Гуманитарное право России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:53, контрольная работа

Описание работы

Многие социальные проблемы, веками занимавшие человеческий ум, получили свое разрешение: лечение болезней, прогнозирование погоды, обмен информацией, создание мощных средств производства, исследование человеком космического пространства и Луны, поиск и добыча природных ископаемых из недр земли и морского дна, получение солнечной энергии, создание и эксплуатация атомных реакторов и т.д. Другие еще ждут своего разрешения и урегулирования. Среди таких проблем значительное место занимает устранение вооруженных конфликтов из современных общественных отношений.
В войнах и других актах вооруженного насилия на протяжении ХХ столетия погибло 140 — 150 млн. человек, из которых одна треть приходится на Россию.

Содержание работы

Введение
1. Возникновение и развитие гуманитарного права
1.1 История возникновения международного гуманитарного права
1.2 Источники гуманитарного права
2. Гуманитарное право России
2.1 Система гуманитарного права России
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

МГП. Контрольная.docx

— 88.61 Кб (Скачать файл)

Гаагской конвенции о защите культурных ценностей (1954 г.) и Дополнительных протоколов I и II к Женевским конвенциям (1949 г.), накладывающих обязательства  на государства, ратифицировавшие их или  присоединившиеся к ним, а также  на государства, которые принимают  и соблюдают их положения.

Правомерное поведение государств и иных субъектов международного права, направленное на осуществление  целей международных норм и выражающееся в их соответствующих действиях  или в воздержании от таких  действий, составляет процесс, обозначаемый в международно-правовой науке и  практике как имплементация норм международного права.

Международное право, за исключением  тех норм, которые адресованы международным  организациям, осуществляется с помощью  внутригосударственного права. Нормы  гуманитарного права налагают обязательства  на государство в целом, а не на отдельные его органы или должностных  лиц. Законодательство РФ призвано конкретизировать международно-правовые обязательства, определяя органы государства (и  должностных лиц), ответственные  за выполнение норм международного гуманитарного  права. Думается, что имплементация  норм гуманитарного права и его  системы в широком смысле - это  совместная организационно-правовая деятельность государств и международных организаций, направленная на осуществление целей  международно-правовых норм на международном  уровне. Под имплементацией норм в  узком смысле следует понимать осуществление  норм международного права на территории государства в сфере действия внутригосударственного права с  помощью последнего в соответствии с определенной процедурой, обеспечиваемой организационно-правовой деятельностью  органов государства, направленной на фактическое выполнение принятых государством международных обязательств.

По характеру правореализующих действий можно выделить четыре формы  имплементации: соблюдение, исполнение, использование и применение. Как  показывает практика, для имплементации  норм международного права необходимо вносить коррективы, добавлять, или уточнять предписания российских нормативных правовых актов. Несмотря на то что в юридической литературе для обозначения способов имплементации (трансформация, отсылка, инкорпорация, легитимация, адаптация, рецепция) встречаются различные термины, реально существуют лишь два - отсылка и инкорпорация. Отсылка - это обеспечение выполнения международного договора, нормы которого сформулированы конкретно и полно, путем указания во внутригосударственном правовом акте на то, что в установленных случаях надлежит применять правила международного договора. Более универсальным способом имплементации является инкорпорация - принятие норм внутригосударственного права (изменение или отмена уже существующих), способствующих исполнению предписаний МГП. Это дает возможность внести в первоначальный текст правовых актов последующие официальные изменения и дополнения, исключить отмененные нормы, выявить несогласованности, противоречия. Нормы МГП, являясь частью правовой системы РФ, применяются в соответствии с ее целями и принципами, в установленном ею процессуальном порядке, но толкуются и применяются с учетом гуманитарного права.

Международный механизм имплементации  норм гуманитарного права представляет собой совокупность норм, регламентирующих совместную организационно-правовую деятельность субъектов гуманитарного права, направленную на осуществление целей, заложенных в международных обязательствах. Ключевую роль в этом призван играть Совет Безопасности ООН. Вступление международного договора в силу на международной арене еще не делает его обязательным для субъектов  внутригосударственного права - для  этого необходимо совершение государственно-властных действий уполномоченными органами государства.

Внутригосударственный механизм имплементации  норм гуманитарного права представляет собой совокупность норм внутригосударственного права, устанавливающих процессуальный порядок реализации норм, регламентирующих организационно-правовую деятельность органов государства и правоприменительную  практику в связи с их осуществлением, направленную на обеспечение фактического выполнения принятых государством международных  обязательств.

Таким образом, связующим звеном между  системой международного гуманитарного  права и гуманитарного права  России выступает Конституция РФ. Имплементацию норм международного гуманитарного права призваны обеспечивать нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, административного  и военного права РФ. Гуманитарное право обязывает государства  обеспечить безусловное выполнение всех его норм как на международном, так и на внутригосударственном  уровне. В этих целях государства  должны принимать меры правового, организационного характера, а также те, что касаются обучения и распространения знаний (в частности, среди военнослужащих). Спектр вопросов, связанных с имплементацией международных обязательств, весьма широк и требует координации  деятельности многих заинтересованных органов государства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие современного общества, стремление оградить человечество от разрушительных последствий войн положили начало разработке специальных норм, определяющих пределы  применения силы, положения воюющих, гражданского населения, раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушения  и т.д.

В настоящее время такие нормы  систематизированы и составляют самостоятельную отрасль международного права — международное гуманитарное право. Однако этот термин нуждается в уточнении. Некоторые авторы включают в это понятие, помимо "права Гааги" и "права Женевы", вопросы прав человека, проблемы разоружения и правового регулирования положения беженцев. По моему мнению, это неоправданно расширенное толкование международного гуманитарного права, которое не позволяет определить его сущность, функциональное назначение, место в системе международного права, а также установить его соотношение с другими отраслями международного права и другими юридическими дисциплинами — международным частным, административным правом и т.д.

В этой связи наиболее правильным будет обращение к термину "международное  гуманитарное право, применяемое в  вооруженных конфликтах”. Такой  подход позволяет определить объект, предмет, методы и функции регулирования, что свидетельствует о наличии  самостоятельной отрасли международного права. Более того, рассматриваемая  отрасль права имеет свойственные только ей источники, т.е. формы, в которых  существуют конкретные нормы. Можно  говорить о двойственности источников международного гуманитарного права, применяемого в вооруженных конфликтах — нормах, созданных в Гааге, и нормах, разработанных в Женеве. Такая двойственность носит условный характер и в целом не разделяет международное гуманитарное право, применяемое в вооруженных конфликтах, на две части. В теории и практике эти две группы норм рассматриваются в совокупности и органической взаимосвязи.

Каждая отрасль международного права характеризуется наличием определенной иерархической системы  ее принципов. Однако независимо от предложенной иерархии все принципы конкретной отрасли  права находятся в органическом единстве, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Именно в таком сочетании они  выполняют роль регулятора общественных отношений на межгосударственном уровне, выражают основополагающие правила  поведения участников вооруженных конфликтов. Принципы международного гуманитарного права, применяемого в вооруженных конфликтах, с учетом их содержания можно разделить на две группы: основные и специальные. При оценке каждого принципа и выявления их взаимосвязи следует руководствоваться положениями Декларации о принципах международного права от 24 октября 1970 г., которые провозглашают, что при толковании и применении рассматриваемые принципы выступают как взаимосвязанные и каждый принцип должен рассматриваться в контексте других принципов.

Одним из основополагающих, базовых  положений международного гуманитарного  права, применяемого в вооруженном  конфликте, считается обязанность  государства предварять начало войны  ее объявлением. Толкование этого правила  было проведено Институтом международного права в Генте и заключается  в том, что война не должна начинаться без ее объявления или без ультиматума, причем в любом случае до начала военных действий должен быть назначен срок, достаточный для того, чтобы  предупредить вероломное нападение  врасплох. К сожалению, не все три  принципа получили конвенционное закрепление.

Ведение боевых действий вооруженными силами происходит на определенных пространствах  сухопутной, воздушной и морской  территории. В юридической литературе при рассмотрении пространственных пределов ведения войны обоснованно  используются два термина “театр войны” и “театр военных действий”. На первый взгляд эти термины равнозначны. Однако анализ, проведенный в работе позволяет заключить, что театр  войны — это территория, в пределах которой воюющие ведут или могут вести военные действия. Под театром военных действий следует понимать территорию (участок местности), на которой вооруженные силы реально ведут боевые действия. Из этого следует, что понятие “театр войны” шире понятия "театр военных действий". В театр войны может входить несколько театров военных действий.

Вооруженное противостояние между  государствами — явление временное. Война, как правило, заканчивается миром. Нормы международного права содержат определенные стадии стабилизации послевоенных межгосударственных отношений. Такими стадиями в зависимости от обстановки являются капитуляция, перемирие, заключение мирного договора.

Некоторые авторы, например В.А. Соколов, дополнительно выделяют еще первичную стадию прекращения вооруженных столкновений — приостановления военных действий. Смысл этой стадии состоит в краткосрочной паузе, приостановке на конкретном участке боевых действий, например, в дни религиозных и светских праздников. Однако в международном праве не существует нормы, устанавливающей форму такого соглашения. По моему мнению, приостановление военных действий следует рассматривать как разновидность местного перемирия.

В заключение следует отметить, что  перемирие и капитуляция прекращают военные действия, но состояние войны  между воюющими продолжает сохраняться. Основной юридической формой прекращения  состояния войны является мирный договор, который объявляет состояние  войны между государствами несуществующим и определяет круг вопросов послевоенного  урегулирования.

 

Список литературы

Конституция Российской Федерации 1993 г.

  Гаагские конвенции 1907 г.

Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные Протоколы к ним.

Мартенс Ф.Ф. Современное право  цивилизованных народов. М., т. 1-2, 1996 г.

Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История  международного права. М.: Международные  отношения. 1990 г.

Гроций Г. О праве войны и  мира. М.: Ладомир. 1994 г.

Клаузевиц К. О войне. М.: Логос. 1995 г.

Фердросс А. Международное право. М., 1959 г.

Оппенгейм Л. Международное право. М., 1949 г.

Коровин Е.А. Международное право  переходного времени. М.: Международные  отношения 1926 г.

Кожевников Ф.И. Великая Отечественная  война и некоторые вопросы  международного права. М.: МГУ. 1954 г.

Полторак А.И., Савинский Л.И. Вооруженные  конфликты и международное право. М.: Наука. 1976 г.

Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный  конфликт: право, политика, дипломатия. М., 1989 г.

Блищенко И.П. Обычное оружие и  международное право. М.: Международные  отношения 1984 г.

Калугин В.Ю., Павлова Л.В., Фисенко  И.В. Международное гуманитарное право. Минск: Тесей. 1999 г.

Тункин Г.И. Теория международного права. М.: Международные отношения. 2000 г.

Кальсховен Ф. Ограничение методов  и средств ведения войны. МККК 1994 г.

 


Информация о работе Гуманитарное право России