Безопасность и человеческий фактор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 16:34, реферат

Описание работы

Когда люди погибают на войне или умирают от неизлечимых болезней, с этим злом хотя и трудно примириться, но его неизбежность в данной ситуации еще можно понять. Когда же в мирное время в обычной повседневной жизни люди получают увечья, от которых становятся инвалидами или умирают, страдают от огромного числа заболеваний так часто, что пожалуй, вряд ли найдется хоть один человек, который возьмет на себя смелость сказать, что он абсолютно здоров, то подобное явление воспринимается не только трагически, но оно просто не укладывается в сознании.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………………………...3
2.Закон Йорка-Додсона…………………………………………………………………….....6
3.Человеческий фактор - ключевой фактор безопасности труда…………………………8
3.1. Психологический аспекты трудовой деятельности………………………………..10
3.2.Опасные действия работников в процессе труда…………………………………...13
3.3. Причины опасных действий………………………………………………………….15
3.4. Психологические методы обеспечения безопасного труда………………………18
3.5. Профессиональный отбор……………………………………………………………21
3.6. Формирование безопасного поведения в процессе трудовой деятельности……26
3.7. Формирование эмоциональной устойчивости работника в опасных ситуациях.32
3.8. Стимулирование безопасного поведения……………………………………………34
4. Литература…………………………………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

,;l.docx

— 122.11 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 ОПАСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ РАБОТНИКОВ  В ПРОЦЕССЕ ТРУДА 
 
В реальных производственных условиях, где участвует человек, обеспечить идеальное протекание трудовой деятельности пока не удаётся. В силу уже обозначенных и более детально рассмотренных ниже причин, человек допускает неправильные (неточные, ошибочные, несвоевременные) действия, пропуск необходимых действий, опрометчивые поступки и т.д. Часть из них не оказывает заметного влияния на показатели труда; другая часть сказывается на качестве продукции; третья – создаёт опасную ситуацию, от которой до несчастного случая или аварии один шаг. Эту часть неправильных действий будем называть: опасные действия.  
Анализ материалов расследования несчастных случаев и аварий позволяет выделить и сгруппировать по фазам психомоторных актов характерные опасные действия работников. При этом установлены определенные различия в “наборе” и содержании этих действий у рабочих и должностных лиц (руководителей и специалистов), что объясняется различием задач и функций, выполняемых названными категориями работников (таблицы 1 и 2).

 

Опасные действия рабочих

                                                                                                                                          Таблица 1

Фазы психомоторных актов

Виды опасных действий

1. Восприятие объекта, ситуации

1). Невосприятие или неправильное (ошибочное, замедленное) восприятие  сигнала, признаков опасности

2. Мышление:  
а) анализ и оценка ситуации;  
б) принятие решения

2). Неправильная оценка  ситуации 
3). Неправильное или несвоевременное решение 
4). Непринятие решения

3. Действие (психомоторный  акт)

5). Пропуск (невыполнение  положенного действия, операции)  
6). Неправильное (неточное, ошибочное) выполнение действия (операции)  
7). Несвоевременное действие 
8). Применение опасного приема; запрещенное действие 
9). Импульсивные (аффективные, панические) действия 
10). Прострация (ступор)


 

                  

Опасные действия руководителей и специалистов

                                                                                                                                         Таблица 2

Стадии деятельности

Виды неадекватных действий

1. Восприятие (при обследовании  производственных объектов, рабочих  мест)

1). Невосприятие или неправильное (ошибочное, замедленное) восприятие  признаков опасности

2. Мышление - “осмысливание”  ситуации, состояния объекта, поступившей информации:  
- анализ ситуации, состояния объекта, информации;  
- оценка ситуации, состояния объекта;  
- формулировка проблемы;  
- прогноз

2). Некачественный анализ  
3). Неправильная оценка ситуации, состояния объекта  
4). Неправильная формулировка проблемы  
5). Некачественный прогноз, отсутствие прогноза

3. Выработка и принятие  решения (плана мероприятий, графика  работ, порядка действий, регламента  и др.)

6). Неправильное решение 
7). Несвоевременное решение 
8). Непринятие решения

4. Реализация решений (плана  мероприятий, графика работ, порядка  действий, регламента и др.)

9). Отсутствие или несвоевременная  выдача соответствующих распоряжений 
10). Неправильные, ошибочные распоряжения 
11). Неисполнение, некачественное или несвоевременное исполнение распоряжений

5. Контроль за выполнением  решения (плана мероприятий, графика  работ, порядка действий, регламента  и др.)

12). Некачественный или  несвоевременный контроль 
13). Несвоевременная (неточная, ложная) информация о результатах контроля 
14). Отсутствие или несвоевременная реакция по результатам контроля


 

Таким образом, выделено 10 видов опасных действий у рабочих и 14 видов – у руководителей и специалистов, которые характерны для определенных фаз трудового процесса.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 ПРИЧИНЫ ОПАСНЫХ ДЕЙСТВИЙ 
 
Любое опасное действие, как показали исследования, может быть следствием одной или группы причин. Например, неправильная оценка состояния обслуживаемой установки может быть результатом недостатка профессиональных знаний или болезненного состояния работника, или отсутствия нужного времени для этой операции, или просто игнорирования работником требований о проверке состояния установки. Обобщение материалов расследований производственных несчастных случаев и аварий позволяет все многообразие непосредственных причин опасных действий свести к 4-м группам (классам) причин:

А. Не умеет - это означает, что работник не владеет необходимыми для данной работы знаниями; не овладел соответствующими навыками, методами, приемами, способами.  
Б. Не хочет, то есть работник умеет качественно и безопасно выполнять данную работу (операцию), однако у него нет желания соблюдать требования безопасности, иначе говоря, - нет мотивации, не развита психологическая установка на соблюдение этих требований.  
В. Не может - это означает, что работник находится в таком физическом или психологическом состоянии, что, несмотря на умение, несмотря на желание, допускает опасное действие.  
Г. Не обеспечен. Работник не исполняет предписанное действие из-за необеспечения его необходимыми условиями – инструментами, материалами, приборами, информацией и т.д.  
Первые три группы причин (А, Б, В) обусловлены индивидуальными и личностными особенностями (качествами) работника. В целом, эти причины именуются человеческим фактором.  
Четвертая группа непосредственных причин является внешним по отношению к работнику фактором, иначе говоря, – это производственная среда, в которой протекает деятельность работника.  
Все четыре выделенные группы непосредственных причин опасных действий, в свою очередь, следствие причин более высокого уровня, который следует отнести к сфере организации и управления производством. Обычно эти причины определяют как организационные.  
В таблицах 3 и 4 приведена классификация непосредственных и организационных причин опасных действий рабочих и руководителей (специалистов). 

                                  

 

 

 

Причины опасных действий рабочих

                                                                                                                                           Таблица 3

Классы причин

Непосредственные причины

Причины более высоких уровней (организационные причины)

А. Не умеет

Не владеет необходимыми (для данной профессии, работы) профессиональными знаниями  
Не владеет специальными методами, приемами, навыками  
Не способен к обучению, самообучению, запоминанию

Неэффективная система обучения, инструктажа, тренировок, контроля знаний и умений  
Неэффективная система профессионального отбора

Б. Не хочет

Негативная установка на выполнение требований безопасности  
Недобросовестность  
Безответственность  
Недисциплинированность  
Пассивность  
Предрасположенность к риску  
Мотивация, побуждающая к нарушениям требований безопасности

Неэффективная система профессионального отбора  
Неэффективная система стимулирования  
Неэффективная система пропаганды, воспитания  
Ненормальный психологический климат в коллективе (в семье)  
Неэффективная (по критериям безопасности) система организации и оплаты труда  
Низкая культура производства

В. Не может

Временное или хроническое недомогание, усталость, нервный срыв и т.п.  
Эмоциональная неустойчивость  
Импульсивность  
Боязнь  
Растренированность  
Рассеянность  
Алкогольное (наркотическое) опьянение  
Физическая слабость  
Замедленность психомоторных реакций  
Недостатки зрения  
Неразвитый глазомер  
Дальтонизм  
Тугоухость  
Не способен дифференцировать звуки  
Слабая память  
Слабое оперативное мышление

Неэффективная система профессионального отбора  
Неэффективная система лечебнопрофилактических и реабилитационных мероприятий  
Ненормальный психологический климат в коллективе (в семье)

Г. Не обеспечен

Необеспеченность инструментами, материалами и др. средствами  
Несоответствие условий на рабочем месте санитарно-гигиеническим требованиям  
Недостаток времени  
Необеспечение информацией об обстановке на рабочем месте, об опасностях предстоящей работы и т.п.

Неудовлетворительная организация труда  
Неэффективная система обеспечения и контроля за состоянием рабочих мест  
Неэффективная система обеспечения оперативной информацией


 

                            

                               

Причины опасных действий специалистов

                                                                                                                                          Таблица 4

Классы причин

Непосредственные причины

Причины более высоких уровней (организационные причины)

А. Не умеет

Недостаточные профессиональные знания  
Не владеет специальными методами, приемами, навыками  
Не способен к обучению, самообучению

Некачественное профессиональное образование  
Неэффективная система профессионального образования  
Неэффективная система повышения квалификации  
Неэффективная система профессионального отбора

Б. Не хочет

Негативная психологическая установка  
Недостаточная мотивация  
Недобросовестность  
Безответственность  
Недисциплинированность  
Пассивность  
Предрасположенность к риску  
Мотивация, побуждающая к нарушениям требований безопасности

Неэффективная система стимулирования  
Неэффективная система пропаганды, воспитания  
Неэффективная система профессионального отбора  
Неэффективная (по критериям безопасности) система организации и оплаты труда

В. Не может

Временное или хроническое недомогание, усталость, нервный срыв и т.п.  
Эмоциональная неустойчивость  
Импульсивность  
Нерешительность, боязнь, безволие  
Алкогольное (наркотическое) опьянение  
Недостаточный уровень интеллектуальных способностей и волевых качеств

Неэффективная система профессионального отбора  
Неэффективная система лечебно-профилактических мероприятий  
Ненормальный психологический климат в коллективе (в семье)

Г. Не обеспечен

Необеспечен необходимой информацией, нормативными или технологическими документами  
Необеспечен оргсредствами и средствами коммуникации  
Недостаток времени  
Несоответствие условий труда санитарно-гигиеническим требованиям

Неудовлетворительная организация труда специалистов  
Неэффективная система управления производством, в частности, не определены (или неправильно определены) обязанности, права и ответственность  
Неэффективная система обеспечения и контроля за состоянием рабочих мест


 

 

 

 

 

 

3.4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ  ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОГО ТРУДА 
 
Первоначально рассмотрим, что понимать под термином “безопасный труд”. Не является ли это понятие синонимом понятия “безопасные условия труда”? Выше приведено определение: “Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов”. Как видно, это определение не исключает наличия на рабочем месте потенциально опасных факторов и не содержит каких-либо требований к работнику.  
Достаточно ли подобных условий, чтобы предупредить несчастный случай (аварию)? Нет.  
Во-первых, как отмечено, в силу ряда причин, сам работник может совершить опасное действие, в результате которого последует несчастный случай или авария.  
Во-вторых, потенциальная опасность производства при определенных условиях может перейти в реальную, при которой создается опасная ситуация или аварийная обстановка, требующая от работника адекватных действий, поведения.  
Наконец, возможны ситуации, когда тяжелые последствия наступают не из-за воздействия опасного фактора, не из-за опрометчивого поведения работника, а в связи с его состоянием. Представим, что на идеальном (по критерию безопасности) рабочем месте, у работника из-за сильных переживаний (которые имели место до начала рабочего дня) произошел сердечный приступ, он потерял сознание, упал и получил черепно-мозговую травму.  
Таким образом, следует признать, что безопасные условия труда являются необходимыми, но недостаточными для безопасного труда. Многое зависит от работника: от его квалификации, поведения, физического и психического состояния.  
Основываясь на приведенных выше суждениях, дадим определение понятию “безопасный труд”.  
Безопасный труд - это деятельность, при которой обеспечиваются безопасные условия труда; работник целесообразно и безопасно действует как при выполнении рабочих операций, так и при возникновении опасных ситуаций; физическое и психическое состояние работника соответствует норме.  
Выше рассмотрены четыре группы причин опасных действий работников: 1) не умеет; 2) не хочет; 3) не может; 4) не обеспечен.  
Очевидно, что для безопасного труда эти причины должны быть устранены.  
Тогда формулу необходимых и достаточных условий для безопасного труда конкретного работника можно представить в следующем виде:

Безопасный труд работника = 1. Умеет + 2. Хочет + 3. Может + 4. Обеспечен

В свою очередь:  
1. Умеет:  
а) обладает профессиональными знаниями + б) владеет соответствующими профессии (должности, выполняемой работе) навыками, методами, приемами, способами.  
2. Хочет:  
а) выработана психологическая установка на выполнение требований безопасности + б) сформирована положительная мотивация.  
3. Может:  
а) способен физически + б) в состоянии психически.  
4. Обеспечен:  
санитарно-гигиенические и материально-технические условия труда соответствуют требованиям охраны труда и научной организации труда.  
Первые три элемента в своем единстве – то, что называют “человеческий фактор” - формируют безопасное поведение (действия, деятельность) работника.  
Четвертый элемент формулы (“обеспечен”) относится к области организации и управления производством и выходит за рамки настоящей темы. Поэтому далее мы рассмотрим только те психологические методы (мероприятия), которые направлены на обеспечение безопасного поведения работника.  
Психологические методы состоят в психологическом воздействии на работника, которое осуществляется системно, непрерывно, целесообразно через различные формы работы с персоналом.  
Система работы с персоналом с целью обеспечения безопасного труда включает несколько подсистем. Каждая из них состоит из ряда элементов, которые в своем единстве формируют то, что обозначено как “умеет”, “хочет” и “может” (рис. 1).

Информация о работе Безопасность и человеческий фактор