Эффективность использования информационных технологий в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что внедрение информационные технологий управления требует кардинальных изменений в содержании, характере, а так же условиях управленческого труда. Эффективность управления экономикой на предприятии находится в прямой зависимости от эффективности применения современных информационных технологий в управленческом труде. Использование различных современных информационных технологий (компьютерные программы, интернет) радикально меняет технику и организацию управленческого труда. Современные информационные технологии позволяют оперативно получать информацию и принимать управленческие решения.

Файлы: 1 файл

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ.docx

— 118.89 Кб (Скачать файл)

Таким образом, анализ категории эффективности, факторов, ее определяющих, содержания и результатов управленческого труда позволяет сделать вывод, что адекватными содержанию и формам проявления эффективности являются группы показателей, которые могут выступать в качестве измерителя, критерия эффективности в зависимости от назначения организации и условий ее функционирования. Эффективность управления – сложная экономическая категория, изучение которой предполагает учет различных факторов, прямо или косвенно влияющих на управленческий процесс. Эффективность менеджмента зависит от профессионализма и личных качеств руководителя, от обеспеченности предприятия ресурсами, системы коммуникаций на предприятии, организационной структуры управления, системы подбора персонала и много другого.

 

 

 

ГЛАВА 2. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО  ТРУДА.

 

 

 

2.1. Анализ социально-экономического  развития ООО «Светлое», тенденции  развития.

 

 

 

Краткая характеристика предприятия:

 

  1. Наименование  предприятия: Общество с ограниченной ответственностью “Светлое”
  2. Почтовый адрес:
  3. Форма собственности: коллективная
  4. Предприятие осуществляет следующую деятельность:
  • Племенное коневодство
  • Выращивание продуктов растениеводства (картофель, капуста, свекла, морковь, лук)
  • Услуги проката лошадей, предоставление аренды денников, услуги для постоя лошадей

Нормативно-правовое регулирование. Аграрное предприятия «ООО Светлое» - Общество с ограниченной ответственностью. Правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества определяет (в соответствии с Гражданским кодексом Российской федерации) Федеральный закон от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»12.

В соответствии с законом обществом с ограниченной ответственностью признается утвержденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставной капитал  которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и не несут  риск убытков, связанных с деятельностью  общества, в пределах стоимости внесенных  ими вкладов13.

Высший орган  ООО – общее собрание участников, которое создает исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство. Исполнительный орган может быть коллегиальным или единоличным, но всегда подотчетен общему собранию. Принципиальные вопросы решаются общим  собранием и относятся к их исключительной компетенции. Решение  о реорганизации или ликвидации общества так же правомочно принимать  лишь общее собрание. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания, не могут быть переданы им на решение исполнительного органа общества. Этим обеспечивается демократичный  характер управления делами хозяйственных  обществ14.

Высший орган  предприятия ООО «Светлое» - Собрание Учредителей (рис. 2)

 

Рисунок 2. Организационная структура ООО «Светлое»

 

 

 

Таблица 1. Экономические  показатели развития организации

Год

Среднегодовая численность, чел.

Выручка, тыс. руб.

Прибыль, тыс. руб.

Выручка на 1 работника, тыс. руб.

Прибыль на 1 работница, тыс. руб.

2006

5

955

83

191

16,6

2007

10

1208

312

120,8

31,2

2008

8

1412,5

389,5

176,56

48,688

2009

7

1242

155

177,43

22,143

2010

9

2060

473

228,89

52,556


 

 

Таблица 2. Анализ прибыли

 

2006

2007

2008

2009

2010

Выручка, тыс. руб.

955

1208

1412,5

1242

2060

Расходы, тыс. руб.

872

896

1023

1087

1587

Прибыль, тыс. руб.

83

312

389,5

155

473


 

В результате анализа данных, приведенных в приложениях 1-5 и таблицах 1,2 о финансовом положении предприятия можно сказать следующее стабильно растет выручка, в 2006 году выручка составила 955 тыс. рублей, в 2010 году выручка уже составила 2060 тыс. рублей (+115%). Так же отмечен стабильный рост неликвида, в 2006 году неликвид составил 38 тонн, в 2010 году 47 тонн. Отмечен рост ФЗП, в 2006 ФЗП составил 427,28 тыс. рублей, в 2010 году 666,54 тыс. рублей. Расходы стабильно растут, а именно ресурсные расходы (расходы на топливо, канцтовары и т.д.)

 

 

 

2.2. Определение эффективности использования  информационных технологий в  управленческом труде. 

 

 

 

Как правило, организацию можно разделить на уровни: стратегический, управленческий, знания и эксплуатационный; и на функциональные области типа продажи и маркетинга, производства, финансов, бухгалтерского учета и человеческих ресурсов. Информационные технологии создаются, чтобы обслужить эти различные организационные интересы. Различные организационные уровни обслуживают четыре главных типа информационных систем: системы с эксплуатационным уровнем, системы уровня знания, системы уровня управления и системы со стратегическим уровнем.

 

Таблица 3. Типы информационных систем

Типы  информационных систем

Группы  служащих

Стратегический  уровень

Высшее  руководство

Управленческий  уровень

Средние менеджеры

Уровень знаний

Работники знания и данных

Эксплуатационный  уровень

Управляющие операциями


 

Системы эксплуатационного уровня поддерживают управляющих операциями, следят за элементарными действиями организации типа продажи, платежей, обналичивают депозиты, платежную ведомость. Основная цель системы на этом уровне состоит в том, чтобы ответить на обычные вопросы и проводить  потоки транзакций через организацию. Чтобы отвечать на эти виды вопросов, информация вообще должна быть легко доступна, оперативна и точна.

Системы уровня знания поддерживают работников знания и обработчиков данных в организации. Цель систем уровня знания состоит  в том, чтобы помочь интегрировать  новое знание в бизнес и помогать организации управлять потоком  документов. Системы уровня знания, особенно в форме рабочих станций  и офисных систем, сегодня являются наиболее быстрорастущими приложениями в бизнесе.

Системы уровня управления разработаны, чтобы обслуживать  контроль, управление, принятие решений  и административные действия средних  менеджеров. Они определяют, хорошо ли работают объекты, и периодически извещают об этом. Например, система  управления перемещениями сообщает о перемещении общего количества товара, равномерности работы торгового  отдела и отдела, финансирующего затраты  для служащих во всех разделах компании, отмечая, где фактические издержки превышают бюджеты15.

Некоторые системы  уровня управления поддерживают необычное  принятие решений. Они имеют тенденцию  сосредоточиться на менее структурных решениях, для которых информационные требования не всегда ясны.

Системы стратегического  уровня – это инструмент помощи руководителям высшего уровня, которые  подготавливают стратегические исследования и длительные тренды в фирме и  в деловом окружении. Их основное назначение – приводить в соответствие изменения в условиях эксплуатации с существующей организационной  возможностью.

Информационные  системы могут также быть дифференцированы функциональным образом. Главные организационные  функции типа продажи и маркетинга, производства, финансов, бухгалтерского учета и человеческих ресурсов обслуживаются  собственными информационными системами. В больших организациях подфункции каждой из этих главных функций также  имеют собственные информационные системы. Например, функция производства могла бы иметь системы для  управления запасами, управления процессом, обслуживания завода, автоматизированной разработки и материального планирования требований.

Типичная организация имеет  системы различных уровней: эксплуатационную, управленческую, знания и стратегическую для каждой функциональной области. Например, коммерческая функция имеет  коммерческую систему на эксплуатационном уровне, чтобы делать запись ежедневных коммерческих данных и обрабатывать заказы. Система уровня знания создает  соответствующие дисплеи для  демонстрации изделий фирмы. Системы  уровня управления отслеживают ежемесячные  коммерческие данные всех коммерческих территорий и докладывают о территориях, где продажа превышает ожидаемый уровень или падает ниже ожидаемого уровня. Система прогноза предсказывает коммерческие тренды в течение пятилетнего периода – обслуживает стратегический уровень.

 

 

 

2.3. Информационные технологии как  фактор повышения эффективности  управленческого труда. 

 

 

 

Для повышения  эффективности управленческого  труда существуют специальные Системы поддержки управления (Managerial Support Systems). Системы поддержки управления разработаны, чтобы обеспечить поддержку определенному менеджеру или маленькой группе менеджеров. Они включают приложения, чтобы поддержать управленческое принятие решения типа систем групповой поддержки, исполнительных информационных систем и экспертных систем. Так же существуют организационные системы, разработанные для поддержки организации в целом или ее больших отделов типа систем обработки транзакций, накопления данных и группового ПО. Вместе они обеспечивают относительно всестороннее отображение приложений информационной технологии внутри единой организации (внутриорганизационные системы). Помимо этого имеются внутриорганизационные системы, затрагивающие ограниченные стороны типа электронного обмена данных, а также и другие электронные приложения, использующие Интернет16.

Организационные системы являются важными для  управления бизнесом или любым другим типом организации, и менеджерам придется иметь дело со многими такими организационными системами, особенно с системой диалоговой обработки  запросов и групповым ПО. Однако эти организационные системы были разработаны для поддержки организации в целом, а не отдельного менеджера и даже не группы менеджеров. Системы поддержки управления, напротив, предназначены, чтобы непосредственно поддержать менеджеров, которые принимают стратегические и тактические решения для организаций. Каждый из главных типов информационных систем, описанных раннее, ценен для помощи организациям в решении важных проблем. В последнее десятилетие некоторые из этих систем стали особенно важны для длительного процветания фирмы и выживания. Такие системы, которые являются мощными инструментальными средствами для участия в конкуренции, названы стратегическими информационными системами. Стратегические информационные системы изменяют цели, действия, изделия, услуги или относящиеся к окружающей среде связи организаций, чтобы помочь им получить преимущество перед конкурентами. Системы, которые имеют эти результаты, могут даже изменять бизнес организаций. Стратегические информационные системы должны отличаться от систем со стратегическим уровнем для старших менеджеров, которые сосредоточиваются на длительных проблемах принятия решения. Стратегические информационные системы могут использоваться на всех уровнях организации и рассматривают более глубокие и широкие причины, чем другие виды систем, которые мы описали. Стратегические информационные системы существенно изменяют цели фирмы, изделия, услуги внутренние и внешние связи. Они глубоко изменяют способ, которым фирма осуществляет руководств, или непосредственно сам бизнес фирмы17.

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ  ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО  ТРУДА В ООО «СВЕТЛОЕ».

 

 

 

3.1. Использование информационных  технологий для разработки и  реализации управленческих решений. 

 

 

 

Для разработки и реализации управленческих решений  используют так называемые корпоративные  информационные системы. Корпоративная информационная система (КИС) - это вся инфраструктура предприятия, задействованная в процессе управления всеми информационно-документальными потоками, включающая в себя следующие обязательные элементы:

  • информационная модель, представляющая собой совокупность правил и алгоритмов функционирования ИС; информационная модель включает в себя все формы документов, структуру справочников и данных и т. д.;
  • регламент развития информационной модели и правила внесения в нее изменений;
  • кадровые ресурсы (департамент развития, привлекаемые консультанты), отвечающие за формирование и развитие информационной модели;
  • программный комплекс (ПК), конфигурация которого соответствует требованиям информационной модели (программный комплекс является основным движителем и, одновременно, механизмом управления ИС); кроме этого, всегда существуют требования к поставщику ПК, регламентирующие процедуру технической и пользовательской поддержки на протяжении всего жизненного цикла;
  • кадровые ресурсы, отвечающие за конфигурирование ПК и его соответствие утвержденной информационной модели;
  • регламент внесения изменений в конфигурацию ПК и состав его функциональных модулей;
  • аппаратно-техническая база, соответствующая требованиям по эксплуатации ПК (компьютеры на рабочих местах, периферия, каналы телекоммуникаций, системное ПО и СУБД);
  • эксплуатационно-технические кадровые ресурсы, включая персонал по обслуживанию аппаратно-технической базы;
  • правила использования ПК и пользовательские инструкции, регламент обучения и сертификации пользователей.

Так же для  разработки и реализации управленческих решений используют так называемые информационные системы менеджмента.

Информационная  система менеджмента – это  система сбора информации, обрабатывающая и представляющая ее в форме, наиболее удобной для принятия на ее основе решений, и распределяющая ее между  конечными пользователями. Хорошая  информация должна быть точной, своевременной, уместной, легко доступной и представленной в необходимом формате.

Информация о работе Эффективность использования информационных технологий в управлении