Безопасность жизнедеятельности как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 15:46, контрольная работа

Описание работы

Безопасность жизнедеятельности (БЖ) - это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания.
Безопасность жизнедеятельности как наука находится в стадии своего формирования. Несомненно, она должна опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты человека в опасных ситуациях, на достижения в области медицины, биологии, химии, физики и т.д.

Файлы: 1 файл

! Безопасность жизнедеятельности.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ  РАНХиГС

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

Безопасность жизнедеятельности

(дисциплина)

 

 

Письменное контрольное задание

для студентов дистанционного обучения

 

 

 

 

 

 

Студент: Бознякова Э. А.

 

Группа: 14422

 

Дата: 23. 09. 2015 г.

   
 

Преподаватель: Лаптева О. И.

   
   
   
   

 

 

 

 

Новосибирск 2015 г.

 

 

ВАРИАНТ 3

 

  1. Безопасность жизнедеятельности как наука. Место и роль знаний по безопасности жизнедеятельности человека в современном мире.

Безопасность жизнедеятельности (БЖ) - это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания.                     

Безопасность жизнедеятельности как наука находится в стадии своего формирования. Несомненно, она должна опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты человека в опасных ситуациях, на достижения в области медицины, биологии, химии, физики и т.д.

На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру. Поэтому профилактика безопасности и защита от них — актуальнейшая проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и государство, и все мировое сообщество.

В то же время нельзя обеспечить абсолютную безопасность для личности, общества, государства. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития человечества можно смириться. Безопасность — это приемлемый риск. Чтобы его достичь, необходима выработка идеологии безопасности — формирования соответствующего уровня мышления и поведения человека и общества в целом. Именно этими проблемами и занимается наука безопасность жизнедеятельности.

Задачи БЖ как науки сводятся к следующему:

а) теоретический анализ и разработка методов идентификации (распознавание и количественная оценка) опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания (технические средства, технологические процессы, материалы, здания и сооружения, элементы техносферы, природные и социальные явления);

б) разработка принципов и методов защиты от опасностей;

в) разработка и рациональное использование средств защиты человека и среды обитания от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений;

г) непрерывный контроль и мониторинг среды обитания;

д) моделирование и прогнозирование развития чрезвычайных ситуаций;

е) обучение населения основам защиты от опасностей;

ж) разработка мер по ликвидации последствий проявления опасностей;

з) разработка мер по обеспечению национальной и международной безопасности.

Приступая к изучению основ безопасности жизнедеятельности человека в техносфере, следует, прежде всего, определить место БЖ в общем объеме «знаний о взаимодействии живых существ между собой и окружающей средой» (Э. Геккель, 1869), изучаемых в науке экология.

В XIX в. экологи изучали в основном закономерности биологического взаимодействия в биосфере, причем роль человека в этих процессах считалась второстепенной. В конце XIX в. и в XX в. ситуация изменилась, экологов все чаще стала беспокоить роль человека в изменении окружающего нас Мира. В этот период произошли значительные изменения в окружающей человека среде обитания.

В окружающем нас Мире возникли новые условия взаимодействия живой и неживой материи: взаимодействие человека с техносферой, взаимодействие техносферы с биосферой (природой) и др. Сейчас правомерно говорить о возникновении новой области знаний – «Экология техносферы», где главными «действующими лицами» являются человек и созданная им техносфера.

В новых техносферных условиях все чаще биологическое взаимодействие стало замещаться процессами физического и химического взаимодействия, причем уровни физических и химических факторов воздействия в XX в. непрерывно нарастали, часто оказывая негативное влияние на человека и природу. В обществе возникла потребность в защите природы («Охрана природы») и человека («Безопасность жизнедеятельности») от негативного влияния техносферы.

Первопричиной многих негативных процессов в природе и обществе явилась антропогенная деятельность, не сумевшая создать техносферу необходимого качества как по отношению к человеку, так и по отношению к природе. В настоящее время, чтобы решить возникающие проблемы, человек должен совершенствовать техносферу, снизив ее негативное вливлияние на человека и природу до допустимых уровней. Достижение этих целей взаимосвязано.

Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности. Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности, а также место БЖД в общей области знаний – экологии техносферы.

 

 

    1. Понятие и основные группы неблагоприятных факторов жилой (бытовой) среды.

Важнейшей задачей экономического и социального развития страны является осуществление мер, направленных на постоянное улучшение условий жизни населения, в том числе и на повышение качества современной жилой среды.

Гигиеническое обоснование оптимальных условий жилой среды, комплексная оценка перспективных путей улучшения ее качества в целях предупреждения заболеваемости людей, вызванной воздействием неблагоприятных химических и физических факторов антропогенного происхождения, составляют основу решения актуальной проблемы укрепления здоровья населения крупных городов. Порожденные урбанизацией изменения окружающей среды в значительной степени обуславливают негативные сдвиги в состоянии здоровья городского населения.

Понятие жилища, по определению ВОЗ, не ограничивается стенами здания, выходит за его рамки и включает не только придомовую территорию, но и микрорайон, жилой район со всеми учреждениями обслуживания.

Тесная взаимосвязь и взаимозависимость внутрижилищной и городской среды предопределяет необходимость при решении проблем гигиенической оптимизации жилища рассмотрения системы “ человек – жилая ячейка – здание – микрорайон – жилой район города” как единого комплекса (получившего наименование жилой (бытовой) среды).

Жилая (бытовая) среда – это совокупность условий и факторов, позволяющих человеку на территории населенных мест осуществлять свою непроизводственную деятельность.

Для жилой среды характерны:

1. искусственность, поскольку определяющую роль в создании среды имеет целенаправленная деятельность человека;

2. расширение числа потребностей, удовлетворяющихся в данной среде (трудовая и общественная деятельность, учеба и самообразование, культурное развитие, общение, развлечения, оздоровительный и спортивный отдых);

3. создание новых сооружений и коммуникаций, обеспечивающих удовлетворение современных и будущих потребностей людей;

4. непрерывная изменчивость среды, ее динамизм, порождающий новые проблемы;

5. наличие позитивных и негативных факторов.

Совокупность всех антропогенных воздействий на окружающую среду в условиях крупных городов ведет к формированию новой санитарной ситуации и в жилой среде, требующей всестороннего изучения и целенаправленных действий по предотвращению возможных негативных последствий.

В настоящее время термин “жилая среда” обозначает сложную по составу систему, в которой объективно выявляются, по меньшей мере, три иерархически взаимосвязанных уровня.

Первый уровень. Жилая среда, прежде всего, формируется конкретными домами. Однако здание само по себе, взятое в отдельности, вне связей с другими объектами города не определяет состояние среды. Поэтому на уровне городской среды в качестве основного объекта исследования следует рассматривать не отдельные здания, а пространственно обособленный участок среды, т.е. систему сооружений и городских пространств, образующих единый градостроительный комплекс – жилой район (улицы, площади, дворы, скверы и парки, школы, детские учреждения, центры общественного обслуживания).

Второй уровень. Элементами системы здесь выступают отдельные градостроительные комплексы. Система в целом представляет собой взаимосвязанное единство городских объектов и территорий, в котором реализуется весь комплекс трудовых, потребительских и рекреационных связей населения. Единицей “городского организма” может служить определенный район города. Критерием целостности системы этого типа связей является, следовательно, замкнутый цикл “труд – быт – отдых”.

Третий уровень. На этом уровне, который можно охарактеризовать как уровень городских агломераций, отдельные районы города выступают как элементы, сравниваемые между собой по качеству жилой среды.

Установлено, что приспособление человеческого организма к жилой среде в условиях крупного города не может быть беспредельным. Основной чертой всех неблагоприятных воздействий жилой среды на здоровье человека является их комплексность и синергизм (усиление взаимного действия факторов на организм). Данное обстоятельство затрудняет выявление негативного воздействия отдельных факторов жилой среды, которые вызывают такие неспецифические нарушения здоровья, как общее недомогание, снижение работоспособности. Трудность интегральной оценки качества жилой среды заключается в том, что только часть требований к среде обусловлена физиологическими потребностями человеческого организма. Для выполнения этих требований разработаны, например, допустимые уровни загрязнения воздуха, нормы по шуму, инсоляции, микроклимату. Совсем иной характер имеют социолого-гигиенические требования, которые в значительной мере обусловливают образ жизни горожан и которые, в конечном счете, влияют на здоровье человека.

Факторы жилой среды по степени опасности могут быть разделены на две основные группы: факторы, которые являются действительными причинами заболеваний, и факторы, способствующие развитию заболеваний, вызываемые другими причинами.

В большинстве случаев факторы жилой среды относятся к факторам малой интенсивности. Они могут служить условиям развития ряда заболеваний, и в этом их опасность. Гигиеническое их значение состоит в том, что, не являясь причиной заболеваний, они способны вызывать предпатологические неспецифические изменения в организме. На практике это проявляется в повышении общей заболеваемости населения под влиянием, например, неблагоприятных жилищных условий. Причем все возрастающее усиление степени денатурации факторов жилой среды, с которыми контактируют широкие слои населения, увеличивает вероятность распространения среди населения изменений предпатологического характера, оказывающих существенное влияние на снижение показателей здоровья населения.

В условиях жилой среды имеется небольшое количество факторов (например, асбест, формальдегид, аллергены, бензпирен), которые можно отнести к группе “абсолютных” причин заболеваний. Большинство же факторов жилой среды по своей природе обладает меньшей патогенностью. Например, химическое, микробное, пылевое загрязнение воздуха помещений. Как правило, в жилых и общественных зданиях эти факторы создают условия для развития заболеваний. В то же время они способны в определенных, крайних случаях приобретать свойства, характерные для факторов – причин заболеваний, что позволяет отнести их к группе “относительных” условий развития заболеваний.

Действующие в РФ государственные акты экономического и социального развития в области градостроительства направлены на реализацию стратегии повышения качества жилой среды, стержнем которой является последовательное улучшение качества строительства, внедрение улучшенной планировки, увеличение общей и жилой площади, расширение площади зеленых зон городов и охраняемых территорий.

В указанных документах подчеркивается необходимость улучшения планировки, и застройки селитебной (жилая часть или зона города) части городов как важного дополнительного звена в создании гигиенически благоприятных условий быта и отдыха населения, т.е. речь по существу идет об обеспечении восстановления сил населения, затраченных в процессе труда, о предоставлении подрастающему поколению условий для полноценного развития.

В связи с этим повышается роль градостроительных и жилищных нормативов и регламентов, разработанных с участием гигиенистов, как одного из важнейших инструментов целенаправленного управления организацией жилой среды для формирования более благоприятных условий проживания городского населения.

Информация о работе Безопасность жизнедеятельности как наука