспечения сельских населенных пунктов, пассажирских перевозок в крупных городах, снижения отрицательного влияния транспорта на природную среду и человека.

Переход к рыночным отношениям транспортного комплекса России сложен из-за сформировавшейся ранее  сильно централизованной структуры управления и созданных ранее сверхкрупных транспортных монополий. При решении проблемы разгосударствления отдельных частей транспортного комплекса, создания условий для конкуренции возникла объективная необходимость малого и среднего бизнеса. Активно идет

процесс приватизации автотранспортных предприятии, создания мелких акционированных авиакомпаний, предприятий водного транспорта.

В условиях рыночных отношений  на первый план в развитии транспортного  комплекса выдвигается задача более  полного и качественного удовлетворения потребностей в транспортных услугах народного хозяйства и населения страны, на что и нацелена программа "Транспорт России".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

1. И.Баринова, В.Дронов, В.Ром «Готовимся  к экзамену по географии. Физическая  и экономическая география России»//Айрес  Пресс Рольф, Москва 1999 г.

 

2. «Экономическая и  социальная география России.»  Под редакцией  профессора   А.Т. Хрущева. //Москва.1997 г.

 

3. Энциклопедия. Том-12. Россия: природа,  население, экономика,//  Москва  1998 г.

 




Информация о работе Особенности территориальной организации транспортной системы Российской Федерации