Защита нселения от ЧС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:57, контрольная работа

Описание работы

1. С каждым годом чрезвычайные ситуации (ЧС), порождаемые производственными и транспортными авариями, катастрофами и стихийными
бедствиями, становятся все более частыми, масштабными и опасными, сопровождаются все большими человеческими жертвами, материальным
ущербом и деградацией природной среды.

Содержание работы

1. Защита населения и территорий от ЧС – важнейшая государственная задача. Правовая основа защиты населения России от ЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
2. Экологическая безопасность предприятий и территорий. Экологический паспорт объекта.
3. Электромагнитные поля: источники, действия, нормирование, методы защиты.
4. Мероприятия по обеспечению безопасности производственных процессов.

Файлы: 1 файл

БЖД.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)


Вариант №1.

1.     Защита населения и территорий от ЧС – важнейшая государственная задача. Правовая основа защиты населения России от ЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.

2.     Экологическая безопасность предприятий и территорий. Экологический паспорт объекта.

3.     Электромагнитные поля: источники, действия, нормирование, методы защиты.

4.     Мероприятия по обеспечению безопасности производственных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     С каждым годом чрезвычайные ситуации (ЧС), порождаемые производственными и транспортными авариями, катастрофами и стихийными

бедствиями, становятся все более частыми, масштабными и опасными, сопровождаются все большими человеческими жертвами, материальным

ущербом и деградацией природной среды.

По причинам возникновения и своему характеру чрезвычайные ситуации могут быть разделены на три группы:

1. Техногенные аварии и катастрофы (транспортные аварии, пожары

и взрывы, выбросы сильнодействующих ядовитых, радиоактивных

и биологически опасных веществ, обрушения сооружений, электро-энергетические аварии, аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения, гидродинамические аварии).

2. Опасные природные явления и стихийные бедствия (геокосмические,

геофизические, геологические, метеорологические, гидрологические,

природные пожары, инфекционная заболеваемость, распространение

природных вредителей).

3. Экологические бедствия (аномальные изменения состояния сфер при-

родной среды - суши, атмосферы, гидросферы и биосферы).

Как свидетельствует анализ статистических данных, большая часть

чрезвычайных ситуаций возникает в Российской Федерации в регионах

с высокой концентрацией предприятий угольной, химической и газовой

промышленности с разветвленной сетью автомобильных дорог. В основ-

ном это чрезвычайные ситуации техногенного характера (свыше 70% от

общего числа).

Для решения задач предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, снижения возможных потерь населения и ущерба экономике в случае их возникновения в Российской Федерации создана и действует единая государственная система предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций.

Вместе с тем, число пострадавших и размер ущерба в чрезвычайных

ситуациях в значительной степени зависит от умения людей правильно

действовать в этих условиях, от принимаемых каждым гражданином мер

по заблаговременной подготовке к возможным в данной местности чрезвычайным ситуациям. Вот почему вопросы подготовки населения к действиям в чрезвычайных обстоятельствах имеют важное значение.

 

Правовая основа защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций регулируется Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",

принятым Государственной Думой 11 ноября 1994 г.

Законом также определены основные понятия в области защиты на-

селения и территорий:

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории,

сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или по-

влекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий,

проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также

на сохранение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения;

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные

и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и здоровья людей,

снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действий характерных для них опасных факторов;

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась

чрезвычайная ситуация.

 

В соответствии с законом "О защите населения и территорий от

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в стране

функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая располагает органами

управления, силами, техническими средствами и другими материальными

ресурсами для того, чтобы защитить население и национальное достояние

от воздействия аварий, катастроф, экологических и стихийных бедствий

или уменьшить их воздействие.

Основной целью создания этой системы является объединение

усилий центральных органов исполнительной власти, органов исполни-

тельной и представительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в пределах территорий субъектов Российской Федерации и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению.

Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории. Она включает в себя руководящий орган - республиканскую, краевую или областную комиссию по чрезвычайным ситуациям, постоянно

действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территории республики, края,

области от чрезвычайных ситуаций, собственные силы и средства территории, а также силы и средства функциональных подсистем. Указанные

органы имеются вплоть до сельского района и производственного объекта.

Силы и средства наблюдения включают органы, службы и учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, потенциально

опасных объектов, веществ, материалов, здоровья людей и т.д. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из[1]:

военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных органов исполнительной власти и организаций России;

учреждений и формирований службы медицинской помощи Минздравмедпрома России и других федеральных органов исполнительной

власти и организаций Российской Федерации;

формирований службы защиты животных и растений Минсельхозпрода России;

военизированных противоградовых и противолавинных служб Росгидромета;

территориальных аварийно-спасательных формирований Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации Мин-

природы России;

подразделений Государственной противопожарной службы МВД

России;

соединений и воинских частей радиационной, химической, биологи-

ческой защиты и инженерных войск Минобороны России, предназначенных для ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и иных

бедствий;

военизированных горноспасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минтопэнерго России;

подразделений органов внутренних дел и муниципальной милиции;

аварийно-технических центров, специализированных отрядов атом-

ных электростанций Минатома России;

восстановительных и пожарных поездов МПС России;

территориальных и объектовых нештатных аварийно-спасательных

и аварийно-восстановительных формирований;

Центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России;

аварийно-спасательных служб Военно-Морского флота;

отрядов и специалистов добровольцев общественных объединений.

 

 

2.     Экологический паспорт промышленного предприятия – нормативно-технический документ, включающий

данные по использованию предприятием природных и вторичных ресурсов и определению влияния производства на

окружающую среду. В экологическом паспорте отражаются данные о влиянии на окружающую среду всех элементов, представленных на схеме:

       – сведения о применяемых предприятием технологиях;

       – количественные и качественные характеристики используемых ресурсов: сырья, топлива, энергии (т.е. то-

           го, что предприятие потребляет);

       – количественные характеристики выпускаемой продукции;

       – количественные и качественные характеристики выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ от

           предприятия.

       Эта информация содержится как в описательной, так и в табличных частях, причем табличные данные преобладают. Паспорт состоит из 19 приложений, каждое из которых характеризует определенное направление природоохранной деятельности. После составления паспорта его утверждает главный инженер. Затем проводится его согласование в местных органах Минприроды России. Ежегодно паспорт уточняется и пересогласовывается.

       Для составления экологического паспорта используются технологическая документация, показатели работы

очистных установок, данные анализа воздушных и водных сред. Этих данных обычно оказывается недостаточно,

поэтому работа по составлению экологического паспорта требует детального рассмотрения всего комплекса природоохранных вопросов. Часто эту работу предприятие не может выполнять собственными силами и привлекает специализированные организации.

       Как и в общегражданском, в экологическом паспорте:

       – содержатся общие сведения о предприятии, но эти сведения имеют экологическую направленность;

       – указываются взаимное расположение данного предприятия с граничащими объектами;

       – приводится карта-схема с нанесенными на нее источниками загрязнения атмосферы и поверхностных вод,

           местами забора воды (водозаборами), складирования отходов;

       – указываются границы санитарно-защитной зоны (площадь от территории предприятия до ближайшей за-

           стройки), жилых массивов, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей, зон отдыха,

           рекреаций (территорий заповедников, музеев, памятников архитектуры), постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха предприятием и сбросом сточных вод вводные объекты, стационарных постов

           природоохранных органов России;

       – дается краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия: метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере.

       Это необходимо для установления нормативов возможных выбросов вредных веществ в атмосферу, так называемых предельно допустимых выбросов (ПДС). Дело в том, что предприятие может выбрасывать очень незначительное количество вредных веществ, но в данном районе такие же небольшие количества этих же веществ может

выбрасывать другой, третий промышленный объект. Тогда нагрузка на природную среду может оказаться существенной, поэтому территориальные органы охраны природы, обладая данными о выбросах всех предприятий данной

местности, имея экспериментальные данные о наличии в воздушном бассейне загрязняющих веществ и о движении

воздушных потоков, устанавливают каждому предприятию норму выброса в атмосферу того или иного загрязняющего вещества. Такие расчеты выполняются с использованием специальных стандартных программ, утвержденных Минприродой РФ.

       В паспорте приводится характеристика источников водоснабжения и приемников сточных вод, местоположение

водного объекта, минимальный среднемесячный расход води в реке, показатели качества воды выше и ниже выпуска или

забора воды. Эти данные затем используются для разработки проекта предельно допустимого сброса (ПДС).

       Как было указано выше, качество окружающей среды прямо связано с технологическим процессом, поэтому в

экологическом паспорте приводится краткая характеристика производства, данные об объеме выпускаемой продукции, технологические схемы с указанием вида исходного сырья и промежуточных продуктов.

       Сведения об использовании земельных ресурсов включают характеристику использования земли под здания и

сооружения, склады, дороги, хранилища и свалки твердых отходов, накопители сточных вод, санитарно-защитные

зоны.

       В экологическом паспорте приводятся данные о составе и расходе сырья, вспомогательных материалов и энергоресурсов по видам продукции. Данные по расходу материала должны быть увязаны с балансовой схемой материальных потоков. Это в полной мере согласуется со схемой, только вместо элемента «промышленное предприятие»

выступает установка. Расход энергоресурсов дается с расшифровкой: расход электроэнергии, газа, мазута, угля и других видов топлива.

       Обширной является характеристика выбросов в атмосферу, Для их оценки предварительно проводится инвентаризация всех источников выделения и загрязнения атмосферы, как организованных, так и неорганизованных.

       Источник загрязнения атмосферы – это объект, от которого загрязняющее вещество поступает в атмосферу.

       Источник выделения – это объект, в котором образуются загрязняющие вещества (технологическая уста-

новка, склад сырья или продукции и т.д.). Загрязняющие вещества от источника выделения могут поступать в

атмосферу либо через специальные газоотводные устройства (дымовая труба, вентиляционная шахта и т.д.), –

организованные источники загрязнения, либо – непосредственно в атмосферу. В этом случае источник выделе-

ния становится неорганизованным (емкости для хранения топлива, площадки складирования отходов и т.д.).

Если источник выделения оснащен газоочистительной установкой (ГОУ), то приводятся подробные сведения о

ее работе.

       В экологическом паспорте дается развернутая характеристика водопотребления, водоотведения и очистки

Информация о работе Защита нселения от ЧС