Авиационная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:25, доклад

Описание работы

Авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
Деятельность по обеспечению авиационной безопасности является хозяйственной деятельностью, имеющей стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 28 статьи 6 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ).

Файлы: 1 файл

Авиационная безопасность.docx

— 150.81 Кб (Скачать файл)

Авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Деятельность по обеспечению авиационной безопасности является хозяйственной деятельностью, имеющей стратегическое значение для  обеспечения обороны страны и  безопасности государства (п. 28 статьи 6 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ).

 

 

 

Надзор за деятельностью  по обеспечению авиационной безопасности осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

 

 

 

Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Службы авиационной  безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными  задачами.

Незаконное вмешательство  в деятельность в области авиации - противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в  области авиации, повлекшие за собой  несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна  либо создавшие угрозу наступления  таких последствий.

Лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности.

Авиационная безопасность обеспечивается посредством:

1. предотвращения  доступа посторонних лиц и  транспортных средств в контролируемую  зону аэропорта или аэродрома;

2. охраны  воздушных судов на стоянках  в целях исключения возможности  проникновения на воздушные суда  посторонних лиц;

3. исключения  возможности незаконного провоза  на воздушном судне оружия, боеприпасов,  взрывчатых, радиоактивных, отравляющих,  легковоспламеняющихся веществ  и других опасных предметов  и веществ и введения особых  мер предосторожности при разрешении  их провоза;

4. предполетного  досмотра, а также послеполетного  досмотра в случае его проведения  в соответствии с Законом Российской  Федерации "О Полиции";

5. реализации  мер противодействия актам незаконного  вмешательства в деятельность  в области авиации и иных  мер, в том числе мер, осуществляемых  с участием правоохранительных  органов.

Службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.

Требования  авиационной безопасности и порядок  их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Охрана  аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной  охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области  транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации.

Предполетный  и послеполетный досмотры

В целях обеспечения  безопасности пассажиров и членов экипажа  воздушного судна обязательному предполетному досмотру, а также послеполетному досмотру в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации "О Полиции" подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта.

Предполетный досмотр, а также послеполетный досмотр  в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации "О Полиции" пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутренних дел.

Проведение предполетного  досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации "О Полиции" не исключает возможность проведения досмотра при осуществлении оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и иной деятельности уполномоченными на то лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При выполнении международных  полетов воздушных судов предполетный досмотр, а также послеполетный  досмотр в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации "О Полиции" проводится после осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.

При отказе пассажира  воздушного судна от предполетного  досмотра договор воздушной перевозки  пассажира считается расторгнутым.

Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров устанавливаются федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области  внутренних дел.

В целях обеспечения  авиационной безопасности перевозчики  передают в правоохранительные органы персональные данные пассажиров воздушных  судов, содержащиеся в перевозочных документах.

Порядок создания и  ведения информационных баз персональных данных пассажиров воздушных судов, а также порядок передачи таких  данных в правоохранительные органы устанавливается Правительством Российской Федерации.

Юридические лица, деятельность которых непосредственно  связана с обеспечением авиационной  безопасности, подлежат обязательной сертификации, а их деятельность по обеспечению авиационной безопасности – лицензированию.

Понятие авиационного персонала

К авиационному персоналу относятся лица, имеющие  специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов  воздушных судов или авиационной  безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению  и обслуживанию воздушных перевозок  и полетов воздушных судов, авиационных  работ, организации использования  воздушного пространства, организации  и обслуживанию воздушного движения.

Авиационный персонал включает в себя авиационный  персонал гражданской авиации, авиационный персонал государственной авиации и авиационный персонал экспериментальной авиации.

На должности авиационного персонала  не принимаются лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

На работу в службы авиационной  безопасности не принимаются лица:

1. имеющие  непогашенную или неснятую судимость  за совершение умышленного преступления;

2. состоящие  на учете в учреждениях органов  здравоохранения по поводу психического  заболевания, алкоголизма или  наркомании;

3. досрочно  прекратившие полномочия по государственной  должности или уволенные с  государственной службы, в том  числе из правоохранительных  органов, из органов прокуратуры,  судебных органов по основаниям, которые в соответствии с законодательством  Российской Федерации связаны  с совершением дисциплинарного  проступка, грубым или систематическим  нарушением дисциплины, совершением  проступка, порочащего честь государственного  служащего, утратой доверия к  нему, если после такого досрочного  прекращения полномочий или такого  увольнения прошло менее чем  три года;

 

Приведём несколько  примеров угроз АНВ в деятельность ГА в а/п Шереметьево.

  • В апреле 2011 года пассажир, собиравшийся лететь в г. Самару, при прохождении предполетного досмотра заявил сотруднику авиационной безопасности, что «у него в пакете бомба». Пассажир был задержан сотрудником полиции для проведения личного досмотра. Досмотр вещей пассажира проводился сотрудниками отдела специального назначения с использованием  различных технических средства досмотра с целью обнаружения запрещенных предметов и веществ. В результате, в одном пакете оказались две шоколадные фигурки, во втором – бутылка вина и парфюмерия. Заявленной бомбы не оказалось. Этим рейсом пассажир в г. Самару не вылетел и был задержан полицией.
  • Другой пассажир заявил, что у него «бомба» в электрическом фонарике. Пассажир был задержан, проведены необходимые действия сотрудниками полиции и отдела специального назначения ЗАО «АэроМАШ-АБ». Результат –  «бомбы», к счастью, не оказалось, однако пассажир на законных основаниях был задержан сотрудником полиции  для дальнейшего разбирательства и составления необходимых документов.

 

Основными научными положениями, выносимыми на защиту являются:

1. Концепция квалиметрической  оценки состояния авиационной  безопасности аэропорта.

2. Модель сложной системы  «САБ - СППД».

3. Квалиметрические модели  эксплуатационных процедур авиационной  безопасности.

4. Обобщенная модель качества  авиационной безопасности аэропорта.

5. Методика количественной  оценки уровня авиационной безопасности  аэропорта.

 


Информация о работе Авиационная безопасность