Безопасность в чрезвычайных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 14:12, контрольная работа

Описание работы

Безопасность жизнедеятельности - область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания, а именно:
- в бытовой среде (от суммы факторов, воздействующих на человека в быту);
- в производственной сфере (от суммы факторов, воздействующих на человека в процессе трудовой деятельности);
- в городской сфере;
- в окружающей природной среде (одна из отраслей экологии);
- при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Интегральным показателем безопасности жизнедеятельности является продолжительность жизни, т.к. смертность от несчастных случаев стоит на третьем месте в мире после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Ежегодно в России в авариях и катастрофах гибнет около 50 тысяч человек, а травмы получают в пять раз больше.
Вторгаясь в природу, создавая новые технологии, люди формируют искусственную среду обитания, называемую техносферой. Так как нравственное и общекультурное развитие цивилизации отстает от темпов научно-технического прогресса, становится очевидным увеличение риска для здоровья и жизни современного человека. Глобальная окружающая среда изменяется в настоящее время намного быстрее, чем в предыдущие столетия, и эти изменения несут реальную угрозу безопасности и будущему людей.

Содержание работы

Введение.
1. Цель и задачи, структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
1.1. Определение и классификация Чрезвычайных Ситуаций.
1.2. РСЧС: структура, цели и задачи.
2. Психические состояния в чрезвычайных ситуациях.
2.1. Классификация психических заболеваний.
2.2. Психогенные расстройства, наблюдаемые при жизнеопасных ситуациях во время и после стихийных бедствий и катастроф и их клинические особенности.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Безопаснось жизнедеятельности.docx

— 45.76 Кб (Скачать файл)

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (ЗНиТ) от ЧС и ликвидации их последствий.

Основными задачами РСЧС являются:

    • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению ЗНиТ от ЧС;
    • организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов (ПОО) в условиях чрезвычайной ситуации;
    • организация наблюдения и контроля за состоянием природной среды и ПОО, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
    • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования (ПУФ) организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайной ситуации;
    • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации;
    • идентификация негативных воздействий среды обитания (распознавание и количественная оценка, сбор, обработка, обмен и выдача информации в области ЗНиТ от ЧС);
    • подготовка населения к действиям в чрезвычайной ситуации;
    • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайной ситуации;
    • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации;
    • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области ЗНиТ от ЧС;
    • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
    • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

Международное сотрудничество в области ЗНиТ от ЧС:

    • ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
    • создание комфортного состояния среды обитания человека.

Функционирование  РСЧС осуществляется в зависимости  от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации по трем режимам. В режиме повседневной деятельности при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке осуществляются следующие  мероприятия:

    • наблюдение и контроль за состоянием ОПС (окружающая природная среда), обстановкой на ПОО (потенциально опасный объект) и на прилегающих к ним территориях;
    • планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по ПУФ ОЭ (повышение устойчивости функционирования объектов экономики) и отраслей экономики в чрезвычайной ситуации;
    • совершенствование органов управления РСЧС, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;
    • создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
    • осуществление целевых видов страхования.

В режиме повышенной готовности при ухудшении  производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности  возникновения чрезвычайной ситуации осуществляются следующие мероприятия:

    • принятие на себя КЧС (комиссия по чрезвычайным ситуациям) непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложения по ее нормализации;
    • -усиление дежурно-диспетчерской службы;
    • усиление наблюдения и контроля за состоянием ОПС, обстановкой на ПОО и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
    • принятие мер по защите населения и ОПС, обеспечения устойчивости функционирования ОЭ;
    • приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение в предполагаемый район чрезвычайной ситуации.

В режиме ЧС при возникновении  и во время ликвидации последствий:

  • выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
  • определение границ зоны чрезвычайной ситуации;
  • организация защиты населения;
  • организация работ по ПУФ ОЭ и отраслей экономики, обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения;
  • осуществление непрерывного контроля за состоянием ОПС в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих территориях.

Структура РСЧС.

Пять  уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Две подсистемы: территориальная (звенья, соответствующие  административно-территориальному делению  субъектов Федерации; предназначена  для предупреждения и ликвидации ЧС данных субъектов) и функциональная (организационные структуры, создаваемые  федеральными органами исполнительной власти для выполнения работ по ЗНиТ от ЧС в сфере их деятельности и  порученных им отраслей экономики). На каждом уровне РСЧС имеются координирующие органы и постоянно действующие органы управления. Повседневной деятельностью руководят органы повседневного управления (стационарные пункты управления - центры управления в кризисных ситуациях (ЦУ КС); подвижные пункты управления; оперативно-дежурные службы органов управления ГО ЧС всех уровней; дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций).

Важнейшей составной частью РСЧС является автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС), оснащенная программно-техническими средствами, позволяющими обеспечить обмен информацией в интересах сбора, хранения как оперативных, так и статистических данных о чрезвычайных ситуациях. Целью развития АИУС является интеграция всех информационных ресурсов РСЧС, повышение оперативности, полноты, достоверности и устойчивости информационного обеспечения процессов управления РСЧС.

Важнейшей составной частью РСЧС являются силы и средства, которые подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации ЧС.

Силы  и средства наблюдения и контроля включают в себя органы, службы и  учреждения, осуществляющие государственный  надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния ОПС, ПОО, веществ, материалов, здоровья людей  и т.д.

Силы  и средства ликвидации ЧС состоят:

    • из военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных органов исполнительной власти и организаций РФ;
    • учреждений и формирований службы экстренной медицинской помощи Минздрава России;
    • формирований службы защиты животных и растений Минсельхоза России;
    • военизированных противоградовых служб Росгидромета;
    • бассейновых аварийно-спасательных специализированных управлений Минтранса России;
    • подразделений Государственной пожарной службы;
    • соединений и частей войск ГО РФ;
    • подразделений поисково-спасательной службы МЧС России;
    • соединений и частей радиационной, химической и биологической защиты инженерных войск Минобороны России;
    • военизированных горно-спасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минэнерго России;
    • подразделений органов внутренних войск и муниципальной милиции;
    • специализированных отрядов Минатома России;
    • восстановительных и пожарных поездов МПС России;
    • Центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России;
    • территориальных и объектовых нештатных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований;
    • отрядов и специалистов добровольных общественных объединений.

Координирующими органами РСЧС являются межведомственные и ведомственные комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, региональные центры аналогичного назначения, комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов  РФ, комиссии по ЧС органов местного самоуправления и объектные комиссии по ЧС. Единая система предупреждения и ликвидации ЧС на федеральном уровне объединяет силы постоянной готовности следующих ведомств: Министерства Чрезвычайных Ситуаций, Минатома, Министерства Внутренних Дел, Минсельхозпрода, Минтопэнерго, Министерства транспорта, МПС, Министерства Здравоохранения, Росгидромета, Рослесхоза России и ряда других.

2. Психические состояния в чрезвычайных ситуациях

2.1. Классификация психических заболеваний

В последнее  десятилетие необходимость оказания психиатрической и медико-психологической  помощи пострадавшим во время стихийный бедствий, катастроф, военных действий, а также микросоциальных конфликтов явилась объективной основой развития учения о реактивных состояниях. Результатом этого стало введение в различные классификации психических заболеваний диагностических и синдромальных оценок, по существу, не применявшихся до середины XX столетия. К их числу относятся:

    • Посттравматические стрессовые расстройства
    • Социально-стрессовые расстройства
    • Радиационная фобия
    • Боевое утомление
    • Синдромы: -"вьетнамский" -"афганский" - "чеченский" и др.

А также  предболезненные невротические проявления, реакции на острый стресс, расстройства адаптации, стресс боевой обстановки и ряд других. Являются ли перечисленные расстройства "новыми" болезнями нашего столетия? Ответы на этот вопрос в существующей литературе неоднозначны. С нашей точки зрения, речь идет лишь о расстановке акцентов психопатологических нарушений у больших групп людей, в первую очередь порожденных издержками современной цивилизации и социальными конфликтами. Эти нарушения в феноменологическом плане описывали и раньше, однако их специально не обобщали и не выделяли. Происходило это главным образом потому, что общество не было готово воспринять социальные причины, ухудшающие психическое здоровье, и осознать необходимость соответствующих профилактических и реабилитационных мероприятий.

2.2 Психогенные расстройства, наблюдаемые при жизнеопасных ситуациях во время и после стихийных бедствий и катастроф и их клинические особенности

В условиях катастроф и стихийных бедствий нервно-психические нарушения проявляются  в широком диапазоне: от состояния  дезадаптации и невротических, неврозоподобных  реакций до реактивных психозов. Их тяжесть зависит от многих факторов: возраста, пола, уровня исходной социальной адаптации; индивидуальных характерологических особенностей; дополнительных отягощающих факторов на момент катастрофы (одиночество, попечение о детях, наличие больных родственников, собственная беспомощность: беременность, болезнь и т.д.).

Психогенное воздействие экстремальных условий  складывается не только из прямой, непосредственной угрозы для жизни человека, но и  опосредованной, связанной с ее ожиданием. Психические реакции при наводнении, урагане и других экстремальных  ситуациях не носят какого-то специфического характера, присущего лишь конкретной экстремальной ситуации. Это скорее универсальные реакции на опасность, а их частота и глубина определяются внезапностью и интенсивностью экстремальной  ситуации.

Информация о работе Безопасность в чрезвычайных ситуациях