Права и обязанности полиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение основных направлений и принципов деятельности полиции в Российской Федерации.
Согласно поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- анализ основных направлений деятельности полиции и их правового регулирования;
- рассмотрение структуры, назначения и принципов деятельности полиции;
- изучение основных прав и обязанностей полиции.

Содержание работы

Введение.
Основная часть:
1. Правовое регулирование и основные направления деятельности полиции.
2. Структура, назначение и принципы деятельности полиции.
3. Права и обязанности полиции.
Заключение.
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

     Исходя из диспозиции статьи 9 – еще одним из принципов деятельности полиции является «взаимодействие и сотрудничество», т. е. при осуществлении своей деятельности полиция взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами, поэтому взаимодействие и сотрудничество – тот принцип, без которого осуществление полицией возложенных обязанностей невозможно. Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций, оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

     Ну и последний  принцип, описанный в статье 11 обусловлен  необходимостью соответствия полиции современному уровню развития информационных технологий.

Полиция применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями. Поэтому использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем обязательный принцип деятельности полиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Права и обязанности полиции.

 

     Полиция обязана защищать права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (часть 1 статьи 7 Федерального закона «О полиции»). Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию (часть 3 статьи 7 Федерального закона «О полиции»).

     При обращении полицейского к гражданину полицейский обязан:

- назвать свои должность, звание, фамилию;

- предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение;

- после чего сообщить причину  и цель обращения.

     Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными

и понятными для граждан (пункт 2 статьи 9 Федерального закона «О полиции»).

При обращении гражданина к полицейскому  полицейский обязан:

- назвать свои должность, звание, фамилию;

- внимательно выслушать обратившегося;

- принять соответствующие меры  в пределах своих полномочий  либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса (часть 5 статьи 5 Федерального закона «О полиции»).

     В случае обращения в полицию каждому гражданину обязаны обеспечить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом (часть 7 статьи 5 Федерального закона «О полиции»).

Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (часть 6 статьи 5 федерального закона «О полиции»).

     Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией, должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности (часть 4 статьи 9 Федерального закона «О полиции»).

     В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. Полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями (часть 3 статья 9 Федерального закона «О полиции»).

     Полиция в своей деятельности должна учитывать общественное мнение, которое является одним из основных критериев официальной оценки ее работы (часть 6 статьи 9 Федерального закона «О полиции»).

     Для обеспечения безопасности и борьбы с правонарушениями полиция имеет право (статья 13 Федерального закона «О полиции»):

- требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а также действий, препятствующих осуществлению законной деятельности представителей органов власти;

- проверять документы, удостоверяющие  личность граждан, в случаях, если:

а) имеются основания подозревать их в совершении преступления;

б) имеются основания полагать, что они находятся в розыске;

в) имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении;

г) имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;

- проверять у граждан, должностных лиц и общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию;

- вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

- подвергать приводу в полицию  граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

- в связи с расследуемыми  уголовными делами и делами  об административных правонарушениях  запрашивать и получать на  безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченного сотрудника полиции сведения, справки, документы и другую необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, от органов власти, организаций, должностных лиц и граждан;

- при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического

лица;

- участвовать в налоговых проверках  по запросам налоговых органов  Российской Федерации, получать в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений сведения, составляющие налоговую тайну;

- запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо полученными в результате дорожно-транспортных происшествий;

- в связи с проверкой зарегистрированных заявлений и сообщений о совершении преступлений и административных правонарушений, а также в связи с их расследованием беспрепятственно посещать, по предъявлении служебного удостоверения, государственные и муниципальные органы, организации, знакомиться с

необходимыми документами и материалами, в том числе относящимися к расследованию уголовных или административных дел;

- патрулировать населенные пункты  и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты и использовать другие формы охраны общественного порядка;

- требовать от граждан покинуть место совершения преступления или происшествия для проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

- не допускать граждан на  отдельные участки и объекты, либо обязывать оставаться на местах, либо покинуть их – в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан;

- обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если они создают угрозу жизни и здоровью как для себя, так и для других граждан, объектам собственности, нарушают работу организаций и движение транспорта;

- принудительно препровождать граждан в служебное помещение территориального и муниципального органа или подразделение полиции с целью:

а) решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решить этот вопрос на месте);

б) установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске, уклоняется от исполнения уголовного наказания либо является пропавшим без вести;

в) защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью;

- доставлять граждан, находящихся  в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации;

- осуществлять личный досмотр  граждан, находящихся при них  вещей и транспортных средств  при наличии данных о том, что  они имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества и взрывные устройства, наркотические или психотропные средства либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества (при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения);

- останавливать транспортные средства в целях обеспечения безопасности дорожного движения, проверять документы на транспортные средства и перевозимые грузы, осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр

транспортных средств и грузов с составлением соответствующе-

го акта;

- проводить при осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности гражданской авиации проверки соблюдения правил предполетного досмотра, пропускного и внутриобъектового режимов;

- привлекать граждан с их  согласия к внештатному сотрудничеству, устанавливать негласное сотрудничество с гражданами на безвозмездной или возмездной основе;

- объявлять о вознаграждении за помощь в раскрытии преступлений и выплачивать его гражданам; поощрять граждан, оказавших помощь полиции в выполнении иных обязанностей;

- в служебных целях беспрепятственно пользоваться средства-

ми связи госучреждений, а в безотлагательных случаях – средствами связи негосударственных организаций и граждан;

- использовать в безотлагательных случаях транспортные средства госучреждений, организаций, а в исключительных случаях (для пресечения преступлений, срочной медицинской помощи и других) – транспортные средства, принадлежащие гражданам, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением понесенных ими расходов либо материального ущерба.

     Несмотря на то, что уже не первый год действует закон «О полиции» многие граждане, как и должностные лица, не знают, какими правами и обязанностями наделен полицейский при осуществлении им своих полномочий представителя власти. Поэтому знание Закона «О полиции» и пределов полномочий полиции необходимо не только самим полицейским, но и гражданам, как основным «потребителям» этой государственной услуги, поскольку знание обязанностей полицейского и пределов компетенции органов полиции, поможет, в первую очередь, обеспечить соблюдение прав и свобод, а также избежать ненужную процедуру разбирательства проблемы гражданина полицейскими, тогда как решение проблемы изначально находилось в компетенции иного государственного или муниципального органа.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Российская Федерация, провозгласившая приоритет прав, свобод и законных интересов  человека и гражданина, ведет  существенное реформирование системы  правоохранительных органов. В последнее  десятилетие созданы действенные  механизмы контроля над деятельностью государственных органов и их должностных лиц, в том числе со стороны общественности.

     Деятельность полиции  регулируется такими нормативными  правовыми документами как: Конституция  Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О полиции», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

     Исходя из цели работы, были изучены основные направления и принципы деятельности полиции в Российской Федерации. Так же было проанализировано правовое регулирование, рассмотрена структура и изучены основные права и обязанности полиции. 
     Безусловно, проанализировав все вышесказанное невооруженным взглядом (компетентного человека) заметно, что проделана гигантская работа по совершенствованию и оптимизации деятельности института правоохранительных органов (полиции). Но все же несмотря на все это, мнение нашего населения о деятельности полиции пока далеко от желаемого, хотя и есть продвижения в этом направлении.

     В современных российских условиях полиция, призванная работать на снижение уровня преступности, по объективным причинам преступность производит – чаще всего в своей отчётности, но нередко и в реальности, а также в минимальной степени ориентирована на общество и его потребности. Полиции в последнюю очередь нужно участие общества и граждан, она работает в структуре федерального ведомства и решает задачи, спущенные сверху.

Информация о работе Права и обязанности полиции