Правовой режим коммерческой тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение информации, правового режима коммерческой тайны по действующему законодательству РФ. В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
- изучить нормативно-правовую базу, регулирующую коммерческую тайну;
- изучить понятие и правовой режим коммерческой тайны.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
1. Система российского законодательства о коммерческой тайне..............4
2. Понятие и правовая природа коммерческой тайны…............................10
2.1 Признаки информации, составляющей коммерческую тайну….........6
2.2 Признаки информации, не относимой к коммерческой тайне..........13
3. Субъекты права на коммерческую тайну...........................................…...16
4. Содержание права на коммерческую тайну……………………………..21
Заключение...........................................................................................................24
Список литературных источников..................................................................26

Файлы: 1 файл

курсовая1 (2).docx

— 47.32 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«СИНЕРГИЯ»

 

Факультет электронного обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

На тему:  «Правовой режим коммерческой тайны».

 

 

 

Работу выполнил (а) студентка

группы ОБЮ-1303СА

Направление: Юриспруденция

Профиль: гражданско-правовой

Малахова Анастасия Сергеевна

Научный руководитель _______

                                                                                                                                                                        (Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

САМАРА 2015 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..................................................................................................................3

1. Система российского  законодательства о коммерческой тайне..............4

2. Понятие и правовая  природа коммерческой тайны…............................10

2.1 Признаки информации, составляющей коммерческую тайну….........6

2.2 Признаки информации, не относимой к коммерческой тайне..........13

3. Субъекты права на  коммерческую тайну...........................................…...16

4. Содержание права на коммерческую тайну……………………………..21

Заключение...........................................................................................................24

Список литературных источников..................................................................26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях формирования общего экономического пространства перед предприятиями особо остро встает задача сохранения коммерческой тайны. Можно сказать определенно: в период становления рынка недобросовестная конкуренция представляет собой серьезную угрозу этому процессу. Стало почти массовым процессом беззастенчивое заимствование интеллектуальной и промышленной собственности (методик, программ, знания и технологии) сотрудниками предприятий. К этому следует добавить целенаправленные действия по сманиванию или подкупу рабочих и служащих предприятий конкурента, чтобы завладеть секретами их коммерческой и производственной деятельности. [6, стр. 205].

Современный промышленный шпионаж предполагает использование новейших достижений электроники, непосредственное тайное наблюдение, кражи со взломом, подкуп и шантаж. Речь идет о настоящей «тайной войне». Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что основную роль в обеспечении сохранности коммерческой тайны играют сами предприятия, а не государственные органы. Для защиты коммерческих секретов предприятия создают собственные службы безопасности. Важной предпосылкой создания службы безопасности предприятия является разработка ее структуры, состава, положений о подразделениях, и должностных инструкций для руководящего состава и сотрудников.

Тема данной курсовой работы является очень актуальной. Она содержит материал для специалистов, занятых разработкой защитных мероприятий, созданием систем безопасности, и для руководителей предприятий, поставивших перед собой задачу обеспечения безопасности производства и коммерческих секретов.

Целью данной курсовой работы является изучение информации, правового режима коммерческой тайны по действующему законодательству РФ. В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи: 
- изучить нормативно-правовую базу, регулирующую коммерческую тайну; 
- изучить понятие и правовой режим коммерческой тайны.

В то же время принятие и применение на практике общих норм, регулирующих отношения по реализации права на информацию разных субъектов и государства, порядок ее защиты как объекта отношений, а также прав граждан и юридических лиц как авторов и собственников информационного продукта и услуг, невозможны без четких границ, определяющих сферу информации как объекта права. До принятия Гражданского Кодекса отсутствие таких границ было одной из главных причин, усложняющих регулирование правовых отношений в информационной сфере. С вступлением в силу первой части Гражданского кодекса РФ информация относится к объектам гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Система российского  законодательства о коммерческой  тайне

Информация, составляющая коммерческую тайну, регулируется ГК РФ (ст. 139), Федеральным законом «О коммерческой тайне», а также рядом других законов:

- Закон РФ от 27 июля 2006 года №149-ФЗ  «Об информации, информационных  технологиях и о защите информации»;

- Закон РСФСР «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» (ст. 15);

- Федеральный закон от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском  учете» (ст. 10);

- Закон РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 «О таможенном тарифе» (ст. 14);

- ФЗ от 12 января 1996 года (в ред. от 23 декабря 2003 года) №7-ФЗ «О некоммерческих  организациях» (ст. 32);

- ФЗ от 18 июля 1995 года (в ред. от 9 мая 2005 года) №108-ФЗ «О рекламе» (ст. 27).

 

2. Понятие и правовая  природа коммерческой тайны

Закон о коммерческой тайне различает понятия коммерческой тайны и информации, составляющей коммерческую тайну.

1) коммерческая тайна - это конфиденциальность  информации, позволяющая ее обладателю  при существующих или возможных  обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке  товаров, работ, услуг или получить  иную коммерческую выгоду (п. 1 ст. 3);

2) информация, составляющая коммерческую  тайну, - научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая  или иная информация (в том  числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную  или потенциальную коммерческую  ценность в силу неизвестности  ее третьим лицам, к которой  нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны (п. 2).

Понятие «ноу-хау» применяется во многих международных договорах, заключённых Российской Федерацией с другими государствами, а также во внутреннем законодательстве, в основном, в нормативно-правовых актах, посвящённых бухгалтерскому учёту и налогообложению. В отличие от определений коммерческой тайны, встречающихся в литературе, которые к коммерческой тайне относят любые, связанные с функционированием владельца тайны факты, под ноу-хау в литературе обычно понимаются сведения вполне определённого характера. Так, в одном источнике ноу-хау определяется как понятие, «которое применятся к незапатентованной информации (независимо от того, является она патентоспособной или нет), которая содержит сведения о формуле, рецепте, устройстве или способе, а также каком-либо методе, применение которого делает возможным производство определённой продукции или обеспечивает решение конкретных практических вопросов, связанных с производством». Согласно другому определению, «ноу-хау представляет собой обозначение технических знаний, производственного опыта и другой информации, необходимой для изготовления определённого изделия, воспроизведения той или иной технологии … ноу-хау, как правило, является предметом продажи»

Таким образом, под ноу-хау принято понимать вполне конкретные сведения, используемые в производстве. Ноу-хау может рассматриваться в качестве разновидности коммерческой тайны, но эти понятия отнюдь не совпадающие. Ноу-хау может являться предметом продажи, права на ноу-хау могут вноситься в качестве вклада в уставный капитал юридических лиц, что нельзя сказать о многих других сведениях, могущих составлять коммерческую тайну. Кроме того, исходя из положений Конвенции, учреждающей Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (ВОИС), ноу-хау традиционно принято относить к объектам интеллектуальной собственности. [4]

2.1 Признаки информации, составляющей коммерческую тайну

Исходя из определения информации, составляющей коммерческую тайну можно выделить признаки данной информации:

- коммерческая ценность;

- неизвестность третьим лицам;

- отсутствие свободного доступа  к такой информации на законном  основании;

- принятие мер обладателем этой  информации к охране ее конфиденциальности (введение режима коммерческой  тайны). [8, стр. 756]

1. Коммерческая ценность информации. В соответствии со ст. 3 ФЗ РФ «О коммерческой тайне», информация, для того, чтобы она могла считаться коммерческой тайной, должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу её неизвестности третьим лицам. Этот критерий может быть рассмотрен под различными углами зрения.

Во-первых, под коммерческой ценностью в литературе понимается способность информации быть объектом рыночного оборота.

Во-вторых, к коммерческой тайне относится информация, использование которой предоставляет её обладателю определённые экономические преимущества в силу того, что его конкуренты такой информацией не обладают. Коммерческая ценность в этом случае может выражаться в получении прибыли от реализации продукции, произведённой с использованием секретных технологий, от расширения рынков сбыта и т.п. Если же информация не представляет для её обладателя экономической ценности, она не может считаться коммерческой тайной. Как отмечается в литературе: «в отношении сохранения тайны должно быть наличие оправданного экономического интереса».

В-третьих, информация, составляющая коммерческую тайну, может иметь не только действительную, но и потенциальную коммерческую ценность. Поэтому к коммерческой тайне относятся не только знания и сведения, активно используемые в предпринимательской деятельности, но и такие, которые не используются, но могут быть использованы в будущем.

2. Неизвестность третьим лицам. Процесс установления признака  неизвестности коммерческой тайны  можно условно разделить на  три этапа. Первый этап предполагает  установление круга лиц, применительно  к которым определяется соответствие  информации (коммерческой тайны) признаку  ее неизвестности. Необходимым условием  такого исследования, на мой взгляд, является его проведение в  конкретных отраслевых, территориальных  и временных границах, что обеспечивает  конкретность содержания признака  неизвестности.

Второй этап исследования связан с установлением так называемого определительного уровня, то есть установление существенных признаков информации, которая должна быть признана известной для соответствующего круга лиц (далее - общеизвестной информацией). Способом установления определительного уровня является оценка неизвестности информации по кругу источников и способам получения информации.

Третий этап связан с проведением сравнительного исследования существенных признаков информации, составляющей коммерческую тайну, и общеизвестной информации с целью выявления качественного отличия коммерческой тайны от общеизвестной информации. Под неизвестностью коммерческой тайны в данном случае должна быть понимаема новизна (отличимость, оригинальность) сведений, составляющих коммерческую тайну.

3. Отсутствие доступа к информации  на законном основании. Третий  критерий которому должна соответствовать  информация чтобы считаться коммерческой  тайной состоит в том, что к  этой информации не должно  быть свободного доступа на  законном основании.

Во-первых, это означает, что информация не должна быть общеизвестна.

Общеизвестная информация, даже если она имеет большую коммерческую ценность, в принципе, не может считаться коммерческой тайной.

Во-вторых, акцент может быть сделан на словах «свободного доступа». Например, Единообразный Закон о Торговых Секретах, в определении торгового секрета, в частности, указывает, что информация «не может быть легко получена законными средствами». Подобную формулировку содержит и закон о «коммерческой тайне». Представляется, однако, что критерий возможности «лёгкого получения» поглощается более широким критерием возможности «свободного доступа» и его специальное выделение представляется нецелесообразным. Кроме того, следует отметить, что использование таких неюридических терминов как «легко получена» является недостатком проекта и в случае его принятия в таком виде может породить правовую неопределённость, поскольку, фактически, решение этого вопроса будет зависеть от судьи при разбирательстве конкретного спора. В качестве законных способов получения информации, например Единообразный Закон о торговых Секретах называет самостоятельное получение информации (independent derivation), а также «деконструирование» или «обратный инжиниринг» (reverse engineering). Суть «обратного инжиниринга» в том, что приобретается какой-либо продукт, выпущенный в широкую продажу конкурентом, и подвергается различного рада исследованиям и тестам с целью выяснения всех его составляющих, характеристик и параметров для создания своего, аналогичного продукта. Поскольку сведения были получены из законного источника (товара, находящегося в широкой продаже), то такое их получение и последующее использование не являются нарушением коммерческой тайны первоначального производителя. Многие компании за рубежом стремятся обезопасить себя от раскрытия своих торговых секретов третьими лицами путём «обратного инжиниринга», включая в контракты с покупателями своей продукции оговорку о запрещении подобного рода операций. Также, законным способом получения информации является её получение из общедоступных источников (рекламных проспектов, публикаций в периодической печати, научных выступлений и т.п.).

Информация о работе Правовой режим коммерческой тайны