СЭМП(служба экстренной медицинской помощи) РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:00, реферат

Описание работы

Постановлением Совета Министров РБ № 95 от 24.02.93 г. на Министерство здравоохранения были возложены следующие задачи:
• организация и осуществление контроля за санитарной и эпидемиологической обстановкой в республике;
• прогнозирование и оценка эпидемиологической обстановки в районах ЧС, разработка и осуществление противоэпидемических мероприятий;

Файлы: 1 файл

франция и финляндия.doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)

 

РЕФЕРАТ

Тема: «СЭМП»

 

 

 

 

Постановлением Совета Министров  РБ № 95 от 24.02.93 г. на Министерство здравоохранения  были возложены следующие задачи: 
• организация и осуществление контроля за санитарной и эпидемиологической обстановкой в республике; 
• прогнозирование и оценка эпидемиологической обстановки в районах ЧС, разработка и осуществление противоэпидемических мероприятий; 
• обеспечение готовности специализированных формирований экстренной медицинской помощи, организация работ по ее оказанию в районах ЧС. 
Для выполнения поставленных задач Советом Министров РБ 02.03.93 г. было принято Постановление № 117 "О создании службы экстренной медицинской помощи республиканской системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях" и был издан одноименный приказ Министерства здравоохранения РБ № 102 от 31.05.93 г. Этим приказом было предписано создать службу экстренной медицинской помощи (СЭМП) к 01.07.93 г., что и было сделано. 
Служба экстренной медицинской помощи (СЭМП) — централизованная государственная служба, являющаяся составной частью общегосударственной системы по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и массовых заболеваний. Она представляет собой комплекс органов управления, сил и средств, методов управления и технологий оказания экстренной 
медицинской помощи (ЭМП) пострадавшим в ЧС. Она предназначена для оказания всех видов экстренной медицинской помощи пострадавшему населению, прогнозирования, предупреждения и ликвидации медико- санитарных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и массовых заболеваний. 
Из определения СЭМП вытекают те основные задачи, которые возлагаются на нее: 
— организация и управление медицинскими силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации медицинских последствий ЧС; 
— своевременное оказание всех видов экстренной медицинской помощи установленного объема пострадавшим в ЧС; 
— проведение лечебно-профилактических мероприятий, направленных на снижение психоневрологического и эмоционального воздействия чрезвычайных ситуаций на население; 
— сохранение здоровья, личного состава службы в период ликвидации медицинских последствий ЧС; 
— предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний в районах ЧС; 
— взаимодействие с комиссиями по чрезвычайным ситуациям, другими министерствами и ведомствами в ходе ликвидации последствий ЧС; 
— судебно-медицинская экспертиза погибших и освидетельствование пострадавших в ЧС. 
Для выполнения поставленных задач разработаны принципы организации ЭМП в ЧС. Они основаны на общих принципах охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению и отражают медико- социальные особенности этого периода, заключающиеся в массовом поступлении пострадавших, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, и резком изменении условий жизнедеятельности населения. 
Централизация и децентрализация управления СЭМП в ЧС организуется по территориально-производственному принципу с учетом промышленно-экономи- ческих, медико-географических и других особенностей региона или административной территории на базе существующих и вновь создаваемых лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохране 
ния, клинических и других научно-исследовательских учреждений. 
Централизация управления должна обеспечиваться созданием единой информационно-диспетчерской системы службы, способной обеспечить информацией все уровни и подсистемы, принимающие участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС. Централизация управления предусматривает координацию и организацию взаимодействия сил и средств служб республиканского и областного уровней. 
Децентрализация управления предусматривает возможность и необходимость принятия решения каждым звеном службы и автономного выполнения задач в конкретной ситуации по оказанию медико-санитарной помощи пострадавшим. 
Плановый характер службы предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств, планирование взаимодействия с другими службами системы быстрого реагирования, прогнозирование вариантов использования сил и средств в различных регионах, специальную подготовку и повышение квалификации всего личного состава службы. 
Мобильность, оперативность и готовность СЭМП к работе в ЧС обеспечивается своевременной информацией о факте ЧС, постоянной готовностью медицинских бригад, отрядов, госпиталей и больниц, созданием запаса имущества, максимально приближенного к своим формированиям, наличием и использованием современных транспортных средств, совершенствованием системы связи и оповещения, регулярными тренировками личного состава и их высоким профессионализмом в работе по оказанию экстренной медико-санитарной помощи пострадавшему населению. 
Двухэтапная система организации экстренной медицинской помощи пострадавшим при ЧС предусматривает: 
— на первом этапе (в очаге или на границе очага): проведение эвакотранспортной медицинской сортировки, оказание первой медицинской, доврачебной и первой врачебной помощи, проведение частичной санитарной обработки, организацию медицинского обеспечения эвакуации пострадавших;

— на втором этапе (в лечебно-профилактических учреждениях территориального или  ведомственного здравоохранения): проведение внутрипунктовой медицинской сортировки и полной санитарной обработки, оказание экстренной квалифицированной и специализированной медицинской помощи. Для достижения наилучших результатов организуется лечение тяжелопо- страдавших в ведущих клиниках, специализированных центрах республики и областей. 
Возрастание роли первого этапа организации медицинского обеспечения пострадавшего населения связано с сокращением сроков оказания и повышением качества медицинской помощи пострадавшим

на первом этапе, проведением анестезиолого-реанимационных мероприятий в очаге и во время эвакуации пострадавших в ле- чебно-профилактические учреждения (ЛПУ). Реализация этого принципа направлена на повышение эффективности лечебно-эвакуационных мероприятий, снижение летальности и инвалидности среди пострадавших. 
Особое значение на первом этапе приобретает организация взаимодействия со спасательными службами министерств и ведомств, а также добровольцами- спасателями, которые обеспечивают извлечение пострадавших из завалов, эвакуацию их из опасных зон и доставку в медицинские пункты. 
Универсальность подготовки медицинских специалистов для использования сил и средств СЭМП в ЧС при различных видах катастроф (радиационных, химических, транспортных и т.д.). 
Реализация этого принципа обеспечивается тем, что любое формирование или учреждение должно выполнить поставленную задачу по оказанию определенного вида медицинской помощи в установленном объеме при любых видах ЧС. 
Принцип основного функционального предназначения сил и средств означает, что формирования службы и их оснащение должны иметь определенное функциональное предназначение — оказание первой медицинской помощи, доврачебной и первой врачебной помощи, оказание экстренной квалифицированной и специализированной медицинской помощи, проведение противоэпидемических и санитарно-профилактических мероприятий.

Всеобщая подготовка населения  по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при ЧС сводится к овладению  навыками само- и взаимопомощи и  правилами адекватного поведения  при различных ЧС. 
Единство медицинской науки и практики означает, что при организации службы, и особенно при ее функционировании, вся технология оказания экстренной медицинской помощи населению в ЧС

должна строиться с  учетом новейших достижений отечественной  и зарубежной медицинской и фармацевтической науки и практики, с использованием методов рациональной диагностики, стандартизации лечебно-диагностических  и профилактических мероприятий  на этапах медицинской эвакуации. 
Принцип материальной заинтересованности и моральной ответственности медицинских и других специалистов, задействованных в медицинских формированиях и учреждениях по оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим в ЧС подкрепляется постановлением Совета Министров РБ, которое регламентирует условия оплаты труда и выплаты компенсаций за дежурства и участие в оказании экстренной медицинской помощи и спасательных работах при ЧС. Юридическая ответственность медицинских и других специалистов, входящих в состав службы, оформляется установленным порядком (договором) с администрацией лечебно-профилактического учреждения. 
На вышеуказанных принципах строится организационная структура СЭМП в ЧС (схема 7). 
Организационная структура СЭМП в ЧС включает: 
— органы управления с единой информационно-дис- петчерской системой республиканского, областного и районного уровней; 
— республиканские, областные и региональные центры экстренной медицинской помощи и их клинические базы; 
— станции (отделения) скорой медицинской помощи, а также станции экстренной и планово-консультативной медицинской помощи; „ 
— лечебно-профилактические, санитарно-эпидемйо- логические и другие учреждения здравоохранения, на базе которых создаются медицинские формирования (бригады, отряды, мобильные госпитали).

Рассмотрим каждую категорию  сил, входящих в состав СЭМП. 
Руководителем СЭМП республики назначается один из заместителей министра здравоохранения РБ. Рабочим органом управления СЭМП является отдел медицинской защиты при ЧС МЗ РБ. Руководителями СЭМП в областях являются заместители начальников управлений здравоохранения

при облисполкомах. 
Республиканский центр экстренной медицинской помощи создан на базе больницы скорой медицинской помощи г. Минска и БелНИИТО. В него входят: 
1. Органы управления: руководитель центра; диспетчерская служба; информационно-аналитический отдел; медицинское снабжение (склад с медимуществом на 1000 пораженных). 
2. Клиническая база: БСМП, БелНИИТО, 1, 2, 4, 5, 6, 9, 10-я клинические больницы и 4-я городская детская больница г. Минска, Республиканская станция переливания крови, минская областная клиническая больница, минские городские инфекционная и детская инфекционная больницы, Республиканская психиатрическая больница, Институт радиационной медицины. 
Определены профиль отделений для каждой клинической базы и число выделенных коек. Оснащение отделений центра проводится за счет накопления и создания резерва в базовых ЛПУ из расчета на 100 пораженных для работы в течение двух дней. Центр должен быть готов к приему пострадавших спустя 6 часов после объявления сигнала. 
Центр имеет в своем составе: приемно-сортировочное отделение на 100 мест; токсикологическое отделение на 50 коек; отделение реанимации и анестезиологии на 40 коек; общехирургическое отделение на 60 коек; два травматологических отделения на 60 коек; ожоговое отделение на 60 коек; отделение острого гемодиализа; диагностическое отделение на 60 коек; отделение для лечения анаэробной инфекции на 10 коек; отделение торакальной хирургии на 15 коек; отделение спиналь- ной травмы на 60 коек; отделение острой и осложненной травмы на 60 коек; нейрохирургическое отделение на 60 коек; республиканский центр детской хирургии; отделение радиационных поражений на 60 коек и др.

В центре проводится оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи населению республики, пострадавшему в различных ЧС. Кроме того, на базе Республиканского центра экстренной медицинской помощи (РЦЭМП) сформированы и функционируют  бригады специализированной медицинской  помощи постоянной готовности. На базе БСМП г. Минска сформированы две ожоговые бригады и две токсикотерапевтические бригады, а на базе БелНИИТО — две травматологические бригады. Эти бригады предназначены для оказания специализированной медицинской помощи массовому потоку пострадавших при ЧС. 
Также в республике созданы и функционируют областные центры экстренной медицинской помощи (ОЦЭМП). Они созданы на базе областных клинических больниц или на базе больниц скорой медицинской помощи, где имеются такие же бригады постоянной готовности. Контроль за деятельностью областных центров ЭМП осуществляет республиканский центр. Кроме того, каждая область разделена на зоны с региональными (территориальными) центрами: 
— Гродненская область — с центрами в Волковыске, Лиде, Ошмянах; 
— Брестская область — с центрами в Барановичах и Пинске; 
— Витебская область — с центрами в Новополоцке и Орше; 
— Могилевская область — с центром в Бобруйске; 
— Гомельская область — с центром в Мозыре. 
В каждом областном центре имеются запасы медицинского имущества в расчете на 500 пострадавших. 
Помимо республиканского и областных центров ЭМП и бригад постоянной готовности, на базе лечебно- профилактических учреждений — клиник, многопрофильных больниц, городских,

центральных районных и районных больниц, а также на базе участковых больниц, поликлиник, здравпунктов — создаются различные медицинские формирования (бригады, отряды, госпитали). 
В перечень медицинских формирований по оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим входят:

— специализированные медицинские  бригады постоянной готовности; 
— бригады скорой медицинской помощи (линейные и специализированные); 
— врачебно-фельдшерские (сестринские) бригады экстренной медицинской помощи, создаваемые на базе ЛПУ для усиления скорой медицинской помощи; 
— бригады экстренной специализированной медицинской помощи, создаваемые на базе клиник и многопрофильных больниц; 
— отряды экстренной медицинской помощи, состоящие из врачебно-сестринских бригад (вместо ОПМ); 
— противоэпидемическая бригада; 
— бригада санитарно-профилактической помощи; 
— санитарно-эпидемиологические отряды (вместо ППЭО); 
— мобильные (подвижные) госпитали различного назначения (ИПГ и др.); 
— медицинские формирования, создаваемые на базе других министерств и ведомств (МО РБ, ГО МВД, Бел. ж.д. и др.). 
1. Специализированные медицинские бригады постоянной готовности созданы на базе республиканского и областных центров ЭМП в числе двух ожоговых, двух токсико-терапевтических и двух травматологических. В составе бригад — 2—5 врачей, столько же средних медицинских работников. Они предназначены для работы на границе очага или в стационарах с проведением медицинской сортировки и оказания экстренной квалифицированной и специализированной медицинской помощи с пропускной способностью до 100 человек за 12 часов работы. 
2. Бригады скорой медицинской помощи — врачебные и фельдшерские линейные, формируются на базе станций (отделений) скорой медицинской помощи для работы на границе очага поражения. Врачебные линейные бригады состоят из одного врача, одного фельдшера

и водителя-санитара. Предназначены для проведения медицинской сортировки и оказания первой врачебной помощи с пропускной способностью до 50 человек за 12 часов. Фельдшерские линейные бригады оказывают доврачебную медицинскую помощь, обеспечивают эва 
куацию пострадавших с пропускной способностью 15— 20 человек за 12 часов. 
3. Специализированные бригады скорой медицинской помощи (реанимационные, интенсивной терапии, токсикологические, неврологические, психиатрические, кардиологические, акушерско-гинекологические, педиатрические, травматологические) созданы на базе станций (отделений) скорой медицинской помощи для работы на границе очага поражения с оказанием квалифицированной медицинской помощи и с элементами специализированной. В состав бригад входят 1—2 врача- специалиста, два средних медицинских работника, водитель-санитар. За 12 часов работы каждая бригада может оказать медицинскую помощь 30—50 пострадавшим. 
4. Бригады экстренной медицинской помощи (вра- чебно-сестринские) создаются на базе городских, центральных, районных больниц. Предназначены для работы на границе очага поражения с проведением медицинской сортировки и оказанием первой врачебной помощи. В составе бригады 1 врач, две медсестры и два санитара. За 6 часов работы они могут оказать медицинскую помощь 50 пострадавшим. Эти бригады могут формировать медицинский отряд ГО (вместо ОПМ). 
5. Медицинские отряды ГО являются мобильными формированиями повышенной готовности и предназначены для организации и проведения медицинской сортировки, оказания первой врачебной помощи в очагах поражения, подготовки и эвакуации в лечебные учреждения. Медицинский отряд создается на базе лечебных учреждений городов и районов по распоряжению МЗ РБ. Подготовка отряда к работе в очаге поражения — не более двух часов. За 12 часов работы отряд может оказать первую врачебную помощь 250—300 пострадавшим. 
Состав отряда: врачей — 10, фельдшеров — 3, медсестер — 12, санитаров — 27, прочих — 16. Итого 69 человек. 
В отряде имеются: управление, врачебно-сестринские бригады (сортировочно-эвакуационная, токсико-терапевтическая, педиатрическая, две хирургические), аптека, отделение медицинской разведки, материально-тех 
ническое отделение. К отряду приписывается соответствующий транспорт. 
6. Бригады экстренной специализированной медицинской помощи (токсикологические, психотерапевтические, инфекционные, педиатрические, радиологические, хирургические, травматологические, нейрохирургические, ожоговые, акушерско-гинекологические, трансфузиологические, детские хирургические) создаются на базе областных, городских, республиканских многопрофильных больниц, больниц скорой медицинской помощи, клиник, медвузов, НИИ, специализированных центров. 
Бригады предназначены для работы в стационарных условиях с выполнением экстренной квалифицированной и специализированной медицинской помощи с пропускной способностью за 12 часов работы 10—50 человек. В бригадах работают высококвалифицированные врачи специалисты (2—5), средние медицинские работники (2—6) и санитары. 
7. Республиканская оперативная противоэпидемическая бригада является формированием экстренной специализированной медицинской помощи при организа- ционно-медицинском центре МЗ РБ по санитарно- гигиеническим и противоэпидемическим мероприятиям в ЧС. Она предназначается для оперативного изучения и оценки эпидемиологической ситуации, организации и обеспечения противоэпидемических мероприятий в районах ЧС, групповых инфекционных заболеваний и эпидемий. Срок готовности бригады — 2 часа. 
8. Республиканская санитарно-профилактическая бригада — формирование при организационно-методи- ческом центре МЗ РБ по санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим мероприятиям в ЧС. Она создается на базе Республиканского центра гигиены и эпидемиологии (РЦГЭ) и проводит оперативные мероприятия в учреждениях в целях поддержания трудоспособности населения, сохранения его здоровья, обеспечения санитарного благополучия. Срок готовности бригады — 3 часа. 
9. Санитарно-эпидемиологические отряды (вместо ППЭО) являются специализированными формированиями, предназначенными для организации и проведе 
ния мероприятий по санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому обеспечению населения в условиях ЧС. 
Санэпидотряд (СЭО) формируется на базе областных, городских и районных ЦГЭ и является средством усиления существующих на местах низовых структур санитарной службы. 
СЭО состоит из управления, противоэпидемической, санитарно-токсикологической, радиологической, дезинфекционной специализированных бригад. Численность отряда 42 человека, из них врачей — 12, помощников санитарных врачей — 3, лаборантов — 6, дезинфекторов — 6, санитаров — 3, прочих — 12. 
Объем и продолжительность работы СЭО в очаге зависит от конкретно сложившейся обстановки. 
10. Группы специализированной медицинской помощи созданы на базе военных госпиталей для усиления лечебных учреждений с оказанием квалифицированной и специализированной медицинской помощи. За 12 часов работы могут оказать медицинскую помощь 20 человекам. 
11. Подвижное сортировочно-эвакуационное отделение создано на базе ОМедБ, предназначено для работы на границе очага поражения с выполнением медицинской сортировки, первой врачебной помощи и обеспечения эвакуации. За 6 часов работы может рассортировать до 500 пострадавших. 
12. Команды спасателей формируются на базе отдельных воинских частей, соединений, предназначены для работы в очаге по проведению спасательных работ. За 6 часов работы могут оказать первую медицинскую помощь с выносом из очага до 500 пострадавших. 
13. Пожарные и аварийно-восстановительные поезда формирует Бел.ж.д. для работы в районе железнодорожных катастроф с выполнением работ по тушению пожаров и проведением восстановительных работ. В РБ имеется 23 пожарных и 14 аварийно-восстановительных поездов. 
14. Специализированные отряды военизированной пожарной охраны формирует МВД для работы в очаге с проведением первоочередных аварийных пожарно- спасательных работ (Республиканский специализиро 
ванный отряд военизированной пожарной службы МВД РБ и др.). 
15. Специализированные формирования потенциально опасных объектов народного хозяйства различных министерств и ведомств — газоспасательные отряды химически опасных объектов, горноспасательный отряд ПО "Беларускалий" и др. 
Представленная организационная структура службы экстренной медицинской помощи организационно и структурно сформирована. Ежегодно наращиваются силы и средства службы, отрабатываются пути взаимодействия, структурные подразделения находятся в постоянной готовности для ликвидации медико-санитарных последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций.




Информация о работе СЭМП(служба экстренной медицинской помощи) РБ