Правовой режим коммерческой тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение информации, правового режима коммерческой тайны по действующему законодательству РФ. В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
- изучить нормативно-правовую базу, регулирующую коммерческую тайну;
- изучить понятие и правовой режим коммерческой тайны.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
1. Система российского законодательства о коммерческой тайне..............4
2. Понятие и правовая природа коммерческой тайны…............................10
2.1 Признаки информации, составляющей коммерческую тайну….........6
2.2 Признаки информации, не относимой к коммерческой тайне..........13
3. Субъекты права на коммерческую тайну...........................................…...16
4. Содержание права на коммерческую тайну……………………………..21
Заключение...........................................................................................................24
Список литературных источников..................................................................26

Файлы: 1 файл

курсовая1 (2).docx

— 47.32 Кб (Скачать файл)

Наконец, обладателю коммерческой тайны принадлежит право распоряжения принадлежащей ему конфиденциальной информацией. Это может выражаться как в прекращении режима секретности этой информации - обладатель коммерческой тайны вправе в любой момент раскрывать перед публикой те сведения, которые составляли коммерческую тайну, если при этом не нарушаются права третьих лиц, что влечёт за собой прекращение существования коммерческой тайны как объекта прав. Также, обладатель коммерческой тайны может в любое время уничтожить принадлежащую ему информацию: путём уничтожения документов, материальных носителей, на которых эта информация зафиксирована и т.д.

Вторую сторону права на информацию составляет правомочие требования от третьих лиц воздержания от незаконного завладения информацией, составляющей коммерческую тайну. В этом правомочии проявляется ещё одна специфика прав обладателя коммерческой тайны: защита предоставляется только от завладения информации незаконными методами. Если информация будет получена третьими лицами законным образом, они не будут считаться нарушителями прав обладателя коммерческой тайны. [7, стр. 126]

Заключение

В настоящее время законодательное оформление правового регулирования отношений, связанных с коммерческой тайной, в целом можно признать состоявшимся. Центральное место среди источников правового регулирования занимает ФЗ РФ «О коммерческой тайне». Установленные этой статьёй критерии, которым должна соответствовать информация, составляющая коммерческую тайну, позволяют относить к коммерческой тайне самые разнообразные сведения, имеющие ценность для их обладателя, в том числе и такие сведения, которые вполне могут быть защищены по нормам законодательства об интеллектуальной собственности. Преимущество коммерческой тайны в том, что не требуется раскрытия информации перед третьими лицами (в отличие, например, от патентного права) [4].

Коммерческая тайна не является объектом интеллектуальной собственности, как это иногда утверждается. Хотя информация вполне может считаться результатом интеллектуальной деятельности, и по этому признаку вполне подпадает под понятие объекта интеллектуальной собственности. Тем не менее, характер и содержание прав обладателя коммерческой тайны не позволяют сделать вывода о том, что они являются исключительными правами (правами интеллектуальной собственности). Поскольку коммерческая тайна является особой разновидностью информации, то и права обладателя коммерческой тайны представляют собой права на информацию, являющуюся особым объектом гражданских прав.

В основе коммерческой тайны лежит фактическая монополия. Поэтому действенность правовой защиты интересов обладателя коммерческой тайны зависит от эффективности и полноты принимаемых им мер по поддержанию секретности информации. В соответствии с прямым указанием закона, наличие таких мер является необходимым условием признания информации коммерческой тайной. Круг этих мер весьма разнообразен: от использования различных технических устройств, препятствующих несанкционированному получению секретных сведений, до заключения соглашений с детально разработанными условиями о конфиденциальности [3].

Охрана коммерческой тайны не связана с какими-либо регистрационными процедурами или уплатой каких-либо пошлин, что делает использование такой формы охраны ценной информации наиболее привлекательной и удобной для лиц, которые по тем или иным причинам не желают использовать другие способы, предусмотренные законодательством, связанные с выполнением различных формальностей и уплатой различных (порой весьма значительных) платежей.

К сожалению, приходится констатировать несогласованность гражданского и трудового законодательства в вопросах имущественной ответственности наёмных работников за ущерб, причинённый работодателю разглашением коммерческой тайны. По действующему трудовому законодательству интересы обладателя коммерческой тайны в случае её нарушения наёмным работником, остаются практически незащищёнными.

Возможности по охране коммерчески ценной информации, которые предоставляет институт коммерческой тайны, пока ещё не получили на практике широкого применения. Отсутствует и судебная практика по спорам, связанным с коммерческой тайной. Но, как представляется, со временем коммерческая тайна станет неотъемлемым атрибутом российского правового оборота, и возможности, которые она предоставляет, будут широко использоваться отечественными предпринимателями, как это имеет место в странах, где институт коммерческой тайны существует уже много лет.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературных источников

 

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (с изм.) // Российская газета. 1993. 25 декабря. №237.

2. Гражданский кодекс Российской  Федерации (часть 1 от 21.10.1994 г.; часть 2 от 22.12.1995 г. часть 4 от 18. 12. 2006 - в ред. ФЗ от 08.11.2008 №201-ФЗ).

3. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм.).

4. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. №98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 24.07.2007).

5. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»

6. Вихорев С. Конфиденциальная информация  и законодательство Российской  Федерации. Банковские технологии, 9, 2005

7. Герасименко В.А., Малюк А.А. Основы защиты информации. М.: ООО Инкомбук, 2005.

8. Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник. - М.: ИД «Юриспруденция», 2009

9. Кузьмин А.Э. Правовая защита коммерческой тайны. Издание СпбГУ, 5, 2004

10. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2005

 

 

 


Информация о работе Правовой режим коммерческой тайны