Экологические проблемы нефтеперерабатывающей промышленности на примере Хабаровского и Комсомольского НПЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:25, реферат

Описание работы

Экологические проблемы, связанные с нефтеперерабатывающей отраслью имеют глобальный характер. Нефтеперерабатывающие заводы, относящиеся к крупнотоннажным производствам, выпускаю горючие и смазочные материалы, битумы, электродный кокс, ароматические углеводороды. В процессе их функционирования оказывается отрицательное воздействие на все оболочки биосферы: воздушную, водную и твердую.

Содержание работы

Введение

Характеристика предприятия

Структура выбросов и воздействие их на человека

Вывод, заключение.

Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Экология(НПЗ).docx

— 38.82 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

На тему: «Экологические проблемы нефтеперерабатывающей промышленности на примере Хабаровского и Комсомольского НПЗ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение

 

Характеристика предприятия

 

Структура выбросов и воздействие  их на человека

 

Вывод, заключение.

 

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Экологические проблемы, связанные  с нефтеперерабатывающей отраслью имеют глобальный характер. Нефтеперерабатывающие  заводы, относящиеся к крупнотоннажным  производствам, выпускаю горючие и  смазочные материалы, битумы, электродный  кокс, ароматические углеводороды. В процессе их функционирования оказывается  отрицательное воздействие на все  оболочки биосферы: воздушную, водную и твердую. Выделяющиеся в процессе переработки нефти выбросы влияют на состояние атмосферы; сточные  воды попадают в природные воды и  загрязняют гидросферу Земли; отходы производства, шламы прямо или косвенно наносят  ущерб почвенному покрову.

Основные выбросы вредных  веществ в атмосферу по технологическим  процессам нефтеперерабатывающих  заводов:

Технологический процесс

Состав выбросов

Каталитический крекинг

Оксиды серы, углеводороды, альдегиды, аммиак

Каталитический реформинг

Выбросы незначительны, возможны выбросы углеводородов, аммиака, сероводорода

Гаталитический гидрокрекинг

Угарный газ (СО), Нитрид водорода (NH3), Сероводород (H2S)

Обессеривание

Сероводород, меркаптаны

Высоковакуумная перегонка

фенолы


 

 Кроме основных, выделяются и специфические загрязняющие вещества: фтористые соединения, пентоксид ванадия, метилмеркоптан.

Со сточными водами НПЗ  в поверхностные воды поступает  значительное количество нефтепродуктов, сульфатов, хлоридов, соединений азота, фенолов, солей тяжелых металлов. Большой проблемой НПЗ являются токсичные отходы, состоящие из химически активных газов, образующихся при эксплуатация очистных сооружений.

Подобно металлургическим, предприятия нефтепереработки являются наиболее мощными загрязнителями в  пределах городов, где они размещены.

         Нефтяная  промышленность — одна из ведущих  отраслей ТЭК и всего хозяйства. В сыром виде нефть практически не используется. При переработке нефти получают не только высококачественное топливо (бензин, керосин, соляр, мазут), но и разнообразные соединения, служащие сырьем для получения современной химической продукции (пластмасс, полимеров, химических волокон и т. д.).

      По запасам нефти  (17 млрд т, 8% мировых запасов) Россия занимает четвертое место в мире, а по ее добыче — первое (более 490 млн т в 2007 г.). Более половины добываемой нефти экспортируется. Однако в нефтяной промышленности страны существуют серьезные проблемы. Серьезная проблема нефтепереработки — износ оборудования, он достигает 80%. Крупные заводы сложнее снабжать сырьем, водой, энергией. Они сильнее воздействуют на окружающую среду.   С ростом спроса на продукты нефтепереработки возрастает и количество выбросов в окружающую среду.  

        Отходы нефтепереработки относятся к числу наиболее распространенных и опасных загрязнителей окружающей среды, а также они являются ценным вторичным сырьем, которое может быть использовано во многих отраслях промышленности. Однако степень утилизации их невысока, что приводит к накоплению нефтеотходов на полигонах и шламонакопителях.  

 

 

 

 

        То, что НПЗ — не совсем безопасные предприятия, страна узнала летом этого года, когда установка замедленного коксования на заводе в Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край, принадлежит «Роснефти») стала причиной неприятного запаха в городе. Еще в июле его жители стали жаловаться на недомогания; при этом причину установить особого труда не составляло — всем в городе было видно, откуда исходит странное облако, распространяющее смог. После многочисленных жалоб работу установки на время приостановили, но потом возобновили. В процессе эксплуатации установки замедленного коксования в атмосферный воздух выбрасываются такие вредные вещества, как сероводород, метан, бензол, оксиды углерода и азота.

    

  В данной работе рассматриваются экологические проблемы нефтеперерабатывающей промышленности на примере Хабаровского и Комсомольского НПЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.

Комсомольский НПЗ.

    Комсомольский НПЗ расположен в городе Комсомольск-на-Амуре в Хабаровском крае и является частью вертикально интегрированной структуры НК «Роснефть» с момента ее основания. Строительство завода началось в 1938 г., а в 1942 г. он был введен в эксплуатацию.

   Мощность НПЗ составляет 8,0 млн т (58,5 млн барр.) нефти в год. Завод перерабатывает западносибирскую нефть. Кроме того, завод перерабатывает нефть, добываемую Компанией на острове Сахалин и поставляемую на предприятие по нефтепроводу Оха — Комсомольск-на-Амуре. Завод специализируется на выпуске моторного топлива и авиакеросина.

   Комсомольский НПЗ является одним из основных поставщиков нефтепродуктов на рынок Дальнего Востока. Поставки осуществляются через дочернее общество НК «Роснефть», «РН-Востокнефтепродукт», которое владеет сетью АЗС в регионе. Завод также реализует нефтепродукты на экспорт через порт Ванино в Хабаровском крае и перевалочные мощности Находкинского терминала, входящего в структуру НК «Роснефть». Основными международными рынками сбыта НПЗ являются Япония, Южная Корея и Вьетнам.

   В 2010 г. объем переработки  нефти на НПЗ составил 7,76 млн т (56,8 млн барр.), что превысило показатель предыдущего года на 6,3%. Производственные мощности предприятия были полностью загружены. Производство нефтепродуктов в 2010 г. достигло 7,56 млн т.

    В отчетном году на  НПЗ проводились мероприятия  по сокращению расходов. Одним  из результатов работ стало  сокращение потребления топлива с 2,8% от суммарных объемов переработки в 2009 г. до 2,7% в 2010 г.

     Велись работы по  строительству комплекса замедленного  коксования, ввод в эксплуатацию которого в середине 2011 г. позволит увеличить глубину переработки до 75% по сравнению с 60,2% в 2010 г. Продолжались проектные работы по комплексу гидрокрекинга, который позволит увеличить глубину переработки до 95% и производить моторное топливо, соответствующее классам 4 и 5. Для выполнения требований Технического регламента велась работа по реконструкции установки каталитического риформинга.

 

Хабаровский НПЗ.

ОАО «Хабаровский Нефтеперерабатывающий  завод» — ведущий дальневосточный производитель моторного и котельного топлива. Входит в состав НК«Альянс». Мощность предприятия — 4,35 млн тонн нефти в год. Продукция Хабаровского нефтеперерабатывающего завода поставляется в северные регионы РФ, Амурскую область, Хабаровский и Приморский край.

Строительство

Строительство Хабаровского НПЗ было начато 27 сентября 1930 года. Предприятие должно было обеспечивать растущие потребности Дальнего Востока в топливе. НПЗ изначально проектировался с учетом последних технологий. В результате, Хабаровский НПЗ был одним из самых современных в те годы в СССР.

Строительство предприятия  началось в январе 1931 года, но продвигалось очень медленно из-за массы проблем: природно-климатических, технологических, технических, кадровых и пр. В конце 1933 года к строительству предприятия были привлечены военные специалисты. А уже 5 августа 1935 года были запущены первые установки НПЗ.

Первая нефть, поступавшая  на НПЗ, добывалась на Сахалине. Доставка осуществлялась баржами по морю и далее по Амуру. В связи с этим, поставки сырья находились в сильной зависимости от навигационного периода и метео условий.

Так как предприятие остро  нуждалось в квалифицированных  кадрах, обучение персонала шло, зачастую, без отрыва от производства. Так  же шло строительство социальной инфраструктуры: строится жилой поселок  для рабочих и их семей, клуб, детский  сад, зимой заливается хоккейное  поле.

В 1939 году производится модернизация установки № 1, производительность которой повышена в 2,5 раза.

К началу ВОВ на предприятии было внедрено более 150 рационализаторских предложений работников завода.

За годы Великой Отечественной войны на фронт ушло более половины рабочих завода. Нехватка рабочих рук компенсировалась введением 12 часового рабочего дня в 2 смены и активное использование женского труда. Нехватка квалификации новых рабочих восполнялась здесь же на предприятии, на специальных курсах.

Важность предприятия  в годы войны была обусловлена  потерей значительного числа  мощностей на Кавказе и угрозой  нефтеперерабатывающему комплексу  Поволжья.

В этот период предприятия  активно развивается. Мощность предприятия  к концу войны возросла по сравнению  с 1935 годом в 3,5 раза. Прибыль предприятия выросла более чем в 2 раза.

В 1950 году предприятие переходит на работу с каспийской нефтью, которая поставлялась по железной дороге. Это позволило перейти от сезонной работы к круглогодичной.

Благодаря постоянному развитию к середине 60-х годов производство светлых нефтепродуктов выросло  с 9 до 50 %, выпуск нефтебитума увеличился в 11,4 раза, выработка сжиженного газа — в 4 раза.

В 70-е годы объем производства продукции увеличился в 2,1 раза, переработка  нефти выросла в 2 раза.

К концу 80-х годов мощность предприятия составляла 4,7 млн т.

В начале 1990-х годов предприятие  активно экспортировало свою продукцию (такое право завод получил  в 1989 году). Объем экспорта составлял до 500 тыс. т. продукции в год. Однако, фиксированный курс рубля привел к тому, что мировые цены на продукцию нефтепереработки стали ниже, чем внутрироссийские. В связи с этим к середине 1995 года предприятие полностью прекратило экспорт.

Положение завода усугублялось и отсутствием внутреннего платёжеспособного  спроса. Также препятствием для нормальной работы предприятия был устаревших производственный фонд: если новейшая установка была запущена в 1988 году, то установка первичной переработки нефти работала ещё с 1935 года.

Как следствие, некоторые  регионы Дальнего Востока переходят  на импортную продукцию, более дешёвую  и более качественную. В результате, в 1994 году НПЗ переработал лишь 1,9 млн т. нефти (мощность 4,7 млн т.).

К 1995 году был разработан совместно с японскими специалистами план реконструкции предприятия стоимость $400 млн. Но найти источников финансирования так и не удалось.

Однако, давние традиции рационализаторства позволили произвести обновление риформинга. Стоимость данных работ оценивалась в $100 млн, а предприятие потратило на это лишь 12 млн рублей.

Второе дыхание заводу дал кризис 1998 года. Резкий рост курса доллара относительно рубля сделал невыгодным импорт. В результате на продукцию завода возник платёжеспособный спрос.

С началом нормального  функционирования предприятия начинается и его постепенная модернизация: была установлена новая печь вертикально-факельного типа взамен двух устаревших шатрового  типа; проведена реконструкция риформинга с заменой катализатора, позволившая начать выпуск неэтилированных бензинов; сдана в эксплуатацию новая установка по производству сжиженного газа; на установке первичной переработки нефти произведена замена старой атмосферной колонны на новую, позволившая увеличить глубину переработки сырья, также заменена часть насосного оборудования; на основных технологических объектах внедрена электронная система управления процессами.

 

 

 

 

 

 

       

 

 

СТРУКТУРА ВЫБРОСОВ, СБРОСОВ.

   За последние годы в Комсомольске суммарные выбросы в атмосферу загрязняющих веществ (от стационарных источников и автотранспорта) составили 41,620 тыс. т, в том числе твердых веществ – 3,618 тыс. т, диоксида серы – 2,198 тыс. т, оксида углерода – 19,707 тыс. т,

оксидов азота – 9,852 тыс. т, углеводороды (с учетом ЛОС) – 6,239 тыс. т.

При этом доля выбросов Комсомольского НПЗ составила 21 %.

  Всем известно, что нефтеперерабатывающий завод Комсомольска-на-Амуре, принадлежащий компании «Роснефть», в середине июля запустил новую установку замедленного коксования. Комсомольчане стали жаловаться, что в ночное время на НПЗ стали происходить выбросы вредных веществ в атмосферу. По мнению горожан, после ввода в эксплуатацию установки в воздухе появился едкий запах сероводорода, из-за которого жители города испытывют тошноту, головную боль и прочие недомогания, свидетельствующие об отравлении газом. 
   Исследования воздуха, проведенные самим НПЗ, показали, что ПДК выбрасываемых вредных веществ не превышена. Однако ни власти, ни жители города не стали доверять результатам проверки, посчитав ее не объективной. 
   Краевыми властями была собрана комиссия по чрезвычайным ситуациям, которая провела независимую экспертизу, выявив использование непроектной схемы на установке замедленного коксования. Также выяснилось, что в воздух Комсомольска-на-Амуре попадают меркаптаны, вещества особо опасные для здоровья людей, а приборы, установленные на заводе, замеряют ПДК только по 11 показателям. Всего же в воздухе было обнаружено 56 наименований выбрасываемых газов. 
   По словам экологов, выброс неочищенных газов на НПЗ Комсомольска может привести к кислотным дождям.

Информация о работе Экологические проблемы нефтеперерабатывающей промышленности на примере Хабаровского и Комсомольского НПЗ