Грузоподъемные механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:19, доклад

Описание работы

Грузоподъёмные и транспортирующие машины являются неотъемлемой частью современного производства, так как с их помощью осуществляется механизация основных технологических процессов и вспомогательных работ. В поточных и автоматизированных линиях роль подъёмно-транспортных машин качественно возросла, и они стали органической частью технологического оборудования, а влияние их на технико-экономические показатели предприятия стало весьма существенным.

Файлы: 1 файл

реферат БЖД.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ                                                                                                                                                   

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА БТПиП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему

«Грузоподъемные механизмы»

 

 

 

 

 

Выполнил: ст-т гр. П-471

Пастухов А.А

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013

 

Грузоподъёмные и транспортирующие машины являются неотъемлемой частью современного производства, так как  с их помощью осуществляется механизация  основных технологических процессов  и вспомогательных работ. В поточных и автоматизированных линиях роль подъёмно-транспортных машин качественно возросла, и они стали органической частью технологического оборудования, а влияние их на технико-экономические показатели предприятия стало весьма существенным.

1. Анализ опасностей, связанных с эксплуатацией грузоподъёмных машин

 

Опасность при работе грузоподъёмных машин рассмотрим на примере автокранов. Стреловые самоходные краны применяются для подъёма, опускания и перемещения грузов на небольшие расстояния в горизонтальном направлении при производстве строительно-монтажных, ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ на предприятиях, стройках, базах и складах разнообразных отраслей народного хозяйства.

Стреловые самоходные краны  по сравнению с другими грузоподъёмными  кранами, например башенными, отличаются наибольшей подвижностью и независимостью передвижения в пределах строительной площадки, возможностью быстрейшего перебазирования крана с одного объекта на другой, наличием комплекта сменного стрелового оборудования, позволяющего использовать кран на различных видах работ и сравнительно быстро изменять его основные параметры.

Опасности при эксплуатации грузоподъёмных машин (ГПМ), в основном, связаны:

- с непреднамеренным  контактом человека с движущимися  частями оборудования;

- с возможными ударами  от падающих предметов при  обрыве поднимаемого груза;

- с высыпанием части  груза;

- с падением ГПМ;

- с наездом и ударами  при столкновении с передвижными  ГПМ.

 

1.1 Опасность  поражения электрическим током

 

Производство работ  грузовыми кранами вблизи линий  электропередачи связано с повышенной опасностью. Анализ травматизма показывает, что большинство случаев поражения людей электрическим током происходит тогда, когда стрела крана не только касается провода линии электропередачи, но и находится на недопустимо близком расстоянии от нее – 0,5-1,2 м[ГОСТ Р 12.3.047-98]. Несчастный случай может произойти также, если человек находится вблизи работающего крана и попадает под шаговое напряжение. Все это ставит работы вблизи линий электропередачи в один ряд с самыми опасными работами, выполняемыми с помощью грузоподъемных кранов.

Результаты выборочных целевых проверок организаций, проводивших  работы вблизи линий электропередачи, показывают, что многие из них осуществляют данные работы с грубыми нарушениями: не проводится дополнительный инструктаж, не оформляются наряды-допуски, не ограждаются места работы и т.д. Подобное отношение может привести к самым тяжелым несчастным случаям. Работы следует проводить грузовыми кранами не ближе 30 метров от линии электропередачи, при этом обеспечивается безопасность труда.

 

1.2 Опасность  возникновения пожара

 

Пожары на кранах, в  большинстве случаев возникают  от самовозгорания, загорания обтирочных, горючих и легковоспламеняющихся  материалов, часто от невыполнения элементарных требований противопожарной  безопасности. Одна из причин пожаров – неудовлетворительный надзор за электрооборудованием и проводами, отопительными приборами, что приводит к короткому замыканию, перегрузкам, образованию электрических искр и загоранию. При возникновении пожара в первую очередь выключается аварийный рубильник. После этого вызывается пожарная команда и принимаются меры для ликвидации пожара своими силами.

 

1.3 Опасность  опрокидывания крана

 

В случае неправильного  расчёта крана на опрокидывание  до начала производства грузоподъёмных работ, возникает опасность потери краном равновесия, что может повлечь за собой человеческие жертвы, разрушение сооружений и технических устройств. На устойчивость крана влияет также устройство площадок выполнения грузоподъёмных работ. Строгое соблюдение всех норм, определённых в регламенте проведения погрузочно-разгрузочных работ позволяет обеспечивать безопасность опрокидывания крана [ППБ-10-382-00].

 

1.4 Опасность  падения груза

 

Опасность падения груза  является одной из самых распространённых опасностей при эксплуатации грузоподъёмных машин. Чаще всего эта опасность связана с неправильной строповкой груза, разрывом канатов и неисправности грузозахватных механизмов. Для обеспечения безопасности следует проводить обследование крана и устройств для проведения работ, соблюдать правила строповки и эксплуатации кранов, соблюдать технику безопасности.

Аварии кранов чаще всего  проходят без несчастных случаев. Проводя  оценку аварий на предприятии технологического транспорта и специальной техники, были определены основные аварии, связанные с эксплуатацией автокранов, к ним относятся:

  • опрокидывание крана;
  • повреждение стрелы крана, вследствие неправильного расчёта нагрузки;
  • дорожно-транспортные происшествия с участием автокранов.

Безопасность работы ГПМ обеспечивается:

- расчётом и конструкцией  крановых механизмов;

- расчётом на прочность  канатов крана и грузозахватных  устройств;

- подбором тормозом;

- определением устойчивости  кранов;

- расчётом металлоконструкции  кранов при воздействии статистических  и динамических нагрузок, технологических, ветровых перегрузках, обледенении;

- определением опасной  зоны при работе ГПМ;

- подбором и расчётом  устройств безопасности [ППБ-10-382-00].

Основными причинами, которые приводят к авариям грузоподъемных машин и к несчастным случаям на производстве и на которые должностным лицам строительных организаций следует обращать внимание с целью недопущения аварий, являются:

  • неисправность или отсутствие приборов и устройств безопасности;
  • умышленное отключение приборов безопасности путем заклинивания контакторов защитных панелей кранов;
  • перегрузки кранов при подъеме грузов;
  • допуск кранов к работе без проведения их технического освидетельствования или с истекшим сроком освидетельствования;
  • эксплуатация кранов с истекшим сроком эксплуатации;
  • установка стреловых кранов на площадках с уклоном, превышающим паспортную величину для данного крана, на свеженасыпанном не утрамбованном грунте, а также вблизи котлованов или траншей на недопустимом расстоянии;
  • отсутствие должного контроля со стороны должностных лиц за соблюдением обслуживающим персоналом требований производственных инструкций;
  • не обеспечение обслуживания и ремонта грузоподъемных кранов обученным и аттестованным персоналом, имеющим необходимые знания и навыки для выполнения возложенных на него обязанностей, а также не проведение периодической проверки знаний и инструктажей обслуживающего персонала;
  • человеческий фактор, выражающийся в нарушении обслуживающим персоналом трудовой и производственной дисциплины;
  • допуск работы кранов при метеоусловиях (скорость ветра), превышающих допустимые пределы. [ППБ-10-382-00]

Аварии и несчастные случаи, произошедшие при эксплуатации грузоподъёмных кранов, подлежат расследованию  и учёту органами Ростехнадзора.

Исходя из вышесказанного, для обеспечения безаварийной работы необходимо, чтобы:

  • руководители строительных организаций и индивидуальные предприниматели – владельцы кранов, грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие краны, обеспечили содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания в соответствии с правилами;
  • на строительных площадках осуществлялся действенный контроль со стороны должностных лиц за соблюдением обслуживающим персоналом требований инструкций по охране труда;
  • была обеспечена качественная подготовка обслуживающего персонала, стажировка, обучение и своевременная проверка знаний требований охраны труда.

Эксперты считают, что от 50 до 90% аварий случаются по вине самих работающих. Здесь и халатное отношение персонала к технике безопасности, и нарушение технологических режимов эксплуатации кранов. Так, например, весьма печально может закончиться попытка оторвать от земли примерзший груз или груз, превышающий установленную норму. Машинисты либо не обращают внимания, либо отключают приборы безопасности, сигнализирующие о перегрузке. А нередко они работают с неисправными ограничителями грузоподъемности. Хотя выявить его неисправность и отремонтировать – не составляет труда.

Много ошибочных действий, приводящих к авариям, происходит в  случае работы неквалифицированного персонала. Тем не менее, часто можно видеть, что в помощь одному специалисту-стропольщику нанимаются несколько разнорабочих, которые в принципе не знакомы с особенностями этой работы. Зачастую крановщики работают по две смены подряд (это недопустимо!), что приводит к хроническому недосыпу и усталости, потере элементарной внимательности.

Старый кран – это "усталость" металла, негодные тросы, старая автоматика. Понятно, что чем кран старее, тем больше вероятность аварии в случае нарушения технологических режимов его эксплуатации. Срок службы автокранов грузоподъемностью до 10 т при полуторасменной работе составляет 10 лет, а грузоподъемностью свыше 10 т – 16 лет. Однако, в зависимости от интенсивности эксплуатации, состояние кранов сильно различается [РД 10-112-2-97].

Если срок службы крана, указанный изготовителем, истек, то закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" позволяет его владельцу продолжать его эксплуатацию. Но! Для этого необходимо разрешение независимой экспертизы. Если техническое состояние крана будет признано удовлетворительным, срок службы продлевается Ростехнадзором, как правило, на 2 года. По истечении этого срока процедура повторяется, но не более четырех раз. Таким образом, срок службы крана может увеличиться еще на 10 лет, но не более.

Практика показывает, что большинство владельцев грузоподъёмных машин проводит проверку кранов нерегулярно. Тем более что в России нарушение закона о нормативно-правовых документах должным образом не карается. И ситуация не изменится, пока на законодательном уровне не будет решен вопрос об ответственности организаций, эксплуатирующих потенциально опасную технику.

 

2. Требования  по обеспечению безопасности  при эксплуатации грузоподъёмных  машин

2.1 Безопасность  эксплуатации грузоподъёмных кранов

 

Основой безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов является систематические  обследования (проверки) состояния промышленной безопасности при эксплуатации подъёмных сооружений. Обследованию подвергается в целом всё предприятие или отдельные его участки (цехи), при этом каждое подъёмное сооружение, кроме кранов мостового типа и лифтов, должно быть осмотрено не реже 1 раза в 3 года [РД 10-112-2-97].

Государственному надзору  в обязательном порядке подлежат регистрируемые подъёмные сооружения. При наличие на предприятии надлежащего  надзора за безопасной эксплуатацией  грузоподъёмных кранов осмотр кранов мостового типа может проводится в выборочном порядке, однако каждый кран должен быть осмотрен не реже 1 раза в 5 лет.

 

2.2 Безопасность  погрузочно-разгрузочных работ

 

Погрузочно-разгрузочные работы могут выполняться различными способами: вручную, с использованием отдельных приспособлений, облегчающих труд рабочих и при помощи грузоподъёмных машин. Применение каждого из этих способов обусловлено видом груза, его состоянием, массой, габаритами. Лёгкие грузы, такие, как пиломатериалы и трубы небольшого диаметра, обычно грузят вручную. Мелкие и сыпучие грузы (песок, щебень) нагружают и разгружают лопатами или специальными механизмами. Для погрузки круглых длинномерных грузов (брёвен, труб) используют канаты. Тяжёлое оборудование, электроаппаратуру и другие тяжеловесные грузы грузят при помощи подъёмных машин тракторных и автомобильных кранов.

При осуществлении погрузочно-разгрузочных работ с помощью грузоподъёмных кранов необходимо руководствоваться  Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов. При погрузочно-разгрузочных работах с применением крана между руководящими работниками и крановщиком должна быть обеспечена хорошая взаимная видимость.

Безопасность производства погрузочно-разгрузочных работ должна быть обеспечена:

  • выбором способов производства работ, подъёмно-транспортного оборудования и технологической оснастки;
  • подготовкой и организацией мест производства работ;
  • применением средств защиты работающих;
  • проведением медицинского осмотра лиц, допущенных к работе, и их обучением.

Информация о работе Грузоподъемные механизмы