Шпаргалка по "Безопасности жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 18:41, шпаргалка

Описание работы

1. БЖД. Основные понятия, термины и определения. Системы безопасности в РФ.
2. Физический и умственный труд.
3. Режимы труда и отдыха. Организация рабочего места.
5. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных помещений. (Белов)
...
11. Организация охраны труда. Основные понятия и определения.

Файлы: 1 файл

БЖД 1.docx

— 104.04 Кб (Скачать файл)

— формы  труда, связанные с дистанционным  управлением.

 При этих формах труда человек включен в системы управления как необходимое оперативное звено, нагрузка на которое уменьшается с возрастанием степени автоматизации процесса управления. Различают формы управления производственным процессом, требующие частых активных действий человека, и формы управления, в которых действия оператора носят эпизодический характер, и основная его задача сводится к контролю показаний приборов и поддержанию постоянной готовности к вмешательству при необходимости в процесс управления объектом;

— формы  интеллектуального (умственного) труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.

Работа оператора отличается большой ответственностью и выским нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчера характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.

Труд руководителя учреждений, предприятий (управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением таких основных психических функций, как память, внимание, восприятие; наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного  объема памяти, напряжения, внимания,—  это творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения. При таком напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела и другие изменения со стороны вегетативных функций человека.

 

 

Другой источник

Основные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физический труд требует большой мышечной активности и имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т. д.). Он развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время социально неэффективен, обладает низкой производительностью, требует длительного отдыха.

Механизированная форма  труда требует специальных знаний и двигательных навыков, в работу включаются мелкие мышцы рук, ног, которые  обеспечивают скорость и точность движения, но однообразие простых действий, малый объем воспринимаемой информации приводят к монотонности труда.

Труд, связанный с автоматическим и полуавтоматическим производством, имеет следующие недостатки: монотонность, повышенный темп и ритм работы, отсутствие творческого начала, так как обработкой предметов занимается механизм, а  человек выполняет простые операции по обслуживанию станков.

Конвейерный труд отличается дроблением процесса на операции, заданным темпом и ритмом, строгой последовательностью  операций. Его недостатком является монотонность, приводящая к преждевременной  усталости и быстрому нервному истощению.

Умственный труд связан с восприятием и переработкой большого количества информации и подразделяется на:

1) операторский – подразумевает  контроль за работой машин; отличается высокой ответственностью и нервно-эмоциональным напряжением;

2) управленческий – характеризуется большим ростом объема информации при нехватке времени для ее переработки, большой личной ответственностью за принятые решения, стрессовыми и конфликтными ситуациями;

3) творческий труд –  требует большого объема памяти, напряжения, внимания; он приводит  к повышению нервно-эмоционального  напряжения, тахикардии, повышению  кровяного давления, изменению ЭКГ  и другим сдвигам со стороны  вегетативных функций;

4) труд преподавателей  и медицинских работников –  это постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, частая  нехватка времени и информации  для принятия правильного решения,  что приводит к высокому нервно-эмоциональному  напряжению;

5) труд учащихся и студентов  – подразумевает концентрацию  памяти, внимания; присутствуют стрессовые  ситуации (на экзаменах, зачетах).  

  1. Режимы труда и отдыха. Организация рабочего места.

ПО БЕЛОВУ

Важное значение при достижении максимально эффективной деятельности играют режимы труда и отдыха. Сохранение высокой работоспособности достигается правильным чередованием режимов труда и отдыха.

Опасные зоны и зоны пребывания человека. Вредные и травмирующие воздействия, генерируемые техническими системами, образуют в жизненном пространстве техносферы опасные зоны, где не реализуются условия (0.1)–(0.3). Для этих зон характерны соотношения: С>ПДК, I > ПДУи R > Rдоп.

Одновременно с опасными зонами в жизненном пространстве существуют зоны деятельности (пребывания) человека. В быту – зона жилища, городская  среда. В условиях производства –  рабочая зона, рабочее место.

 

ДРУГОЙ ИСТОЧНИК

Hежим труда и отдыха - это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность. Рациональный режим - такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени.

Труд и отдых являются необходимым состоянием человека для жизни. Сохранить работоспособность и крепкое здоровье можно только при правильном сочетании умственного и физического труда, а также активного отдыха и сна.

Труд — непременное  и естественное условие жизни, без  которого не был бы возможен обмен  веществ между человеком и  природой, т.е. не была бы возможна сама человеческая жизнь. Труд дает человеку радость творчества, самоутверждения, воспитывает в нем целеустремленность, упорство, сознательное отношение к  окружающему и др. Захватывающая  работа увлекает, доставляет истинное наслаждение, отодвигает усталость, является прочной основой физического  и психического здоровья. Труд —  как физический, так и умственный — не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно  благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат  — на весь организм человека. Большое значение имеет режим труда. Если умело не распределять силы во время выполнения работы, то не избежать перенапряжения и переутомления. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. В будущем важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями ребенка. Непосредственно до работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее, наиболее рационально расположить все инструменты и т. п. Освещение рабочего места должно быть достаточным и равномерным. Предпочтительнее локальный источник света, например настольная лампа. Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик. Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Характер отдыха должен быть противоположен характеру занятий («контрастный» принцип построения отдыха). Чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья.

Разумеется, для  сохранения и укрепления здоровья человеку необходим отдых. Отдых — это такое состояние покоя либо такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Различают активный и пассивный отдых. Пассивный отдых (в положении сидя, лежа) необходим при тяжелых физических работах, связанных с постоянными переходами или выполняемых стоя, особенно при неблагоприятных условиях внешней среды. Активный отдых рекомендуется на работах, протекающих в благоприятных условиях труда. Наиболее эффективной формой активного отдыха является производственная гимнастика, то есть выполнение специального комплекса гимнастических упражнений.

В условиях современного производства, когда рост процессов автоматизации  и механизации, с одной стороны, приводит к снижению двигательной активности, а с другой — к увеличению доли умственного труда или труда, связанного с нервно-психическим  напряжением, эффективность пассивного отдыха незначительна. Более того, формы  пассивного отдыха нередко оказывают  неблагоприятное влияние на организм, в первую очередь на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Следовательно, возрастает значение активного отдыха. Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене деятельности энергия, затраченная работающим органом, восстанавливается быстрее. Эффект активного отдыха проявляется не только в снятии утомления, но и в улучшении функционального состояния центральной нервной системы, координации движений, сердечно-сосудистой, дыхательной, других систем, что несомненно способствует улучшению физического развития, укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Виды режимов труда  и отдыха

  1. Внутрисменный режим труда и отдыха - порядок чередования времени работы и отдыха в течение рабочей смены. Необходимо различать общее время на отдых и личные надобности (определяемое соответствующими нормативами) и время на регламентированные перерывы. Внутрисменный режим труда и отдыха должен включать в себя перерыв на обед и кратковременные перерывы на отдых. Отдых должен быть регламентированным, так как он более эффективен, чем перерывы, возникающие нерегулярно, по усмотрению работника. Обеденный перерыв связан с естественной необходимостью организма в отдыхе после нескольких часов работы и потребностью в приеме пищи. Он предотвращает или уменьшает снижение работоспособности, отмечающееся в середине рабочего дня в связи с утомлением, накопившимся за первую половину смены. Кратковременные перерывы на отдых предназначены для уменьшения развивающегося в процессе труда утомления.

Но есть одно общее положение, которое  надо учитывать при назначении перерывов: чем тяжелее и напряженнее работа, тем раньше по отношению к началу стадии развивающегося утомлёния следует вводить регламентированные перерывы. Во второй половине рабочего дня в связи с более глубоким утомлением количество перерывов на отдых должно быть больше, чем в первой половине смены. Физиологами установлено, что для большинства видов работ оптимальная продолжительность перерыва 5-10 минут. Именно этот перерыв позволяет восстановить физиологические функции, снизить утомление и сохранить рабочую установку. На работах, требующих большого напряжения и внимания, рекомендуются более частые, но короткие перерывы (5-10 мин.); на тяжелых работах с большими физическими усилиями - менее частые, но более длительные перерывы (до 10 мин.), на особо тяжелых работах необходимо сочетать работу в течение 15 -20 минут с отдыхом той же продолжительности.

  1. Суточный режим труда и отдыха организуют с учетом закономерности суточного ритма физиологических процессов человека. Он предусматривает установление сменности работы, времени начала и окончания работы в сменах и продолжительности смен. В соответствии с суточным циклом физиологических функций организма, наивысший уровень работоспособности отмечается в утренние и дневные часы. В этой связи наиболее эффективной является работа в первую смену. Однако, применяется двух- и трехсменная работа, а в условиях непрерывных технологических процессов трехсменная работа обязательна. При многосменной работе рекомендуется применять графики сменности, максимально сокращающие работу в ночное время, которое характеризуется минимальной работоспособностью.
  2. Недельный (месячный) режим труда и отдыха включает график выходов на работу (график сменности). Он определяется количеством рабочих и нерабочих дней и часов за неделю (месяц), порядком чередования рабочих дней и дней отдыха, чередованием работы в различные смены. При построении недельных режимов труда и отдыха следует исходить из того, что работоспособность человека не является стабильной величиной в течение недели, а подвержена определенным изменениям. В первые дни недели работоспособность постепенно увеличивается в связи с постепенным вхождением в работу.
  3. Годовые режимы труда и отдыха предусматривают рациональное чередование работы с периодами длительного отдыха. Такой отдых необходим, потому что ежедневный и недельный отдых не предотвращает полностью накопление утомления. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней и более. Он может быть разделен на части (не менее 14 календарных дней). Отпуск продолжительностью до 28 дней целесообразно использовать единовременно, а при большей длительности - в два этапа.

Информация о работе Шпаргалка по "Безопасности жизнедеятельности"