Геополитика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 12:06, автореферат

Описание работы

Термин «геополитика» в 1916 г. в научный оборот ввел шведский профессор Рудольф Челлен.
Геополитика (от греч. geo — земля, politike — политика) — наука о географической обусловленности различных политических процессов.
Геополитика объясняет как внешнюю, так и внутреннюю политику государств с точки зрения географических и социальных факторов: характера границ, обеспеченности ископаемыми и другими природными ресурсами, островного или сухопутного расположения, климата, рельефа местности, распределения трудовых ресурсов на пространстве государства, доступностью хозяйственного использования природных ресурсов, наличием их в пограничных государствах и т.п.

Файлы: 1 файл

1. Предмет геополитики.doc

— 381.00 Кб (Скачать файл)

Американцы  объективно заинтересованы в торможении процесса интеграции Европы. Объединенная Европа может бросить вызов США.

В Средней Азии, на Кавказе, в Индии интересы США переплетаются, вступают в противоречие с интересами Турции, а также Китая.

Янки стремятся  достичь глубокого стратегического взаимопонимания между Америкой и Китаем. Это долгосрочная перспектива-цель ставит перед США две задачи: определение практических параметров и допустимых пределов роста влияния Китая как доминирующей региональной державы и решение проблемы со стремлением Японии выйти за рамки своего фактического статуса американского протектората.

В отношении  России позиция вашингтонских лидеров состоит в том, что наша страна в первую очередь должна отдавать приоритет модернизации, а не предпринимать «тщетные усилия» по возвращении себе статуса мировой державы.

36.  Геополитическая  доктрина 3. Бжезинского.

 

Наиболее пацифистская и «примиренческая» версия мондиализма, известна как «теория конвергенции». Разработанная в 1970-е гг. группой «левых» аналитиков под руководством Збигнева Бжезинского (в 1977—1981 гг. - помощник президента США по национальной безопасности), эта теория предполагала возможность преодоления идеологического и геополитического дуализма холодной войны через создание нового культурно-идеолоического типа цивилизации, который был бы промежуточным между социализмом и капитализмом, между чистым атлантизмом и чистым континентализмом.

Бжезинский  развивает идею необходимости создания универсальной мировой системы под эгидой США. Советский марксизм рассматривался как преграда, которую можно преодолеть, перейдя к его умеренной, социал-демократической, ревизионистской версии — через отказ от тезисов «диктатуры пролетариата», «классовой борьбы», «национализации средств производства» и «отмены частной собственности». В свою очередь, капиталистический Запад должен был бы ограничить свободу рынка, ввести частичное государственное регулирование экономики и т.д. Общность же культурной ориентации могла бы быть найдена в традициях Просвещения и гуманизма, к которым возводимы и западные демократические режимы, и социальная этика коммунизма (в его смягченных социал-демократических версиях).

«Мировое правительство», которое могло бы появиться на основе теории конвергенции, мыслилось как допущение Москвы до атлантического управления планетой совместно с Вашингтоном. В этом случае начиналась эпоха всеобщего мира, холодная война заканчивалась, народы сбрасывали тяжесть геополитического напряжения.

Здесь важно  провести параллель с переходом технологических систем от талассократии к эфирократии: мондиалистские политики начинали смотреть на планету не глазами обитателей западного континента, окруженного морем (как традиционные атлантисты), но глазами «астронавтов на космической орбите». В таком случае их взгляду представал действительно единый мир.

Каким образом Соединенные Штаты управляют главными геостратегическими фигурами на евразийской шахматной доске и расставляют их, а также как они руководят ключевыми геополитическими центрами Евразии, имеет жизненно важное значение для длительной и стабильной ведущей роли Америки в мире, заключает этот “злейший друг” России.

37.  Роль и место  Европы в современном мире.

 

Европейский Союз включает три структурных компонента, каждый со своим автономным правопорядком. В научной литературе и нередко в официальных документах эти компоненты именуются «опоры Союза».

Первая  опора — Европейские сообщества, созданные в 1950-е гг. и сохранившиеся после учреждения Союза. На сегодняшний день их два - Европейское сообщество (ЕС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом).

Следовательно, Европейский Союз как целое имеет  в качестве первой опоры две другие организации, каждая из которых обладает собственным учредительным договором.

Вторая  опора — общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ), наследница созданного в 1970 г. Европейского политического сотрудничества.

Третья  опора — сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО) — в рамках которой Союз координирует мероприятия государств-членов в области борьбы с преступностью.

Право Европейского Союза, ставящее в свою основу приоритет  прав человека, принципы правового  демократического государства, разрабатывает  и испытывает на практике действенные  инструменты гармоничного сочетания интересов личности, регионов, стран, наднациональных и международных образований с задачами неизбежной глобализации, успешно минимизируя их негативные последствия.

Оно превратилось в своего рода экспериментальную  лабораторию по выработке и применению на практике юридических методов демократичного решения глобальных проблем современности. Именно оно наиболее адекватно отражает мировую тенденцию конституционализации права и движения к некоему общему идеалу, который призван стать концептуальной основой будущего Права человечества. Создание Конституции Европейского Союза явилось важным шагом именно в этом направлении.

Сегодня Западная Европа вышла на такой уровень интеграции, когда она стала ощущать себя и восприниматься другими странами как единое целое и центр притяжения для сопредельных государств. Это относится прежде всего к положению ЕС и в Европе и в мировой политике.

38.  Итоги и перспективы  европейской экономической и  политической интеграции.

 

В настоящее  время в системе предметов  ведения ЕС можно выделить 4 главных  компонента: общий рынок, сферы политики, экономический и валютный союз, международные  отношения.

В настоящее  время, после того, как общий рынок  в целом построен, деятельность ЕС сконцентрирована на охране принципов единого экономического пространства от нарушений, прежде всего со стороны государств-членов.

Благодаря проведению Сообществом политики в разных областях, «негативная интеграция» дополняется интеграцией «позитивной», в рамках которой ЕС разрабатывает и проводит в жизнь мероприятия, призванные повысить общественное благосостояние.

Деятельность  ЕС в различных сферах его политики весьма многообразна. Она охватывает широкий комплекс мер социального управления: правотворчество, наблюдение, прогнозирование, планирование, контроль, финансирование различных программ и проектов и др.

Масштабы этой деятельности напрямую зависят от объема полномочий, закрепленных за Сообществом в конкретной сфере политики его учредительным договором. Например, в области сельского хозяйства (общая аграрная политика) они значительно шире, чем в сферах образования и культуры. В последних деятельность ЕС направлена в основном на поддержку соответствующих усилий государств-членов.

В рамках экономического и валютного союза (ЭВС) осуществляется координация всей экономической политики государств-членов со стороны Сообщества, в том числе контроль за состоянием национальных бюджетов: экономический союз. Во-вторых, вводится в обращение единая денежная единица — евро, заменяющая собой валюты государств-членов: валютный союз.

Деятельность Евросоюза в сфере общего рынка состоит в утверждении принципа единства экономического пространства внутри ЕС и защите от нарушений его отдельных составляющих («свобод» общего рынка): свободы движения товаров, свободы движения работников и др. Чем более сплоченным становится Сообщество, тем сильнее потребность в проведении единой для всего ЕС политики в разных областях жизни, как экономических, так и других..

 

  1. Европа — США: проблемы взаимоотношений в современном мире.

 

Острота американо-европейских  противоречий по проблеме многосторонности связана с тем, что в её основе лежит конкурентная борьба между  США и Европой за влияние на формирование мирового порядка.

Для Америки  Европа по-прежнему остается приоритетной в геополитическом раскладе сил. Она для янки — главный геополитический плацдарм в Евразии. Имеющийся в Европе мощный военно-политический инструмент США — НАТО дает Вашингтону возможность оказывать политическое и военное давление на страны, расположенные в самой “старушке Европе”, а также и в Евразии. Любое расширение европейского политического и военного влияния приводит к росту влияния США.

Американцы объективно заинтересованы в торможении процесса интеграции Европы. Объединенная Европа может бросить вызов США. Особенно, если вызов будет касаться чрезвычайно важного для Вашингтона геополитического региона, горящего, бурлящего Ближнего Востока, относительно которого у Франции, как, впрочем, и у некоторых других стран, есть свои особые интересы.

Но Америка  не может определять контуры политической интеграции Европы по своему усмотрению.

Интегрированная Европа, а ядром ее, по сути, станет объединенная Германия, может отрицательно повлиять на планы американцев. Вполне логично, что на огромном евразийском пространстве интегрированная Европа будет реализовывать свои интересы. Поэтому здесь Вашингтон ведет свою сложную игру: он должен более тесно сотрудничать с Германией и Францией в создании такой Европы, которая была бы политически прочной, оставалась бы связанной с Соединенными Штатами и расширила бы рамки международной демократической системы.

Предполагают  спад влияния США в решении  межрегиональных, национальных и конфессиональных конфликтов на континенте. В перспективе встает вопрос об усилении европейского влияния на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Африке. Кроме того, интегрированная Европа потребует (и обеспечит) уменьшения влияния доллара, захочет активнее включиться в трансатлантическую свободную торговлю. Пока же США, пользуясь своим положением, торговлю с Европой ведут не на паритетных началах.

40.  Геополитическая  ситуация и баланс сил в  Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Ныне Азиатско-Тихоокеанский регион превратился в мощную мировую силу. В этом регионе наиболее интенсивно идут процессы модернизации. Восходящая Азия охватывает громадный треугольник, простирающийся от российского Дальнего Востока и Кореи на северо-востоке до Австралии на юге и Пакистана на западе. В этом треугольнике проживает примерно половина населения планеты и находятся многие из ведущих индустриально развитых стран современного мира - Япония, Китай, Австралия, Новая Зеландия, Тайвань, Южная Корея, Гонконг, Сингапур, для которых характерны наиболее быстрые темпы развития экономики. Он располагает мощным финансовым, технологическим и производственным потенциалом, кадрами, необходимым опытом и навыками в области организации, маркетинга и сферы услуг, разветвленной сетью коммуникаций, а также громадными земельными, природными и трудовыми ресурсами.

Можно сказать, что Восточноазиатский регион стал самым динамичным в современном  мире. Темпы роста каждой из национальных экономик региона превосходят аналогичные  темпы в США и странах ЕС.

Фактически  экономическая значимость региона  настолько увеличилась, что глобальный экономический баланс сделал заметный крен от североатлантических экономик в пользу Восточной Азии.

АТР в XXI в. приобретет еще более важное геополитическое  значение. Он превратится в одно из главных геополитических, экономических звеньев в мировой системе отношений. Экономика Китая, Тайваня, Малайзии, Филиппин, Таиланда в 90-х гг. росла самыми высокими темпами в мире. Во многом это было достигнуто благодаря созданию Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества. Есть все признаки по формированию “Большого Китая”, или Китайского общего рынка, куда войдут Китай, Тайвань, Сянган (Гонконг), Аомэнь (Макао), Сингапур.

Китай и Япония превратились в экономические супердержавы, превосходящие любую европейскую страну и способные на равных соперничать в сфере экономики с США.

Следует отметить также наблюдающуюся в последнее  время тенденцию к ускорению  темпов развития экономики Индии, Индонезии  и ряда других неконфуцианских стран.

41.  Центры силы в  Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Япония – мощная супердержава. Японскую экономическую систему ряд специалистов называет “некапиталистической рыночной экономикой”. Японская система управления становится все более популярной на Западе. Пользуясь большой финансовой помощью США (применительно к Японии был разработан своеобразный план Маршалла), Страна восходящего солнца после Второй мировой войны добилась самых высоких в мире темпов развития промышленности и сельского хозяйства, прироста товаров и услуг. Быстрый экономический рост Японии обеспечили многие факторы: ориентация на достижения человеческой мысли в сфере новых техники, технологии, организации производства и менеджмента, исключительное трудолюбие народа, борьба за высочайшее качество производимой продукции, жесткая экономия.

Китай уже играет важную роль в формировании облика и контуров не только АТР, но и мирового сообщества в целом. Китай быстро превращается в один из главных полюсов мировой экономики. Он занимает первое место в мире по численности населения и третье место по объему ВНП, обладая при этом третьим по мощности ядерным потенциалом. Идет довольно интенсивный процесс образования так называемого Большого Китая, включающего собственно континентальный Китай, Гонконг, Макао, Тайвань, Сингапур. Конкурируя между собой, субъекты — элементы потенциального “Большого Китая” — идут по пути тесной интеграции. В перспективе в первой половине XXI в. на мировую арену может выйти мощнейшая мировая супердержава с четвертью населения земного шара, расположенная на стратегически важном геополитическом пространстве. Она сможет регулировать жизнь не только этносов, проживающих на территории “Большого Китая”, но и многочисленных китайских общин, разбросанных по всему миру.

Информация о работе Геополитика