Государственное обеспечение по охране труда и финансирование мероприятий по охране труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

Целью охраны труда является научный анализ условий труда, технологических процессов, аппаратуры и оборудования с точки зрения возможности возникновения появления опасных факторов, выделение вредных производственных веществ. На основе такого анализа определяются опасные участки производства, возможные аварийные ситуации и разрабатываются мероприятия по их устранению или ограничение последствий.

Содержание работы

Введение
1 Гарантии права работника на охрану труда
2 Государственное обеспечение по охране труда и финансирование мероприятий по охране труда
3 Нормативные акты по охране труда. Инструкция по охране труда
4 Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
Заключение

Файлы: 1 файл

бжд.docx

— 44.94 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

Введение

1 Гарантии права  работника на охрану труда

2 Государственное  обеспечение по охране труда  и финансирование мероприятий  по охране труда

3 Нормативные акты  по охране труда. Инструкция  по охране труда

4 Обязанности работодателя  по обеспечению безопасных условий  труда

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Введение

 

На всех предприятиях создаются  здоровые и безопасные условия труда, устанавливаются правовые основы регулирования  отношений в области охраны труда  между работодателями и работниками, а также создаются условия  труда, соответствующие требованиям  сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на администрацию предприятия. Администрация обязана внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний работников.

Целью охраны труда является научный анализ условий труда, технологических  процессов, аппаратуры и оборудования с точки зрения возможности возникновения  появления опасных факторов, выделение  вредных производственных веществ. На основе такого анализа определяются опасные участки производства, возможные  аварийные ситуации и разрабатываются  мероприятия по их устранению или  ограничение последствий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1 Гарантии права работника  на охрану труда

 

В соответствии со ст. 37 Конституции  РФ каждый гражданин имеет право  на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Ранее это право было конкретизировано в ст.8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации» , который утратил свое действие. В настоящее время право гражданина на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, конкретизировано в Трудовом кодексе РФ и иных законодательных актах. Содержание понятия «охрана труда» дано в ст.209 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ).

Статьей 37 Конституции РФ запрещен принудительный труд. Трудовой кодекс РФ выделяет запрещение принудительного  труда в отдельную статью, подчеркивая  его основополагающую роль в регулировании  трудовых отношений. Статья 4 ТК РФ не только запрещает принудительный труд, но и раскрывает это понятие. Положения, содержащиеся в ст.4 ТК РФ, в полной мере соответствуют международно-правовым актам, в том числе, Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенция МОТ № 29 «О принудительном или обязательном труде"(1930 г.) и № 105 „Об упразднении  принудительного труда (1957 г.).

Однако законодателем  установлены виды работ, которые  не относятся к принудительному  труду. Прежде всего, в качестве принудительного  труда не может быть рассмотрена  работа, выполнение которой обусловлено  законодательством о воинской обязанности  и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе. Не является принудительным трудом работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или  эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части. Аналогично решается вопрос и о выполнении работы в условиях чрезвычайного и военного положения.

Такая работа не считается  принудительным трудом в соответствии с Федеральным конституционным  законом от 30 мая 2001 № 3-ФКЗ. Не относятся  к принудительному труду работы, выполняемые вследствие вступившего  в законную силу приговора суда под  надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Охрана труда и здоровья граждан в настоящее время  в Российской Федерации возведена  в ранг приоритетного направления  социальной политики российского государства. Конституция РФ (ст.7) установила, что  в Российской федерации охраняются труд и здоровье людей. Устанавливаются государственные гарантии социальной защиты.

Охрана здоровья граждан  представляет собой совокупность мер  политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического  характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Право на охрану здоровья является широким понятием по охвату субъектов (распространяется на всех граждан), по оценке факторов воздействия на здоровье (от любых видов неблагоприятного воздействия - и на окружающую среду, и на население, факторов как природного, так и техногенного характера), по задачам регулирования (меры должны обеспечивать и сохранение здоровья, и его укрепление, т. е. развитие).

Охрана труда обеспечивает защиту работника от неблагоприятного воздействия производственной среды. Такая защита осуществляется от ограниченного  круга вполне определенных производственных факторов. Производственные факторы  классифицированы государственными стандартами  безопасности труда и включают: физические, химические, биологические и психофизические  факторы. Воздействие каждого из них может привести к постоянно  развивающемуся заболеванию работника (вредный фактор) или при определенных уровнях воздействия к мгновенной утрате трудоспособности или даже к  смерти (опасный фактор). Градация производственных факторов на вредные и опасные  в значительной степени определила подходы, принятые в нормативных  актах по охране труда при формулировании требований по выбору защитных мероприятий.

Наемный работник на производстве нуждается прежде всего в защите от чрезмерных трудовых нагрузок, от игнорирования  либо недостаточного учета работодателем  различных негативных производственных факторов, от пренебрежения различиями в индивидуальных качествах. Работник нуждается в защите и от опасностей получения травм либо заболеваний  вследствие взаимодействия с современными сложными средствами производства и  иными факторами производственной среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Государственное обеспечение  по охране труда и финансирование  мероприятий по охране труда

 

Государство гарантирует  работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям  охраны труда. Обеспечение работникам их конституционного права на труд в условиях, соответствующих требованиям  охраны труда, состоит в том, что  конкретизируя данное право (ст.219 ТК РФ), государство одновременно с  этим устанавливает его гарантии (ст.220 ТК РФ) и возлагает на работодателя обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников (ст.212 ТК РФ), а также предусматривает  необходимость государственного надзора  и контроля за соблюдением требований охраны и устанавливает ответственных  лиц, виновных в нарушении требований охраны труда (ст.419 ТК РФ) и меры воздействия  на организации в связи с нарушением ими требований охраны труда. Поэтому  объем гарантий права работника  на охрану труда содержанием ст.220 ТК РФ не исчерпывается.

Обязанности по обеспечению  безопасных условий труда для  работников организаций всех форм собственности  возложены на работодателей.

Порядок и условия финансирования мероприятий по охране труда закреплены в ст. 226 ТК РФ. Финансирование мероприятий  по улучшению условий труда осуществляется из бюджетов всех уровней; из внебюджетных источников; а также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц. Работодатели (за исключением государственных  унитарных предприятий и федеральных  учреждений) осуществляют финансирование мероприятий по улучшению условий  и охраны труда путем отчислений в размере не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2000 г. № 507 «О порядке распределения средств  от штрафов, взыскиваемых за нарушение  законодательства Российской Федерации  о труде и об охране труда» на финансирование мероприятий по улучшению  условий и охране труда использовались средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Нормативные акты по  охране труда. Инструкция по  охране труда

 

Наряду с основополагающими  нормативными актами, которые определяют политику Российской Федерации в  сфере охраны труда (Конституция  РФ, Трудовой кодекс РФ, федеральные  законы РФ, указы Президента РФ, постановления  Правительства и др.), вопросы  охраны труда регулируются большим  комплексом подзаконных нормативных  правовых актов.

Это связано с тем, что  большому числу органов исполнительной власти, участвующих в реализации, надзоре и контроле охраны труда, делегированы права разработки и  утверждения нормативных актов. В связи с этим, постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» утверждены перечень таких  актов и органы, их создающие.

Подзаконные нормативные  акты сгруппированы по направлениям обеспечения охраны труда:

Организационно-технические;

Санитарно-гигиенические;

Социально-экономические;

Лечебно-профилактические;

Реабилитационные.

Сфера действия большинства  из них распространяется на всю территорию РФ, и их исполнение обязательно  для субъектов управления трудом независимо от форм собственности и  отраслевой принадлежности производства.

Инструкция по охране труда  является нормативным документом, устанавливающим  требования безопасности при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где  работники выполняют порученную им работу. Инструкции по охране труда подразделяются на типовые (для отрасли) и для работающих на данном предприятии.

В качестве типовой инструкции отрасли может быть использована типовая инструкции для работников соответствующих профессий (видов  работ) другой отрасли с согласия центрального федерального органа исполнительной власти, утвердившего указанную инструкцию. Типовые инструкции утверждаются центральными федеральными органами исполнительной власти после проведения предварительных  консультаций с соответствующими профсоюзными органами.

Надзор и контроль за соблюдением  межотраслевых правил по охране труда  осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от руководителей предприятий, учреждений, организаций и вышестоящих органов.

Контроль за выполнением  инструкций для работников возлагается  на руководителей предприятий и  их структурных подразделений (служб), руководителей цехов (участков), а  также на бригадиров.

 

4 Обязанности работодателя  по обеспечению безопасных условий  труда

 

Закрепленные в законодательстве обязанности работодателей по обеспечению  безопасных условий труда по общему правилу корреспондируют в соответствующие  им права работников. В соответствии с ч. 1 ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению  безопасных условий и охраны труда  в организации возлагаются на представителей работодателя.

Для достижения этой цели работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических  процессов, а также применяемых  в производстве инструментов, сырья  и материалов. Соответственно работник имеет право на безопасность труда  при использовании перечисленного имущества, а также при осуществлении  технологических процессов.

При возникновении опасности  жизни или здоровью работника  вследствие невыполнения представителями  работодателя указанной обязанности  работник может отказаться от выполнения трудовой функции, а также потребовать  от полномочных государственных  органов принятия мер по устранению допущенных представителями работодателя нарушений и привлечения их к  установленным законодательством  мерам ответственности.

Представители работодателя обязаны обеспечить соответствующие  требованиям охраны труда условия  трудовой деятельности на каждом рабочем  месте. Невыполнение работодателем  данной обязанности также позволяет  работнику отказаться от выполнения трудовой функции до создания представителями  работодателя на его рабочем месте  условий, которые соответствуют  требованиям охраны труда. В этом случае за работником должен быть сохранен средний заработок.

Работодатель обязан обеспечить режим труда и отдыха работников в соответствии с требованиями законодательства. Представители работодателя обязаны  освобождать работника от работы на основании законодательства. Работник может самостоятельно воспользоваться  полагающимся ему временем отдыха, если его предоставление не зависит  от усмотрения работодателя. Например, работник может прекратить работу по истечении четырех часов сверхурочной работы. Однако время отдыха, за исключением  установленных законодательством  случаев, оплате не подлежит.

Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных  средств специальной одежды, специальной  обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих  средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах  с вредными и (или) опасными условиями  труда, а также на работах, выполняемых  в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Информация о работе Государственное обеспечение по охране труда и финансирование мероприятий по охране труда