Гуманитарное право России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:53, контрольная работа

Описание работы

Многие социальные проблемы, веками занимавшие человеческий ум, получили свое разрешение: лечение болезней, прогнозирование погоды, обмен информацией, создание мощных средств производства, исследование человеком космического пространства и Луны, поиск и добыча природных ископаемых из недр земли и морского дна, получение солнечной энергии, создание и эксплуатация атомных реакторов и т.д. Другие еще ждут своего разрешения и урегулирования. Среди таких проблем значительное место занимает устранение вооруженных конфликтов из современных общественных отношений.
В войнах и других актах вооруженного насилия на протяжении ХХ столетия погибло 140 — 150 млн. человек, из которых одна треть приходится на Россию.

Содержание работы

Введение
1. Возникновение и развитие гуманитарного права
1.1 История возникновения международного гуманитарного права
1.2 Источники гуманитарного права
2. Гуманитарное право России
2.1 Система гуманитарного права России
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

МГП. Контрольная.docx

— 88.61 Кб (Скачать файл)

Сейчас, когда уже изобретены и  куда более жестокие, чем разрывные  пули, средства ведения войны, нам, отмечая  значение Санкт-Петербургской конвенции, есть все же смысл задуматься о  двух вещах.

Во-первых, о том, сколь богата и  поучительна российская история. В  том числе и в области ограничения  вооружений. По инициативе России был  разработан и введен в действие первый многосторонний договор, заключенный  специально для того, чтобы не допустить  появления новых видов вооружений, которые причиняют чрезмерные страдания  во время войны. Сегодня, когда нередко  заходит речь о «вхождении России в мировую цивилизацию», нелишне  иметь в виду, что наша страна уже успела обогатить эту цивилизацию  не только высочайшими достижениями культуры, но и гуманистическими прорывами  в области внешней политики и  дипломатии.

Во-вторых, стоит задуматься о существе дела. Больше ста лет тому назад  люди поняли довольно простую истину: война - достаточное зло и трагедия сама по себе. И не стоит дополнительно  усиливать страдания тех, кто  захвачен ее вихрем. Эта истина как  никогда актуальна сегодня, когда  в ходе нынешних конфликтов - будь то бывшая Югославия, Ближний Восток, Сомали, Нагорный Карабах, Грузия или Таджикистан, - везде мы сталкиваемся с беспримерной и бессмысленной жестокостью  по отношению прежде всего к мирным жителям (по данным международных организаций, беззащитные и безоружные люди составляют около 90% жертв современных региональных конфликтов).

Женевская и Санкт-Петербургская  конференции положили начало кодификации  права войны на современном этапе. За ними последовали две мирные конференции  в Гааге, главной целью которых  было достижение соглашений о методах  и средствах ведения войны.

В 1898 г. царь Николай II созвал в Гааге  первую Конференцию по миру, имевшую  целью ограничить бедствия, вызываемые войной, и запретить новые виды вооружений. Это породило большие  надежды, но представители 26 стран, встретившись 18 мая 1899 г., быстро оставили идею сокращения вооружений и запрещения использования  взрывчатых веществ и подводных  лодок. Тем не менее, на Конференции  было принято решение о запрещении «метания снарядов с воздушных шаров, использования удушающих газов», - что относилось в ту эпоху еще  к области научной фантастики, - а также «легко сплющивающихся и разворачивающихся в теле человека пуль» (речь шла о так называемых пулях дум-дум», которые в то время  уже существовали и наносили ужасные  раны).

Главной же целью Конференции было сформулировать «Положение о законах  и обычаях сухопутной войны».

Вторая Гаагская конференция 1907 года принимает еще восемь соглашений, одним из которых было соглашение о военнопленных. Как в 1899, так  и в 1907 году в соглашение была включена статья о законах и обычаях  сухопутной войны.

История сохранила имя ее автора - русского юриста и дипломата Ф.Ф. Мартенса. В статье говорится о  том, что «народы и воюющие  стороны находятся под защитой  и руководствуются принципами международного права такими, какими они установлены  обычаями, принятыми цивилизованными  народами, законами гуманности и требованиями совести». Эта статья особенно важна, поскольку она утверждает, что  существует нечто выше права, к чему само право обязано апеллировать в любое время, при любых обстоятельствах.

Гаагское положение регулировало многие военные конфликты XX века, а  некоторые его нормы остаются в силе и по сей день.

С тех пор право войны постоянно  совершенствовалось для обеспечения  лучшей защиты жертв и изменения  в соответствии с реалиями новых  конфликтов и войн. Оно создавалось  на основе трех главных направлений: 1) «Женевское право», представленное международными конвенциями и протоколами, принятыми под эгидой Международного комитета Красного Креста, основной целью которых является защита жертв конфликта; 2) «Гаагское право», основанное на результатах мирных конференций, проходивших в столице Нидерландов в 1899 и 1907 годах, на которых в основном обсуждались допустимые средства и методы ведения войны; 3) усилия Организации Объединенных Наций по обеспечению соблюдения прав человека в период вооруженных конфликтов и по ограничению применения конкретных видов оружия.

1.2. Источники международного  гуманитарного права

 Поскольку международное гуманитарное право развивалось так же, как  и все международное право, его  источники ничем не отличаются от источников последнего (рис.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, основным источником международного гуманитарного права являются международные двухсторонние и многосторонние договоры между государствами, действующие согласно правилам договорного права.

На второе место следует  поставить обычаи; основные нормы международного права войны приобрели характер правового обычая, получили собственное название и самостоятельность, хотя впоследствии они неоднократно кодифицировались в различных конвенциях и других правовых документах.

Общие принципы права, как они определены в ст. 38 Устава Международного Суда, также оказывают свое воздействие на право войны, и применяются также, как и в других отраслях международного публичного права.

Среди вспомогательных  источников этого права международная юриспруденция предоставляет значительные возможности для его толкования и прогрессивного развития.

Прежде всего речь идет о решениях международных судов, а также о юридической практике национальных судов применительно к международно-правовым нормам, отраженным во внутренних законодательствах государств, применяющих их.

Что касается международных  судов, то среди них следует различать  суды, применяющие международное  право войны как часть всего  международного права, то есть так, как  это делает Международный Суд  в Гааге, и суды, созданные на временной  основе (ad hoc) для рассмотрения несоблюдения и нарушения правил ведения войны  в конкретных случаях, как, например, трибуналы, учрежденные союзниками после Второй мировой войны для  суда над руководителями стран «оси». Уставы этих трибуналов определенно  предписывали проверять соответствие поведения преступников нормам права  войны (военные преступления).

В соответствии с системой мер, применяемых к виновным в  серьезных нарушениях Женевской  конвенции, государства получают возможность  применять непосредственно международно-правовые нормы внутреннего права, касающиеся войны, при определении факторов военных преступлений и их квалификации как таковых.

Что касается доктрины, она  также рассматривается как дополнительный источник этой отрасли права.

Сейчас существует доктрина, специально посвященная толкованию и реализации действующего гуманитарного  права, так называемая «доктрина  Международного комитета Красного Креста». Как мы увидим позже, речь идет о  совокупности правил, которые выработал  Комитет для придания единообразия своей международной гуманитарной деятельности. Они могут служить  также основой для тех правил, которые впоследствии будут применяться  государствами в качестве обязательных конвенционных или обычных норм.

Еще одним источником международного гуманитарного права являются документы, принятые в рамках Международных конференций Красного Креста (уставы, резолюции, декларации и т.д.), разнообразие которых обусловлено особенностью структуры этого органа, в котором, наряду со всеми организациями Движения Красного Креста и Красного Полумесяца (национальные общества, Лига обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и МККК), полноправно участвуют государства-участники Женевской конвенции с правом решающего голоса.

 

3. Система гуманитарного права России

Система гуманитарного права России состоит из двух разделов, определенных в соответствии с их договорными  источниками: Гаагского права и  Женевского права. В этом отношении  система гуманитарного права  РФ идентична общепризнанной системе  международного гуманитарного права.

Однако, в общемировой практике первоначальное различие между Гаагским и Женевским правом постепенно стирается, так как различие между ними, по сути, обусловленное различием в  самой их природе, представляется важным для практического понимания  гуманитарного права. Подобные изменения  происходят и в гуманитарном права  РФ, так как, по сути, являясь участником международных отношений наше государство является и субъектом международного гуманитарного права и должно адекватно реагировать на его изменения.

Гаагское право, как одна из подотраслей обусловливает права и обязанности воюющих сторон при проведении военных операций и ограничивает выбор средств нанесения ущерба, а также устанавливает понятия оккупации и нейтралитета. Цель этого права - регулировать военные действия, и в соответствии с этим оно частично основано на понятиях военной необходимости и сохранения государств. Поэтому оно адресовано в основном командирам всех уровней и через них должно доводиться до всех военнослужащих в порядке подчинения.

Типовое Гаагское право включает в  себя: а) Гаагские конвенции о законах  и обычаях сухопутной войны, войны  на море, войны в воздушном пространстве, о правах и обязанностях нейтральных  держав (1899 и 1907 гг.) и др.; б) различные  соглашения, относящиеся к применению конкретных видов вооружений: Петербургская  декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль (1868 г.); Гаагская декларация, касающаяся запрещения применения легко сплющивающихся и разворачивающихся  в теле человека пуль (1899 г.); Женевский  протокол о запрещении применения во время войны удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств ведения войны (1925 г.); Конвенция  о запрещении или ограничении  применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться  наносящими чрезмерные повреждения  или имеющими неизбирательное действие (1980 г.) и четыре Протокола к ней: Протокол о необнаруживаемых осколках; Протокол о запрещении или ограничении  применения мин, мин-ловушек и других устройств; Протокол о запрещении или  ограничении применения зажигательного оружия; Протокол об ослепляющем лазерном оружии; Протокол по взрывоопасным  пережиткам войны Действующее международное  право.

Женевское право, или собственно гуманитарное право, которое более широко применяется  РФ и участниками которого является наше государство, именно Женевское  право является основной подотрослью  гуманитарного права РФ. Оно относится: к жертвам вооруженных конфликтов (военнопленным, раненым, больным, потерпевшим  кораблекрушение, погибшим); к гражданскому населению в целом; к лицам, оказывающим  помощь жертвам вооруженных конфликтов, в частности к медицинским  службам. Типовое Женевское право  включает в себя: а) Женевские конвенции 1864, 1906 и 1929 гг., замененные или дополненные; б) Женевские конвенции от 12 августа 1949 г.: об улучшении участи раненых  и больных в действующих армиях, об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, об обращении с военнопленными и о защите гражданского населения во время войны Международная защита прав и свобод человека. 24 сентября 1993 г. 11 стран Содружества Независимых Государств, в том числе Российская Федерация, подписали Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов. Данное Соглашение призвано способствовать применению гуманитарного права в вооруженных конфликтах, имеющих место на территории СНГ. Соглашение не проводит различия между вооруженными конфликтами международного и внутригосударственного характера. Российская Федерация подписала, но не ратифицировала указанное Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов.

Смешанное право, является третьей  подотрослью гуманитарного права  РФ и включает положения как Гаагского, так и Женевского права, состоит  из: Гаагской конвенции о защите культурных ценностей во время вооруженного конфликта (1954 г.); двух Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям от 8 июня 1977 г., а именно Дополнительного  протокола I, касающегося защиты жертв  международных вооруженных конфликтов, и Дополнительного протокола II, касающегося  защиты жертв немеждународных вооруженных  конфликтов.

Задачей гуманитарного права РФ является регулирование военных  действий в целях облегчения приносимых ими тягот и лишений. Поэтому  гуманитарное право имеет своей  конечной целью: свести к минимуму гибель людей и разрушение материальных ценностей; обеспечить уважительное (доверительное) отношение к нему при любых  обстоятельствах.

Гуманитарное право устанавливает  определенные ограничения в отношении:

· военных действий в целом;

· ведения боевых действий вооруженными силами;

· поведения комбатантов в бою;

· поведения гражданских властей  и лиц во время войны;

· поведения по отношению к лицам  и объектам во время войны, обращения  с жертвами войны;

· управления оккупированной территорией  и поддержания порядка (право  военной оккупации);

· взаимоотношений между воюющими и нейтральными государствами (право  нейтралитета).

Гуманитарное применяется с  самого начала военных действий , когда  имеют место: война, т.е. вооруженный  конфликт между государствами; оккупация  территории одного государства другим; длительные и согласованные военные  операции в пределах границ одного государства.

При возникновении одного из этих условий МГП вступает в действие через посредство:

обычного права, которое налагает обязательства на все государства (это в одинаковой степени относится  и к положениям договоров, признаваемых теперь в качестве обычного права; к  этой категории относятся многие из Гаагских положений);

Женевских конвенций (1949 г.), которые  после их ратификации практически  всеми государствами мира могут  рассматриваться в качестве универсального права (Конвенции применимы к  любым войнам и вооруженным конфликтам между участниками Конвенций, а  также при оккупации их территории, в том числе и не встречающей  сопротивления; военная необходимость  или любая другая причина не могут  служить оправданием несоблюдения Конвенций их участниками; Конвенции  также применяются в случаях, когда не участвующие в них  стороны принимают и соблюдают  их положения);

Информация о работе Гуманитарное право России