Международная защита прав ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:15, курсовая работа

Описание работы

Основой любого современного государства, ячейкой общества, несомненно, является семья. Главной же ценностью семейной жизни считаются дети. Именно забота о них является залогом процветания государства и общества. При чем забота эта должна исходить в равной степени и от родителей, и от государства. Государство путем должной поддержки извне, социальной политики, проводимой в отношении семьи и детства, способствует становлению полноценных граждан и развитию общества в целом. Сегодняшняя действительность свидетельствует, что обеспечение прав ребенка стало серьезной проблемой для России. Тяжелая экономическая ситуация, существующая в нашей стране уже несколько лет, отражается в первую очередь на семейном благополучии.

Файлы: 1 файл

основа4).docx

— 65.28 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Международная  защита прав ребенка.

1.1 Правовой статус ребенка.

 Основой любого современного государства, ячейкой общества, несомненно, является семья. Главной же ценностью семейной жизни считаются дети. Именно забота о них является залогом процветания государства и общества. При чем забота эта должна исходить в равной степени и от родителей, и от государства. Государство путем должной поддержки извне, социальной политики, проводимой в отношении семьи и детства, способствует становлению полноценных граждан и развитию общества в целом. Сегодняшняя действительность свидетельствует, что обеспечение прав ребенка стало серьезной проблемой для России. Тяжелая экономическая ситуация, существующая в нашей стране уже несколько лет, отражается в первую очередь на семейном благополучии. Лишь некоторое число семей смогло адаптироваться к новой ситуации. Страдают от этого, конечно же, дети. Бездуховность, равнодушие, жестокость и агрессивность взрослых ведет к деградации, одичанию детей и подростков из различных социальных слоев.

В ближайшее десятилетие  в России, ожидается уменьшение численности  населения моложе трудоспособного  возраста в связи с низким уровнем  рождаемости. По сравнению с 2003 годом  число детей уменьшилось на 44,3 тысячи или на 8 процентов. Сокращается  и количество многодетных семей  с несовершеннолетними детьми. По-прежнему высоким остается число факторов, способствующих росту семейного  неблагополучия, нарушению социализации детей. Несмотря на сокращение количества разводов за последние два года, все еще высока доля неполных семей, продолжается рост внебрачной рождаемости.

Ежегодно увеличивается  число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме  того, ежегодно растет число выявленных детей из числа детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей.

Остается острой проблема социального сиротства и детской  безнадзорности. Также увеличилось  количество случаев привлечения  родителей к уголовной ответственности  за жестокое обращение с ребенком.

В числе причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, отмечаются ухудшение экологической  ситуации, неблагоприятные условия  труда женщин, рост травматизма, высокий  уровень заболеваемости родителей.

Проблема защиты прав ребенка  существует не только в России, но и  во всем мире, но для нашей страны она приобретает пугающие размеры. Нарушение прав детей стало особенно распространенным в последние годы.

Зачастую на национальном уровне дети или их юридические представители  ничего не могут сделать для защиты прав ребенка на национальном уровне, в такой ситуации не только возможно, но и необходимо обращение в международные  институты защиты прав человека. Данное право устанавливает часть 3 статьи 46 Конституции Российской Федерации. В ней предусматривается право  каждого гражданина на обращение  в международные органы защиты прав человека в том случае, когда все  средства правовой защиты, доступные  ему внутри государства, были исчерпаны. Таким образом, функционирование правовой системы в Российской Федерации  основывается не только на принципах, установленных внутренним законодательством, но и на общепризнанных стандартах, существующих в международном сообществе. «Институт прав человека стал тем  центром, который сфокусировал в  себе все основные проблемы современности  как глобального, так и национального  уровня».[1]

Международное сотрудничество в области прав человека имеет  ряд успехов и достижений. Сложилось  четкое представление относительно общепризнанных прав человека, накоплен основной массив международных стандартов, создана сеть международных механизмов и процедур в области защиты прав человека, широкое распространение  получила практика привлечения неправительственных  организаций к обсуждению в системе  Организации Объединенных Наций (далее – ООН) вопросов, связанных с правами человека, и т. д.[2]

Наиболее важным моментом является признание детей самостоятельными субъектами права, при этом признается, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается  в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

Перспективным в функционировании механизмов обеспечения защиты прав человека является «не замыкание прав человека на национальном уровне, а разработка более эффективных мер по оптимизации взаимодействия международных, региональных и национальных усилий в деле поощрения и развития уважения к ним. Многоуровневое обеспечение и развитие прав человека будет содействовать их утверждению в качестве реального стержня современного миропорядка».[3]

Все международные органы по правам человека, участвующие в  защите прав ребенка, действуют на универсальном  уровне, в рамках ООН.

Универсальные органы в зависимости  от их юридической природы можно  разделить на внедоговорные контрольные  механизмы, созданные на основе Устава ООН, и договорные (конвенционные) контрольные  органы, создание которых предусмотрено  международными соглашениями по правам человека. Кроме того, универсальные  органы могут быть общей и специальной  компетенции.

Внедоговорные механизмы  – это органы ООН. Устав ООН 1945 г. непосредственно не посвящен правам человека. Но, выполняя роль «Конституции ООН», он лежит в основе международного правопорядка. В соответствии со статьей 55 (с) Устава Организация Объединенных Наций призвана содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

В целях реализации этой задачи статья 57 Устава предусматривает  создание различных вспомогательных  специализированных учреждений ООН. Среди таких учреждений, которые занимаются в том числе и правами детей, можно назвать:

1) Международную организацию  труда (МОТ);

2) Всемирную организацию  здравоохранения (ВОЗ);

3) Организацию ООН по  вопросам образования, науки и  культуры (ЮНЕСКО);

4) Международный Детский  Фонд ООН (ЮНИСЕФ);

5) Фонд ООН по народонаселению;

6) Программу Развития  ООН;

7) Управление Верховного  Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ).

Из внедоговорных органов  ООН непосредственное отношение  к вопросу о контроле за соблюдением прав ребенка имеют: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС), Комиссия ООН по правам человека.

Генеральная Ассамблея ООН  выполняет ряд функций в отношении  прав человека. Так, она организует исследования, дает рекомендации в  целях содействия осуществлению  прав человека, принимает по вопросам прав человека резолюции (декларации) и утверждает договоры. Так, в отношении  прав ребенка она приняла Декларацию прав ребенка и Конвенцию о  правах ребенка. Кроме того, Генеральная  Ассамблея создает различные  вспомогательные органы (например, ЮНИСЕФ), назначает специальных докладчиков  в сфере защиты прав ребенка (Специального докладчика по изучению прав ребенка  в период вооруженных конфликтов).

Совет Безопасности ООН осуществляет деятельность, имеющую большое значение для защиты детей в период вооруженных  конфликтов, так как он уполномочен  предпринимать действия по поддержанию  международного мира и безопасности.

Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС) по вопросам, входящим в  его компетенцию, может подготавливать для представления Генеральной  Ассамблее проекты резолюций и конвенций, созывать международные конференции по правам человека.

Комиссия ООН по правам человека полномочна принимать сообщения от любых лиц и изучать ситуации нарушений прав человека. Однако крайне политизированная природа этого органа и некоторые иные факторы не позволяют Комиссии осуществлять высокоэффективную защиту прав человека в целом и прав ребенка в частности.

Действующая в настоящее  время система договорных (конвенционных) органов – органов, учрежденных  международными конвенциями, конкретными  договорами по правам человека для  обеспечения выполнения именно их положений, состоит из шести комитетов.

1) Комитет по правам  человека, созданный в соответствии  с Международным пактом о гражданских  и политических правах 1966 г. с  целью имплементации его норм;

2) Комитет по ликвидации  расовой дискриминации – в  соответствии с Международной  конвенцией о ликвидации всех  форм расовой дискриминации 1965 г.;

3) Комитет по ликвидации  дискриминации в отношении женщин  – в соответствии с Конвенцией  о ликвидации всех форм дискриминации  в отношении женщин 1979 г.;

4) Комитет против пыток  – в соответствии с Конвенцией  против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих  достоинство видов обращения  и наказания 1984 г.;

5) Комитет по экономическим,  социальным и культурным правам  – в соответствии с Международным  пактом об экономических, социальных  и культурных правах 1966 г.;

6) Комитет по правам  ребенка – в соответствии с  Конвенцией о правах ребенка  1989 г.

Комитет ООН по правам человека является одним из наиболее авторитетных международных органов в области  прав человека, создан с целью помочь осуществлению требований Международного пакта о гражданских и политических правах, результаты его деятельности дают достаточно полную картину международного контроля в области прав человека на универсальном уровне. Комитет состоит из 18 экспертов, которые выступают в личном качестве, а не как представители государств. Комитет накопил значительный опыт, изучение которого представляет не только огромный теоретический, но и практический интерес.

Согласно Факультативному  протоколу к Пакту о гражданских  и политических правах, вступившему  в действие в 1976 г., Комитет правомочен рассматривать жалобы отдельных  лиц на нарушения их прав, закрепленных Всеобщей декларацией прав человека. Условием является то, что государство-нарушитель должно являться участником Пакта и  ратифицировать Протокол или присоединиться к нему. В Пакте содержатся статьи, закрепляющие права ребенка.

Комитеты по итогам рассмотрения докладов формулируют замечания.

Определенную роль в правозащитной  деятельности играют и другие договорные органы.

Однако указанные комитеты являются квазисудебными органами, имеющими компетенцию рассматривать жалобы, представленные гражданами, в которых государство – участник соответствующих международно-правовых документов обвиняется в нарушении их прав. Теоретически заявители могут быть любого возраста, и, кроме того, дети могут быть представлены их родителями или иными законными представителями. Количество обращений, касающихся прав ребенка, которые эти органы получили по настоящий момент небольшое.

Это связано и с длительностью  процедуры рассмотрения обращений, и с необязательностью принимаемых  решений. Однако само по себе право  обращения в эти органы является очень неплохим достижением, которое, несомненно, следует развивать.

Остановимся подробнее на Комитете ООН по правам ребенка, так  как именно этот орган непосредственно  занимается защитой прав ребенка. Остальные  же пять комитетов могут осуществлять защиту прав ребенка лишь косвенно – посредством рассмотрения докладов в пределах своих мандатов, которые  включают всех лиц или определенную группу лиц, которые, в свою очередь, могут включать или не включать в  свое число детей.

Комитет по правам ребенка  учрежден в 1989 г. Конвенцией о правах ребенка. В соответствии со статьей 43 Конвенции Комитет состоит из десяти экспертов из числа граждан  государств-участников, которые работают в индивидуальном качестве и избираются на четырехлетний срок. Все государства  – участники Конвенции могут  выдвигать кандидатов. Комитет заседает три раза в год (в январе, мае-июне и октябре) в Женеве. Он рассматривает  прогресс, достигнутый государствами-участниками  в исполнении обязательств, установленных  Конвенцией 1989 г.

Каждые два года Комитет  представляет Генеральной Ассамблее  доклад о своей деятельности. Государства-участники  должны подавать в Комитет через  Генерального секретаря доклады  о мерах, предпринятых для реализации прав, признанных в Конвенции, и о  прогрессе, достигнутом в использовании  этих прав; первый доклад должен быть представлен  не позже чем через два года после вступления в силу Конвенции  соответствующим государством-участником, и далее каждые пять лет.

В докладах должны указываться  факторы и трудности, влияющие на выполнение обязательств по Конвенции. Кроме того, должны быть представлены сведения, показывающие как Конвенция выполняется соответствующей страной. Статья 44 закрепляет, что государства-участники обеспечивают широкую гласность своих докладов в своих собственных странах.

В периодических докладах об осуществлении Конвенции должна содержаться информация за охватываемый период, включая меры, принятые государством-участником, в том числе заключение двусторонних и многосторонних соглашений в области прав ребенка и присоединение к ним, а также изменения в законодательстве и практике на национальном, региональном и местном уровнях, такие, как:

– создание механизмов и  структур для координации и контролирования  усилий по осуществлению Конвенции;

– разработка общей или  секторальной политики, программ и  контролирования усилий по осуществлению  Конвенции;

– прогресс, достигнутый  в осуществлении прав ребенка;

– факторы и трудности  на пути полного осуществления прав, изложенных в Конвенции, и меры по их преодолению;

– планы, намечаемые в целях  дальнейшего совершенствования  реализации прав ребенка.

Для отслеживания произошедших изменений периодические доклады  должны содержать информацию о рассмотрении замечаний Комитета по предыдущему  докладу. К докладам должны прилагаться  упоминавшиеся в них тексты основных законов и судебных решений, подробная  статистическая информация и показатели, а также соответствующие исследования. Таким образом, пересмотр всего  внутреннего законодательства и  соответствующих административных инструкций по обеспечению соблюдения в полной мере Конвенции представляет собой обязательство государств.

Информация о работе Международная защита прав ребенка