Взаимоотношения людей в коллективе. Конфликтные ситуации. Конфликтные личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 01:13, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть основные психологические типы личностей, показать влияние характерологических и личностных особенностей людей на их поведение в конфликтных ситуациях.

Содержание работы

Введение 3
1. Конфликт и его причины 4
2. Психологические типы личностей 8
3. Конфликтные личности 16
Заключение 26
Список литературы: 27

Файлы: 1 файл

БЖД Взаимоотношения людей в коллективе. Конфликтные ситуации. Конфликтные личности..doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

 

Санкт-Петербургский  университет управления и экономики

 

Факультет социального  управления

 

Кафедра «Связи с общественностью»

 

Безопасность жизнедеятельности

 

Реферат 

 

Взаимоотношения людей  в коллективе. Конфликтные ситуации. Конфликтные личности

 

 

Выполнила :

студентка 753/3-3 группы

Шаипова Милана Валерьевна

 

Проверил:

 

Санкт-Петербург

2012 г.

 

 

Оглавление

 

Введение

 

Конфликт это отсутствие согласия между двумя или более лицами Характер, психологические особенности личности накладывают огромный отпечаток на поведение человека в конфликте. Порой психологические различия участников совместной деятельности столь велики, что мешают ее осуществлению, повышают вероятность возникновения конфликтной ситуации.

Каждый человек обладает определенным темпераментом, характером, установками, поэтому каждого человека по его личностным характеристикам можно отнести к тому или иному типу личности.

Цель данной работы – рассмотреть основные психологические типы личностей, показать влияние характерологических и личностных особенностей людей на их поведение в конфликтных ситуациях.

Индивидуальные внутренние психологические особенности и типологии личностей довольно многообразны, таким образом, необходимо выделить и рассмотреть наиболее существенные психологические типы личностей и их соотношения, показать особенности поведения этих типов в конфликтах.

Некоторые типы конфликтных личностей приводят к появлению затруднений в общении и возникновению конфликтов, основная задача понять как наилучшим образом разрешать конфликтные ситуации с такими "трудными" людьми.

Для нас эта тема особенно важна и актуальна, так как должность специалиста-менеджера предполагает активное общение с людьми, в котором неизбежно будут возникать конфликтные ситуации.

 

1. Конфликт и его причины

 

Слово "конфликт" латинского корня и в буквальном переводе означает "столкновение". В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям. Таким образом, конфликты в самом общем виде могут квалифицироваться как конструктивные – с позитивным знаком и деструктивные – с негативным знаком.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу.

Авторы, принадлежащие к школе  "человеческих отношений", тоже были склонны считать, что конфликта можно и должно избегать, и обычно рассматривали конфликт как признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. По их мнению, хорошие взаимоотношения в организации могут предотвратить возникновение конфликта.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации.

Очень важно определить причины  конфликта, так как зная причины  возникновения того или иного  феномена, легче предпринять какие-то конкретные шаги по блокированию их (причин) действия, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект.

Рассмотрим перечень причин возникновения конфликта, предложенный специалистом в области управления персоналом Кричевским Р. Л.

Весьма условно он может быть представлен в виде трех основных групп причин: во-первых, причин порожденных трудовым процессом; во-вторых, причин, вызываемых психологическими особенностями человеческих взаимоотношений; в-третьих, коренящихся в личном своеобразии членов коллектива. Встречаются также причины конфликта, обусловленные экономическим состоянием жизни в нашей стране, которые нельзя игнорировать.

Можно выделить еще несколько причин конфликта, родственных только что  приведенной: а) неблагоприятная психологическая  атмосфера в коллективе (она может  быть вызвана образованием противостоящих группировок, культурными, эстетическими различиями людей, действиями руководителя и т.д.); б) плохая психологическая коммуникация (т.е. люди не понимают, не учитывают намерения, состояния друг друга, не считаются с потребностями каждого).

Остановимся на причинах конфликтов, коренящихся в личностном своеобразии членов коллектива. В этом случае имеются в виду возможные личностные особенности, порой "загоняющие" нас в конфликтные ситуации. Неумение контролировать свое эмоциональное состояние, низкий уровень самоуважения, агрессивность, повышенная тревожность, некоммуникабельность, чрезмерная принципиальность. Список личностных причин конфликта не сводится только набору соответствующих черт. Демографические характеристики тоже не нейтральны в этом вопросе. Так, по данным Н. В. Гришиной для женщин характерна тенденция к большей частоте конфликтов, связанных с их личностными потребностями (зарплата, распределение отпусков), мужчины больше предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с самой трудовой деятельностью (организация труда, определенность трудовых функций).

С увеличением возраста рабочих больший удельный вес  начинают занимать конфликты, связанные  с целевыми характеристиками их деятельности, одновременно сокращается число  конфликтов, вызванных проблемами адаптации работников в трудовом коллективе (нарушения трудовой дисциплины, несоответствие требованиям).

Далее остановимся вот  на каком очень важном моменте. Мы нередко усматриваем конфликты  там, где их в действительности нет, и, напротив, оцениваем порой отношения с другими как безоблачные, когда конфликт уже назрел. На эту человеческую особенность обратила внимание 
Л. А. Петровская.

В разработанной ею схеме  анализа межличностного конфликта  хорошо показано, что конфликт может  быть адекватно, или неадекватно, или ложно понятым.

В первом случае (адекватность) это означает, что конфликтная  ситуация существует объективно, т.е. стремление стороны А к достижению некоторого желаемого для нее состояния  С объективно препятствует достижению стороной В некоторого желаемого для нее состояния Д. И наоборот. Причем стороны справедливо полагают, что структура их целей, интересов конфликтна, и правильно ощущают существо реального конфликта, т.е. дают адекватную трактовку происходящему.

Во втором случае (неадекватность) конфликтная ситуация существует реально и стороны это осознают, но их понимание ситуации не вполне соответствует действительности.

В третьем случае (ложно  понимаемый конфликт) дело обстоит  таким образом, что объективно конфликтная ситуация отсутствует, но вот стороны склонны рассматривать свои отношения как конфликтные.

Л. А. Петровская приводит еще две реально допустимые ситуации: во-первых, когда объективно конфликт существует, но сторонами как таковой не опознается, и, во-вторых, когда конфликтность отсутствует и объективно и на уровне сознания.

 

2. Психологические типы личностей

 

Психотип личности является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой, что обуславливает специфику поведенческого реагирования в межличностных и социальных отношениях, специфику проявления социально-психического самочувствия. Психосоциотип достаточно существенным образом влияет на поведение, уровень активности человека в конфликте.

Известный психолог Юнг утверждал, что очевидная разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей собственной индивидуальности. Остановимся на типологии Бриггс-Маерс, которая опирается на концепцию Юнга. Катарина Бриггс и ее дочь Изабель Маерс составили индикатор типов личности (МВTI) в основу которого положены четыре принципа:

    1. Откуда человек черпает свою энергию – из внешнего мира (экстравертный тип) или изнутри себя (интровертный тип).
    2. Как он собирает информацию о мире – последовательно, опираясь на факты (сенсорный тип) или произвольно, случайно, с включением своего воображения и фантазии (интуитивный тип);
    3. Как он принимает решения – объективно и беспристрастно (мыслительный тип) или субъективно, под воздействием своих эмоций (эмоциональный тип).
    4. Как человек строит свое поведение – принимает решения и планы, которые затем выполняет (рассудочный тип) или действует импульсивно, изменяя свой образ действий в зависимости от обстоятельств (воспринимающий тип).

Указанные 8 типов в индикаторе Бриггс – Маерс обозначаются латинскими буквами:

 

Экстравертный (Extravert) - E

Интровертный (Inrovert) - I

Сенсорный (Sensing)- S

Интуитивный (Intuitive) - N

Мыслительный (Thinking) - T

Эмоциональный (Feeling) - F

Решающий (Judging) - J

Воспринимающий (Perceiveng) - P


 

Если вы заряжаетесь  энергией от людей и действий и чувствуете себя опустошенным, оставаясь слишком долго в одиночестве если вам свойственно сначала говорить, а потом думать, если вы общительны и активны, то вы вероятнее всего экстраверт-Е.

Если вы держите свои наблюдения и мысли при себе, оживленные обсуждения вас утомляют, если вы предпочитаете  больше слушать чем говорить, если вы малообщительны и вам хочется  почаще быть наедине с самим собой, то вы вероятнее всего относитесь к интровертам -I. Обычно экстравертов больше чем интровертов.

Мы собираем информацию об окружающем нас мире двумя основными  путями; если вы предпочитаете конкретную информацию и опираетесь при сборе  информации только на то, что можно увидеть услышать, потрогать, понюхать, фокусируете внимание на фактах и деталях, то вы представляете собой сенсорный тип – S .

Если вы собираете  информацию произвольным путем, иногда "скачками", ищете в ней свой смысл, опираясь на интуицию, ищете опосредственное значение и взаимосвязи между различными явлениями, то, вероятно, вы – интуитивный тип – N .

Если два человека по- разному собирают информацию, то их дальнейшие отношения поставлены под угрозу, и конфликта не избежать.

Те, кто относятся к сенсорному типу, понимают все буквально; им нужна конкретная информация. Относящиеся к интуитивному типу, наоборот, могут найти сто способов ответа на вопрос, ни один из которых не будет достаточным для человека сенсорного типа.

Если, принимая решение, вы предпочитаете быть логичным аналитиком, беспристрастным и объективным, пока не придете к заключению,то вероятно ,вы относитесь, к мыслительному, логическому типу-Т.

Если вы опираетесь на субъективное отношение к информации, на субъективную оценку события, учитывая, как это решение повлияет на других, на межличностные отношения, то вы тяготеете к эмоциональному типу-F. Таким людям присущи субъективизм, гуманность, они руководствуются эстетическими категориями в большей мерей, чем логическими.

Различные комбинации этих качеств дают 16 типов личности, которые разделяются на 4 основные группы:

  • интуитивно-мыслительный тип – NT,
  • интуитивно-эмоциональный тип – NF,
  • сенсорно-рассудочный тип – SJ,
  • сенсорно-воспринимающий тип – SP.

Речь, идет здесь конечно не о неспособности каждого из людей пользоваться многообразием психических способностей, а о предпочтениях склонностях в большей мере опираться на ту или иную способность (подобно тому как правши или левши предпочитают пользоваться левой или правой рукой).Тем не менее люди разных типов нередко с трудом понимают способ мышления и поведения друг-друга, что порождает напряжение и конфликты между ними.

Информация о работе Взаимоотношения людей в коллективе. Конфликтные ситуации. Конфликтные личности