Цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 18:08, доклад

Описание работы

Постиндустриальная цивилизация – общество высокого массового потребления, в котором основными становятся проблемы развития сферы услуг, производство това¬ров массового потребления и теоретического знания.

Файлы: 1 файл

Постиндустриальная цивилизация.doc

— 36.50 Кб (Скачать файл)

Постиндустриальная  цивилизация

 

Постиндустриальная  цивилизация – общество высокого массового потребления, в котором  основными становятся проблемы развития сферы услуг, производство товаров массового потребления и теоретического знания.

 

Цивилизационные ценности, открытые в начале Нового времени, и главная из них — ценность человеческой личности, остаются значимыми для обществ, составивших цивилизацию Нового времени XV—XX вв., до нынешнего дня. Современная (постиндустриальная, информационная, постмодернистская) цивилизация по существу является составной частью цивилизации, начало которой было положено в XV—XVII столетиях.

 

В рамках историко-стадиального подхода в зависимости от выбора тех или иных аксиоматических  критериев выделяют различные типы цивилизаций.

У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер в своих историко-стадиальных  исследованиях применяют технократический подход, на основе которого выделяют следующие  цивилизации:

1.        Аграрную (доиндустриальную),

2.        Промышленную (индустриальную)

3.        Информационную (постиндустриальную)

В современной  литературе сторонники историко-стадиального подхода (Ю.В. Яковец) выделяют семь таких  исторических стадий-цивилизаций, представляющих, правда, синтез марксистско-формационных и западно-технократических их интерпретаций:

1.        неолитическая (VII – IV в. до н.э.)

2.        восточно-рабовладельческая (III – первая половина I в. до н.э.)

3.        античная (VI в. до н.э. – VI в. н.э.)

4.        раннефеодальная (VII – ХШ вв.)

5.        прединдустриальная (XIV – XVIII вв.)

6.        индустриальная (60–90–e гг. XVIII в. – 10–70–е гг. XX в.)

7.        постиндустриальная (80–е гг. XX в. – конец XXI – начало XXII вв.).

Крупнейшим  водоразделом современной истории  можно считать начало перехода от индустриальной к постиндустриальной цивилизации в последней четверти XX в. Для сложившейся в течение XX в. дилеммы капитализм-социализм история выбрала третье решение становление постиндустриального общества.

Начало перехода к постиндустриальному обществу связано со вторым этапом III-й научно-технической революции, который начался в 70-е годы XX в. С ним связан качественный прорыв в трех сферах микроэлектроники, биотехнологий и информатики. Именно в это время завершился век железа в истории человечества, длившийся около трех тысяч лет. Приоритетными материалами становятся керамика, пластмассы, синтетические смолы, что породило даже понятие синтетическая цивилизация. Бурно развивается порошковая металлургия. Осваиваются принципиально новые технологии. Коренные сдвиги происходят в сфере транспорта и связи. Началась Зеленая революция развитие техносферы обострило экологические проблемы до масштабов глобальных и в то же время открыло качественно новые возможности для их решения.

Радикальные перемены произошли  в формах организации производства. Индустриальных гигантов все более теснят малые и средние предприятия, объединенные в консорциумы, ассоциации и финансово-промышленные группы. Мелкий и средний бизнес во многих странах уже производит более половины валового национального продукта, обеспечивая дополнительные рабочие места, и отличаясь при этом способностью к гибкой реакции на инновации. Уходят в прошлое машинный строй производства, нараставшая концентрация и централизация власти, превращение человека в винтик огромных технических, экономических и социально-политических систем. В то же время становление постиндустриального общества проходит на фоне сложных интеграционных и дезинтеграционных процессов, которые отражают основные тенденции цивилизационного развития на рубеже XX и XXI веков.

Одной из характерных черт развивающейся Постиндустриальной цивилизации является интернационализация  экономики. Эта тенденция, зародившаяся еще в эпоху Индустриальной цивилизации, на рубеже веков стала доминирующей. Третья научно-техническая революция  вызвала ускорение процесса вовлечения стран в международное разделение труда, обмена продукцией и информацией, что послужило основой для возникновения во второй половине XX в. феномена открытой экономики или интернационализации экономики на основе процессов интеграции. Уже в начале XX в. существовали международные предприятия, которые во второй половине XX в., используя ЭВМ и современные средства связи, стали превращаться в многоотраслевые комплексы. Эти объединения получили название транснациональных и многонациональных корпораций. Развитие международных предприятий и объединений наряду с небывалым расширением мировых рынков товаров и капиталов, рабочей силы способствовало формированию рынков информации (ноу-хау, патенты, лицензии) и научно-технических услуг (инжениринг, лизинг).

Другим проявлением процессов  интернационализации на рубеже Индустриальной и Постиндустриальной цивилизаций, получившим особое развитие, является межгосударственная интеграция национальных хозяйств. Наиболее развитой формой такой интеграции является Европейский Союз.

В 80-е годы тенденции к  интеграции отчетливо наметились и  среди государств Северной Америки  США, Канады, Мексики.

Аналогичные интеграционные процессы с 80-х годов наблюдаются в Азиатско-Тихоокеанском регионе, центром и инициатором которых является Япония. В ноябре 1989 г. возникла Организация экономического сотрудничества азиатско-тихоокенанских государств (АПЕК). Кроме Японии в нее вошли Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Филиппины, Австралия, Гонконг, Китай, Новая Зеландия, всего 11 государств.

Интеграционные процессы не обошли и сравнительно молодые, развивающиеся  государства. К объединению их подталкивала необходимость защиты национальных интересов. Примером могут служить организации стран экспортеров нефти (ОПЕК), железной руды (во главе с Индонезией), меди (Заир, Замбия, Перу, Чили). К сожалению общемировой процесс интеграции слабо выражен на постсоветском пространстве, но и здесь в последние годы усиливаются интеграционные тенденции.

Во второй половине XX века зарождающаяся Постиндустриальная цивилизация, достигнув немалых  высот в различных сферах общественной жизни науке, технике, культуре, столкнулась  лицом к лицу с, казалось бы, неразрешимыми  глобальными проблемами. Эти проблемы, ресурсно-экономические, демографические, мирохозяйственные, проявляются через кризисы, в том числе в области здравоохранения, образования, культуры, в растущей преступности, что позволяет многим ученым говорить о глобальном кризисе цивилизации.

Есть, однако, и несколько  иная точка зрения на природу современного кризиса цивилизации. По мнению ее сторонников, глобальный кризис современной цивилизации  носит планетарный, а не локальный  характер, как это было в прошлом. Следовательно, гибель угрожает не какой-то части современной культуры, а человечеству в целом. В силу этого неизбежно противостояние всего человечества глобальной катастрофе, ибо всеобщая опасность роднит, объединяет всех, что вселяет известный оптимизм.

Демографический фактор глобального кризиса наиболее ярко проявляется в странах Третьего мира. Освободившись от колониальной зависимости, население этих стран через три-четыре десятилетия столкнулось с нищетой, голодом, эпидемиями. Плачевное состояние этих стран связано также с исключительными темпами роста населения. За последние 30 лет численность населения 39 экономически развитых стран увеличилась всего на 43% в то время как население 170-ти развивающихся государств увеличилось в 2,2 раза. Демографы прогнозируют в недалеком будущем демографическую стабилизацию и даже депопуляцию в развитых странах, а темпы роста населения в странах Третьего мира будут оставаться чрезвычайно высокими. Следовательно, будет усугубляться проблема занятости, бедности, нищеты, голода.

Глобальные проблемы, с  которыми столкнулось человечество в конце XX века, порождены во многом техногенной западной цивилизацией, западными ориентирами деятельности и представлениями о ценностях  бытия, и это формулирует еще  одну важную глобальную проблему: своевременное предвидение и предотвращение отрицательных последствий самой научно-технической революции.


Информация о работе Цивилизация