Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - цели, задачи, основные понятия, термины,определения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 01:56, контрольная работа

Описание работы

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

Файлы: 1 файл

Дисциплина БЖД.docx

— 81.65 Кб (Скачать файл)

Тамбовский Государственный  Технический Университет 

 

  Кафедра: «Безопасность  жизнедеятельности»

 

Контрольная работа по Безопасности жизнедеятельности

 

На тему «Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - цели, задачи, основные понятия, термины,определения.

                                        Контрольная работа №1

 

 

 

 

 

 

                                                                        Студентки группы ССО-51з

                                                                                    Штандер Надежды

 

 

 

 

 

 

 

 

 Тамбов 2013

Безопасность  жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

Задачи БЖД:

-идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;

-предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

-защита от опасности;

-ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

-создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

               Цель изучения безопасности жизнедеятельности

Цель изучения безопасности жизнедеятельности — формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения. Объектом защиты является человек.

Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности  и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.

 

 

 

 

 

 

 

Причины возникновения  дисциплины БЖД в России:

Высокая смертность (особенно среди мужчин репродуктивного возраста)

Низкие показатели средней  продолжительности жизни (характеры  для мужской части населения)

Ежегодное снижение средней  общей численности населения

Значение и решение  данных проблем очень важной для  нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая  перед государством — стабилизация численности населения.

Для решения демографической  проблемы необходимо:

Увеличить рост ВВП

Модернизировать государственную  систему защиты человека

Сформировать научный  потенциал, направленный на развитие учения о безопасности жизнедеятельности  населения

Всеобщее обучение жителей  страны основам безопасности жизнедеятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание БЖД

По данным Всемирной организации  здравоохранения индивидуальная продолжительность  жизни человека во многом связана  с условиями жизнедеятельности (до 70% зависит от поведения человека и состояния среды обитания).

Профилактика негативных факторов:

-Личное безопасное поведение

-Выбор места жительства

-Соблюдение правил и норм охраны труда

-Соблюдение здорового образа жизни

-Коллективные меры безопасности деятельности

-Безопасные условия деятельности

-Защита населения от техногенных и естественных катастроф

-Разработка законодательной базы в области здравоохранения

-Обеспечение качественного состояния среды обитания

-Рациональное использование ресурсов и отходов

-Соблюдение норм безопасности и экологичности

-Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном взаимодействии человека с техносферой.

В жизни современного человека все большее место занимают проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности. К опасным и вредным факторам естественного происхождения прибавились  многочисленные негативные факторы  антропогенного происхождения (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.). Резкое увеличение антропогенного давления на природу привело к нарушению  экологического равновесия и вызвало  деградацию не только среды обитания, но и здоровья людей.

Возникновение данной науки — объективная потребность  современного общества.

Безопасность  жизнедеятельности как наука


На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в  целом всему миру. Поэтому профилактика безопасности и защита от них —  актуальнейшая проблема, в решении  которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и  государство, и все мировое сообщество.

В то же время нельзя обеспечить абсолютную безопасность для личности, общества, государства. Под безопасностью  понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития человечества можно смириться. Безопасность — это приемлемый риск. Чтобы  его достичь, необходима выработка  идеологии безопасности — формирования соответствующего уровня мышления и  поведения человека и общества в  целом. Именно этими проблемами и  занимается наука безопасность жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — это наука, изучающая общие  проблемы опасностей, угрожающих человеку, обществу, государству, всему миру, и разрабатывающая соответствующие  способы защиты от них.

Задачи БЖД как науки  сводятся к следующему:

-теоретический анализ и разработка методов идентификации (распознавание и количественная оценка) опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания (технические средства, технологические процессы, материалы, здания и сооружения, элементы техносферы, природные и социальные явления);

-разработка принципов и методов защиты от опасностей;

-разработка и рациональное использование средств защиты человека и среды обитания от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений;

-непрерывный контроль и мониторинг среды обитания;

-моделирование и прогнозирование развития чрезвычайных ситуаций;

-обучение населения основам защиты от опасностей;

-разработка мер по ликвидации последствий проявления опасностей;

-разработка мер по обеспечению национальной и международной безопасности.

Сегодня БЖД опирается  на осознанную потребность общества, на правила безопасного повеления, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства  и международного права по безопасности и защите населения. Однако этого  недостаточно. В основе БЖД должны лежать систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях  существования и развития природы, человека и общества.

Специфической особенностью БЖД является то, что ее нельзя изучить  методами частных наук или простым  суммированием их методов. Ее проблематика охватывает многие, если не все, области  человеческого знания и является результатом взаимодействия, целостного взаимосвязанного проявления разнообразных, но однородных по своей сути проблем. Поэтому здесь требуется своеобразный синтез методологий многих наук.

Безопасность  жизнедеятельности – наука о  комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

Дисциплина Безопасность жизнедеятельности включает три  блока: Охрана труда, промышленная экология, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Эти блоки включают систему  модулей:

БЖД


Охрана  труда


Промышленная  экология


Гигиена труда


Техника


безопасности

Защита  почвы


почвы

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


Техногенных


Природных


Антропогенных


Пожарных 



 


 

 

Защита  воздушного бассейна



 

 

 

 

 

Защита  водного бассейна


 бассейна


 

 


 

 

 

  БЖД как учебная дисциплина

Учебная дисциплина «Безопасность  жизнедеятельности» (БЖД) — обязательная общепрофессиональная дисциплина, в  которой рассмотрены основы безопасного  взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно  опасных ситуациях. Изучение дисциплины формирует у специалиста представления  о неразрывном единстве эффективной  профессиональной деятельности и отдыха с требованиями к безопасности техники  и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в  экстремальных условиях.

Безопасность жизнедеятельности  — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Объектом познания данной дисциплины являются люди (человек  и коллектив людей) как объект защиты от опасностей избыточных потоков  вещества, энергии и информации.

Предметом исследования в  БЖД являются опасности и их совокупности, а также условия и средства, необходимые для безопасной жизнедеятельности  человека или коллектива людей.

Определяется взаимодействие этого направления образования  с другими областями знаний и  дисциплинами. Представляется, что  в сфере, обеспечивающей задачи безопасности жизнедеятельности, в эту область  знаний естественно интегрируются  соответствующие разделы философии  и психологии, социологии и правоведения, валсологии и основ медицинских знаний, физиологии, гигиены и физической культуры, экологии и эргономики, знаний окружающего мира и природоведения, других областей фундаментальных и прикладных наук.

Основная задача дисциплины — вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

-идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;

-прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;

-создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

-проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями но безопасности и экологичности;

-разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

-обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;

-принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» специалист должен знать:

- теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек — среда обитания»;

- основы взаимодействия человека со средой обитания и рациональные условия деятельности;

-анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов опасных и чрезвычайно опасных ситуаций;

-средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов;

-экобиозащитную технику;

-методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных си туациях, методы мониторинга опасных и чрезвычайно опасных ситуаций; правовые, нормативно-технические и организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности; методы оценки ущерба и экономической эффективности в области БЖД.

 

Специалист должен уметь и иметь навыки:

-проведения контроля параметров негативных воздействий и оценки их уровня на их соответствие нормативным требованиям;

- эффективного применения средств эко- биозащиты от негативных воздействий; разработки мероприятий по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности;

- планирования и осуществления мероприятий по повышению устойчивости производственных систем и объектов;

- планирования мероприятий по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных условиях и при необходимости участия в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайно опасных ситуаций.

Наука о БЖД  изучает условия и средства достижения безопасности взаимодействия человека с внешним миром — окружающей его средой, основанные на передаче потоков вещества, энергии и информации, поскольку, по утверждению Ю.Н. Куражсковского, «жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные понятия  и определения БЖД

Рассмотрим некоторые  основополагающие понятия БЖД.

Опасность. Характерным свойством (непременным условием) процесса взаимодействия человека со средой его обитания является потенциальная опасность. Опасность - это центральное понятие в безопасности жизнедеятельности. Мы представляем себе опасность как возможность, угрозу бедствия, катастрофы, любого нежелательного явления, процесса.

Информация о работе Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - цели, задачи, основные понятия, термины,определения