Cилы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:46, доклад

Описание работы

Cилы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначенные или привлекаемые для проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других работ в зонах чрезвычайных ситуаций и очагах поражения, состоят из:
· формирований поисково-спасательной службы МЧС России;
· военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;
· сил Государственной противопожарной службы МЧС России;

Файлы: 1 файл

Cily_i_sredstva_likvidatsii_chrezvychaynykh_situatsi.docx

— 21.42 Кб (Скачать файл)

Cилы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС)

Cилы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначенные или привлекаемые для проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других работ в зонах чрезвычайных ситуаций и очагах поражения, состоят из:

·  формирований поисково-спасательной службы МЧС России;

·  военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;

·  сил Государственной противопожарной службы МЧС России;

·  формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф 
формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;

·  военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

·  формирований гражданской обороны территориального, местного и объектного уровней;

·  специально подготовленных сил и средств войск гражданской обороны, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

·  аварийно-технических центров Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

·  служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения Российской Федерации;

·  аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

Организация работ  по ликвидации чрезвычайных ситуаций

Для ведения работ  по ликвидации чрезвычайных ситуаций привлекаются:

·  соединения и части войск гражданской обороны, подразделения поисково-спасательной службы и Государственной противопожарной службы МЧС России центрального подчинения, авиация МЧС России – решением МЧС России или начальников региональных центров (ГОЧС) с немедленным докладом по команде;

·  территориальные поисково-спасательные службы, муниципальные противопожарные подразделения — решением руководителя соответствующей территориальной комиссии по чрезвычайным ситуациям;

·  силы и средства функциональных подсистем — решениями соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти, их региональных органов, объектов и организаций.

По мере прибытия в район чрезвычайной ситуации силы и средства РСЧС поступают  в распоряжение руководителей соответствующих  КЧС или иного органа управления (руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации), на который возложены  задачи организации ликвидации чрезвычайной ситуации.

В целях оперативного решения задач  по ликвидации чрезвычайных ситуаций организуется всестороннее обеспечение  действий сил и средств РСЧС, участвующих  в ликвидации чрезвычайных ситуаций. В зависимости от их вида и масштаба обеспечение организуется соответствующими территориальными и функциональными  подсистемами РСЧС. При необходимости  используются резервы финансовых и  материальных ресурсов в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми  актами органов местного самоуправления. Ответственность за всестороннее обеспечение ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается на соответствующих руководителей комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Проведение аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций условно подразделяются на 3 этапа:

начальный этап — проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций к проведению работ.

I этап — проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств;

II этап — завершение аварийно-спасательных работ, постепенная передача функций управления местным администрациям, вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

На начальном  этапе решаются следующие основные задачи:

1. Зашита населения и оказание помощи пострадавшим:

·  оповещение об опасности;

·  использование средств индивидуальной защиты, убежищ (укрытий) и применение средств медицинской профилактики;

·  эвакуация рабочих, служащих и населения из районов, где сохраняется опасность поражения;

·  розыск, извлечение, вынос пострадавших и оказание им медицинской помощи;

·  соблюдение режимов поведения населения и спасателей.

2.Предотвращение развития и уменьшение опасных воздействий поражающих факторов:

·  локализация очагов поражения, перекрытие или подавление источников выделения опасных веществ (излучений);

·  приостановка или прекращение технологических процессов;

·  тушение пожаров;

·  санитарная обработка людей и обеззараживание сооружений, территорий и техники.

3.Подготовка к проведению работ группировками сил и средств:

·  ведение разведки, оценка обстановки и прогнозирование ее развития;

·  приведение в готовность органов управления и сил, создание группировки сил и средств;

·  выдвижение сил и средств в зону чрезвычайной ситуации;

·  принятие решения на проведение аварийно-спасательных работ.

В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы, обеспечения  безопасности граждан, а также восстановления жизнедеятельности людей в зоне чрезвычайной ситуации может вводиться  чрезвычайное положение в соответствии с действующим законодательством  Российской Федерации.

После выполнения аварийно-спасательных работ создается совместная комиссия из представителей МЧС России, федеральных  органов исполнительной власти, соответствующих  КЧС, местных органов исполнительной власти и руководителей объектов социального и производственного  назначения для передачи управления в зоне чрезвычайной ситуации местным  организациям.

Комиссия оценивает объем выполненных  работ, готовит акт на передачу объектов и пострадавшей территории соответствующим  органам исполнительной власти, местного самоуправления или руководителям  организаций.

В акте указывается объем выполненных  аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных  работ и объем необходимых  работ по созданию условий для  функционирования объектов экономики  и условий жизнедеятельности  населения в пострадавшем районе.

Акт подписывается членами комиссии и утверждается соответствующим  руководителем органа исполнительной власти или руководителем объекта  социального и производственного  назначения.

С утверждением акта на передачу окончательное  восстановление всей инфраструктуры возлагается  на руководителя соответствующего органа исполнительной власти, местного самоуправления или руководителя организации (объекта).

Силы и средства РСЧС из зоны чрезвычайной ситуации выводятся на основании  решения руководителя соответствующей  КЧС или иных органов после  завершения аварийно-спасательных и  аварийно-восстановительных работ.

В целях организованного вывода сил и средств разрабатывается  план вывода, предусматривающий сроки, последовательность вывода, материально-техническое  и транспортное обеспечение.

На завершающем этапе работ, при необходимости, проводятся мероприятия  в целях восстановления деятельности пострадавших объектов и инфраструктуры. К ним относятся: восстановление или строительство зданий, восстановление производственного оборудования или  установка нового, восстановление энергоснабжения  и транспорта, восполнение запасов  материальных средств, восстановление плотин, восстановление хозяйственных  связей и т.п.

Эти мероприятия проводятся под  руководством федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, к которым  относятся пострадавшие объекты.

Следует подчеркнуть, что силы и  средства ликвидации чрезвычайных ситуаций при проведении работ используются эшелонированно: первый, второй, третий эшелоны и резерв.

В состав первого эшелона включаются силы и средства с готовностью не более 30 мин.

Основные задачи первого эшелона: локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного  и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

В состав второго эшелона  включаются силы и средства с готовностью  не более 3 часов.

Основные задачи второго эшелона: проведение аварийно-спасательных и  других неотложных работ, радиационная и химическая разведка, первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской  помощи.

Для завершения аварийно-спасательных и других неотложных работ может  создаваться третий эшелон.

В состав третьего эшелона включаются силы и средства РСЧС, привлекаемые к ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно планам действия (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с готовностью более 3 часов.

В состав резерва включаются силы и средства, предназначенные для  решения внезапно возникающих задач.

Наращивание группировки сил и средств РСЧС в районе действия осуществляется по мере их готовности.

Как правило, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами того звена РСЧС, той территориальной  или функциональной подсистемы, на территории или объектах которых  они возникли. При невозможности  ликвидировать чрезвычайную ситуацию своими силами, территориальная или ведомственная КЧС обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Режим работы устанавливается с  учетом времени защитного действия, средств защиты органов дыхания  и закономерностей изменения  работоспособности человека при  работе в определенных условиях.

При планировании круглосуточного  ведения аварийно-спасательных работ  продолжительность рабочих смен (рабочих циклов), включая перерывы на отдых, не должна превышать 8 часов  и устанавливается в каждом конкретном случае на основе показателей, характеризующих  устойчивую работоспособность в  течение заданного времени.

В ночное время продолжительность  работы спасателей уменьшается на 25 %, соответственно увеличивается время  отдыха.

В ходе работы назначаются микропаузы для кратковременного отдыха продолжительностью 2—3 мин. после завершения одного или нескольких рабочих циклов.

Продолжительность перерывов в  ходе работ смены 10—15 минут.

Взаимодействие при ликвидации чрезвычайных ситуаций организуется во всех органах управления РСЧС по целям, задачам, месту и времени. Основой  для его организации является решение на ликвидацию чрезвычайной ситуации и указания по взаимодействию.

Мероприятия по взаимодействию планируются  и организуются заблаговременно  при разработке и согласовании планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые уточняются ежегодно, а также при угрозе и  возникновении чрезвычайных ситуаций и в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Планы согласовываются с взаимодействующими органами управления, подписываются  соответствующими начальниками, организующими  их разработку, и утверждаются начальниками (руководителями) вышестоящих органов  управления.

Взаимодействие организует старший  орган управления с органами управления и силами, расположенными на подведомственной ему территории (начальники региональных центров, руководители субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, министерств, ведомств, организаций, командиры  воинских частей и формирований).

·  На начальников региональных центров ГОЧС возлагается разработка планов действий (взаимодействия) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласование его с управлениями военных округов, флотов, территориальными органами министерств, ведомств, расположенных в регионе, по вопросам:

·  совместной разработки и корректировки планов действий (взаимодействия), готовности подчиненных соединений и частей гражданской обороны, поисково-спасательных служб, учреждений и формирований регионального подчинения;

·  создания группировки сил и средств, привязки их к конкретным потенциально опасным объектам и районам возможных стихийных бедствий, определение их численности, порядка обеспечения техникой, вооружением, материальными и техническими средствами;

·  оповещения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и организации взаимного информирования об обстановке;

·  выделения сил и средств для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, порядка их вызова;

·  использования загородных зон, транспортных средств и средств связи военного округа (флота);

·  организации проведения медицинского, тылового и технического обеспечения учреждениями военного округа (флота);

·  планирования совместных действий органов исполнительной власти и органов военного командования по защите населения и территорий в регионе;

·  согласования планов действий с соседними регионами, субъектами Российской Федерации и управлениями военных округов (флотов).

На руководителей  комиссий по чрезвычайным ситуациям  органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, местного самоуправления, объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям в части организации  взаимодействия возлагается:

·  обеспечение готовности органов и пунктов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях;

·  координация деятельности подчиненных и взаимодействующих КЧС;

·  организация оповещения органов управления, в том числе взаимодействующих сил РСЧС и населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, принятых мерах по обеспечению безопасности, о прогнозируемых возможных последствиях аварий, катастроф и стихийных бедствий, приемах и способах защиты;

Информация о работе Cилы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций