Формирование внешнеполитического имиджа России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 00:52, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена высокой общественной значимостью изучения современного внешнеполитического имиджа России как с теоретической, так и с практической точек зрения. Развитие информационных технологий, усложнение системы средств массовой коммуникации и усиление их роли в сфере формирования глобального общественного мнения ставят задачу использования привлекательного внешнеполитического имиджа России в качестве важнейшего фактора успеха нашей страны на международной арене.

Файлы: 1 файл

Формирование внешнеполитического имиджа россии.docx

— 74.77 Кб (Скачать файл)

В своих усилиях Турция основной упор делала на экономические и военно-политические факторы, преследуя цели максимального использования сложившейся выгодной политико-экономической ситуации в центрально-азиатских странах, а также изучения сфер «молодого» рынка для экспорта и последующего вложения капитала. Данные перспективы придали новый импульс турецкому бизнесу в сфере экспорта, в ведении подрядных работ строительных компаний, а также предпринимательской деятельности национальных фирм в регионе. Так только за шесть месяцев 1993 г. в экономику указанных республик турецкие инвесторы вложили свыше 11 млн. долл., или более 60% общей суммы зарубежных инвестиций. Тем не менее, необходимо отметить, что в своей центрально-азиатской и закавказской политике Турция учитывала как свои, так и американские национальные интересы. Свидетельством может послужить выступление в Вашингтоне в 1992 г. премьер-министра С.Демиреля, в котором говорится об изменении регионального статуса Турции и способности участвовать в определении будущего тюркских республик СНГ. Вместе с этим Турция поддержала инициативу американского руководства по поводу расширения своих интересов на регион Центральной Азии.

В аналитических кругах довольно часто встречается мнение о том, что Турция, в силу своей нарастающей мощи, будет формировать иной курс внешней политики, акцентируя свое внимание в большей степени на Восток и, по мере достижения своих целей, Анкара будет постепенно вытеснять США и Запад из «зоны своих интересов». Однако до тех пор Турция будет балансировать между интересами своих стратегических партнеров в лице США, Европы и России. Как бы то ни было, уже сейчас Анкара проявляет все большую самостоятельность во внешней политике. Особенно если принимать во внимание нарастающее сотрудничество Турции и Ирана в энергетическом сфере, вопреки предупреждениям США. И это, безусловно, не может не указывать на дальнейшую корректировку внешней политики Турции в будущем [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы имиджа Российского государства на современном этапе. Возможные пути развития.

 
            Институт развития менеджмента в Лозанне ежегодно на основании более 300 показателей определяет рейтинг конкурентоспособности (своего рода имидж-рейтинг) примерно шести десятков государств. Среди стран более чем с 20-миллионным населением мы занимаем 26-е место. В первой пятерке - США, Австралия, Канада, Малайзия, Германия. Критерии отбора весьма показательны: учитывается как объективное состояние экономики, финансов, экологии, внутренняя и внешняя политическая деятельность правительств и т.д., так и субъективные оценки национальных экспертов.          Место, занимаемое Россией в этом рейтинге, разумеется, не является впечатляющим. И этому есть обоснования. 
На современном этапе Россия до сих пор не может занять достойного места в мировом сообществе. Вместо образа сверхдержавы, мощного государства, успешно справлявшегося с политическими и экономическими задачами, в глазах мировой общественности Россия приобрела статус непредсказуемого, противоречивого и непоследовательного в своей внешней и внутренней политике государства. Потеряв (но не навсегда) былое влияние и авторитет, экономические и политические ресурсы со времён СССР, современное российское государство обладает весьма расплывчатым имиджем. Наблюдается серьёзный диссонанс и неоднозначные представления мировой общественности о реальном значении (экономическом, культурном и т.д.) Российского государства в мире. Неопределённый, а зачастую и негативный образ (широко освещаемые в прессе несовершенство российского законодательства, коррумпированность власти, передел собственности и борьба за сферы влияния, оторванность власти от народа, несоблюдение демократических норм и т.д.) отрицательно сказывается на осуществлении внешнеполитических и экономических отношений с мировым сообществом, а также на регулировании внутренних политических процессов.  
Сложившееся мнение о России, как о ненадёжном партнере блокирует поступление иностранных инвестиций, что негативно сказывается на сегодняшней экономической ситуации в стране, низком уровне торгово-экономических контактов.  
                Многочисленные локальные попытки создать положительный имидж нашей страны за рубежом в основном заканчиваются неудачей. Причины неэффективности имиджевых кампаний кроются в следующем: 
• Отсутствие стратегии имиджевой политики. Целенаправленное (а не локальное) формирование имиджа России за рубежом ещё не осуществлялось. Не расставлены приоритеты и не определен желаемый результат от PR-кампаний. Отсутствует единый координирующий центр по управлению имиджем Российского государства за рубежом. 
• Отсутствие прочного идеологического фундамента. Отсюда- вся бессистемность PR-проектов, направленных на улучшение внешнего образа России. Невозможно обрести внешнеполитический имидж одновременно с поисками национальной идеи, которая бы одинаково полезно работала как на внутренние процессы государства, так и за его пределами. 
В подтверждение бессистемности, порой неразумности в осуществлении многих локальных российских имиджевых кампаний можно привести пример с попытками позиционирования Москвы на Западе как крупного, делового, финансового центра, интеллектуальной столицы мира. 
Разумеется, не все попытки продвижения внешнего имиджа России безрезультатны. Есть и весьма позитивные сдвиги по ряду направлений. Вот некоторые из них: 
• Создаваемые в России новейшие образцы вооружений по своим характеристикам опережают аналоги вооружений развитых стран, либо аналогов не имеют. Россия стоит в первых рядах по экспорту вооружений, хотя в этой области рынка идет жесточайшая конкуренция. Многомиллионные и долгосрочные контракты на поставку вооружений свидетельствует о сохранении в этой области научного, кадрового и экономического потенциала..  
• Участие в борьбе с международным пиратством. Сейчас территориальные воды Сомали патрулируют несколько военных кораблей из России, Индии, США и ряда других стран. В водах Аденского залива патрулирует российский сторожевик «Неустрашимый». Военный корабль осуществил успешное сопровождение девяти гражданских судов. Предотвратил несколько нападений пиратов на иностранные суда.  
• Спортивные успехи. Завоеванные на Олимпийских играх золотые медали, победы в футболе и др. Личные поздравления президента спортсменам. Количество золотых медалей означает то, что эти спортсмены прошли качественную подготовку, под началом профессиональных тренеров. Правда, такие тренеры зачастую имеют иностранные имена, вроде Гусса Хиддинга, а большинство спортсменов проходит подготовку в Швейцарии, США или Австралии. При этом успехи в Большом спорте не означают развития массового и детского спорта для своих граждан. Но, все равно, победы Российских спортсменов рассматриваются в качестве значительного вклада в улучшение международного имиджа нашей страны. Олимпийские игры –это замечательная возможность привлечь мировое внимание, повысить престиж страны в глазах мировой общественности. И это важно для России, которой трудно похвалиться значительными экономическими достижениями.  
• Россия давно и прочно занимает лидирующее место в освоении космоса. Не каждая страна может позволить себе космодром и развитую космическую технику. Спутники многих развитых стран выводятся на орбиту российскими космическими кораблями, транспортные космические корабли обеспечивают доставку грузов для международных экипажей на российских станциях. Только Россия обеспечивает космический туризм. 
• Участия в международных заседаниях наряду с другими крупными державами.

-Всемирный экономический  форум в Давосе. При участии 24 глав государств и правительств.

-Саммит АТЕС (Лима, Перу).; 
-Саммит большой восьмёрки. Это одна из самых влиятельных организаций в мире. Наряду с ведущими промышленно-развитыми странами, Россия участвует в решении актуальных международных проблем. 
-Вступление России во Всемирную Торговую Организацию; 
-Вступление России в Парижский клуб в качестве кредитора. Членство несет в себе неоспоримые преимущества. Россия получила реальную возможность влиять на мировую экономику.  

            Восприятие России своими гражданами.                                                   
Если относительно формирования внешнего имиджа России наблюдаются и намечаются определённые шаги, то совсем не изученными являются вопросы, касающиеся одной из актуальнейших сегодня тем- создания образа российского государства для своих же граждан. характерными чертами сознания которых стали чувство недоверия, потеря уважения к собственному государству. Причин этому более, чем достаточно . 
• Обеспечение таких конституционных гарантий как право на жильё, охрану здоровья, образования находятся на крайне низком уровне, что не позволяет называть государство ни «социальным», ни «правовым». 
• Неспособность современного российского государства снять или уменьшить социальную неприязнь и противоречия, раскалывающие российское общество и подрывающие социальную безопасность 
• Несоответствие проводимой «сверху» общественной модернизации социальным ожиданиям. 
• Подавляющее большинство россиян считает, что российское государство защищает олигархические интересы и интересы государственной бюрократии. 
Создаётся впечатление, что государство устремлено только лишь на создание внешнего образа, обращаясь к проблемам собственных граждан только во время выборов. 
Разрыв между бедными и богатыми частями населения, и соотношение этих частей между собой, полярность: крайняя бедность с одной стороны и вычурное богатство с другой не способствуют консолидации общества. По материалам ИА «Альянс Медиа» 31.01.2006 в ходе пресс-конференции президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос представителя телеканала Russia Today пояснил, что Россия, с одной стороны, демонстрирует высокие показатели развития своей экономики и финансов. "Напомню, что мы сводим свой бюджет с профицитом, и торговый баланс у нас с профицитом. У нас отношение внешнего долга к ВВП – 30%, в то время как в 2000 году было 80. Сегодня это один из лучших показателей в мире", - заявил В.Путин. По его словам, эти показатели свидетельствуют о том, что Россия проводит правильную, взвешенную экономическую политику. С другой стороны, напомнил президент, в России очень много бедного населения. "Это наша беда и это наша главная задача - уменьшение количества бедного населения в стране", - сказал он. По этим причинам, считает В.Путин, Россия, как страна с развивающейся экономикой и социальной сферой, лучше, чем кто либо другой в "Восьмерке", может понять проблемы развивающихся стран.  
 
            Влияние внутренних средств массовой информации. 
Государству необходимо следить за характером публикаций внутри страны. Так как ведущие мировые издания Запада черпают информацию о России в основном из российских СМИ. Последние же, если они объективно отражают реальность, подчас при всем желании не имеют возможности поднять планку имиджа ввиду отсутствия реальных фактов. Реформы в здравоохранении, образовании, пенсионном обеспечении не имеют конкретных положительных результатов. А социологические цифры позволяют сравнивать Россию с развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки. Оспорить их крайне затруднительно, поскольку по доходам, социальному обеспечению, доступности качественного медицинского обслуживания российские граждане действительно занимают не лучшее место. При этом западные СМИ такую информацию преподносят в искаженном виде, поскольку заинтересованы поставленной перед ними целью - показывать Россия, как государство слабое в военном, экономическом отношении, государство нарушающее международные нормы права и морали, а также права человека. 
В структуре повестки дня периодических изданий, информационных программ на российском телевидении (каналы- Первый, Россия, а особенно НТВ) тревожные сообщения о проблемах в стране занимают существенный объём в процентом отношении к остальной информации. Вместе с недостатком позитивной информации, СМИ больше внимания уделяют проблемам имиджа отдельных политиков, а не стране в целом. 
Невозможно говорить о международном имидже России в отрыве от имиджа страны в глазах собственной общественности. Необходимо способствовать формированию ощущения, что цель государства и проводимых им реформ - действительно создание благополучной жизни своих граждан, построение правового, социального государства. В этой области огромные задачи стоят перед СМИ, а государству необходимо в полной мере использовать этот информационный потенциал. В области необходимо установить баланс с тем, чтобы не ограничиваю свободу СМИ, своевременно и доходчиво давать объяснения тем или иным событиям.  
Одной из бед для позитивного имиджа является коррупция, наличие которой признается официально, а западные СМИ просто муссируют это явление, постоянно преподнося связь бизнеса и государственных чиновников с «русской мафией». Вместе с тем, российские СМИ не дали подробного разъяснения действиям испанской полиции, которая провела обыск в доме на острове Майорка председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Владислава Резника. Иностранные СМИ придали широкую огласку этому обыску и выразили предположение, что депутат может быть связан с одним из лидеров действующей в стране российской преступной группировки. Информационный материал российских СМИ на эту тему был поверхностным противоречивым: от заявления, что дом «не принадлежит В.Резнику», до «покупка дома была проведена в соответствии с законодательством обеих стран». Практически эта информация не только не опровергла, а скорее подтвердила обоснованность подозрений судьи Б.Гарсона в связях депутата с русской мафией. Подобные скандалы с государственными или негосударственными деятелями происходят в любой стране, не столько сами эти факты влияют на имидж государства, сколько реакция на них со стороны властей. Правда, в защиту Резника выступил Борис Грызлов, который заявил: "Ситуацию, связанную с депутатом Владиславом Резником, я считаю очевидной провокацией... На поверку оказывается, что за этим стоит примитивный политический заказ, связанный с желанием очернить Россию в целом. " Но такого заявления явно недостаточно для восстановления нанесенного имиджу государства ущерба. 
Другим первоочередным направлением деятельности СМИ должно быть широкое освещение деятельности государства направленной на повышения условий жизни в стране. При наличии действительных фактов повышения уровня доходов населения необходимо доводить позитивную информацию о том, что жизнь человека в государстве меняется в лучшую сторону. 
 
        Возможные перспективы развития имиджевого потенциала Российского государства. 
Элементами имиджевого потенциала Российского государства являются: культурное и историческое наследие, достижение в области культуры, науки. Но с учетом того, что привлекательность России в глазах мирового сообщества еще находится на низком уровне, имиджевая политика Российского государства должна использовать широкий арсенал средств. Проблемы имиджа России не ограничиваются определенной сферой, отставание наблюдается по всем показателям, по которым обычно судят о развитом в экономическом, политическом и социальном плане государстве. Поэтому и задачами должно стать применение инструментов имеджелогии по всему спектру деятельности государства. 
При этом работа должна строиться системно, чтобы не стать обычной кампанией без определенного результата. Работа должна основываться на долгосрочных целях и соответствовать внешнеполитическим приоритетами государства. Скоординированность проведения имиджевых кампаний и проектов является необходимым и непременным атрибутом для достижения требуемого результата.  
           Для моделирования положительного образа России нужна специально созданная структура по управлению имиджем, которая бы, координировала и следила за реализацией имиджевой политики государства. Такая служба по управлению имиджем должна отвечать за информационно-коммуникативную среду на международном уровне, положение в нем России, будет разрабатывать имиджевые проекты, отслеживать результаты и отвечать за их полную реализацию. Используя СМИ, бизнес структуры, научные и образовательные центры, диаспоры соотечественников за рубежом, учреждения культуры, спортивные организации в качестве воздействия на мировую общественность. 
Обязательным условием позитивного восприятия страны, успешного развития внутренних общественных связей , является формирование единой, общей, приемлемой для подавляющей части населения, различных слоев и социальных групп, ценностной основы народного сознания. Необходимо выявление объединяющих нацию системы ценностей, нравственных ориентиров в жизни общества, другими словами, необходимо создание единого идейно-смыслового проекта для осознания нацией своего единства и мотивации участия в укреплении государства.  
Что касается выработки национальной идеи, то следует отметить, что ее поиск неоправданно затянулся. Национальная идея необходима для того чтобы самим понять куда мы идем, для определения долгосрочных стратегических целей. Национальная идея необходима для консолидации общества и выработки оптимального поведения человека с целью принесения пользы себе и обществу. Национальная идея - это категория , отражающая совокупность всех этнических, политических, географических, религиозных понятий существующих в обществе, это категория позволяющая определить общество, как нацию, и дать о ней представление. Существуют некоторые общепринятые ценности, независимые от политического строя государства, это права и свободы человека, достойные условия жизни, ценность каждой жизни, верховенство закона. Именно эти ценности и следует объявить в качестве основы политического и экономического курса России. [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проблема формирования имиджа государства является достаточно актуальной и значимой в политической теории и практике. В современном мире значение внешнеполитического имиджа страны объективно возрастает под влиянием информационных технологий и процессов глобализации, ведущих к расширению международных связей. Политическая элита стремится использовать позитивный имидж своей страны, чтобы укрепить свои позиции в конкурентной международной политической и экономической среде.

Формирование благоприятного внешнеполитического имиджа государства является комплексной стратегической задачей, от успешного решения которой во многом зависит будущее страны. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

  1. Галумов Эраст Александрович, профессор кафедры массовой коммуникации и связи с общественностью Дипломатической академии МИДа РФ,Генеральный директор ФГУП Издательство «Известия» Управления делами Президента Российской Федерации. Психология и бизнес http://www.psycho.ru/library/488
  1. ЖУРНАЛ:”ВЛАСТЬ”, Издательство: Редакция журнала "Власть" (Москва) ISSN: 2071-5358. Формирование внешнеполитического имиджа современной России Коломенский М.А. кандидат политических наук

  1. Молдобаев Алтай, Статья: Внешняя политика Турции на современном этапе. Источник: ИСАП КРСУ
  2. Сайт:http://articles.excelion.ru/science/history/world/21040198.html Cтатья: Внешняя политика Великобритании на современном этапе
  3. Татьяна Быстрова 2007-2012 
    При использовании материалов сайта ссылка на http://www.taby27.ru/  Проблемы и перспективы формирования современного внешнеполитического имиджа Российского государства

 

 


Информация о работе Формирование внешнеполитического имиджа России