Шпаргалка по "Истории государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:25, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1 Предмет и метод ИОГП ее место в системе наук. Задачи по изучению курса.
Вопрос 2 Особенности становления институтов гос-ва и прва у народов нашей страны в период древн мира: госсударственного образования закавказья северного причерноморья средней азии. Тюрский и хазарский каганаты булгарское царство.
Вопрос 3 Восточные славяне в прегосударственный период: социально-экономический уклад, особенности организации общественной власти, ппротогосударства.
Вопрос 54 1я Советская Конституция 1918г : подготовка и основные положения.

Файлы: 1 файл

IOGP_ekzamen (1).docx

— 425.63 Кб (Скачать файл)

 

 Вопрос 28

Учреждение  для управления губерний…» 1775 г.: реформа  административно-территориального деления  и местного управления; преобразование судебной системы

В 1775 Екатерина II утвердила «Учреждения  для управления губерний Всероссийской  империи» (Учреждение о губерниях), т.о. была проведена губернская реформа 1775.

 До этого в России было 23 губернии, губернии были разделены  на провинции, в провинции —  на уезды. Губернии были разукрупнены, из расчета, чтобы в одной  губернии проживало 400тыс.чел. Т.о. в России стало около 50 губерний, которые были разделены на уезды, в каждом из которых проживало около 30тыс.чел., т.е. был упразднен провинциальный уровень административно-территориального деления. Несколько губерний (обычно 2-3) объединялись в генерал-губернаторство (наместничество) во главе с генерал-губернатором, который был наместником императора.

 Во главе губернии стоял  губернатор. Коллегиальными органом управления на уровне губернии было губернское правление. Губернатору помогал вице-губернатор, который возглавлял казенную палату. Также в каждой губернии существовал приказ общественного призрения, который занимался делами здравоохранения, образования. В состав губернскогоправления входили генерал-губернатор, губернатор, вице-губернатор, губернский прокурор и советники. Губернское правление обладало административной и судебной компетенцией. Казенная палата, возглавляемая вице-губернатором, отвечала за губернскую казну, казенные предприятия, надзирала за частными предприятиями на территории данной губернии, т.е. выполняла на губернском уровне функции упраздненных в ходе реформы Мануфактур-коллегии, Коммерц-коллегии и Берг-коллегии.

 Городом руководил городничий.

 Уездом руководил земский  исправник (капитан-исправник). На  уездном уровне был создан  нижний земский суд — орган  уездного управления. Земский исправник  (являвшийся председателем нижнего  земского суда) и заседатели нижнего  земского суда избирались уездным  дворянством.

 Губернская реформа 1775 разделяет  администрацию и суд. Суд стал  сословным: выделяются дворянские, мещанские, крестьянские суды. Отдельно  функционировала система церковных  судов. Судами первого (уездного) звена были соответственно: для дворян — уездный суд; для мещан — городской магистрат; для крестьян — нижняя расправа. Судами второго (губернского) звена были соответственно: для дворян — верхний земский суд; для мещан — губернский магистрат; для крестьян — верхняя расправа. Всесословной губернской апелляционной инстанцией являлись палата гражданского суда и палата уголовного суда (фактически они, как и Сенат, состояли исключительно из дворян). Высшей судебной имперской апелляционной инстанцией являлся Правительствующий Сенат. Указанным крестьянским судам были подсудны дела только относительно государственных крестьян, частновладельческих крестьян судили их помещики, кроме уголовных дел, которые для всех крестьян рассматривались государственными судами. В связи с указанными преобразованиями была ликвидирована Юстиц-коллегия. Сословные уездные и губернские суды избирались представителями соответствующих сословий. Основным источником процессуального права было объявлено Соборное Уложение 1649.

 Как уже было указано, были  ликвидированы Коммерц-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия (их заменили  губернские казенные палаты), Юстиц-коллегия (ее заменили губернские палаты  уголовного и гражданского суда). Другие коллегии (кроме Военной  коллегии и Коллегии иностранных  дел) также ликвидировались. Ликвидировали  также Главную полицию, размещавшуюся  в Санкт-Петербурге, также передав  полицейские функции и полномочия  на губернский уровень.

 Была создана губернская  прокуратура, губернские прокуроры  входили в состав губернских  правлений. Губернскому прокурору  помогали губернские стряпчие, в  уездах ему подчинялись уездные  стряпчие. Губернскому прокурору  также подчинялись прокурор верхнего  земского суда, прокуроргубернского  магистрата, прокурор верхней расправы. Губернские прокуроры надзирали  за деятельностью всех судов  и прочих государственных органов  и должностных лиц губернии (кроме  генерал-губернатора и губернатора). Губернские прокуроры подчинялись  непосредственно генерал-губернатору  империи.

 

 Вопрос 29

Жалованная  грамота городам 1785г о статусе  городских жителей и городском  самоуправлении

В 1785 Екатерина II издала Жалованную грамоту  городам, которая представляла собой  кодификацию законодательства о  статусе городского населения.

 Выделялось 6 категорий городского  населения. Городские купцы (1) были разделены на гильдии,  в зависимости от размера состояния.  Городская интеллигенция, банкиры  и капиталисты составили слой  почетных (именитых) граждан (2), которые  обладали правами личных дворян. Мещане, занимавшиеся мелкой торговлей,  составили значительный слой  городских обывателей (3). Мещане, занимавшиеся  ремеслом, получили правовой статус  ремесленников (4). В состав Жалованной  грамоты городам 1785 вошел специальный  Ремесленный устав. Отдельно выделялись  иностранные граждане, а также  иногородние (5). В последнюю категорию  было отнесено все прочее посадское  население (6).

 В городах создавались городские  думы, которыми руководили городские  головы.

 

 Вопрос 30

Государственные преобразования при Александре I и  Николае I: органы центрального и местного управления; проект Уставной грамоты  Российской империи 1820 г.

В рассматриваемый период Россия по форме правления оставалась абсолютной монархией. На фоне дальнейшей централизации  и бюрократизации государственного аппарата формируются противоречия между феодально-крепостническим  строем и разви-

 вающимися капиталистическими  отношениями, углубляется кризис  крепостнической системы, нашедший  отражение во всех сферах жизни  страны, укрепляются внешнеэкономические  позиции России как многонационального  государства. Вышеуказанные предпосылки обусловили государственные преобразования, результатом которых стало учреждение в 1810 г. Александром I Государственного

 

совета, как высшего законосовещательного органа. Председателем Совета являлся  император, который назначал членов Совета в количестве от 8 до 40. Основной функцией Совета являлась подготовка различных законопроектов и приведение всей правовой системы страны к единообразию.

 Совет состоял из 5 департаментов  (законов, дел военных, дел гражданских  и духовных, государственной экономии  и дел царства Польского). Роль  Совета снижается с учреждением  в 1826 г. Николаем I Собственной  Его Величества канцелярии,

 

возглавившей всю систему центральных отраслевых органов государственного управления и получившейзаконотворческие полномочия. Канцелярия состояла из 6 отделений:

1-е отделение контролировало  деятельность министров и министерств,  готовило законопроекты к рассмотрению;

2-е отделение занималось кодификацией  и обобщением юридической практики;

3-е отделение руководило борьбой  с государственными преступлениями;

4-е отделение занималось благотворительными  учреждениями и женскими учебными  заведениями;

5-е отделение готовило реформу  управления государственными крестьянами;

6-е отделение занималось подготовкой  материалов по управлению Кавказом.

Сенат становится высшим судебным органом  государства, его департаменты —  высшими апелляционными инстанциями  для губернских судов.

 В1802 г. с принятием манифеста ≪Об учреждении министерств≫ меняется структура центральных органов управления: коллегии заменяются отраслевыми министерствами, действующими по принципу единоначалия. Новыми по существу являлись Министерство внутренних дел и Министерство просвещения. Министры назначались императором, их власть определялась как высшая исполнительная, подчиненная непосредственно императору. Для решения межведомственных вопросов в 1802 г. был создан Комитет министров.

 

 ГОСУДА́РСТВЕННАЯ УСТА́ВНАЯ ГРА́МОТА Российской империи, проект конституции, подготовленный по указанию императора Александра I Павловича его представителем при Административном совете Царства Польского Н. Н. Новосильцевым в 1819.

 О намерении ввести конституцию  в России Александр I заявил  на открытии сейма Царства  Польского 15 (27) марта 1818. Тогда  же он поручил Новосильцеву  разработать проект конституции.  К этой работе были привлечены  чиновники канцелярии Новосильцева  — П. А. Вяземский и П.  И. Дешан. К осени 1820 был подготовлен  окончательный текст Государственной  уставной грамоты, состоящей из  шести глав. Многие ее положения  совпадали с Конституцией Царства  Польского 1815.

 Государственная уставная грамота  предусматривала создание в России  двухпалатного Государственного  сейма, состоящего из Сената  и Посольской избы, а также  двухпалатных сеймов на местах. К компетенции Государственного  сейма относилось утверждение  законов и бюджета, но за  императором закреплялось право  законодательной инициативы и  право вето. Депутатов избирали  от дворянских уездных собраний  и городских обществ. Соответственно  избирательные права получали  владевшие недвижимостью дворяне,  а от городских обществ —  владельцы недвижимости, лица с  высшим образованием, предприниматели,  купцы первых двух гильдий, цеховые мастера. Право избирать получали лица старше 25 лет, а быть избранными — старше 30 лет и имевшие определенный имущественный ценз.

 Положения Государственной  уставной грамоты предусматривалитерриториально-административную  реформу в стране: вся территория  империи разделялась на наместничества (каждое из нескольких губерний). Провозглашались разделение административной  и судебных властей, независимость  судей, равенство подданных перед  законом, неприкосновенность личности  и собственности, свобода печати  и вероисповедания. Проект конституции  не был опубликован, но был  известен широкому кругу лиц.  С ее идеями связана преобразовательная  деятельность А. Д. Балмашова  на посту генерал-губернатора  центральных губерний. Ряд положений  Государственной уставной грамоты  нашел свое отражение в Конституции  Н. М. Муравьева. Впервые Государственная  уставная грамота была опубликована  польскими повстанцами в 1831. Позднее,  в 1837 ее опубликовал английский  публицист Р. Уркварт, а в  1861 — Вольная русская типография  А. И. Герцена в Лондоне. 

  Вопрос 31

Правовой  статус сословий в первой половине ХIХ в. Попытки юридического решения крестьянского вопроса: Указы «О вольных хлебопашцах» 1803 г. и «Об обязанных крестьянах» 1842 г.Во второй половине XVIII — начале XIX в. шел процесс разложения феодально-крепостнического строя и развития буржуазных отношений, который привел к изменению классовой структуры российского общества. Зарождались новые классы — буржуазия и пролетариат. Все население по-прежнему делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городских жителей.Господствующим классом являлось дворянство. Экономическое и политическое могущество дворян основывалось на землевладении и праве эксплуатировать крестьян, живших на принадлежавших дворянам землях. Они обладали монопольным правом на владение крепостными людьми. Представители дворянского сословия занимали все важные должности в органах государственного управления. Феодальное государство стремилось усилить позиции дворян.Дворянское звание рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное, распространявшееся на всех членов семьи дворянина. Дворянство обладало такими привилегиями, как свобода дворян служить, оставлять службу, выезжать в другие государства, отказываться от подданства.Среди личных прав дворян можно отметить: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний и т. д. К имущественным правам дворянства относились следующие: право собственности; права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества; право иметь в городах фабрики и заводы; право вести торговлю наравне с купечеством и др.С увеличением земельного ценза на выборах усилились роль крупных землевладельцев в дворянских сословных органах и их влияние на местное управление.С 1798 г. военнослужащие, не являвшиеся дворянами, непредставлялись к офицерскому званию, а все офицеры-недворяне были уволены с военной службы.Духовенство по-прежнему делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). В развитии правового положения духовенства необходимо отметить два следующих момента.С одной стороны, представители духовенства получили большие привилегии: они и их дети были освобождены от телесных наказаний, дома духовенства освобождались от поземельного сбора, от постоя и т. д.С другой стороны, самодержавие старалось ограничить духовное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церквах.Наиболее преданных служителей церкви власть стремилась привязать к своей социальной среде, где господствовала дворянская аристократия. Награжденное орденами духовенство приобретало дворянские права. Таким образом самодержавие хотело превратить духовенство в немногочисленную и управляемую социальную группу.Основную массу населения составляли феодально-зависимые крестьяне. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных.В 1801 г. был принят Указ, в соответствии с которым купцам, мещанам и всем крестьянам (помещичьим крестьянам — Указом 1803 г.) было предоставлено право покупать земли.В соответствии с Указом 1803 г. о вольных хлебопашцах помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный самими помещиками выкуп. До крестьянской реформы 1861 г. вольными хлебопашцами стали около 112 тыс. человек.В 1816 г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Они были обязаны заниматься сельским хозяйством и нести военную службу. Им запрещалось торговать, уходить в город, их жизнь регламентировалась Воинским уставом.В целях развития промышленности в 1818г. был издан Указ, который разрешил всем крестьянам учреждать фабрики и заводы.В 1842 г. был принят Указ об обязанных крестьянах. В соответствии с этим актом помещики могли предоставлять крестьянам землю в арендное пользование, за что те должны были выполнять установленные договором повинности.В 1847 г. для управления государственными крестьянами было учреждено Министерство государственных имуществ.

 

 Вопрос 32

Систематизация  законодательства в первой половине ХIХ в. Полное собрание законов Российской империи 1830 г. и Свод законов Российской империи 1832 г.

В Полном собрании законов Российской империи было собрано (консолидировано) все российское законодательство от Соборного Уложения 1649 до последних  указов Александра I. Оно было составлено в хронологическом порядке и  включало около 330000 актов, которые были объединены в 40 томов, также было 5 томов  приложений.

 Помимо узаконений, в Полное  собрание законов Российской  империи включались те судебные  решения, которые сталисудебными  прецедентами или толкованием  к принятым законам, а также  частные решения, которые оказались  «важны в историческом отношении»

52. Свод законов Российской империи.

 Свод законов Российской  империи является плодом систематизации, проведенной сотрудниками Второго отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии под общим руководством М.М. Сперанского.

 Свод законов Российской  империи был составлен к 1832, он состоял из 15 томов, включавших  только действующие узаконения. Все статьи Свода законов Российской  империи содержат ссылки на  соответствующие акты из Полного  собрания законов Российской  империи. Свод законов Российской  Империи получил статус закона  с 1835.

 Для каждой статьи Свода  законов Российской империи составлялся  комментарий, носивший значение  толкования, но не имевший силы  закона.

 Затем последовало 2 полных (1842, 1857) и 6 неполных (1833, 1876, 1885, 1886, 1887, 1889) изданий обновленного Свод законов Российской империи.

53. Уложение о наказаниях уголовных  и исправительных 1845г.

 По Уложению о наказаниях  уголовных и исправительных 1845, преступление  определяется как противоправное  виновное деяние (т.е. как сейчас). Однако не было установлено  четкого разграничения между  преступлением и проступком. В  Уложении о наказаниях уголовных  и исправительных 1845 определяются  также формы вины, условия освобождения  от уголовной ответственности  (такие как несовершеннолетие,  душевная болезнь и др.).

    

 Преступления (по Уложению о  наказаниях уголовных и исправительных 1845):

1. Религиозные (около 80 видов): богохульство, совращение православного в другую веру и пр.

2. Государственные (около 20 видов): государственная измена, бунт, покушение на императора и пр.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"