Конституционный контроль в ФРГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

В современном мире существуют две основные модели конституционного контроля. Первая модель заключается в том, что конституционный контроль осуществляют суды общей юрисдикции. Такую модель принято называть «американской», так как впервые она получило свою реализацию именно в США. Вторая модель преобладает в европейских странах. Конституционное правосудие осуществляется специальным органом - конституционным судом. В федеративных государствах создаются, кроме федеральных конституционных, суды субъектов, которые являются самостоятельными и обладают собственными компетенциями. Именно эта модель конституционного контроля применяется в ФРГ.

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 43.49 Кб (Скачать файл)

е) по своему объему конституционный  контроль может быть полным или частичным. Полный контроль охватывает всю систему  общественных отношений, урегулированных  конституцией. Частичный же контроль распространяется лишь на определенные их сферы, например на права человека и гражданина, на федеративные отношения и т.д.

и) по содержанию конституционный  контроль бывает формальным и материальным. При формальном контроле проверяется  соблюдение конституционных условий  и требований, относящихся к изданию  акта, то есть входило ли издание  акта в компетенцию издаваемого  органа, соблюдены ли процедурные  требования при этом, в надлежащей ли форме издан акт. Материальный же контроль имеет дело с содержанием  акта и означает проверку соответствия этого содержания положениям конституции.

ж) с точки зрения действия во времени, а точнее говоря обратной силы, также наблюдаются две формы  конституционного контроля. Первая форма  – ex tunc – означает, что решение  о признании неконституционности  имеет обратную силу и норма или  акт, объявленные неконституционными считаются недействительными с  самого начала (с момента их издания  или момента вступления в силу конституционной нормы, в которой  они стали противоречить). Отсюда следует, что должны быть восстановлены  отношения, существования до этого  момента, возмещен ущерб, учиненный  их изданием и т.д. Это порождает  больше сложностей, а порой просто невозможно, особенно когда неконституционные  нормы или акт действовали  длительное время. Поэтому чаще применяется  вторая форма – ex nunc - означающее что  решение о неконституционности  действителен только на будущее, а все  прежние последствия действия неконституционной  формы или акта остаются в силе.

Конституционный контроль включает в себя и проверку конституционности  судебных решений. Это очень важная часть в деятельности по конституционному контролю, и тогда он обеспечивает, чтобы проверялось, не нарушают ли конкретные судебные решения конституционные  права и свободы. Во всех этих видах  деятельности цель у конституционного контроля остается неизменной, одной  и той же. И даже когда конституционный  контроль обеспечивает четкое разграничение  компетенции между, скажем, законодательной, исполнительной или судебной властью, он тоже служит этой же самой цели.

В ходе конституционного контроля осуществляется не только защита конституционных  норм, но и их развитие в соответствии с изменяющейся обстановкой. Наиболее яркий пример этого США, где действующая  сегодня конституция 1787 г. была принята в совершенно иных социально-экономических политических условиях. Почти за два столетия существования конституционного надзора (с 1803 г.) суды, и прежде всего Верховный суд США, своими толкованиями создали практически новую, «живую» конституцию. Новые нормы конституционного права создаются органами конституционного надзора и в других странах (Индия, Италия, Канада, Франция и т.д.).

Таким образом, институт конституционного контроля (надзора) — важнейший демократический институт. Его правильное функционирование обеспечивает соблюдение основного закона, в котором выражается соотношение социальных сил в обществе и который призван поддерживать необходимую стабильность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика  судебных органов, осуществляющих  конституционный контроль в ФРГ

Европейская модель конституционного контроля, применяемая в ФРГ, характеризуется  организационной и юрисдикционной самостоятельностью, так как для  осуществления конституционного контроля создается специализированный орган  конституционного контроля, единственный уполномоченный осуществлять конституционный  контроль как основную функцию. При  этом орган конституционного правосудия управомочен рассматривать исключительно  конституционно-правовые дела.

С другой стороны, данная модель конституционной юстиции позволяет  решать конституционно-правовые вопросы  безотносительно к обстоятельствам  конкретного дела, использовать различные  процедуры конституционного производства, формулировать общеобязательные решения, решения выносятся квалифицированными судьями.

В ФРГ существует специальный  орган конституционного контроля -Федеральный  конституционный суд (далее - ФСК), который  осуществляет как предварительный, так и последующий контроль. Он находится в г. Карлсруэ и состоит  из 2 сенатов, по 8 членов Федерального конституционного суда в каждом.

ФСК разрешает спорные  вопросы толкования Конституции, споры  по поводу соотношения с Конституцией других федеральных законов и  законов, изданных властями земель.

Полномочия ФСК включают возможность отмены – по мотивам  противоречия Конституции – законов, принятых парламентом ФРГ и властями земель, любых постановлений правительства  и иных органов управления и, наконец, по тем же мотивам – решений  любых судебных инстанций, в том  числе высших федеральных судов. ФСК вправе признавать неконституционной  деятельность различных организаций  и объединений граждан. Важная функция  ФСК – рассмотрение жалоб общин  и граждан на нарушение органами власти их основных конституционных  прав.

В Основном законе подробно определен состав Федерального конституционного суда, его компетенция и некоторые важные случаи разрешения конституционных споров (ст. 93, 94, 99, 100). Кроме того, в абзаце 2 ст. 21 закреплено право суда на решение вопроса об антиконституционности политических партий. Таким образом, как по существу, так и по самой форме регулирования Основной закон выделил Федеральный конституционный суд как особый по важности орган государства, не менее значимый, чем такие конституционные учреждения, как бундестаг, бундесрат, Федеральный президент или федеральное правительство.

Принципы организации  и деятельности суда развиты в  Законе "О Федеральном конституционном  суде" от 12 марта 1951 г. В нем наиболее полно, по сравнению с аналогичными институтами других стран, проведена идея специального конституционного суда, наблюдающего за соблюдением не только конкретных норм, но и принципов Конституции.

Суть конституционной  юстиции состоит в контроле над  всей правовой системой страны со стороны  элитарного по составу, слабо контролируемого  представительными учреждениями судебного  органа. В Федеральном конституционном  суде находит свое высшее институционное воплощение не только широкое влияние юстиции на общественно-политическую жизнь, но и судебный контроль за законодательной властью. Согласно Конституции и § 13 Закона о Федеральном конституционном суде этот Суд призван принимать решения в 18 типовых случаях, касающихся толкования Основного закона и обычного законодательства федерации и земель, полномочий государственных органов, прав граждан, положения политических партий и многих других важных проблем.

Диапазон решений Суда по важным общественно-политическим проблемам  весьма широк. Они касаются экономических и социальных вопросов, гражданского и уголовного права, военной политики, финансовых вопросов, гражданства и даже проблем международных отношений. Особенно велика роль Суда в том, что он не только контролирует законодателя, вынося решения о неконституционности законов, но и связывает его волю в процессе создания законов.

В землях (субъектах федерации) действуют конституционные суды. Конституционные суды земель вправе контролировать соответствие актов  земель как федеральной, так и  местной конституции.

В настоящее время суды учреждены во всех землях за исключением  земли Шлезвиг-Гольштейна. Функции  конституционного контроля в этой земле  возложены на Федеральный Конституционный  Суд на основании ст. 99 Конституции  ФРГ.

Порядок рассмотрения споров по поводу неконституционности нормативных  актов в США и ФРГ различен. В США, где в качестве органов  конституционного контроля выступают общие суды, оспаривать конституционность закона или другого акта может любой гражданин, но лишь в связи с рассмотрением в суде конкретного (гражданского, уголовного и т.д.) дела, для решения которого применяется оспариваемый закон. В ходе разбирательства дела любая сторона может заявить, что этот закон, по ее мнению, противоречит конституции, в связи с чем суд должен вынести свое решение по этому вопросу.

В ФРГ где учреждены  специальные органы конституционного контроля, обращаться непосредственно  в такой орган с иском может  ограниченный круг должностных лиц  и государственных органов. Это федеральный президент, Бундестаг и Бундесрат или их части- депутаты или фракции, федеральное правительство, земельные правительства. Основной закон наделяет правом и гражданина подавать «конституционный иск», если он в результате действий того или иного органа власти чувствует себя ущемлённым в своих основных правах. Кроме того, любой германский суд обязан обращаться в Конституционный суд с «конкретным иском по контролю правовой нормы», если он считает, что некоторый закон противоречит конституции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Порядок назначения  судей в ФРГ, управомоченных  на осуществление конституционного  контроля, срок их полномочий, компетенция  органов конституционного контроля

 

В ФРГ Федеральный конституционный  суд состоит из двух палат (сенатов) по 8 судей в каждой, в общей  сложности из 16 судей. Половина из судей  избирается бундестагом (нижней палатой  парламента), половина - бундесратом (верхней  палатой).

 Бундестаг избирает  судей путем косвенных выборов, создавая для этого специальную комиссию на основе пропорционального представительства политических партий. Бундесрат проводит прямые выборы. Кандидат на должность судьи должен получить ⅔ голосов. Для кандидатов установлены довольно жесткие условия: трое судей в каждом сенате должны быть избраны из состава судей пяти высших судов страны (в ФРГ нет единого верховного суда), пять других членов должны иметь возраст не менее 40 лет и диплом о юридическом образовании. После избрания судьи назначаются на должность декретом президента республики. Срок их полномочий - 12 лет, повторное избрание не допускается.

Судьи конституционных судов  земель Германии избираются на определенный срок. В Бремене и Гессене - на период полномочий ландтага, в Тюрингии - 5 лет, в Гамбурге, Рейнланд-Пфальце, Сааре, Северном Рейне - Вестфалии - 6 лет, в Берлине, Гессене, Нижней Саксонии, Саксонии-Ангальт - 7 лет, в Саксонии - 9 лет, в Бранденбурге - 10 лет, в Мекленбурге - Передней Померании - 12 лет. Срок полномочий Председателя Баварского Конституционного суда, членов суда из числа профессиональных судей, а также первого и второго  заместителей Председателя составляет восемь лет. Предельный возраст пребывания в должности члена конституционного суда устанавливается только в пяти федеральных землях: в Мекленбурге - Передней Померании, Северном Рейне - Вестфалии, Тюрингии - 68 лет; Саксонии и  Рейнланд-Пфальце - 70 лет. В Берлине, Бранденбурге, Мекленбурге - Передней Померании член конституционного суда может быть избран лишь на один срок, в Гамбурге, Нижней Саксонии и Саксонии-Ангальт - не более чем на два срока. Законодательством  остальных земель не устанавливается  вообще какого-либо ограничения для  занятия должности судьи на последующие  сроки.

Отстранены от должности  судьи могут быть лишь по решению  Федерального дисциплинарного суда для судей либо дисциплинарного  суда земли. Дисциплинарное преследование  возбуждается министром юстиции  ФРГ или одной из земель.

Федеральный конституционный  суд в соответствии с конституцией и законом о нем 1951 г. обладает очень широкой компетенцией, к которой относятся:

  • толкование федеральной конституции в случаях спора об объеме прав и обязанностей участников конституционно-правовых отношений (в частности, в связи со спорами о компетенции высших органов государства, по жалобам земли о толковании федеральной конституции судом земли);
  • рассмотрение споров и неясностей по вопросу о взаимоотношениях федерации и земель, а также земель между собой (о правах и обязанностях федерации и земель, об исполнении землями федерального права, об осуществлении федерального контроля в отношении земель и др.);
  • рассмотрение жалоб общин и их союзов по поводу нарушения законом, в том числе актом земли, их прав на самоуправление;
  • рассмотрение заявлений граждан на нарушение их конституционных прав юридическими актами -законами, актами административных органов, судебными решениями;
  • решение квазиуголовных дел о лишении конституционных прав граждан, использующих эти права против свободного демократического порядка, об антиконституционности и, следовательно, запрещении политических партий и других объединений, об освобождении от должности президента республики в связи с обвинением, возбужденным против него парламентом;
  • рассмотрение жалоб на решения бундестага, касающихся выборов, приобретения или утраты членства в бундестаге, и некоторых других жалоб.

Необходимо отметить, что  ФСК не является ревизионной судебной инстанцией, которая решает конкретные конституционно-правовые вопросы в  рамках гражданского или уголовного судопроизводства. В его компетенцию  входит исключительно решение конституционно-правовых вопросов в целом: его толкование Основного закона носит обязательный характер. Он не входит наряду с другими  судами в общий инстанционный  порядок и тем самым не является по отношению к ним вышестоящим  судом. Федеральный конституционный  суд также не составляет единой иерархии с конституционными судами земель и  не возглавляет ее - ФСК и конституционные  суды земель действуют самостоятельно в сфере своей компетенции.

В большинстве земель, входящих в ФРГ, имеются свои конституционные  суды, компетенция которых ограничена толкованием положений конституций  земель и рассмотрением жалоб  на нарушение закрепленных в них  прав. Решения этих судов не подлежат обжалованию.

Единственной немецкой федеральной  землей, в которой не создан орган  конституционного контроля, является Шлезвиг-Гольштейн. В этом случае получает реализацию ст. 99 Основного закона Германии, которой предусматривается, что "закон  может предоставить Федеральному Конституционному Суду право рассмотрения конституционных  споров в пределах одной земли, касающихся применения права земли".

Информация о работе Конституционный контроль в ФРГ