Особенности территориальной организации транспортной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 08:02, реферат

Описание работы

Важной составной частью экономики России является транспорт, так как он является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил.

Содержание работы

ВСТУПЛЕНИЕ…………………………………..стр.2
Глава 1.
Сухопутный транспорт…………………………..стр.6
Железнодорожный транспорт……………………Стр.6
Автомобильный транспорт………………………стр.8
Трубопроводный транспорт………………………стр.9
Глава 2.
Водный транспорт……………………………….стр.9
Морской транспорт…………………………………стр.9
Речной транспорт…………………………………стр.11
Глава 3.
Воздушный транспорт…………………………..стр.12
Авиационный транспорт…………………………...стр.12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….стр.13
Список литературы………………………………стр.14

Файлы: 1 файл

терр-орг-населен.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

(Территориальная организация населения  - К/Р)

«Особенности территориальной  организации транспортной системы  Российской Федерации»

ПЛАН

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ…………………………………..

стр.2

Глава 1.

Сухопутный транспорт…………………………..

стр.6

 

Железнодорожный транспорт……………………

стр.6

 

Автомобильный транспорт………………………

стр.8

 

Трубопроводный транспорт………………………

стр.9

Глава 2.

Водный транспорт……………………………….

стр.9

 

Морской транспорт…………………………………

стр.9

 

Речной транспорт…………………………………

стр.11

Глава 3.

Воздушный транспорт…………………………..

стр.12

 

Авиационный транспорт…………………………...

стр.12

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….

стр.13

 

Список литературы………………………………

стр.14


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Важной составной частью экономики России является транспорт, так как он является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние  на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.

Специфичность  транспортной  сферы экономики заключается  в том, что сам  транспорт не производит продукцию, а только участвует  в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости продукции. Транспортный фактор имеет особо важное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов.

Транспорт создает условия для  формирования местного и общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Услуга – особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности. По своему характеру, широте круга потребителей и периодичности потребления услуги существенно различаются.

Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: 1) коммуникационную систему, включающую транспорт и связь, 2) сферу обслуживания

Развитию инфраструктурного  комплекса в России длительное время  не уделялось должного внимания, так  как он, вопреки мировой практике считался второстепенным подразделением хозяйства. В результате практически все его  составляющие сейчас находятся в глубоком кризисе.

В аварийном состоянии  находятся 26% главных путей железных дорог и 10% железнодорожных стрелок, 1/3 автодорог с твердым покрытием не соответствует техническим нормам. Плохие дороги резко снижают скорость движения автомобилей, в 1,5 раза увеличивают расход топлива. В результате себестоимость перевозок возрастает на 20-25%, ухудшается качество окружающей среды. Общегосударственные  потери из-за плохих дорог оцениваются в 120 млр.рублей в год.

Важнейшей составляющая коммуникационной системы -  транспорт, который образно называют кровеносной  системой экономики.

 






 



 

 

Транспорт подразделяется на различные виды, которые можно объединить в две группы. 1 группа – универсальные виды транспорта, которые могут осуществлять перевозки различных видов грузов и людей (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, авиационный). 2 группа – специализированные виды транспорта, перемещающие лишь определенные виды грузов (нефте-, газо- и продуктопроводы, линии электропередачи и т.п.).

Основные задачи транспорта: 1). Обеспечение устойчивых связей между  отдельными отраслями и районами страны, 2) своевременное и полное удовлетворение потребностей хозяйства  и населения в перевозках, 3) повышение  экономической эффективности его  работы. 3) повышение экономической эффективности его работы. С помощью какого-либо одного вида транспорта решить эти задачи невозможно, поэтому все виды взаимодействуют, дополняя друг друга, образую транспортную систему.

 Транспортная система  – совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, то есть пунктами, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними. В России действует несколько сотен транспортных узлов разных типов. Крупнейший из них -  Москва.

Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в  транспортной работе.

Большая часть грузо- и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Важное место в грузообороте занимает также трубопроводный и морской транспорт, а в пассажирообороте — автомобильный и авиационный. Такая структура грузо- и пассажирооборота связана с технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта, обширной территорией, природно-климатическими условиями России. Немаловажное значение имеет и себестоимость перевозок различными видами транспорта.

В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный виды транспорта, а в перевозке  пассажиров — железнодорожный. Однако необходимо иметь в виду, что эффективность использования того или иного вида транспорта необходимо рассматривать в каждом конкретном случае с учетом многих факторов, таких, как вид груза, его массовость, расстояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, технико-эксплуатационные условия необходимого участка пути и т.п.

Уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается  по районам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км площади) отличается в десять и более раз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы, наименее развитую — Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт, и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге.

Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т.е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья и топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно — пассивный, т.е. ввоз превышает вывоз.

Мощности транспортных потоков также имеют существенные различия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т.д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:

1. Широтное магистральное  сибирское направление "восток—запад" и обратно; оно включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с использованием рек Камы и Волги;

2. Меридиональное магистральное  центрально-европейское направление "север—юг" с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями;

3. Меридиональное Волго-Кавказское магистральное направление "север—юг" по р.Волге, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом. По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, и тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.

Помимо основных магистральных  направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России. По мере развития производительных сил страны в целом и отдельных ее районов транспортная «система нуждается в постоянном совершенствовании как в области рационализации размещения, так и ее качественного уровня: обновления материально-технической базы, улучшения организационно-управленческой системы, использования новейших достижений научно-технического прогресса. Развитие транспортной системы Российской Федерации нацелено на более полное обеспечение потребностей хозяйства и населения страны транспортными услугами.

 

Глава 1. Сухопутный транспорт.

 

Железнодорожный транспорт.

Железнодорожный транспорт – ведущий  среди универсальных видов транспорта. Это обусловлено экономико-географическими особенностями нашей страны:

    1. конфигурацией территории;
    2. расположением морских границ и крупнейших рек;
    3. размещением хозяйства и населения.

Протяженность железных дорог в России (87 тыс. км) меньше, чем в Канаде и США, но работа выполняемая ими, больше нежели в других странах мира.

Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в грузообороте всех видов транспорта (56,7 ^/о) и в пассажирообороте (33,7%).

Он имеет целый ряд достоинств, которые и определили его преимущественное развитие в стране. Железнодорожный транспорт характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, универсальностью вне зависимости от времени года, суток, условий погоды. Он дает возможность осуществлять массовые перевозки грузов и пассажиров, что укрепляет его преимущества, повышает производительность труда и значительно снижает себестоимость перевозок. Кроме того, он позволяет экономить жидкое углеводородное топливо за счет широкой электрификации тдги. Железнодорожный транспорт особенно эффективен при перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромной территории России он и в перспективе останется ведущим видом транспорта в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния и в пассажирских перевозках на средние расстояния и пригородные сообщения.

Основными грузами железнодорожного транспорта являются: уголь, кокс, нефть  и нефтепродукты, минеральные строительные материалы, руды, сельскохозяйственные грузы, лес, металлы, химические и минеральные удобрения, продукция машиностроения и др.

Значительные грузопотоки  угля формируются в Кузнецком  бассейне. Уголь доставляется на Урал, в Центральные районы, в Поволжье. Грузопотоки нефтяных грузов идут из Западной Сибири, Урало-Поволжья, Северного Кавказа. Основная масса лесных грузов идет с европейского Севера и из Сибири. Грузопотоки черных металлов формируются Центральной и Сибирской металлургическими базами для потребителей: Центрального района, Северного Кавказа, Северо-Запада. Хлебные грузы из лесостепной и степной зон идут в густонаселенные потребляющие районы.

Размещается железнодорожный  транспорт неравномерно. Густой и  разветвленной железнодорожной  сетью обладает европейская часть  страны. Конфигурация сети — радиально-кольцевая  с центром в Москве. От Московского железнодорожного узла отходят основные магистрали в направлении Донбасса, Одессы, Чопа, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Минска, Риги, Санкт-Петербурга, Архангельска и др. В восточной части страны железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное направление с малой разветвленностью. Важнейшей магистралью, связывающей Центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком является Трансконтинентальная железная дорога: Москва — Рязань — Рузаевка — Сызрань — Самара — Уфа — Челябинск — Иркутск — Чита — Хабаровск — Владивосток, длиной 9332 км. Построена Байкало-Амурская магистраль, Усть-Кут — Комсомольск-на-Амуре. Важное значение для России имеют Южно-Сибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали, проходящие через территорию Казахстана. В меридиональном направлении действует участок Тюмень — Сургут — Уренгой. Плотность железнодорожной сети в Российской Федерации мала —5 км на 1000 км, поэтому очень высока грузонапряженность железных дорог. Железными дорогами в 1992 г. перевезено 1630 млн.т грузов и 2,4 млрд. пассажиров, получено более 50 млн. руб. прибыли. Однако общий объем перевозок упал на 20% по сравнению с 1991 г. Пассажирские перевозки убыточны. Идет деградация транспортного хозяйства, замедлилось развитие железнодорожной сети. Резко сокращаются поставки рельс, шпал, транспортных средств. Не хватает средств для расчетов с поставщиками. Распад СССР и разрыв транспортно-экономических связей имеет тяжелые последствия. Например, даже участок Транссиба проходит через территорию сопредельного государства Казахстан, не говоря уже о Среднесибирской и КЭжно-Сибирской магистралях. А это самые грузонапряжен-ные магистрали, обслуживающие связи ^восток—запад" России. Участок дороги через Тюмень, минуя Казахстан, по технико-экономическим данным не в состоянии пропустить грузы Транссиба, а тем более взять хотя бы часть грузов Среднесибирской и Южно-Сибирской железных дорог. Нерациональные перевозки на железнодорожном транспорте сохраняются, так как они связаны с недостатками в размещении и развитии производства во многих отраслях хозяйства страны.

Информация о работе Особенности территориальной организации транспортной системы Российской Федерации